Опубликовано: ГП 07-2018
Ретро в ретрогороде (Часть 1)

IV Петербургский парад ретротранспорта 2018 года

Андрей Михайлов, фото автора

26 мая по улицам Санкт-Петербурга прошёл уже четвёртый парад ретротранспорта, организованный СПб ГУП «Пассажиравтотранс» совместно с «Горэлектротрансом», Смольным и компанией RetroBus. Мероприятие традиционно связано с торжествами по случаю Дня города, а в этом году было включено ещё и в программу Петербургского международного экономического форума.

Парад стал рекордным по числу участников. Если в 2017 году на улицы вышло 150 единиц исторической техники, то в 2018 число участников с лихвой превысило 250! Причём важно, что рост обеспечили не только бесчисленные частные легковушки, но и предметная техника – в первую очередь автобусы, которые прибывают на парад в том числе и из-за рубежа.

Специально для сильно подросшего состава участников изменилось место старта: для парада была перекрыта Морская набережная на Васильевском острове, что за гостиницей «Прибалтийская». Там за несколько часов до старта начали формироваться колонны из автобусов, грузовиков и легковых автомобилей. Электротранспорт – троллейбусы и трамваи – стартовали с других точек: троллейбусы пошли от улицы Нахимова, а трамваи – от музея ГЭТ на Среднем проспекте В.О. Начиная с 12 часов дня все колонны, соблюдая интервал, прошли традиционным маршрутом от Васильевского острова, через Невский проспект до Инженерной улицы, где встали на выставку до вечера.

Колонну ретротехники дополнила колонна «инновационного подвижного состава» – современной техники новейших моделей, представленной как отечественными, так и иностранными производителями.

Из-за рекордного числа участников наш традиционный обзор парада выходит в двух частях. В первой мы расскажем о технике производства России и стран бывшего СССР, а во второй – речь пойдёт о машинах иностранного производства, включая автомобили из стран «восточного блока». А учитывая, что это уже четвёртая публикация о параде ретротехники в Санкт-Петербурге (2015 г., 2016 г., 2017 г.), то о машинах, о которых мы уже писали, мы умолчим.

[b]ГАЗ-0330.[/b] Традиционно возглавляют колонну реплики довоенных автобусов, выполненные на оригинальных шасси в мастерской Retrotruck. ГАЗ-0330 построен на шасси полуторки по документации настоящего дерево-металлического кузова и с использованием сохранившихся элементов старых кузовов. Retrotruck показал автобус ЗИС-8, о котором мы рассказывали в предыдущих публикациях
ГАЗ-0330. Традиционно возглавляют колонну реплики довоенных автобусов, выполненные на оригинальных шасси в мастерской Retrotruck. ГАЗ-0330 построен на шасси полуторки по документации настоящего дерево-металлического кузова и с использованием сохранившихся элементов старых кузовов. Retrotruck показал автобус ЗИС-8, о котором мы рассказывали в предыдущих публикациях
[b]ЗИС-155, 1957 г.[/b] «Пассажиравтотранс», другой пассажирский перевозчик Петербурга, представил свой ЗИС – модели 155, следующего за 154 поколением. Этот автобус 1957 г/в сохранился в ходовом и почти комплектном состоянии в Ставрополе. Всё благодаря водителю, который выкупил автобус после списания в 1990 году, и все эти годы поддерживал его работоспособность собственными силами
[b]ЛиАЗ-677М, 1998 г.[/b] «Луноход» ЛиАЗ-677М – один из последних классических ЛиАЗов в Петербурге. Эта машина была собрана из «запчастёвого» кузова силами Колпинского автобусного парка, где и работала вплоть до передачи в музей
[b]АС-1 АКХ-60 (1986–1991 г/в).[/b] Крайне необычным участником парада стал единственный самодельный автомобиль в колонне. Этот микроавтобус построил ветеран нальчикской автоколонны 1438 Качазум Хачатурович Алхазов, мечтая о собственном «Икарусе». Об этой машине мы обязательно расскажем в подробностях в выпусках рубрики «Самоделка»
[b]РАФ-251 / 976, 1964 г.[/b] Ещё одна премьера парада – автобус РАФ-976, восстановленный 6-м автобусным парком «Пассажиравтотранса». Автобус приобретён на исторической родине – в Латвии, из коллекции известного автогонщика и бизнесмена Андриса Дамбиса, и ввезён в Россию как культурная ценность. Кузов был воссоздан заново, а декоративными элементами раннего образца с машиной «поделился» найденный в Токсово кузов РАФ-251, не подлежащий восстановлению
[b]ПАЗ-672М, 1986 г.[/b] Этот «колобок» ПАЗ-672М начинал свой трудовой путь в Свердловской области, а после несколько лет возил ретроэкскурсии в Тюмени. Теперь «пазик» работает заказным в компании «РетроПАЗ» в Санкт-Петербурге
[b]ЛАЗ-699Р, 1993 г.[/b] Бело-голубой ЛАЗ-699Р куплен для Петербургского музея автобусов в Ижевске, где он обслуживал развозки завода железобетонных изделий. Машина пришла в Санкт-Петербург своим ходом и без поломок, а после косметического ремонта служит музейным экспонатом
[b]ЛиАЗ-5932 ПТС-ЦТ «Магнолия-80».[/b] Телевизионный спецавтобус служил на параде штабом. Это ещё одна «обновка» Петербургского музея автобусов. Прежде «Магнолия» принадлежала телестудии города Кургана, откуда в 2015 году её выкупил московский бизнесмен. Бизнесмен вложился в полную реставрацию автобуса в родном Ликино-Дулёво, но после вынужден был распродать коллекцию – так, через взаимовыгодный обмен «телеящик» достался «Пассажиравтотрансу»
ЛиАЗ-5932 ПТС-ЦТ «Магнолия-80». Телевизионный спецавтобус служил на параде штабом. Это ещё одна «обновка» Петербургского музея автобусов. Прежде «Магнолия» принадлежала телестудии города Кургана, откуда в 2015 году её выкупил московский бизнесмен. Бизнесмен вложился в полную реставрацию автобуса в родном Ликино-Дулёво, но после вынужден был распродать коллекцию – так, через взаимовыгодный обмен «телеящик» достался «Пассажиравтотрансу»
[b]РАФ-2203.[/b] Другой бежевый РАФ, достаточно раннего выпуска – 1983 года – представлен частным лицом из Петербурга…
[b]РАФ-22038-02, 1995 г.[/b] …а более поздняя машина – РАФ-22038-02 от RetroBus. Индекс 22038 на деле относится только к машинам с новой «высокой» панелью приборов и рулевой колонкой – после 1994 года постройки
[b]РАФ-2203-21 «Люкс».[/b] На парад прибыло сразу три РАФа в разных исполнениях. Бежевая машина в символике пробега RAF Reunion – участник вояжа от берегов Балтики до Владивостока в составе колонны РАФов. Первоначально автомобиль построен в исполнении «Люкс» совместно с нижегородской фирмой «Сорола». Интересно, что вернулся он с тихоокеанского берега своим ходом, и ещё более хитрым путём – через Грузию (!)
[b]РАФ-977ДМ, 1975 г.[/b] РАФ-977ДМ из Петербурга впервые участвует в мероприятии своим ходом – машина только делает первые шаги после длительной и масштабной реставрации. Реэкспортный РАФ из Сирии был найден в подмосковном городе Железнодорожном, а восстановлен в петербургской мастерской Che Service
[b]ЯТБ-1, 1936 г.[/b] На парад своим ходом прибыла и жемчужина коллекции Музея городского электрического транспорта – довоенный троллейбус ЯТБ-1, выпущенный ЯАЗом. Считалось, что все довоенные троллейбусы утрачены в принципе, но находка этого ЯТБ, служившего дачным сараем, в конце девяностых исправила положение дел. Сейчас музей работает над восстановлением ещё одного ярославского троллейбуса – ЯТБ-2, взятого в работу два года назад
ЯТБ-1, 1936 г. На парад своим ходом прибыла и жемчужина коллекции Музея городского электрического транспорта – довоенный троллейбус ЯТБ-1, выпущенный ЯАЗом. Считалось, что все довоенные троллейбусы утрачены в принципе, но находка этого ЯТБ, служившего дачным сараем, в конце девяностых исправила положение дел. Сейчас музей работает над восстановлением ещё одного ярославского троллейбуса – ЯТБ-2, взятого в работу два года назад
[b]КТГ-1 / ТС-56, 1987 г.[/b]
[b]КТГ-1 1976 Лаборатория КС[/b]
Самые любопытные машины «троллейбусной» части парада, несомненно, троллейкары КТГ, работающие как на электричестве, так и на бензине. Жёлто-красный КТГ выполнен в виде вышки для ремонта контактной сети троллейбуса – в неё он был переоборудован из грузового с 1998 по 2001 год, но в эксплуатацию запущен не был, и после нескольких лет хранения его передали в музей. Бежево-голубой троллейкар, в свою очередь, служил специализированной лабораторией для контроля состояния контактного провода. Из-за специфики оборудования он лишился возможности езды на электричестве – токоприёмники служили только для подключения оборудования лаборатории к троллейбусной КС
[b]ЛМ-49 (1950 г.) + ЛП-49 (1965 г.).[/b] Трамвайный поезд из вагонов ЛМ-49 и ЛП-49 (ленинградский моторный, ленинградский прицепной образца 1949 года). Они выпускались ленинградским ВАРЗ-1 с 1949 по 1960 и 1968 год соответственно. За характерный окрас с использованием цвета слоновой кости эти вагоны были прозваны «Слонами». Прицепные вагоны ЛП-49 использовались в поездах с более новыми ЛМ-68 и даже ЛМ-68М – такие составы называли «Динозаврами»
[b]К-1 1927.[/b] Самоходный трамвай-кран К-1 постройки завода «Красный путиловец» – старейший ходовой трамвай в Санкт-Петербурге. За свою долгую жизнь он пережил три глобальных перестройки, при которых обновлялись как крановая установка, так и кабина водителя. По прямому назначению вагон работал вплоть до 2012 года – 85 лет (!)
[b]ГМу (1940) + ГМ-10 + ГМ-10 (20-е – 30-е гг.).[/b] Грузовой трамвай ГМу (грузовой моторный усиленный) построен заводом ВАРЗ-1 в Ленинграде в 1940 году. Вместе с ним два вагона-платформы ГМ-10, грузоподъёмностью 10 т, выпущенные заводом «Красный путиловец» в 1920-е – 1930-е годы. Подобный трамвай, но предыдущего поколения – ГМ, широко известен по «роли» в легендарном фильме «Брат» Алексея Балабанова
[b]МС-4 (1932 г.) + МСП (1931 г.).[/b] Трамвайный поезд МС-4 (моторный стальной, 4 модификация) и МСП (моторный стальной прицепной) выпускал завод «Красный путиловец» (ныне Кировский завод). Впервые в отечественном трамваестроении на МС применялся стальной кузов с несущей рамой и боковыми стенками. Выпуск МС шёл до 1933 года, а эксплуатация в Ленинграде завершилась в 1968 году
[b]ЛМ-33 (1934 г.) + ЛП-33 (1936 г.).[/b] «Американка» – трамвайный поезд из вагонов ЛМ-33 (Ленинградский моторный, образца 1933 года) и ЛП-33 (Ленинградский прицепной). Своё прозвище этот трамвай получил вслед за прообразом – трамвайными вагонами американской фирмы Peter Witt, которые стали образцом для ленинградских инженеров. Первоначально они так и назывались – МА и ПА, т. е. «Моторный американского типа» и «Прицепной американского типа». Такие вагоны эксплуатировались в Ленинграде дольше любых других – 45 лет!
[b]ЛМ-57 (1968 г.).[/b] «Стиляга» ЛМ-57, опутанный паутиной гирлянд к празднику – один из красивейших трамваев не только Ленинграда, но и СССР. ЛМ-57 выпускался заводом ВАРЗ-1 с 1957 по 1969 год. Впервые в Ленинграде сиденья трамвая были выполнены мягкими, а в тележках использовались подрезиненные колёса, которые сделали вагон менее  шумным и более скоростным
[b]ЛМ-68 (1974 г.).[/b] Вагон следующего поколения, ЛМ-68, выпускал завод ВАРЗ-1 с 1968 по 1974 год. За необычные формы и огромную площадь остекления ЛМ-68 прозвали «Аквариумом». Главной его особенностью стало появление возможности работы по системе многих единиц, когда два трамвая не просто сцеплены в поезд, но и являются моторными. На этом вагоне испытывалась новая тиристорно-импульсная система управления, что позволило ему проработать до 1993 года – на пять лет дольше других ЛМ-68
[b]ГАЗ-69 ПМГ-20.[/b] Пожарный ГАЗ-69 ПМГ-20. Единственный в СССР пожарный автомобиль такого класса служил для доставки пожарной команды с оборудованием к месту пожара, а также для быстрой подачи воды и пены, для чего автомобиль был оснащён центробежным пожарным насосом
[b]ГАЗ-51А АЦУ-20-60А, 1962 г.[/b] «Упрощённая» автоцистерна на базе ГАЗ-51, выпущенная Варгашинским заводом. Такие машины в отличие от обычных автоцистерн не имели сдвоенной кабины, а их надстройка была максимально упрощена
[b]ГАЗ-51 АЛГ-17 ЛЧ.[/b] Пожарная лестница АЛГ-17 на шасси ГАЗ-51 – детище бурного жилищного строительства хрущёвских времён. Такая 17-метровая автолестница предназначена для тушения пожаров в пятиэтажных домах, получивших в те годы широчайшее распространение
[b]ГАЗ-46 (МАВ).[/b] Армейская амфибия ГАЗ-46, или МАВ – Малый автомобиль водоплавающий
[b]ЗИЛ-164, 1960 г.[/b] Грузовой автомобиль ЗИЛ-164 долгие годы прозябал на садовом участке под Ломоносовым, но теперь он – экспонат петербургского музея городского электрического транспорта
[b]ЗИЛ-431410 АТ-76, 1987 г.[/b] Автобашня АТ-76 для ремонта контактной сети на шасси ЗИЛ-431410 выпускали в Ленинграде. До попадания в музей городского электрического транспорта эта машина оставалась последней вышкой такого типа в Санкт-Петербурге
[b]Тролза-5265.08 (2017 г.).[/b] Тролза-5265.08 «Мегаполис» – тоже электробус с динамической подзарядкой от контактной сети троллейбуса. Благодаря литий-титанатным накопителям он способен пройти до 20 км без проводов. 80 таких машин уже получили в Санкт-Петербурге в этом году, и их поставки продолжаются – город начал демонтировать провода в центре
[b]МАЗ-5335.[/b] Балластный тягач на базе позднего «лобастого» МАЗа приехал на парад из Автобусного парка № 6, где он служит по прямому назначению – перемещает по ремзоне требующие ремонта автобусы
[b]Volgabus 5270.G2 (2016 г.).[/b] Газовый «Волгабас» 5270.G2 – первый в Санкт-Петербурге именной пассажирский автобус. Машина с дизелем Yuchai названа в честь героя Пушкина Евгения Онегина и украшена цитатами из бессмертной поэмы. Автобусный парк № 7 уже два года эксплуатирует партию из 47 аналогичных автобусов
[b]Volgabus «Ситиритм-12 ELF» (2017 г.).[/b] В колонне инновационного подвижного состава был показан новейший электробус от «Волгабас» – модели «Ситиритм-12ELF». Главное отличие от предыдущих электрических «Волгабасов» – полностью новый кузов в достаточно эффектном дизайне. Время зарядки – 6 часов, заявленный запас хода – более 220 км
[b]БКМ-32100D (2017 г.).[/b] Электробус с динамической подзарядкой, или троллейбус с продлённым автономным ходом Белкоммунмаш-32100D. Штатно работает от контактной сети троллейбуса, но может пройти автономным ходом до 20 км на литий-титанатных накопителях. Такие машины актуальны для городов, отказывающихся от контактной сети троллейбуса в историческом центре, их число пополнил и Санкт-Петербург
Комментировать ... >>
Loading...