<<< Назад

Взгляд на транспорт прошлого
Петербургский международный инновационный форум пассажирского транспорта

Андрей Михайлов
Фото автора и Александры Павловой

Петербургский транспортный форум, прошедший в конце июня в выставочном комплексе «Ленэкспо» (Васильевский остров), – мероприятие небывалого для города масштаба, и организаторы постарались впечатлить участников и гостей размахом мероприятия. У города на Неве длинная и богатая на события история, а городские транспортные предприятия всегда были одними из передовых в стране. Вполне логично было бы оглянуться на прошлое городского пассажирского транспорта.

Старт мероприятиям дал внушительный пробег ретротранспорта, прошедший за два дня до открытия форума, приуроченный к праздненствам по случаю Дня города. Шесть колонн ретротехники: автобусов, троллейбусов, легковушек и грузовиков – прошли от Васильевского острова по центру города, через Невский проспект, Смольную площадь и остановились на выставку на Инженерной улице. Отдельная колонна ретротрамваев прошла своим маршрутом от музея «Горэлектротранса» до выставки.

Невиданного размаха пробег старинной техники имел невероятный успех у горожан. По данным «Пассажиравтотранса», выставку на Инженерной улице посетили суммарно тридцать тысяч человек. Подобные мероприятия случались и в Петербурге, и в Москве, но только в этот раз организаторам удалось собрать сразу три вида городского транспорта одновременно, в отличие от проходивших ранее массовых выездов, посвящённых какому-либо одному виду транспорта. Предыдущий автобусный пробег состоялся ещё в 2006 году: тогда в нём участвовало несколько музейных автобусов «Пассажиравтотранса» и актуальный подвижной состав.

Наши старожилы

Впервые на форуме о себе публично заявила возрождаемая музейная коллекция «Пассажиравтотранса». Долгие годы эта тема на предприятии была заброшена, а накопленная техника простаивала в парках в ожидании восстановления. С недавних пор музейной теме в ГУПе дали новую жизнь, и результат не заставил себя долго ждать: спустя немного времени от момента создания музейная бригада смогла показать сразу несколько восстановленных автобусов. Два из них долго ждали своего часа: ЛиАЗ-677М простоял в боксе с 2007 года, а Ikarus 260.37 был снят с линии в 2010-м. Помимо восстановленных машин, в «Ленэкспо» привезли и два новых приобретения – Ikarus-250.93 и TAM-260A119.

ГУП Пассажиравтотранс

[b]ЛиАЗ-677М[/b] собран в 1998 г. в Колпинском автобусном парке Последний в СПб [b]Ikarus 260.37[/b] снят с линии в 2010 г. [b]Ikarus 280.33О[/b] [b]Ikarus 280.33 «Техпомощь».[/b] Передан в музей в марте 2015 г. [b]Ikarus 55 Lux.[/b] Участник парада 2006 г. [b]МАЗ-103.040[/b] [b]Ikarus 250.93[/b] [b]Avtomontaza (TAM-260A119)[/b]

Отдельно следует упомянуть необычный экспонат – «раздетый» кузов Ikarus 55 Lux после пескоструйной обработки, который сейчас повторно реставрируют после неквалифицированного ремонта и последовавших долгих лет забвения. Ещё один экспонат – «техничку» из тягача от Ikarus 280.33 – передали музею за два месяца до форума. И за это время из внутрипаркового тягача Колпинского парка сделали отличный музейный экспонат, который будет работать в музее по прямому назначению.

Помимо музейных на форум прибыли два автобуса, работающих в учебном комбинате «Пассажиравтотранса», – Ikarus 280.33O из последней поставки в город и МАЗ-103.040 с двигателем Renault, которые в перспективе рассматриваются как музейные экспонаты.

Музей «Горэлектротранса» привёз на форум основные поколения ленинградского троллейбуса от ЯТБ-1 до ЗИУ-682. Довоенный ЯТБ-1, выпущенный ЯАЗом в 1936 году, музейщики в своё время «подняли» из дачного сарая, как и стоявший рядом с ним МТБ-82Д из первых послевоенных лет. Третий экспонат – ЗИУ-5Г пятидесятых годов. А кажущийся знакомым ЗИУ-682Б – машина с особой биографией, изначально этот вагон был выпущен для экспорта в Аргентину, однако по неясным причинам партия «отказных» машин попала в Ленинград. При восстановлении ему придали внешний вид ЗИУ-682Б раннего выпуска, а исходная его модель – ЗИУ-682УА.

Дополнил троллейбусное собрание специальный троллейкар КТГ-1, оборудованный под лабораторию контактной сети: силовое электрооборудование на нём ещё было демонтировано, а штанги – остались в составе измерительной аппаратуры. Посему сама машина перемещается только за счёт имеющегося двигателя внутреннего сгорания.

ГУП Горэлектротранс

[b]ЯТБ-1.[/b] Восстановлен в 2000–2004 гг. [b]ЯТБ-1.[/b] Восстановлен в 2000–2004 гг. [b]МТБ-82Д.[/b] Восстановлен в 2008–2009 гг. [b]ЗИУ-5Г[/b] [b]КТГ-1[/b] «Лаборатория КС» [b]ЗИУ-682УА / ЗИУ-682Б.[/b] Экспортный вариант для Аргентины У этого [b]ЛАЗ-695Н[/b] тоже интересная история – он состоял на балансе в УФСБ, поэтому неплохо сохранился Этот [b]ЗИС-154[/b] долгое время служил в качестве дачного домика

Ещё музей ГЭТ представил на форуме автобусы ЛАЗ-695Н и ЗИС-154. ЛАЗ – один из последних автобусов этой модели в городе – служил в местном управлении ФСБ, а редчайшему дизель-электрическому ЗИСу посчастливилось после списания послужить частью дачного домика и провести несколько десятилетий под крышей. Это и обусловило прекрасную сохранность кузова: автобус прошёл первоочередные работы в музее и теперь ожидает комплектации агрегатами для дальнейшей его постановки на ход.

Стоит отдельно отметить, что петербургский музей ГЭТ, в отличие от остальных экспонентов, – единственный имеющий собственную публично доступную экспозицию.

Зарубежные гости

Внушительный десант прибыл на петербургский форум из эстонской столицы: таллинская коллекция Mootor Grupp AS представила сразу три ярко-красных, глянцевых «Икаруса», два из них – модели 55 в разных исполнениях. Объём и качество реставрационных работ по меньшей мере впечатляет – Прибалтика всегда славилась тщательным подходом к восстановлению ретротехники. В России подобным эстонским «55-м» пока что не может похвастать никто: машина музея «Пассажиравтотранса» ещё находится в процессе реконструкции, а «55-й» в московском музее отличается от эстонских машин как исходным заводским исполнением, так и качеством выполненных работ.

Mootor Grupp AS

[b]Ikarus-55.14 Lux[/b] [b]Ikarus 255.70[/b] В этом великолепном автобусе [b]Ikarus 55.52[/b] остеклённые скаты крыши, а сиденья установлены навстречу друг другу, между сидений – столики

От коллекции Retro-Bus в «Лен-экспо» прибыло сразу несколько ретроавтобусов. Профиль коллекции – советские ретроавтобусы, а техника, работающая там, уже не раз появлялась на страницах нашего журнала: яркие «Маруся» ЛАЗ-695М, герой ретротеста и недавно приобретённый Ikarus 256.74. Компанию им составлял отличный «Луноход», ЛиАЗ-677М, восстановление которого продолжалось несколько лет, а от результата невозможно оторвать взгляд. Рядом с павильоном стоял другой ЛАЗ-695Н, который здесь зовут «Наташкой» или «Москвичкой» за московские номера. Из менее профильной техники Retro-Bus представили восстановленный РАФ-22038-02 и грузовик ЗИЛ-157КД. У ЗИЛа отдельная история: в начале девяностых он достался своему владельцу от Кировского завода за долги по зарплате, и все эти годы счастливый обладатель бережно ухаживает за раритетным грузовиком.

Retro-Bus

[b]ЛАЗ-695М[/b] «Маруся» [b]Ikarus 256.74[/b] Эта версия [b]РАФ-22038-02[/b] на 8 мест для многодетных семей Восстановление этого автобуса [b]ЛиАЗ-677М[/b] длилось более пяти лет [b]ЗИЛ-157КД[/b] достался владельцу от завода за долги по зарплате [b]ЛАЗ-695Н[/b] «Москвичка»

Солидное собрание машин довоенного образца было представлено патриотическим объединением «Ленрезерв» и реставрационной мастерской Retrotruck. В павильоне форума встретились сразу два ЗИС-8 – городской и милицейский, автобус ГАЗ-03–30, воссозданный на оригинальном шасси, легковой ГАЗ-А и легендарная «полуторка» ГАЗ-АА тридцатых годов. Несмотря на то что автобусы – это реплики, восстановлены они с особой тщательностью и вниманием к деталям. Один из ЗИСов построен на шасси ГАЗ-51 – таково было желание заказчика реконструкции, а две других машины водружены на шасси, на которых в прошлом стояли аналогичные автобусы.

Retrotruck, Ленрезерв

[b]ГАЗ-АА,[/b] довоенный выпуск [b]ГАЗ-03-30[/b] восстановлен на оригинальном шасси [b]ЗИС-8 «Милиция»[/b] воссоздан на шасси ГАЗ-51, донор – КАвЗ-651 [b]ЗИС-8[/b] восстановлен на оригинальном шасси

В мероприятиях, связанных с форумом, поучаствовали два экспоната, заслуживающих отдельного упоминания: во-первых, это двухэтажный MAN SD200, построенный для Берлина. Автобус прибыл в Петербург год назад после многолетней работы в Барнауле, а сейчас немецкий «доппельдеккер» проходит переоборудование в передвижную художественную мастерскую. О машине, её истории и будущем мы обязательно расскажем в отдельном материале.

Второй экспонат, стоявший особняком, – это Mercedes-Benz O302 с норвежским кузовом VBK 1974 г / в. Среди участников выставки этот автобус, принадлежащий одной из городских школ, – единственный, кто по-прежнему продолжает ударно трудиться! Пригнавший эту машину из Норвегии, бессменный водитель столь бережно относится к машине, что даже в возрасте «за сорок» «Мерседес» прекрасно сохранился и не теряет лоска. Вполне заслуженно для столь интересной машины стать одним из героев ближайших «ретротестов».

[b]Mercedes-Benz O302 (VBK)[/b] [b]MAN SD200[/b]

Украсило мероприятие и собрание советских легковых ретроавтомобилей от приглашённых частных владельцев: эти машины послужили качественным антуражем к представленному подвижному составу, наглядно показав, как далеко шагнул прогресс за двадцатый век.

Впрочем, главная миссия ретромероприятия в рамках форума – это продемонстрировать, что город помнит свою историю, а местным реставраторам и коллекционерам уже есть, чем гордиться и что показать. Будем надеяться, что сигнал будет воспринят правильно: Санкт-Петербург уже готов к появлению доступного публике автобусного музея. Ведь чем яснее взгляд в прошлое – тем светлее будущее.

Комментировать ... >>
Loading...