Опубликовано: ГП 08-2017
Между прошлым и будущим

Третий ежегодный парад ретротранспорта в Санкт-Петербурге

Андрей Михайлов, фото автора

21 мая 2017 года по улицам Санкт-Петербурга прошёл уже третий* по счёту ежегодный парад ретротранспорта. Мероприятие, традиционно приуроченное к Дню города и Ночи музеев, собрало больше сотни участников из самых разных городов и стран.

Парад, совместно организованный ГУП СПб «Пассажиравтотранс», ГУП «Горэлектротранс» и компанией RetroBus, при поддержке администрации Санкт-Петербурга, прошёл традиционным маршрутом: с Васильевского острова от гостиницы «Прибалтийская» до Инженерной улицы, где состоялась грандиозная выставка машин-участников парада под открытым небом. Совокупно парад собрал 145 единиц техники, из них подавляющее большинство – старые автобусы, грузовики, троллейбусы и трамваи. Присоединились и владельцы раритетных легковушек: они регистрировались для участия в параде на сайте мероприятия, после чего прошли строгий отбор.

Россыпь премьер в этом году представил ГУП «Пассажиравтотранс», главный пассажирский перевозчик Санкт-Петербурга. Несколько лет назад, перезапустив музейный проект на предприятии, петербургские транспортники начали было всё сначала. Однако за последние годы – годы, полные поисков и кропотливой работы над найденным, – в «Пассажиравтотрансе» успели создать интересную коллекцию старой техники, своего рода фундамент для будущего петербургского Музея автобусов. Теперь, три года спустя, настало время продемонстрировать публике результаты работы, коих накопилось немало.

Петербургский парад транспорта продолжает уверенно держать знамя мероприятия международного масштаба: уже не в первый раз в нём принимают участие гости из Эстонии и Финляндии, приезжающие туда на своих ретроавтобусах. Это, вне всяких сомнений, позволяет укрепить связи между «ретроводами» разных стран, делиться опытом и знакомить петербуржцев и гостей города с неведомой им техникой.

Помимо крупных коллекций к участию в параде были привлечены и индивидуальные владельцы техники, однако, обо всём по порядку.

Традиционно парадную колонну возглавили автобусы довоенного образца – на них перемещались VIP-гости парада, представители администрации города и руководители крупнейших транспортных предприятий. Машины зрителям мероприятий хорошо знакомы: это качественно воссозданные автобусы на оригинальных шасси горьковской «полуторки» [b](ГАЗ-03-30)[/b]…
…и на базе московской «трёхтонки», которые представляли петербургскую мастерскую Retrotruck. На парад они прибыли на трале – негоже утруждать ветеранов тяжким трудом! [b](ЗИС-8)[/b]
…и на базе московской «трёхтонки», которые представляли петербургскую мастерскую Retrotruck. На парад они прибыли на трале – негоже утруждать ветеранов тяжким трудом! (ЗИС-8)
Наиболее редким экспонатом парада стал, вне сомнений, этот [b]ЗИС-127[/b], прибывший с эстонской делегацией из Таллина. Этот ЗИС на сегодня – единственный здравствующий представитель модели; к сожалению, два других образца, сохранённых на ЗИЛе и в коллекции «Мосгортранса», пока не реставрировали
Наиболее редким экспонатом парада стал, вне сомнений, этот ЗИС-127, прибывший с эстонской делегацией из Таллина. Этот ЗИС на сегодня – единственный здравствующий представитель модели; к сожалению, два других образца, сохранённых на ЗИЛе и в коллекции «Мосгортранса», пока не реставрировали
Финская делегация прибыла на «деревянном» автобусе местного производства – [b]Kutter 7[/b] на шасси Volvo. Автобус с кузовом на деревянном каркасе был построен в 1969 году, работал на маршруте «Хельсинки–Пори», а после – на деревенских линиях до 1982 года. С 1994 года он – музейный экспонат со специальной регистрацией как ретроавтомобиля
Другой представитель Финляндии – этот забавный микроавтобус на шасси [b]Mercedes-Benz L319[/b], построенный предприятием Lahden Autotehdas Oy в финском городе Лахти в 1962 году. Как и «большой брат» Kutter 7, он основан на деревянном каркасе и шасси стороннего поставщика. Первым владельцем автобуса был перевозчик Itä-Hämeen Liikenne Oy, в парке которого около пяти лет Mercedes работал на маршрутах центральной Финляндии. После прекращения работы автобус простоял в гараже до 2004 года, когда реставратор Jukka Mäkelä выкупил его для восстановления
Одной из главных звёзд мероприятия стал [b]Ikarus 55.14 Lux[/b], по прозвищу «Ракета» или «Сигара». Машина, исторически работавшая в ленинградском автобусном парке № 1, с 2014 года проходила глобальное восстановление музейной бригадой «Пассажиравтотранса». Нынешний парад ретротранспорта – новое место дебюта «Икаруса»: до этого на мероприятия машина прибывала на буксире, а в парадную колонну она встала своим ходом
Рядом с ней в колонне стояла и вторая «Сигара» из Таллина, принимавшая участие и в двух предыдущих парадах. Визуальное сравнение двух экземпляров приводит к дружеской ничьей: отличия снаружи – только в богатстве декора
[b]Ikarus 255.70[/b] – модель первого поколения «двухсотой» серии – пока в парадной колонне один, тоже прибывший на парад из Эстонии. Впрочем, два подобных автобуса разных лет за прошедший год приобретены и музеем «Пассажиравтотранса», где ожидают реставрации
[b]Ikarus 260.37[/b] – один из первых музейных автобусов «Пассажиравтотранса». Машина оставалась последним представителем вида в городе, благодаря тому, что работал на ней водитель-фанат, который держался за неё до последнего, а теперь этот Ikarus представляет родное предприятие на ретровыездах
А этот глянцевый «Икарус» ([b]Ikarus 260.50[/b]) прибыл не из музея – он принадлежит поклоннику марки из Волгограда, который специально прибыл в Санкт-Петербург для участия в параде. Важно отметить, что всеми работами по восстановлению этого автобуса владелец занимается самостоятельно – от слесарных до кузовных и малярных работ, обучаясь всему непосредственно в процессе и описывая всё в собственном блоге

Поздний Ikarus 256 есть не только в коллекции RetroBus, но и в учебном комбинате госпредприятия. Аналогичная машина 1996 г.в., из той же поставки для петербургского филиала Центробанка, перекочевала в учебный комбинат «Пассажиравтотранса», миновав недолгий период работы в частной автошколе.

[b]Ikarus 256.74[/b] учебного комбината «Пассажиравтотранса»

Сразу два Ikarus 280.33O встали в парадную колонну на этот раз, и если белая машина нашим читателям хорошо знакома, то вторая будет в новинку. Жёлтый Ikarus 280.33O был последней венгерской «гармошкой» в городе, работавшей на линии: его крайний выход на линию состоялся 31 октября 2013 года. После нескольких лет в консервации автобус 1997 г.в. вышел на парад в новом облике – в окрасе, подобном «Икарусам» советских поставок.

[b]Ikarus 280.330[/b] в «советском» жёлтом окрасе – музейный экспонат…
…и [b]Ikarus 280.330[/b] в правильном белом окрасе – автобус учебного комбината «Пассажиравтотранса»
Из Великого Новгорода на парад прибыл [b]Ikarus 263.01[/b]. В первой жизни эта машина работала в Германии, во второй – в Тамбове, а третью ведёт в качестве коллекционного экспоната. Интересно, что минувшей зимой хозяева передали свои «Икарусы» местному автопредприятию в безвозмездную аренду: у АТП изъяли арендуемые современные автобусы, и, таким образом, музейные экспонаты временно вернулись на маршруты, спасая город от транспортного коллапса
Вторым представителем Новгородчины, тоже работавшим зимой на маршрутах, стал этот [b]Ikarus 415.33[/b] – один из 350, построенных по заказу Москвы к Всемирным юношеским играм 1998 года. В своей первой жизни этот автобус работал во 2-м автобусном парке Мосгортранса, а после был продан частному перевозчику из Тамбова, откуда и перекочевал в Великий Новгород
Особая деталь «венгерской» истории – [b]Ikarus 253.52 Alpha[/b]. Для России было построено всего 25 таких машин, сочетающих удачное шасси «двухсотой» серии и абсолютно новый кузов без штампованных элементов. Общий тираж модели – 107 экземпляров, а на автопредприятия Санкт-Петербурга и Москвы поступило всего по 10 «253-х»
В музее ПАТа есть и классический немецкий автобус – [b]MAN SL200[/b], поставленный в составе крупной партии подержанных автобусов из Германии около 15 лет назад. Когда-то он остался последним «МАНом» на городских маршрутах Петербурга – так он оказался в музейном собрании
Компанию одноэтажному MAN составил его двухэтажный собрат ([b]MAN SD200[/b]), знакомый нашим читателям по ретротесту. Машина, исходно работавшая в Берлине, а после в Барнауле, ныне принадлежит петербургскому художнику, а по совместительству – сотруднику музейной бригады «Пассажиравтотранса», и постепенно реконструируется под передвижную творческую студию
Компанию одноэтажному MAN составил его двухэтажный собрат (MAN SD200), знакомый нашим читателям по ретротесту. Машина, исходно работавшая в Берлине, а после в Барнауле, ныне принадлежит петербургскому художнику, а по совместительству – сотруднику музейной бригады «Пассажиравтотранса», и постепенно реконструируется под передвижную творческую студию
Роль автобуса-штаба парада, из которого проходила координация всего мероприятия, перешла от «Икаруса» из RetroBus к более яркому экспонату. На сей раз штабом служил автобус [b]Robur LO3000[/b] производства ГДР. Интересно, что интенсивность его подготовки к параду была такой, что из покраски он вышел буквально в ночь перед стартом!

Прошедший в Санкт-Петербурге парад стал настоящим праздником для любителей классических ликинских автобусов: в колонну встали сразу три брата-близнеца родом из Ликина-Дулёва! На сегодня это своего рода рекорд: так много одинаковых ЛиАЗов не собирало ещё ни одно мероприятие в России.

Возглавивший колонну «Луноход» из компании RetroBus – флагман коллекции и один из лучших сохранившихся образцов модели…
[b]«Наташка» ЛАЗ-695Н[/b] из коллекции RetroBus – постоянный завсегдатай питерских ретровыездов. Эта машина претерпела уже не одну кардинальную смену облика, и не меняется лишь одно: это по-прежнему любимая игрушка своего счастливого обладателя, радующая не только его, но и окружающих
Из автошколы в учебный комбинат перебрался и этот «четырёхглазый» [b]ЛАЗ-699Р[/b]. Загадочная машина с туманным прошлым когда-то принадлежала частному перевозчику, обслуживавшему ведомственные развозки, после стала учебной, а теперь служит одновременно и учебным автобусом, и музейным экспонатом
Уже второй раз в парадную колонну встал и этот [b]ЛАЗ-42021[/b] – машина, так и не сменившая на конвейере классические львовские автобусы. До попадания в музей этот экземпляр работал в Ставрополе сначала развозкой на мебельной фабрике, а после – в руках частного перевозчика на городском маршруте
Самый «современный» автобус с претензией на музейность сохранён в учебном комбинате ПАТ: это МАЗ-103 из первой поставки в город, с двигателем Renault и механической КП Praga. Практически новым он был снят с линии и переоборудован в учебный. После того, как линейные собратья были списаны, он надолго стал последним «103-м» госпредприятия. Однако в наши дни ПАТ снова вернулся к закупкам МАЗ-103 – уже совсем других, с двигателем Mercedes стандарта Euro 5 и «автоматом». На фото [b]МАЗ-103.040[/b]
Компания «Петроскан» представила на параде и свой ретроэкспонат: в колонну включился грузовик [b]Scania-Vabis L36[/b] с четырёхцилиндровым дизелем D5 родом из шестидесятых годов
Казалось бы, почти современная машина – [b]«Волжанин-52701»[/b] в пригородном исполнении, 2000 года выпуска. Автобусы в такой пригородно-городской версии были выпущены небольшой партией специально по заказу «Пассажиравтотранса», а после вывода всех машин этой модели из эксплуатации последняя из них была сохранена для будущего музея
Автобус-реликт, которым петербургские транспортники могут по-настоящему гордиться – это [b]«Альтерна-4216»[/b]. Автобус, созданный в начале девяностых группой инженеров-выходцев с ЛиАЗа, а выпускавшийся множеством предприятий всей страны массовым продуктом так и не стал. А последние образцы «Альтерн» давно записаны в Красную книгу отечественного автобусостроения. В своей первой жизни эта «Альтерна» трудилась развозкой «Газпрома» в городе Невинномысске Ставропольского края
Петербургское ГУ МЧС представило на параде и свою ретротехнику: так, в колонну включилась пожарная автоцистерна [b]ГАЗ-53-12 / АЦ-2,9-30 (53-12) мод. 106В[/b]…
…и насосно-рукавный пожарный автомобиль [b]ЗИЛ-431412 / АНР-40(130)-127А[/b] с кабиной на 9 мест: такие машины служат для прокладки рукавной линии вдоль движения при ликвидации пожаров
Этот [b]ЗИЛ-157КД[/b] хорошо знаком гостям петербургских мероприятий: ископаемый грузовик в своё время достался нынешнему хозяину в счёт долгов по зарплате от Кировского завода. Удивительно, но машина в условиях мегаполиса не только выжила, но и изредка работает, однако, уже не перевозчиком, а украшением
Эта [b]Tatra 815[/b] – тоже участник парада! Исходно работавшая на автобазе в Колпине, машина 1986 года постройки попала в частные руки ещё в 1993. После этого её ждала захватывающая и долгая жизнь в качестве строительного самосвала… а теперь ещё и ретроэкспоната по совместительству
На этом параде приняло участие невиданное количество [b]РАФ-2203[/b] разных лет выпуска: в колонну вписалось сразу четыре латвийских микроавтобуса. Два из них, работающих в RetroBus, не раз мелькали на наших страницах, ещё один, с повышенной крышей, принадлежит ещё одному петербургскому «ретроводу». Четвёртая же машина, в модном синем «металлике», прибыла на парад со Ставрополья
На этом параде приняло участие невиданное количество РАФ-2203 разных лет выпуска: в колонну вписалось сразу четыре латвийских микроавтобуса. Два из них, работающих в RetroBus, не раз мелькали на наших страницах, ещё один, с повышенной крышей, принадлежит ещё одному петербургскому «ретроводу». Четвёртая же машина, в модном синем «металлике», прибыла на парад со Ставрополья
Компанию РАФам составил и немецкий микроавтобус – [b]Volkswagen T3[/b], переоборудованный в передвижное кафе March
Комментировать ... >>
Loading...