Опубликовано: ГП 10-2010
Копия вагона Brush, установленная перед входом в музей в виде памятника
Трамвайный ЭРМИТАЖ

Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга

Максим Шелепенков, фото автора

Много ли музеев в Санкт-Петербурге? Их около трёх сотен. На этом фоне молодой Музей городского электрического транспорта легко может остаться незамеченным, тем более что в ближайшее время ему грозит если не ликвидация, то сильное сокращение.

Без ложной скромности скажу, что я побывал практически во всех музеях на территории бывшего СССР, посвященных автомобильному или городскому транспорту, поэтому мне есть с чем сравнивать. Музей городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге, впервые открывший свои двери для посетителей лишь в июле прошлого года (с 2008 года он функционировал в закрытом режиме), сильно выделяется на общем фоне очень четкой организацией и порядком.

Я специально пошёл на экскурсию с группой посетителей, которые пришли в музей вместе с детьми, и был поражён, с какой любовью и знанием дела экскурсовод рассказывал о трамваях и троллейбусах прошлого. В отличие от большинства музеев, где главенствует принцип «руками не трогать», здесь, наоборот, совершается прямо театральное действо, когда экскурсовод в чёткой хронологической последовательности просит зайти то в один, то в другой экспонат. Перед глазами проходит не только калейдоскоп меняющихся внешних форм подвижного состава, но каждый лично отмечает, как у более современных образцов техники ступеньки на входе становятся ниже, дверные проёмы шире, а сиденья в салоне удобнее. А о способах оплаты проезда в трамваях разных эпох и вовсе можно сложить целую легенду. Причём, как я успел заметить, подобное путешествие во времени не оставляет равнодушными никого, а особенно детей, которым разрешается в музее залезать в кабины и даже нажимать кнопку трамвайного звонка.

Экспозиция старых трамвайных вагонов в здании музея
Трамвайный вагон типа МС довоенной постройки

Основа экспозиции – ретротрамваи, работавшие в городе с 1900 по 1989 год. Начиная с одноэтажного вагона-конки, потом самый первый электрический трамвай марки Brush, деревянные и металлические вагоны завода «Красный путиловец», поезда ЛМ-ЛП-33, ЛМ-ЛП-47, ЛМ-ЛП-49 и вагоны 1960–1970-х годов ЛМ-57, ЛМ-68. Кроме трамвайного собрания присутствует небольшая коллекция троллейбусов, начиная от самого первого в городе ЯТБ-1 и заканчивая ЗИУ-9 начала 1970-х годов. В запасниках музея стоит несколько грузовых трамваев – раньше с помощью таких вагонов осуществлялись коммерческие перевозки в городе. Готовятся к реставрации трамвайный поезд, созданный в далекие 1930-е годы для поливки улиц; специальные трамваи и троллейбусы, обеспечивающие работоспособность городских маршрутов (контролёры электросети, ремонтные вышки и машины технической помощи); уникальные многосекционные «городские электрички», созданные в Санкт-Петербурге на основе обычных трамваев. Многие из представленных экспонатов примечательны уже тем, что сохранились в единственном экземпляре.

Уникальный троллейбус ЯТБ-1, восстановленный сотрудниками музея
Отреставрированный грузовой троллейбус КТГ-1, переоборудованный в своё время в лабораторию контактной сети
Грузовой трамвай. Похожий вагон снимали в фильме «Брат»

Интересно, что весь экспонируемый в музее подвижной состав на ходу и хоть сейчас может выйти на линию. Конечно, заменять им действующие трамваи и троллейбусы никто не собирается, но принять участие в городских праздниках или мероприятиях старые машины смогут без проблем, а при желании и покатать гостей города по улицам Санкт-Петербурга. Кстати, очень немногие технические музеи мира могут похвастать старой техникой, находящейся в рабочем состоянии и способной выйти на улицы города.

Казалось бы, всё складывается замечательно, и есть все условия для расширения музея, ведь он занимает два из трёх имеющихся зданий в старейшем трамвайном депо города (Трампарк № 2 им. А.П. Леонова), расположившегося недалеко от метро «Васильевский остров». Но именно в этом и состоит сегодняшняя проблема музея. Удобное место, практически в центре города, не даёт покоя различным «инвесторам». Их не смущает даже то, что занимаемый музеем трампарк сам по себе имеет статус памятника истории и культуры регионального значения.

На месте трамвайного парка «инвесторы» планируют создать коммерческую недвижимость: гостиницу, конгресс-центр, телефабрику и концертный зал (Дворец искусств). При этом бо́льшую часть существующих дореволюционных зданий предполагается снести, а рельсовый веер, жизненно необходимый музею для того, чтобы не быть отрезанным от общегородской трамвайной сети, полностью ликвидировать. Другими словами, уничтожить одну из самых ярких особенностей питерского музея – способность его экспонатов выходить в город.

Уникальный трёхсекционный вагон ЛВС-93 дожидается своей очереди на реставрацию
В «залах» музея чистота и порядок
В «залах» музея чистота и порядок
В «залах» музея чистота и порядок

При этом территория музея сократится почти в два раза (здания депо цельной конструкции просто поделят пополам и одну из частей снесут), что не только ставит крест на дальнейшем развитии музея, но и сильно подрывает его сегодняшнее положение, ведь бо́льшая часть помещений используется для реставрации и ремонта натурных образцов, сохранения редких экспонатов для будущей реставрации. Вызывает сомнения и дальнейшая надёжность усеченных зданий, лишившихся одной из своих капитальных стен. Об исторической ценности зданий после такой варварской ампутации, похоже, никто и не вспомнит.

Очень печально, что в сложившейся ситуации «деньги правят бал». Конечно, прибыль от музея городского транспорта никогда не сравнится с предполагаемыми доходами концертного зала или телевизионной студии. Но неужели для создания Дворца искусств не нашлось в городе другого места, кроме как на месте исторического депо? Или, может быть, весь проект стоит пересмотреть с учетом интересов музея, чтобы не разрушать сохранившиеся здания трамвайного парка, и включить уникальное собрание электротранспорта в комплекс будущих зданий без планируемых сокращений? Видимо, такие простые вопросы господам «инвесторам» и курирующим их городским властям просто не приходят в голову.

Здания Василеостровского трампарка возведены в 1906–1908 гг. (инж. Ф.О. Тейхман, Л.Б. Горенберг, инж. А.Г. Коган) в формах кирпичного модерна, они принадлежат к ранним образцам применения прогрессивных железобетонных и металлических конструкций. Каждое из трёх зданий депо делится пополам на два так называемых «полусарая» поперечной капитальной стеной с 8 проездами. Два административных здания (1908 и 1915 года постройки) формируют фронт застройки по Среднему проспекту. Василеостровский был единственным из парков, выстроенных в течение первой очереди в полном объёме и работавшим исключительно как трамвайный. 16 (29) сентября 1907 г. именно из стен Василеостровского парка вышел первый в С.-Петербурге трамвай. Во время Великой Отечественной войны трампарк им. А.П. Леонова работал наряду с другими. 29 сентября 1967 г. в южном депо трампарка был открыт Музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. Здесь проводилась не только демонстрация ретровагонов, но и их реставрация. В 2002 г. Музей трамвайного парка пополнился экспозициями закрытых парков № 4 и № 6. 15 марта 2003 г. трамвайный парк № 2 полностью прекратил эксплуатационную деятельность, однако и сейчас здесь базируются линейные вагоны 6-го маршрута. На его территории находится и Музей СПб ГУП «Горэлетротранс» с ретровагонами различных типов — всего 63 единицы.

Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга ГУП «Горэлектротранс»

Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний проспект, 77–79.

Тел.: +7(912) 321-5404; 321-9891

Экскурсии проводятся в понедельник в 10:00 , во вторник, среду, четверг и пятницу в 10:00, 11:30, 16:00 и 18:00. В воскресение – выходной. Посещение музея возможно только в составе групп.

Комментировать ... >>
Loading...