Троллейбусы, достойные памяти
В июльском номере нашего журнала мы провели «инвентаризацию» российских музейных трамваев. Теперь настала очередь пересчитать троллейбусы, которые получили статус музейных.
Остаёмся в пределах тех же условий. Рассматриваем только машины, официально считающиеся музейными. Экскурсионные троллейбусы массовых моделей и «служебки» редких типов не учитываем. В общее число ретротехники включаем памятники и статичные экспонаты, не предназначенные для перевозки пассажиров, а также невосстановленные машины, хранящиеся в запасниках. При таком раскладе можно говорить о наличии в нашей стране 91 музейного троллейбуса. Это данные по состоянию на начало 2018 года.
Лидерство по числу экспонируемых и зарезервированных под реставрацию машин держит столица. В «Мосгортрансе» числится 47 музейных троллейбусов, периодически появляются на публике не более 13. Сотрудники петербургского Музея городского электрического транспорта сохраняют для потомков 24 троллейбуса, 13 из них находится в работоспособном состоянии. На остальные города РФ приходится всего 20 музейных экспонатов со штангами. Три ретромашины есть в Нижнем Новгороде, по две – в Кирове, Чебоксарах и системе «Крымтроллейбуса». Другие населённые пункты могут похвастать максимум одним редким троллейбусом, чаще всего неходовым экземпляром на постаменте.
Практика создания реплик не распространяется на троллейбусы, естественно, за редкими исключениями. Однако стоит отметить, что при восстановлении старых машин, дошедших до нас в крайне изношенном виде, специалистам в некоторых случаях приходится заменять подавляющее большинство кузовных деталей, воссоздавая их по чертежам или сохранившимся элементам. Насколько уместно считать такие троллейбусы новоделами – тема отдельной дискуссии, в которую, по мнению автора, не стоит и вступать. Главное, чтобы отреставрированные образцы как можно полнее соответствовали оригинальным машинам в том виде, в котором они сходили с заводских стапелей и работали на маршрутах.
Уникальные экземпляры
История советского и соответственно российского троллейбуса началась в 1933 году с машин серии ЛК («Лазарь Каганович»). К сожалению, ни одного представителя этой серии (было выпущено пять моделей – от ЛК-1 до ЛК-5) до наших дней не сохранилось. Непрочный деревянный кузов, а также недоработки, присущие первым опытным конструкциям, стали причиной того, что уже к концу 1930-х годов троллейбусы ЛК были списаны.
Им на смену пришли машины серии ЯТБ, которые застали Великую Отечественную войну, открывали движение во многих городах, в том числе находившихся в тылу. Ярославские троллейбусы прослужили гораздо дольше своих предшественников, но никто не позаботился о том, чтобы хотя бы один из них остался для истории. Хотя нет, один-то как раз остался… но был сожжён в Ленинграде во время съёмок, причём согласно сценарию.
На этом в истории троллейбусов ЯТБ можно было бы поставить точку, но судьба распорядилась иначе. Петербургским энтузиастам удалось найти кузов ЯТБ-1 1936 (!) года выпуска и восстановить его до ходового состояния с учётом мельчайших деталей. Сейчас эта машина является уникальным экспонатом Музея городского электрического транспорта СПб ГУП «Горэлектротранс». В запасниках музея имеется кузов троллейбуса ЯТБ-2, он сейчас проходит реставрацию.
«Синие троллейбусы» МТБ-82, воспетые Булатом Окуджавой, уже не столь редкие гости в музейных собраниях. На данный момент известно о восьми машинах этой модели, имеющих статус музейных. Троллейбус МТБ-82М (одна из ранних модификаций) содержится в запасниках «Мосгортранса». Действующие представители самой массовой модификации МТБ-82Д есть в Кирове, Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Ещё один МТБ-82Д установлен на постамент в 1-м троллейбусном парке российской столицы. Две таких же машины входят в «неприкосновенный запас» петербургских транспортников.
В начале 1960-х годов вместимость небольших и довольно тесных МТБ-82 пытались увеличить путём добавления к ним пассажирских прицепов. Эксперимент оказался неудачным, но это не главное. А главным, естественно, в разрезе рассматриваемой нами темы стало то, что эти прицепы попали в музейные коллекции. Московский прицеп, созданный на базе автобуса ЗиС-155, несколько лет назад был качественно отреставрирован. В последние годы его не показывают на выставках, поскольку он требует косметического ремонта. Ленинградский прицеп к МТБ-82 (по сути, укороченный кузов троллейбуса-«донора») ещё ждёт свой счастливый билет в ремонтные цеха.
Гордость столичных транспортников – восстановленные троллейбусы моделей СВАРЗ ТБЭС и СВАРЗ МТБЭС. Футуристичные (на момент выпуска) машины ТБЭС создавались в середине 1950-х годов для работы на кольцевом маршруте Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Позже на их базе была создана модернизированная, а, по сути, во многом упрощённая модель МТБЭС, которую стали использовать и на других, непарадных московских маршрутах, и за пределами столицы СССР.
Со знаком «ЗиУ»
Первая экспериментальная модель завода имени Урицкого ТБУ-1 была выпущена двумя небольшими партиями (1 прототип и 10 опытных экземпляров). До наших дней сохранился кузов троллейбуса ТБУ-1, он принадлежит московскому музею транспорта и требует скорейшей реставрации.
Как известно, в серийное производство в городе Энгельс пошла другая модель – ЗиУ-5. С её различными модификациями (обычно выделяют «классический» ЗиУ-5, а также более поздние ЗиУ-5Г и ЗиУ-5Д) можно ознакомиться в Воронеже (памятник), Калуге и Кирове (действующие экземпляры), Москве (3 машины на ходу, ещё одна в запасниках), Нижнем Новгороде (действующий троллейбус), Санкт-Петербурге (3 ЗиУ-5, из них 2 в запасниках), Туле и Чебоксарах (памятники). Ещё один ЗиУ-5 в виде памятника установлен на территории троллейбусного завода.
Машины ЗиУ-682 до сих пор составляют основу подавляющего большинства троллейбусных хозяйств России и сопредельных государств. Несмотря на это представители многочисленных модификаций этой модели уже есть в музейных коллекциях. Во Владивостоке будет восстановлен в виде статичного экспоната ЗиУ-682Г-012. В Казани троллейбус ЗиУ-682Г исполняет роль передвижного исторического музея. Московские транспортники выводят на парады машины ЗиУ-682В и ЗиУ-682Г. В запасниках столичного музея хранятся ещё 4 троллейбуса других модификаций (В0А, В0В, Г-016).
В петербургской экспозиции присутствуют ЗиУ-682Б (действующая машина), 2 ЗиУ-682В и экспортный образец ЗиУ-682УА (все 3 – в запасниках). В саратовском парке Победы установлен памятник в виде троллейбуса ЗиУ-682Г-012. Уфимцы сохранили для истории машину ЗиУ-682, изготовленную местным ремонтным трамвайно-троллейбусным заводом. В Чебоксарах рядом с ЗиУ-5 стоит ЗиУ-682Б одной из первых партий.
Из более новых разработок уже не завода имени Урицкого, а акционерного общества «Тролза» в музейные собрания переданы троллейбусы Тролза-5264.01 «Столица» и Тролза-5275.00. Модель «5264.01» была малосерийной (выпущено всего 20 экземпляров) и, несмотря на название, поставлялась преимущественно в регионы. Одна «Столица» работала в Санкт-Петербурге и по окончании срока эксплуатации была передана в местный музей. Троллейбусы Тролза-5275.00 производились по заказу Москвы. Из 50 машин в столичную коллекцию поступил один из последних рабочих экземпляров.
Украинские «рогатые»
В 1960-е годы пассажирские троллейбусы выпускались и на Киевском заводе электротранспорта. Производственные мощности КЗЭТ были небольшими, поэтому троллейбусы марки «Киев» распределялись только по украинским городам. Сейчас можно говорить о двух сохранившихся экземплярах киевских троллейбусов тех лет. Обе машины моделей «Киев-2» и «Киев-4» ныне принадлежат московскому музею. В своё время они прошли реставрацию, но в силу различных причин сейчас не работают и требуют повторного приведения в порядок.
В запасниках «Мосгортранса» содержатся 2 троллейбуса ЛАЗ-52522 и 2 ЮМЗ Т2. Обе модели увидели свет уже в независимой Украине и в российских городах не работали – за редкими исключениями, одним из которых как раз и была Москва. Состояние этих машин вызывает определённые опасения.
Легендарные «Шкоды»
Чехословацкие троллейбусы Škoda в города РСФСР не поставлялись, поэтому для российского пассажира они являются не меньшей экзотикой, чем машины украинского производства. Геополитические изменения сделали «Шкоды» более доступными. Ещё в прошлом году достаточно было съездить в Крым, чтобы прокатиться на старой чехословацкой «девятке». Сейчас же на алуштинских маршрутах осталась всего одна действующая Škoda 9Tr. Вероятно, скоро она официально станет музейной, как симферопольский экскурсионный троллейбус «Zlata Praha» аналогичной модели. Ещё одна «девятка» установлена в виде памятника на междугородной трассе Симферополь – Ялта в районе Ангарского перевала. Троллейбус Škoda 9Tr есть в Москве – практически в таком же состоянии, как машины марки «Киев».
Разнообразие видов
Ветер перемен, задувший с невиданной силой в 1990-е годы, привёл к появлению сразу нескольких новых производителей троллейбусов и стремительному расширению их модельных рядов. Перед работниками музеев сейчас, по мере списания машин, выпущенных в те сложные годы, встаёт трудный вопрос: какие модели сохранить для потомков? С одной стороны, не секрет, что многие первоначальные разработки новых заводов в той или иной степени являлись, скажем так, творческим переосмыслением классического ЗиУ-682. С другой стороны, некоторые из них были по-своему уникальны и необычны.
Наиболее внушительный набор относительно новых троллейбусов планируют оставить москвичи: белорусский АКСМ 101ПС, башкирские БТЗ-52761Р (2 машины) и БТЗ-52761Н, вологодский ВМЗ-170, а также МТрЗ-5279 и МТрЗ-6223 столичной сборки. Эти троллейбусы уже переданы в музейное собрание, но не все из них в настоящее время на ходу. Кроме того, как показывает практика, могут быть случаи как добавления в этот список новых экземпляров, так и изъятия уже зарезервированных машин.
Петербургские специалисты уделяют также внимание «молодой гвардии», но в значительно меньших объёмах. Причина банальна: площадь как постоянной экспозиции, так и запасников ограничена. Помимо упомянутой ранее «Столицы» из недавних приобретений музея СПб ГУП «Горэлектротранс» можно отметить ПТЗ-5283-03 – юбилейный вариант «квадратного» троллейбуса производства ПТМЗ, выпущенный в единственном экземпляре. Вероятно, в будущем будет сохранён первый ПТЗ-210 (прообраз ПТЗ-5283) либо один из серийных представителей этой брутальной модели.
В нижегородском троллейбусном депо № 1 в качестве памятника установлена машина СНТ-2 – единственный представитель этой оригинальной модели, представляющей собой модернизированный вариант ЗиУ-682.
Я поеду на «гармошке»
Сочленённые троллейбусы во все времена пользовались любовью и уважением пассажиров, чему способствовали их оригинальный внешний вид и (не в последнюю очередь) повышенная вместимость. К сожалению, «гармошки» – редкие гости в музейных коллекциях как из-за сложности восстановления, так и из-за того, что они банально требуют больше места для хранения.
Московские транспортники в середине 2000-х годов предприняли попытку воссоздания легендарного троллейбуса–«пылесоса» СВАРЗ ТС-1 (а также «Часть 2»). Работы были остановлены на этапе сварки новых кузовов. Судя по всему, шанс того, что они будут доведены до логического завершения, крайне невысок.
Чуть больше повезло «гармошкам» энгельсского производства ЗиУ-683Б и ЗиУ-6205, а также легендарному «СВАРЗ-Икарусу» (троллейбусу на базе венгерского автобуса Ikarus 280) и уникальному «баяну» ЛиАЗ-МТрЗ-6220, собранному из двух кузовов автобусов ЛиАЗ-5256. Все эти машины в своё время проходили реставрацию, участвовали в парадах к юбилейным датам, однако, позже были забыты. Их нынешнее состояние не вселяет оптимизма.
Ещё один троллейбус ЗиУ-683Б ныне проходит неспешное восстановление в петербургском Музее городского электрического транспорта.
Грузовики под током
Отдельного упоминания заслуживает троллейбусная спецтехника. Грузовые троллейбусы, они же троллейкары, широко использовались в советских городах для перевозки грузов трамвайно-троллейбусных управлений, оказания технической помощи на линии и других специфических нужд. Со временем их практически полностью вытеснила спецтехника на грузовых автомобильных шасси, заставив незаметно превратиться из обыденной действительности в памятники и музейные экспонаты.
В столичном музее сохранилось три троллейкара, выпущенных на Сокольническом вагоностроительном заводе, – техпомощи моделей ТГ-3 и ТГ-3М, а также грузовой троллейбус ТГ-4. На данный момент в рабочем состоянии находится только троллейкар модели ТГ-3. Его «коллега» ТГ-3М не так давно был передан в Северную столицу в обмен на трамвайный вагон МС-4.
Спецтехника производства КЗЭТ ещё не так экзотична, как СВАРЗовские машины, но тоже крайне редко встречается в российских городах. Музейные техпомощи КТГ-1 и различные спецмашины на их базе доступны для осмотра в Москве (6 шт., из них 5 в запасниках), Санкт-Петербурге (4 шт., включая вышку контактной сети модели ТС-56) и Ярославле. Их грузовые аналоги КТГ-2 есть опять же в Москве (2 шт., в запасниках), Санкт-Петербурге (3 шт.), в Волгограде и Перми. В последних двух случаях речь идёт о статичных памятниках.
Потери среди пассажирских
До наших дней не сохранились многие уникальные троллейбусы. В начале материала упоминались машины серии ЛК. Стоит вспомнить и необычные двухэтажные ЯТБ-3, выпущенные в конце 1930-х годов общей партией 10 штук. Не так давно для киносъёмок был создан макет ярославского двухэтажника, за основу выступил… автобус ПАЗ-3205. Естественно, авторы этой реплики не пытались воссоздать оригинальное транспортное средство в сколь-нибудь точном и достоверном виде.
На ленинградском вагоноремонтном заводе в 1958 году было изготовлено не менее четырёх троллейбусов «Ленинград-1». За их основу были взяты привычные в те времена МТБ-82, но их экстерьер и пассажирский салон подверглись творческому переосмыслению. От этих машин ничего не осталось. Возможно, что один из МТБ-82, хранящийся в запасниках петербургского музея, станет базой для воссоздания этой крайне редкой модели.
К сожалению, остались только на фотографиях и кадрах кинохроники укороченные троллейбусы ЗиУ-7 и ЗиУ-11, первые экземпляры модели ЗиУ-9 (получившей в начале массового выпуска обозначение ЗиУ-682), опытные машины завода Урицкого 1980–1990-х годов, единственный экземпляр троллейбуса ЛиАЗ-5256Т (наверное, не нужно пояснять, какой автобус был взят за его основу).
Отдельная страница советской транспортной истории – троллейбусные поезда. Необычное сочетание уникальности и обыденности: модель массовая, а конструкция – нестандартная! Победила обыденность. В музее СПБ ГУП «Горэлектротранс» содержится бывший поезд из троллейбусов ЗиУ-682В, но о целесообразности его восстановления до сих пор идут споры. Остальные «длинномеры» по окончании эксплуатации были утилизированы.
В середине 1990-х годов завод Урицкого выпустил сочленённый троллейбус ЗиУ-6206, воплотивший в себе целую серию оригинальных конструкторских решений. Необычная машина несколько лет дорабатывалась и проходила обкатку, но так и не поступила даже в опытную эксплуатацию. Разобранный раритет ещё несколько лет назад хранился на территории завода «Тролза» и не так давно был сдан в утиль.
Эта же участь постигла единственный экземпляр модели Тролза-5264.02 «Слобода», работавший в Москве. Нестандартный по внешнему виду и конструкции троллейбус стоило сохранить для музея «Мосгортранса», но было принято бескомпромиссное и явно неверное решение, поставившее точку в истории этой модели. Надеемся, что такие события останутся в прошлом, и в музейных коллекциях российских предприятий городского электротранспорта удастся собрать и восстановить как можно более полный модельный ряд троллейбусов. Работа в этом направлении идёт, и это видно невооружённым глазом.
В очередной раз хотим поблагодарить всех, кто принимает участие в сохранении и реставрации музейной техники. Большое вам спасибо!