Опубликовано: ГП 08-2019
Петербургское ретро-пополнение

V Петербургский парад ретротранспорта 2019 года

Андрей Михайлов,
фото автора и Александра Еремцова

25 мая в Санкт-Петербурге состоялся юбилейный, пятый Международный парад ретро-транспорта. Рекордное по масштабам мероприятие стало крупнейшим и в Северо-Западном регионе, и в России, собрав участников из многих стран. В 2019 году парад гармонично влился в программу фестиваля SPbTransportFest, включавшего и выставку инновационного подвижного состава, и конкурс профессионального мастерства водителей автобуса. Прирост праздника ретротехники ощущался не только в массовости, но и в обновлении колонны, шествовавшей по улицам Северной столицы.

Все четыре предшествовавших парада прошли при несвойственной Петербургу солнечной погоде. В день пятого парада природа взяла реванш: под занавес мероприятия центр Санкт-Петербурга накрыл проливной ливень, загнавший гостей под крыши припаркованных на Инженерной улице экспонатов.

Помимо уже привычных делегаций из Эстонии и Финляндии, участвующих в параде на своей технике, пятый петербургский парад стал первым для делегации музея «Московский транспорт», входящего в структуры ГУП «Мосгортранс». Москвичи впервые отметились на параде со своей техникой – для этого четыре музейных экспоната прибыли в Петербург из столицы на полуприцепах-тяжеловозах, а три из них проследовали своим ходом в колоннах парада.

В этом году из-за соседства с выставкой инновационного транспорта организаторам парада пришлось ощутимо сократить количество машин-участников, представленных местными экспонентами – «Пассажиравтотрансом», «Горэлектротрансом» и компанией «RetroBus». Ряд машин, уже знакомых участникам и гостям мероприятия по прошлым парадам, в этот раз остались дома из-за пасмурной погоды и невозможности разместить все экспонаты на Инженерной улице, выделенной под выставку ретротехники.

Из-за нехватки пространства часть легковых участников заняла и Кленовую улицу, и даже участок набережной реки Фонтанки. В целом, не покидает ощущение, что мероприятие давно переросло площадку, которую оно занимает. Местным музейщикам и коллекционерам ещё осталось что показать и чем удивить!

Парад входит в программу празднования Дня города Санкт-Петербурга, отмечаемого ежегодно в конце мая. Организатором мероприятия традиционно выступает СПб ГУП «Пассажиравтотранс» совместно с компаниями RetroBus, СПб ГУП «Горэлектротранс» и администрацией Санкт-Петербурга.

Участники парада стартовали от Морской набережной, как и в прошлом году, далее они проследовали через Невский проспект к Инженерной улице, где до вечера была развёрнута выставка исторического подвижного состава.

Журнал «Грузовик Пресс» традиционно обозревает каждый петербургский ретропарад*, поэтому в обзоре мы расскажем только о новых участниках, примкнувшим к параду впервые.

[b]Автобус Setra S80, 1972 г.в.[/b] <br />Новый яркий экспонат прибыл из Эстонии. В коллекции эстонского объединения Mootor Grupp таких машин две: одна, синего цвета, уже была в Санкт-Петербурге на парадах. Теперь Северную столицу повидала и вторая S80, оранжевого цвета. Этот автобус был выкуплен эстонскими реставраторами в Дании, где машина работала до 2015 года
[b]Автобус SKV / Volvo B635–08, 1962 г.в.[/b] <br /> Самый необычный автобус парада прибыл из Эстонии – автобус с алюминиевым кузовом SKV на переднемоторном шасси Volvo B635–08. Кузов машины построила компания SKV – Svenska Karosseriverkstäderna AB («Шведские кузовные мастерские») из города Катринегольма. В середине XX века SKV была лидером автобусного кузовостроения в Швеции. Интересная особенность этой машины – руль справа: если помните, до 1967 года в Швеции действовало левостороннее движение. Двери этому автобусу перенесли с левого на правый борт уже в ходе эксплуатации, причём в «переходный период» шведские автобусы зачастую работали с дверьми с обеих сторон. Позднее SKV была поглощена компанией Scania и действовала как автобусный завод до закрытия в 2001 году
[b]Городской автобус Ikarus-180.31, 1972 г.в.[/b] <br /> Самой ценной машиной, представленной московской делегацией, стал этот «Икарус-180» – единственный образец модели в бывшем СССР, и один из двух – во всём мире (вторая машина хранится в музее BKV под Будапештом). Уникальную «гармошку» восстановили в начале 1990-х на заводе СВАРЗ, взяв за основу два «прежде незнакомых» друг с другом сарая, найденных на садовых участках в разных районах Подмосковья. С 1995 года он полноправный музейный экспонат в коллекции «Мосгортранса». К сожалению, по техническим причинам «Икарус» принял участие в параде только как статический экспонат – внутри громадного «Мосгортранса» не нашлось ресурсов для того, чтобы починить его коробку передач. Поэтому автобус привезли на буксире сразу на Инженерную улицу, минуя остальные мероприятия парада. Тем не менее, даже недвижимый «180-й» стал одной из главных звёзд мероприятия
[b]Автобус ЗИЛ-158В, 1965 г.в.[/b] <br /> – другой гость из Москвы. Московский ЗИЛ-158в дважды «закипел» на Невском проспекте, но всё-таки смог завершить парадный рейс своим ходом. Он выпущен ЛиАЗом в 1965 году. Вопреки заблуждению, серийные автобусы семейства 158 никогда не несли марки «ЛиАЗ», даже несмотря на то, что вся геральдика намекала именно на ликинское происхождение автобуса. В первой жизни этот «158В» возил персонал КБ Ильюшина в Москве, а после списания угодил на садовый участок закреплённого за ним водителя в Воскресенском районе. В начале «нулевых» этот автобус был восстановлен из пустого кузова на мостах на московском заводе «Аремкуз» для музейной коллекции «Мосгортранса»
[b]Автобус ЛАЗ-695Е, «Елена», 1968 г.в.[/b] <br /> – третий автобусный делегат от «Мосгортранса». ЛАЗы «Е-серии» при практически неизменной внешности отличались от предшественников «Б-серии» новейшим на тот момент мотором V8 модели ЗИЛ-130. Поздние экземпляры «Елен» оснащали ведущим мостом Raba венгерского производства. До середины 1990-х годов этот автобус служил развозкой при институте химии Академии наук в Москве. Музею «Мосгортранса» автобус достался в ходовом и комплектном состоянии, не требовавшем реставрации. После нескольких перекрасок и незначительных косметических работ это единственный действующий ЛАЗ «Е-серии» в России и СНГ и, очевидно, единственная машина этой генерации, сохранённая почти в первозданном виде, не проходившая реставрации
[b]Автобус Ikarus-630, 1967 г.в.[/b] <br /> – главная премьера от хозяев мероприятия – Петербургского музея автобусов СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Он приобретён в казахстанском Кокчетаве. Изначально машина была построена в виде передвижного зубоврачебного кабинета («Дентобус») – они широко использовались в СССР для оказания квалифицированной медпомощи даже в отдалённых селениях. Позднее автобус достался местным гонщикам, которые возили в нём кроссовые мотоциклы, от них в наследство осталась надпись «Федерация автоспорта» на переднем аншлаге. А потом, вплоть до середины нулевых годов, в этом «Икарусе»… возили картошку на продажу в Омск! Сегодня – это единственный в России и бывшем СССР ходовой образец переднемоторного семейства «Икарусов», включающего модели 620 и 630. В Санкт-Петербург машина была доставлена минувшим летом прямо из Казахстана на специальном автобусном эвакуаторе «Пассажиравтотранса»
[b]Автобус ЛиАЗ-5256.25, 2002 г.в[/b] <br /> – самый молодой экспонат ретропарада. Он восстановлен Колпинским автобусным парком «Пассажиравтотранса». Городские автобусы модели 5256 сняли с эксплуатации в Санкт-Петербурге в 2019 году, и, не откладывая дела в долгий ящик, подготовили музейный экспонат из числа последних действовавших машин. Первоначально этот автобус был оснащён дизелем Caterpillar 3116 в паре с механической коробкой передач, а позднее уже в ходе эксплуатации в автобус внедрили «автомат» Voith DIWA 2. В такой конфигурации ЛиАЗ-5256.25 считается очень надёжной и живучей машиной, а выпуск ЛиАЗов с этим мотором был свёрнут только по причине ужесточения экологических требований. Машина с 2002 по 2016 год работала в Колпинском автобусном парке и была восстановлена там же как музейный экспонат к параду 2019 года
[b]Санитарный автобус ПАЗ-672М, 1989 г.в.[/b] <br /> Другой премьерой от музейщиков «Пассажиравтотранса» стал этот «колобок», выполненный в виде передвижного санитарного автобуса.Первоначально этот ПАЗ работал служебной развозкой в Астрахани, а последние несколько лет находился в частной коллекции в Кировской области. В Петербурге машину освежили, перекрасили соответствующим образом и оснастили комплектом носилок в салоне. Подобные машины, оснащённые комплектом носилок на месте обычного пассажирского салона, стояли на вооружении автопредприятий всего бывшего СССР – они должны были послужить резервными мобильными госпиталями на случай катастроф или военных действий. К счастью, по назначению им поработать так и не довелось
[b]Автобус Ikarus-256.50, 1990 г.в.[/b] <br /> на петербургском ретропараде впервые. Это частный «Икарус», принадлежащий местному жителю. Автобус модели 256.50 принадлежал одному из предприятий города Великие Луки (Псковская область), а с 2016 года обитает в Санкт-Петербурге. Обычно автобусы модели 256.50 предназначались для поставок внутри Венгрии. Эта машина – исключение: судя по заводской табличке, выполненной на русском языке, она изначально построена для России, но у неё есть ряд мелких атрибутов, характерных именно для семейства 256.50
[b]Автобус Ajokki Victor / Volvo B58-60-S1, 1988 г.в.[/b] <br /> привезла финская делегация из общества любителей старых автобусов – SLHS. Неприметная, но от этого не менее интересная машина. Этот Ajokki Victor на шасси Volvo B58-60-S1 работал у перевозчика Väinö Paunu Oy в финском городе Тампере, там же, где базировался кузовостроительный завод Айокки. Перевозчик заказал в Бразилии, куда перенесли производство устаревшего шасси B58, голую раму этой модели, самостоятельно (!) доукомплектовал её всем необходимым и отдал на монтаж кузова местной компании Ajokki Oy – получилась своего рода финская самоделка, или «каша из топора». Ещё одна особенность этой машины – экзотическая коробка передач Wilson с пневматическим приводом. С 1989 по 2005 год этот автобус был закреплён за линией Тампере – Кухмалахти (ок. 50 км), а после снятия с эксплуатации машину сохранили в качестве музейного экспоната SLHS
[b]Автомобиль «скорой помощи» ГАЗ-АА, 1941 г.в.[/b] <br /> принадлежит петербургской автобазе Скорой помощи. В ретропараде она участвует впервые. На Кленовой улице стоял санитарный автомобиль типа ГАЗ-55 на шасси ГАЗ-АА с богатейшей биографией. Эта машина с 1943 года служила на Ленинградском фронте, в том числе – для эвакуации раненых. С 1945 года она вернулась в народное хозяйство, а с начала 50-х сохранена как исторический экспонат. На ленинградской автобазе Скорой помощи машину восстановили под руководством водителя 2-й колонны 2-го филиала автобазы А.П. Чураева. Санитарная «полуторка» снялась во множестве кинофильмов, в том числе «Торпедоносцы», «Порох», «Васька» и другие
[b]Автомобиль «скорой помощи» РАФ-22031-01, 1990 г.в.[/b] <br /> Второй экспонат автобазы «скорой помощи». За основу при восстановлении РАФа взяли комплектный «гражданский» микроавтобус, а оборудование позаимстововали с пришедшего в негодность «медицинского» донора, хранившегося как учебное пособие в Петербургском фельдшерском медицинском колледже. Приятным дополнением к машине стало то, что для большего исторического соответствия её снабдили костюмированным экипажем из числа сотрудников предприятия
[b]Грузопассажирский фургон Żuk A07B, 1990 г.в.[/b] <br />Один из индивидуальных петербургских коллекционеров приехал на парад похвастать обновкой – грузопассажирским фургоном Żuk A07B, выпущенным польским заводом FSС, или Fabryka Samochodów Ciężarowych в Люблине. В эпоху соцлагеря подобные машины достаточно массово поставлялись в СССР, где использовались в качестве развозных и грузопассажирских малотоннажников. Эта машина позднего выпуска (1990 года) была приобретена в коллекцию в Воронежской области
[b]Развозной фургон Ford Taunus Transit, 1965 г.в.[/b] <br />Среди техники из СССР и стран соцлагеря на параде отметились и иномарки из Западной Европы. Самым экзотическим их представителем стал древний развозной фургон Ford Taunus Transit, выпускавшийся немецким филиалом «Форда» в середине 1960-х на базе легкового бестселлера Taunus. Так как первый «Транзит» был выпущен не немецким, а британским филиалом «Форда», сложилась коллизия: первый «Транзит» у немцев и британцев был разным. Поэтому «Таунус Транзит» формально не входит в официальную летопись суперуспешной модели, а счёт поколениям «официальный» Форд ведёт не по порядку их выхода, а по годам в производстве
[b]Грузопассажирский фургон Nysa 522M, 1990 г.в.[/b] <br />В паре с польским «Жуком» из той же коллекции на парад прибыла и «Ныса» – фургон, выпускавшийся заводом FSD, или Fabryka Samochodów Dostawczych в городе Ныса. Эта машина, прежде служившая лабораторией контроля качества воды, восстановлена в качестве обычного грузопассажирского фургона, а для парада была оклеена в рекламу дружественного владельцу хостела
[b]Трамвай 71-605 (КТМ-5м3), 1983 г.в.[/b] <br />Исторически советский Ленинград обходился трамваями собственного производства – сначала Путиловского/Кировского завода, а после – ВАРЗа. Но в этом правиле случилось одно крупное исключение: в начале 1980-х, когда ВАРЗ реконструировали и его производственные возможности были ограничены, Ленинград получил крупную партию усть-катавских вагонов 71-605 (известных и как КТМ-5м3). Все они поступили в новопостроенный Совмещённый трамвайно-троллейбусный парк, обслуживающий маршруты северо-востока города. Эти вагоны, заметные благодаря сдвижным дверям и гофрированной обшивке, – самые популярные трамваи в мире с тиражом, превышающим 14 тысяч экземпляров, они превзошли даже чехословацкую Татру Т3!
В параде поучаствовали сразу два «Транспортёра» поколения Т2 – заднемоторных, с моторами воздушного охлаждения. Первая машина – Volkswagen Transporter T2, 1976 г.в. – представлена в стандартном комби-варианте, вторая – Volkswagen Transporter T2, 1974 г.в. – в исполнении с нестандартной высокой крышей, выполненной сторонним производителем
В параде поучаствовали сразу два «Транспортёра» поколения Т2 – заднемоторных, с моторами воздушного охлаждения. Первая машина – Volkswagen Transporter T2, 1976 г.в. – представлена в стандартном комби-варианте, вторая – Volkswagen Transporter T2, 1974 г.в. – в исполнении с нестандартной высокой крышей, выполненной сторонним производителем
[b]Трёхосный полноприводный грузовик Praga V3S, 1980 г.в.[/b] <br />Самым ярким грузовым экспонатом парада стала эта «Прага», купленная питерским коллекционером в Брянске. Трёхосный полноприводный грузовик с полукапотной кабиной и оснащённый дизелем воздушного охлаждения от «Татры» – настоящая гордость производителя, выпускавшаяся много лет кряду. В СССР такие машины поставлялись небольшими партиями в качестве медицинских спецмашин, для работы в сельской местности и в условиях бездорожья. Часто они были приписаны к больницам – в надстройке этой «Праги», в частности, был оборудован мобильный рентген-кабинет
[b]Автоцистерна ГАЗ-52-04, 1977 г.в. с прицепом-бочкой[/b] <br />Компания RetroBus в этом году удивила «неавтобусным» приобретением. На сей раз публике показали грузовик, пополнивший коллекцию в этом году. ГАЗ-52-04 первоначально служил армейской дезинфекционной установкой, много лет провёл на консервации, а после выхода «на пенсию» обрёл цистерну для перевозки воды и живой рыбы. В таком виде он отслужил несколько лет в Костромской области, а теперь это ретро-экспонат, дополненный прицепом-бочкой для кваса
[b]Трамваи ЛМ-47, 1948 г.в. и ЛП-47, 1949 г.в.[/b] <br />Трамваи – Ленинградский Моторный и Ленинградский Прицепной, образца 1947 года, или ЛМ/ЛП-47, строились после войны на шасси разрушенных бомбёжками «американок» – довоенных вагонов ЛМ/ЛП-33. За окрас в цвет слоновой кости их прозвали «слонами», а модель стала крайне немногочисленной. Уже в 1949 году был налажен выпуск полноценно новых вагонов серии ЛМ/ЛП-49 на новой ходовой части. Моторный вагон ЛМ-47 служил путеизмерителем, а прицепной ЛП-47 – складом в депо,  они были восстановлены в 1997 году к 90-летию петербургского трамвая
[b]Троллейбус СВАРЗ-ТБЭС, 1957 г.в.[/b] <br />также прибыл из Москвы. Специальный экскурсионный троллейбус с «прозрачным» кузовом был разработан заводом СВАРЗ специально для обслуживания линии по территории московского ВДНХ. По мере замещения линии новыми машинами ТБЭСы снимали оттуда в пользу обычных городских маршрутов – и даже передавали в другие города. На его передней части – внушительная литая эмблема с символом ВСХВ/ВДНХ – скульптурой «Тракторист и колхозница», украшающей арку главного входа ВДНХ и сегодня. По агрегатам же машина близкородственна троллейбусам МТБ-82 – более современной базы для троллейбуса на тот момент в СССР не существовало. Этот троллейбус был восстановлен к 850-летию Москвы, в 1997 году, родным заводом СВАРЗ. Мероприятия в Санкт-Петербурге он посещает уже в третий раз, но прежде это были парады троллейбусов, организуемые петербургским Музеем ГЭТ
[b]Трамвай ЛМ-68М, 1977 г.в.[/b] <br />или «Машка» (дальнейшее развитие «Аквариума» ЛМ-68), и наиболее массовый трамвай в истории Ленинграда, до сих пор он самый распространённый в городе. Общий тираж таких вагонов превысил две тысячи единиц, они по-прежнему широко применяются на маршрутах города на Неве. Этот музейный вагон восстановлен по образцу раннего выпуска, в лимонном окрасе с зелёными полосами
Комментировать ... >>
Loading...