Масштабные модели «Руссо-Балт» С 24/40 торпедо и «Руссо-Балт С 24/30 – Кегресс»
Кто интересуется автомобильной историей России начала ХХ века, безусловно, согласится со мной, что одними из ярких автомобилей тех лет, производившихся на территории Российской империи, были автомобили Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), располагавшегося в Риге. Процессу создания и развития этого предприятия, его ценным бумагам и выпускаемой продукции посвящено множество статей, монографий и книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Неоднократно обращался к этой теме и наш журнал*.
«ГП» № 6, 2009 г. «Русско-Балтiйскiй Т»;
«ГП» № 7, 2009 г. «Незаконченный пробег»;
«ГП» № 10, 2009 г. ««Русско-Балтийский» или «Русско-Швейцарский»?»;
«ГП» № 8, 2010 г. «Детище войны»;
«ГП» № 10, 2011 г. «Автомобили «Руссо-Балт» специального назначения (ч. 1)»;
«ГП» № 11, 2011 г. «Автомобили «Руссо-Балт» специального назначения (ч. 2)»;
«ГП» № 2, 2012 г. «Необычная русско-балтийская эмблема»
«ГП» № 5, 2012 г. «Приборы Кегресса»;
«ГП» № 5, 2013 г. «Прощальный показ»;
«ГП» № 8, 2013 г. «Кегресс» – работа над ошибками».
Интерес к РБВЗ не ослабевает, особенно к изделиям его автомобильного отдела, образованного в 1908 году. К сожалению, до наших дней сохранился единственный экземпляр автомобиля «Руссо-Балт» К12/20 1911 года выпуска. Он хранится в автомобильном отделе Политехнического музея столицы России (см. «Прощальный показ»). Пожарный автомобиль «Руссо-Балт» Д24/40, находящийся в Рижском автомобильном музее, к сожалению, не полностью состоит из оригинальных деталей.
Именно поэтому продукция предприятий, мастерских и мастеров-одиночек, создающих масштабные модели, это, по сути, единственная возможность увидеть автомобили, выпускавшиеся РБВЗ, в объёме. Благодаря инициативе сотрудников саратовского объединения «Тантал» (позднее переименованного в «Агат»), начиная с 1978 года, увидели свет копии в масштабе 1:43 пяти различных модификаций автомобилей «Руссо-Балт», которые в дальнейшем позволили расширить линейку моделей автомобилей РБВЗ путём «конверсирования» этой продукции.
Подобные «конверсии» создавались как мастерами-одиночками (Виталий Молотков, Андраник Манукян, Андрей Самолдин, Игорь Ильюшин и др.), так и объединениями, например, «ЕКАМ», «Саратовская лаборатория мини-моделей», «АБ-Моделс». Но не стоить думать, что масштабные модели автомобилей «Руссо-Балт» изготовлялись только на базе продукции «Тантал». Известны и модели, созданные с нуля, например, мастерскими «Русский вариант», Eastern Models или мастерами Игорем Борцовым, Евгением Бабуриным, Дмитрием Володичевым и ранее уже упоминавшимся Андраником Манукяном.
Но, к сожалению, большую часть «конверсий», изготовленных в девяностых годах прошлого века и начале двухтысячных, а также качественные самоделки уже крайне трудно найти – в среде коллекционеров это признанные раритеты. Видимо, поэтому, двое друзей, любимой маркой автомобиля которых является «Руссо-Балт», решили изменить существующее положение вещей.
Зиновий Романович Лахтерман, 65 лет. Бывший организатор и первый председатель Киевского городского клуба стендового моделизма. Один из основателей мастерской «Разум» в начале 1990-х годов работал там вместе с Ш. Сабитовым и В. Молотковым. С 2001 года проживает в Германии, коллекционирует в основном уменьшенные в 43 раза копии пожарных автомобилей.
Станислав Васильевич Кирилец, 53 года. В Германию переехал из Ленинграда в 1991 году. С детских лет увлекается коллекционированием масштабных моделей автомобилей и всего, что связано с историей их прототипов – в первую очередь книги и старые фотографии, журналы, проспекты по автоистории. В начале 1990-х Станислав одним из первых организовал собственное дело за рубежом по продаже масштабных моделей российского и украинского производства. Постепенно отошёл от модельного бизнеса и профессионально занялся историческими исследованиями – основное направление автомобилизм в Российской империи. Результатом его деятельности в этом направлении стали более 100 статей и очерков в российской и немецкой прессе. Станислав является одним из авторов книги «Автомобили Русской Императорской армии» («Русские Витязи». М., 2010).
Началось все в 2008 году, когда Станислав увлёк Зиновия идеей мелкосерийного производства редких модификаций автомобилей «Руссо-Балт». Копировать предполагалось конкретные исторические автомобили, но создавать их модели не с нуля, а путем тщательной переделки масштабных моделей, выпущенных саратовским объединением «Тантал». Станислав Кирилец взял на себя заботы по подбору информационного материала, необходимого для создания будущей масштабной модели, поставке моделей «доноров», обеспечению финансирования, организации продвижения на рынок и сбыту готовой продукции. Зиновию Лахтерману изготовлял чертежи и готовые модели. Реализовывался проект в небольшой мастерской Лахтермана, расположенной в его квартире.
Первой моделью, созданной в 2011 году, стала копия штабного автомобиля «Руссо-Балт» модели С 24/40 торпедо (шасси № 376, ХIII серии) выпуска 1914 года из состава автомобильной команды крепости Владивосток, на котором начальник автокоманды штабс-капитан А.П. Головачёв предпринял летом 1914 г. пробег из Владивостока в Петербург. Пробег был прерван 18 июля 1914 г. в Чите, когда позади было уже 1892,9 вёрст, из-за объявления мобилизации на Первую мировую войну (см. «Незаконченный пробег»).
В качестве «доноров» для создания копии автомобиля использовались номерные модели А 22 «Руссо-Балт» С24/40 торпедо объедения «Тантал» выпуска 1984 года. Лахтерман саратовские модели скрупулезно довел до «ума». Много пришлось пилить и шпатлевать, применить фототравление (решётка радиатора, рычаги переключателя скоростей и ручного тормоза), спаять из проволоки держатели для фар и ручку пуска двигателя, укрепить тонкую кожу (защитный фартук, ремень на капоте). Необходимо было изготовить множество дополнительных деталей: флаги, флагштоки, коврики в салоне, дополнительные бензобаки, канистры для масла, ящики, дорожный мешок, застеклить фары и подфарники, подобрать необходимый цвет краски, для окрашивания кузова, нанести надписи, регистрационный номер. Огрехи производителя «донорской» модели были по возможности устранены, но полностью исправить их не удалось. Отсутствовал и маскот – фигурка орла на радиаторе автомобиля, который был у реального прототипа. Тираж моделей составил 16 штук, из них 15 поступило в свободную продажу, поэтому эта масштабная модель – уже раритет.
Второй моделью дуэта Кирилец – Лахтерман стала копия автомобиля «Руссо-Балт С 24/30 – Кегресс» (шасси № 21, серия IV, переделка 1913.). Подробную информацию о прототипе можно почерпнуть из публикаций Станислава в журнале «Грузовик Пресс» (см. «Автомобили «Руссо-Балт» специального назначения (ч. 1)» и «Приборы Кегресса»). Новая конверсия вышла в свет уже с новым логотипом – маскот орла с радиатора автомобилей «Руссо-Балт» и буквами ЛК = Лахтерман и Кирилец, отныне друзья решают использовать его во всех своих проектах.
Для создания второй «конверсии» в качестве «донора» использовались масштабные модели саратовского производства. Но дополнительно Станислав и Зиновий привлекли к работе и коллектив известной украинской мастерской «Херсон Моделс», где заказали изготовление деталей подвески с гусеницами и полозья (лыжи). После поиска возможных технических решений остановились на следующем варианте исполнения: мост и кардан взять от моделей «доноров», причём задний мост и его крепление были кардинально изменены, ось немного удлинить и вместо стандартных задних колёс установить вновь изготовленные «приборы» Кегресса. При таком подходе имитация подвески оказалась недействующей, так как крутящиеся барабаны и ролики гусениц изготовить не представлялось возможным.
Помимо деталей подвески и гусениц в мастерской «Херсон Моделс» были заказаны клаксон, боковые сумки, полозья с треногами, цилиндры, в которые входят треноги (середину балки по технологическим причинам решили использовать от модели «донора»). Лыжи, которые размещались на передней оси модели, установили не на одном уровне с шинами, а чуть-чуть повыше – буквально на 0,2 мм, чтобы вся нагрузка от веса модели шла на передние колёса, а не на эти довольно ажурные детали (кстати, они и на прототипе стояли чуть выше, но высоту можно было регулировать в зависимости от дорожных условий гайкой на цилиндре).
Гусеницы для модели изготовили специалисты «Херсон Моделс» из резины с правильным профилем – двойной зигзаг, боковой обвес гусениц отлили из полистирола. Цвет модели выбрали тёмно-зелёным с изумрудным оттенком, сиденья светло-зелёные матовые, комбинация цвета оказалась очень привлекательной.
Как и при работе над первой «конверсией» вновь использовали изготовленные на заказ фототравленые детали: маскот орла на радиаторе, рамку стекла (с возможностью откидывания), приводные цепи, рычаг переключения скоростей, фирменную надпись «Русско-Балтийский» на радиаторе. Кропотливую и трудоёмкую сборку деталей подвески и полозьев, подгонку и установку их на модели, покраску и окончательную сборку моделей осуществил Зиновий Лахтерман. Он же изготовил из толстой фольги накладки на капот с луврами, для этого Зиновию пришлось создать металлическую пресс-болванку. В итоге получилась правдоподобная масштабная модель, а в сочетании с имитацией снега на подставке и фото русской природы в качестве задника в боксе ещё и прекрасно оформленной.
Первые двадцать экземпляров уменьшенных в 43 раза «Руссо-Балт С 24/30 – Кегресс» были проданы в конце 2012 года. После получения моделей коллекционеры высказывали критику по поводу несоответствия между качеством проработки созданной подвески и используемого от модели «донора» и переделанного кузова выпущенной копии автомобиля. Но её создатели Кирилец и Лахтерман сразу позиционировали свои изделия как максимально качественные «конверсии», а не выполненные с нуля модели, поэтому с этим пришлось смириться. Всего планируется выпустить 60 экземпляров копий автомобиля «Руссо-Балт С 24/30 – Кегресс».
На изготовлении второй «конверсии» С. Кирилец и З. Лахтерман решили не останавливаться, в планах очень много интересных новинок, например, «Руссо-Балт» С 24/30 ремонтная авиационная летучка 1911 года.