Фотообзор пассажирского транспорта Албании
Все, кто узнавал, что я еду в Албанию, удивлялись: я первый из знакомых, кто туда едет. Поездку в эту страну никогда и не планировал. Во многом интерес к этой теме зажёг шеф-редактор журнала «Грузовик Пресс» Юрий Петров, умеющий в хорошем смысле заразить новым интересом.
С 2009 г. власти Албании с весны по осень отменяют для россиян визовый режим. Делается это для привлечения туристов на морское побережье страны – главное, по мнению албанцев, место притяжения. Из России прямого сообщения с Албанией нет. Авиарейсы совершаются через Турцию и Сербию. Я выбрал наземный маршрут из македонской столицы Скопье.
Европейская страна без будущего…
С первых часов поездки транспорт Албании, от границы с Македонией до столицы Тираны, вызывал у меня пристальное внимание. Какие тут улицы, техника и где что-то их, албанское? Визуальное сканирование потока оказалось напрасным напряжением зрения – никаких аутентичных машин. Эхо прошлого тут найти сложно, даже если это касается архитектуры и памятников.
Под палящим солнцем будь то город или посёлок, везде встречаются люди в тёмных куртках. Это первая особенность страны. Вторая, не менее заметная, это большое количество машин марки Mercedes-Benz. Они тут как такси и просто личный транспорт. На них возят хлеб, животных, они преобладают на всех дорогах. Можно сказать, что на десять «Мерседесов» в потоке машин приходится лишь одна модель иного производителя.
Въезжая вглубь страны, разобраться в том, где заканчивается один город и начинается другой сложно. Повсюду дома, бараки и рынки. Так по новенькой трассе, очень похожей на автобан, мы въехали в Тирану. В столице нет номеров на домах и строениях; железнодорожного вокзала; автовокзала…
Зато в столице есть около десяти крупных дорог, на выездах которых есть стоянки междугородных автобусов, где среди продавцов чебуреков и колы молодые ребята зазывают на свой автобус, выкрикивая название города.
Единственным видом городского пассажирского транспорта в Тиране, да и в других городах Албании, был и остаётся автобус. В столице действует 12 маршрутов, из которых два кольцевых, восемь сходится в центре, откуда словно лучи направляются к окраинам и два магистральных, проходящих через весь город, заезжая в центр. Для каждого маршрута используется своя окраска кузова. Почти сразу бросается в глаза наличие не совсем свежих автобусов европейского производства: Mercedes-Benz, Scania, Solaris, Van Hool, Volvo, Renault – они в Тиране самые распространённые.
В 2013 г. мэрия Тираны планировала начать строительство трамвайной линии длиной 9 км по маршруту «Киностудия – Комбинат» через центральную площадь Сканденберга. Предполагалось организовать 14 станций на расстоянии 300 м и выделенный коридор для движения. Никаких следов начала строительства до настоящего времени в городе нет, а о дальнейших планах ничего не анонсируется.
…и без прошлого
За четверть века вся Албания так рвалась к переменам, что теперь заметить какую-то экзотическую самобытность очень сложно. Сами албанцы напрочь не хотят вспоминать о прошлом столетии, где они были загнаны на задворки истории как при итальянской оккупации, так и находясь в плену социалистических утопий.
В немногочисленных музеях почти нет фотографий с видами улиц, домов и городов. История разделена на этапы далекого средневековья и период падения коммунизма. Самое печальное, что национальное производство, в том числе автомобилестроение второй половины XX века и вовсе считается позором, и для большинства албанцев уже практически забытым, ведь свидетельств о том нигде в стране нет.
Невыносимое желание НАЙТИ двигало мною все дни пребывания в Албании. На самокате, привезённом из Москвы, с утра до вечера я проезжал по улицам и дворам, мимо автосервисов и пунктов приёма самых различных запасных частей с одной лишь целью найти что-то не новое. А есть ли они, свидетели прошлой Албании? За время поисков мне попался лишь разобранный ГАЗ-69, несколько немецких «жуков», итальянских фиатов и разумеется «Мерседес». В музее БункАРТ на месте некогда секретного бункера Энвера Ходжа в одной из комнат были отдельные детали от китайского грузовика, аналога советского ЗИС-157 и на этом, пожалуй, всё.