Опубликовано: ГП 03-2018
Что хорошего в Скопье?

Обзор автотранспорта Македонии

Константин Климов, фото автора

О Македонии (или как её называют многие бывшая югославская республика Македония) и о её столице, городе Скопье, мы почти ничего не встречаем в новостях. Чем живёт и дышит город, что стало с местным автопромом – это те вопросы, ответы на которые я и поехал искать в конце прошлого года.

Две эпохи одного города

Перед тем, как поехать в Скопье, я по привычке провёл в Интернете рекогносцировку улиц и был изумлён: по городу ходят почти только двухэтажные автобусы красного цвета.

Уже гуляя по македонской столице, сразу обратил внимание на не совсем новые автобусы, все как на подбор с бело-красными кузовами. Две разных эпохи, два мира сочетаются в одном городе. Первый с чертами Великобритании, западной Европы, которые несут в себе двухэтажные автобусы. Второй социалистический. Во времена объединённой Югославии, куда входила и Македония, подавляющее количество городских автобусов было окрашено именно так – в бело-красный цвет. Уже в 1990-е годы были введены новые оттенки, и от привычных схем почти все города отказались.

202 двухэтажных автобуса Yutong ZK6116HGS эксплуатирует в городе с 2011 г. муниципальная компания компания ЈСП Скопје, тогда же была построена и триумфальная арка «Македония», к которой сейчас возят туристов
79 автобусов ЛАЗ A183D1 вышли на маршруты с февраля 2011 г.
IK115 производства Ikarus-Zemun (позднее Ikarbus)

Красная столица

Скопье расположен в долине, между горами и холмами, поэтому, находясь в центре на возвышенности, можно рассмотреть всю столицу от края до края. После разрушительного землетрясения 1963 года город отстраивали вновь, его проектировали японские архитекторы с присущими им минимализмом и особенностями. Первое такое здание сразу встречается в центре – это железнодорожный вокзал, построенный на сваях на один уровень выше земли. Под ним расположен автовокзал.

О том, что в Скопье среди изобилия новых автобусов можно встретить раритетные Sanos S115 и Sanos S200, никто и нигде не сообщал. За прошедшее десятилетие цены на новые и подержанные автобусы заметно уменьшились, это привело к повсеместному почти полному списанию старого парка. Но ежедневно от трёх до пяти Sanos S115 выезжает на маршруты, сочленённый Sanos S200 был замечен лишь в единственном экземпляре, да и тот работал один раз. Уверен, что сегодня только в Македонии можно встретить автобусы этого семейства в регулярной пассажирской эксплуатации.

Sanos S115 с газовыми баллонами на крыше, таких машин замечено две единицы Sanos S115 с газовыми баллонами на крыше, таких машин замечено две единицы
Изредка в городе попадаются образцы Sanos S213
В автобусном парке на задворках стоят фактически музейные образцы автобусов

Большая гордость

Главный цех завода «Санос ДОО»

Знатокам автомобилестроения и транспорта Македония известна прежде всего как родина автобусов Sanos. Одноимённый завод «Санос ДОО» расположен близ центра столицы, недалеко от единственного автобусного парка. На карте завод так и обозначен – «Санос – фабрика за автобуси». Но что на карте числится как ул. Македония, д. 516, на деле оказалось тропинкой, а найти ныне полузаброшенный завод помогли местные жители, которые живо откликнулись на русскую речь. Фабрика Санос? Так вот она!

Огороженный по всему периметру опустевший завод закрыт. На всём предприятии попался лишь охранник, сидевший на проходной под выцветшими логотипами «Sanos». Всё выглядело как-то знакомо и по-советски заброшенно. Сами транспортники утверждают, что окончательно завод погубил «украино-китайский» заказ, когда муниципалитет сначала приобрёл новые автобусы ЛАЗ на Украине, а затем Youtong в Поднебесной, при этом оставив свой завод без заказов.

На задворках встречаются TAM 75 A5, которые уже переделаны в фургоны

Вообще же национальную гордость местного населения составляет почитание глубокой древности, основу которого составляет крепость Кале, заложенная в X веке и мосты XV века через реку Вардар. Весь город заставлен памятниками рыцарям и героям легенд. Современность и новейшая история не в почёте – она ещё не отрефлексирована в мемуарах, не покрыта слоем мифов.

Автобусы малого класса TAM 130A8 сейчас больше используют в качестве служебных

Местная история

Неожиданно на одной из улиц города мне попался импровизированный музей автостарины. Грузовики, легковые машины, выпущенные в середине прошлого века, стояли прямо на обочине дороги и во дворе дома. Хозяина машин дома не было, но, без сомнения, его усилия по сбору в одном месте этих машин может вызывать только интерес и уважение.

На дорогах ещё попадаются советские ВАЗ-2108 с коротким крылом и междугородные Sanos S415
Пожарная автоцистерна TAM 170 T14G позднего выпуска
Импровизированный музей в частном секторе с грузовиком TAM 4500 и малолитражками Zastava Scala 55 и Škoda 1100MB

В середине 2010-х годов в бывшей столице Югославии Белграде в музее науки и техники среди немногих натурных экспонатов был сохранён один из последних линейных автобусов Sanos S115 компании ГСП, крупнейшего перевозчика Сербии. Это был единственный в своём роде музейный автобус данного типа, в 2017 году его удалили из музея. Уникальный в своём роде сочленённый автобус Sanos S200 в виде кузова сохранился в Московском музее транспорта. Пока неизвестны другие музейные единицы автобусов «Санос», ясно лишь то, что в самом городе, где выпускались эти очень изящные автобусы, целесообразности в сохранении собственной истории пока не видят.

Наглядный показатель доверия к марке. Если «ГАЗель» везёт японский мини-экскаватор, то ноша трудяги TAM 170 T14 – строительный мусор и огрызки труб
Югославский долгожитель ФАП 1314 выпускали в 1962–2004 гг. по лицензии компании Saurer
Комментировать ... >>
Loading...