Опубликовано: ГП 07-2008
М52: дорога Кольки Снегирёва

«Вольво в мае на Алтае» – юбилейный автокараван Volvo Trucks

Александр Трохачёв, фото автора

Повестка дня прежняя – М52, Чуйский тракт. Штурмовать перевал уже не придется, а потому можно расслабиться. Стоп! На этой дороге расслабляться нельзя. Извилистые изгибы шоссе коварны встречным транспортом, срезающим углы. Крутые повороты, уходящие за вертикальные поверхности скал, до выхода из них держат в напряжении. А еще на ряде участков можно ждать оползней, песка или… перевернутой машины. И поскольку за полдня нам предстоит одолеть почти 400 км, нужно сохранять концентрацию.

По пути то и дело встречаются агитки ГИБДД на больших и малых щитах: «Ты обязательно доедешь: спокойствие важнее глупых секунд», «Никто тебя не заменит, ты нужен своей семье» и т.п. Дело, конечно, хорошее, но от этих напоминаний почему-то мороз по коже. Неужели нельзя деликатнее?!

Белый Бом

Услышав это название, я вспомнил фильм «Белый Бим Черное ухо». Но на этот раз речь шла не о преданной собаке, а об огромной скале из белого известняка. Расположена она в 308 км от Маймы. Кстати, до того, как был проложен Чуйский тракт, Белый Бом (Ак-Бом по-алтайски) являлся самым опасным местом всей трассы. Отвесные стены, нависшие над Чуей, лишь подчеркивают величественность этого естественного изваяния на местном торговом пути. Некогда цельный исполин теперь проточен у подножия, приютив там двухполосную современную трассу. Но если не торопиться и приглядеться к окрестностям внимательнее, глаз без труда уловит очертания заросшей травой и кустарником гравийной ленты старой дороги. Она тянется выше по склону горы и восхищает смелостью тех, кто ее когда-то прокладывал.

То тут то там старый Чуйский тракт пересекают оползни. Ничего не поделаешь: здесь идет процесс разрушения гор. Правда, ученые отмечают и процесс горообразования. Между прочим, Горный Алтай считается сейсмоопасной зоной. Землетрясения здесь – явление обычное, хотя в масштабе человеческой жизни и нечастое. Трудно поверить, но когда-то эти территории находились под водами Всемирного океана, а сам Алтай представлял собой океанское дно. И если правы исследователи, подтверждений тому великое множество. Как знать, быть может, через миллионы лет он снова уйдет под воду. Впрочем, для лирики есть другой повод, и связан он с одной из местных легенд…

Памятник особому шофёру

Среди многочисленных придорожных памятников погибшим водителям есть один особенный. Это памятник Кольке Снегирёву. В начале прошлого века водил он здесь свой старенький АМО. И была у него безответная любовь к коллеге Любаше, управлявшей грузовым «Фордом». Долго парень маялся от несогласия девушки выйти за него замуж, упорно добивался взаимности, и както раз она ему сказала: «Вот обгонишь меня на трассе – стану твоей». Однажды увидев впередина дороге «Форд» своей возлюбленной и забыв про осторожность, лихой Колька стал гнать изо всех сил и, не совладав с непослушной машиной, упал в пропасть…

Так гласит легенда. А на месте предполагаемой гибели неисправимого романтика водители-ветераны из Новосибирска установили обелиск коллеге-алтайцу. На могилу положили зеленую фару и согнутый штурвал от АМО. А на камнеплите масляной краской вывели две первые строчки легендарной песни о местном лихаче. Народная молва приписывает авторство Бирюкову, а первый куплет этой песни звучит так:

Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Среди них был парнишка особый
Звали Колька его Снегирёв…

Кстати, в этих местах снимался и эпизод кинофильма «Живет такой парень», когда главный герой уводит подальше от людей горящий бензовоз и направляет его в пропасть. Так что место по всем статьям легендарное. Алтайцы говорят, что на М52 был участок, по которому без 100 граммов не проехать. Отваживались на это только мотоциклисты, а рискнувшие водители грузовиков навсегда выбывали из профессии…

Могилка легендарного Кольки Снегирёва у края обрыва

Курайский хребет

Впереди нас ждало свидание с одним из самых романтических мест Горного Алтая – Курайским хребтом. Белоснежная вершина манила издалека, и краем уха я услышал от экскурсовода, что где-то здесь находится пуповина мира – точка энергетической связи Земли с космосом. И когда смотришь на покрытые снегом величественные вершины, веришь в сказанное без тени сомнений.

Здесь М52 проходит на солидном удалении от гор, и огромные открытые пространства позволяют наслаждаться окрестностями не в ущерб безопасности движения. Горный хребет Восточного Алтая и Республики Алтай представляет собой водораздел рек Башкаус и Чуя. Самая высокая точка горной гряды – 3412 м, а общая протяженность составляет около 140 км. И в этой местности моторы Volvo работают как швейцарские часы.

Семинский перевал

На участке от поселка Иня до Бийска находится самая высокая точка М52 – перевал Дьал-Менку или, как его называют сегодня, Семинский перевал. Он расположен на уровне 1894 м над уровнем моря. Здесь подъем растянулся на 9 км, а спуск – на целых 11 км. На этот раз я сажусь в машину сопровождения и веду фотосъемку. Обилие предметов съемки такое, что приходится менять и севший аккумулятор, и битком забитые флэшки.

Дело движется к конечной точке маршрута, и меня охватывает грусть: за четыря дня, проведенных на Чуйском тракте, я успел полюбить этот дивный край. Даже дорога домой не радует так, как обычно. И уже на стоянке в Барнауле, где нам приходится оставлять красивые Volvo, я не верю в реальность происходящего: и почему все хорошее рано или поздно кончается?.. Хотите верьте, хотите нет, но под занавес поездки я ощутил себя алтай-кижи – человеком Алтая. И я думаю, вы поймете, почему технический итог четвертого дня я подводить не стал…

В пробеге по Чуйскому тракту «Регион Профи» показал самый низкий расход топлива
Основные технические характеристики участников автопробега «Volvo в мае на Алтае»
Volvo FH Ocean (4x2) Volvo FH «35 лет в России» (4х2) Volvo FM «Регион Профи» (4х2) Volvo FM (6x4)
Габаритные размеры
Длина/ ширина, мм 5820/ 2500 5820/ 2500 5887/ 2500 7070/ 2550
Высота/ колесная база, мм 3866/ 3700 3866/ 3700 3833/ 3700 3906/ 3600+1370
Передний/задний свес, мм 1295/ 825 1295/ 825 1362/ 825 1295/ 805
Весовые параметры
Собственная/ снаряженная масса, кг 7050/ 8080 7050 / 8080 6865/ 7400 9625/ 10 210
Нагрузка на переднюю/ заднюю ось, кг 7100/ 13 000 7100/ 13 000 7100/ 13 000 9000/ 32 000
Полная масса автопоезда, кг 44 000 44 000 44 000 100 000
Двигатель и трансмиссия
Модель, стандарт по выхлопу D13A, Euro 3 D13A, Euro 3 D9B, Euro 3 D13A, Euro 3
Макс. мощность, л.с./ мин–1 520/ 1500–1800 520/ 1500–1800 380/ 2500 440/ 1400–1800
Макс. крутящий момент, Н.м/ мин–1 2500/ 1050–1450 2500/ 1050–1450 1700/ 1150–1550 2200/ 1050–1450
Коробка передач I-Shift I-Shift V2214 V2514
Тип КП 12-ст. авт. 12-ст. авт. 14-ст. мех. 14-ст. мех.
Передаточное число главной передачи 2,85:1 2,85:1 3,10:1 4,55:1
Электрооборудование
Аккумуляторные батареи, шт. х А·ч 2х225 2х225 2х225 2х225
Генератор, А 80 80 80 80
Подвеска
Передняя/ задняя Ресс./ пневмо Ресс./ пневмо Ресс./ пневмо Ресс./ пневмо
Размер передних шин 315/ 70 R22.5 315/ 70 R22.5 315/ 70 R22.5 385/ 65 R22.5
Размер задних шин 315/ 70 R22.5 315/ 70 R22.5 315/ 70 R22.5 315/ 80 R22.5
Общие параметры
Объем левого/ правого бака, л 490/ 570 210/ 650 –/ 690 –/ 530
Производительность компрессора, л/мин 1080 1080 1080 1080
Высота седла от грунта/от рамы, мм 1110/ 160 1110/ 160 1110/ 160 1400/ 190
Положение ССУ перед задней осью, мм 575 575 575 –200
Оборудование кабины
Тип спальной кабины Globetrotter XL Globetrotter XL Globetrotter Globetrotter
Размеры нижней спальной полки, мм 2000х700х125 2000х700х125 2000х700х125 2000х700х125
Размеры верхней спальной полки, мм 1900х600х80 1900х600х80 1900х600х80 1900х610х80
Сиденье водителя Comfort De Luxe Comfort Comfort
Сиденье пассажира Comfort Comfort Standart Standart
Обивка интерьера/ кресел Плюш/кожа Плюш/кожа Пластик/ткань Пластик/ткань
Привод люка в крыше/ сейф Электро/ + Электро/ + Механич./ – Механич./ –
Грузоподъемность домкрата, т 12 20 12 15
Гарантия
Заводская, мес./лимит пробега, км 12/нет 12/нет 12/нет 12/нет
Доп.: мотор, КП, зад.мост, мес./ км 12/300 000 12/300 000 12/300 000 12/300 000
Комментировать ... >>