«Вольво в мае на Алтае» – юбилейный автокараван Volvo Trucks
Повестка дня прежняя – М52, Чуйский тракт. Штурмовать перевал уже не придется, а потому можно расслабиться. Стоп! На этой дороге расслабляться нельзя. Извилистые изгибы шоссе коварны встречным транспортом, срезающим углы. Крутые повороты, уходящие за вертикальные поверхности скал, до выхода из них держат в напряжении. А еще на ряде участков можно ждать оползней, песка или… перевернутой машины. И поскольку за полдня нам предстоит одолеть почти 400 км, нужно сохранять концентрацию.
По пути то и дело встречаются агитки ГИБДД на больших и малых щитах: «Ты обязательно доедешь: спокойствие важнее глупых секунд», «Никто тебя не заменит, ты нужен своей семье» и т.п. Дело, конечно, хорошее, но от этих напоминаний почему-то мороз по коже. Неужели нельзя деликатнее?!
Белый Бом
Услышав это название, я вспомнил фильм «Белый Бим Черное ухо». Но на этот раз речь шла не о преданной собаке, а об огромной скале из белого известняка. Расположена она в 308 км от Маймы. Кстати, до того, как был проложен Чуйский тракт, Белый Бом (Ак-Бом по-алтайски) являлся самым опасным местом всей трассы. Отвесные стены, нависшие над Чуей, лишь подчеркивают величественность этого естественного изваяния на местном торговом пути. Некогда цельный исполин теперь проточен у подножия, приютив там двухполосную современную трассу. Но если не торопиться и приглядеться к окрестностям внимательнее, глаз без труда уловит очертания заросшей травой и кустарником гравийной ленты старой дороги. Она тянется выше по склону горы и восхищает смелостью тех, кто ее когда-то прокладывал.
То тут то там старый Чуйский тракт пересекают оползни. Ничего не поделаешь: здесь идет процесс разрушения гор. Правда, ученые отмечают и процесс горообразования. Между прочим, Горный Алтай считается сейсмоопасной зоной. Землетрясения здесь – явление обычное, хотя в масштабе человеческой жизни и нечастое. Трудно поверить, но когда-то эти территории находились под водами Всемирного океана, а сам Алтай представлял собой океанское дно. И если правы исследователи, подтверждений тому великое множество. Как знать, быть может, через миллионы лет он снова уйдет под воду. Впрочем, для лирики есть другой повод, и связан он с одной из местных легенд…
Памятник особому шофёру
Среди многочисленных придорожных памятников погибшим водителям есть один особенный. Это памятник Кольке Снегирёву. В начале прошлого века водил он здесь свой старенький АМО. И была у него безответная любовь к коллеге Любаше, управлявшей грузовым «Фордом». Долго парень маялся от несогласия девушки выйти за него замуж, упорно добивался взаимности, и както раз она ему сказала: «Вот обгонишь меня на трассе – стану твоей». Однажды увидев впередина дороге «Форд» своей возлюбленной и забыв про осторожность, лихой Колька стал гнать изо всех сил и, не совладав с непослушной машиной, упал в пропасть…
Так гласит легенда. А на месте предполагаемой гибели неисправимого романтика водители-ветераны из Новосибирска установили обелиск коллеге-алтайцу. На могилу положили зеленую фару и согнутый штурвал от АМО. А на камнеплите масляной краской вывели две первые строчки легендарной песни о местном лихаче. Народная молва приписывает авторство Бирюкову, а первый куплет этой песни звучит так:
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Среди них был парнишка особый
Звали Колька его Снегирёв…
Кстати, в этих местах снимался и эпизод кинофильма «Живет такой парень», когда главный герой уводит подальше от людей горящий бензовоз и направляет его в пропасть. Так что место по всем статьям легендарное. Алтайцы говорят, что на М52 был участок, по которому без 100 граммов не проехать. Отваживались на это только мотоциклисты, а рискнувшие водители грузовиков навсегда выбывали из профессии…
Курайский хребет
Впереди нас ждало свидание с одним из самых романтических мест Горного Алтая – Курайским хребтом. Белоснежная вершина манила издалека, и краем уха я услышал от экскурсовода, что где-то здесь находится пуповина мира – точка энергетической связи Земли с космосом. И когда смотришь на покрытые снегом величественные вершины, веришь в сказанное без тени сомнений.
Здесь М52 проходит на солидном удалении от гор, и огромные открытые пространства позволяют наслаждаться окрестностями не в ущерб безопасности движения. Горный хребет Восточного Алтая и Республики Алтай представляет собой водораздел рек Башкаус и Чуя. Самая высокая точка горной гряды – 3412 м, а общая протяженность составляет около 140 км. И в этой местности моторы Volvo работают как швейцарские часы.
Семинский перевал
На участке от поселка Иня до Бийска находится самая высокая точка М52 – перевал Дьал-Менку или, как его называют сегодня, Семинский перевал. Он расположен на уровне 1894 м над уровнем моря. Здесь подъем растянулся на 9 км, а спуск – на целых 11 км. На этот раз я сажусь в машину сопровождения и веду фотосъемку. Обилие предметов съемки такое, что приходится менять и севший аккумулятор, и битком забитые флэшки.
Дело движется к конечной точке маршрута, и меня охватывает грусть: за четыря дня, проведенных на Чуйском тракте, я успел полюбить этот дивный край. Даже дорога домой не радует так, как обычно. И уже на стоянке в Барнауле, где нам приходится оставлять красивые Volvo, я не верю в реальность происходящего: и почему все хорошее рано или поздно кончается?.. Хотите верьте, хотите нет, но под занавес поездки я ощутил себя алтай-кижи – человеком Алтая. И я думаю, вы поймете, почему технический итог четвертого дня я подводить не стал…
Volvo FH Ocean (4x2) | Volvo FH «35 лет в России» (4х2) | Volvo FM «Регион Профи» (4х2) | Volvo FM (6x4) | |
---|---|---|---|---|
Габаритные размеры | ||||
Длина/ ширина, мм | 5820/ 2500 | 5820/ 2500 | 5887/ 2500 | 7070/ 2550 |
Высота/ колесная база, мм | 3866/ 3700 | 3866/ 3700 | 3833/ 3700 | 3906/ 3600+1370 |
Передний/задний свес, мм | 1295/ 825 | 1295/ 825 | 1362/ 825 | 1295/ 805 |
Весовые параметры | ||||
Собственная/ снаряженная масса, кг | 7050/ 8080 | 7050 / 8080 | 6865/ 7400 | 9625/ 10 210 |
Нагрузка на переднюю/ заднюю ось, кг | 7100/ 13 000 | 7100/ 13 000 | 7100/ 13 000 | 9000/ 32 000 |
Полная масса автопоезда, кг | 44 000 | 44 000 | 44 000 | 100 000 |
Двигатель и трансмиссия | ||||
Модель, стандарт по выхлопу | D13A, Euro 3 | D13A, Euro 3 | D9B, Euro 3 | D13A, Euro 3 |
Макс. мощность, л.с./ мин–1 | 520/ 1500–1800 | 520/ 1500–1800 | 380/ 2500 | 440/ 1400–1800 |
Макс. крутящий момент, Н.м/ мин–1 | 2500/ 1050–1450 | 2500/ 1050–1450 | 1700/ 1150–1550 | 2200/ 1050–1450 |
Коробка передач | I-Shift | I-Shift | V2214 | V2514 |
Тип КП | 12-ст. авт. | 12-ст. авт. | 14-ст. мех. | 14-ст. мех. |
Передаточное число главной передачи | 2,85:1 | 2,85:1 | 3,10:1 | 4,55:1 |
Электрооборудование | ||||
Аккумуляторные батареи, шт. х А·ч | 2х225 | 2х225 | 2х225 | 2х225 |
Генератор, А | 80 | 80 | 80 | 80 |
Подвеска | ||||
Передняя/ задняя | Ресс./ пневмо | Ресс./ пневмо | Ресс./ пневмо | Ресс./ пневмо |
Размер передних шин | 315/ 70 R22.5 | 315/ 70 R22.5 | 315/ 70 R22.5 | 385/ 65 R22.5 |
Размер задних шин | 315/ 70 R22.5 | 315/ 70 R22.5 | 315/ 70 R22.5 | 315/ 80 R22.5 |
Общие параметры | ||||
Объем левого/ правого бака, л | 490/ 570 | 210/ 650 | –/ 690 | –/ 530 |
Производительность компрессора, л/мин | 1080 | 1080 | 1080 | 1080 |
Высота седла от грунта/от рамы, мм | 1110/ 160 | 1110/ 160 | 1110/ 160 | 1400/ 190 |
Положение ССУ перед задней осью, мм | 575 | 575 | 575 | –200 |
Оборудование кабины | ||||
Тип спальной кабины | Globetrotter XL | Globetrotter XL | Globetrotter | Globetrotter |
Размеры нижней спальной полки, мм | 2000х700х125 | 2000х700х125 | 2000х700х125 | 2000х700х125 |
Размеры верхней спальной полки, мм | 1900х600х80 | 1900х600х80 | 1900х600х80 | 1900х610х80 |
Сиденье водителя | Comfort | De Luxe | Comfort | Comfort |
Сиденье пассажира | Comfort | Comfort | Standart | Standart |
Обивка интерьера/ кресел | Плюш/кожа | Плюш/кожа | Пластик/ткань | Пластик/ткань |
Привод люка в крыше/ сейф | Электро/ + | Электро/ + | Механич./ – | Механич./ – |
Грузоподъемность домкрата, т | 12 | 20 | 12 | 15 |
Гарантия | ||||
Заводская, мес./лимит пробега, км | 12/нет | 12/нет | 12/нет | 12/нет |
Доп.: мотор, КП, зад.мост, мес./ км | 12/300 000 | 12/300 000 | 12/300 000 | 12/300 000 |