<<< Назад

Грузовики «Рено»: 100 лет в России
(часть 2)

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия), Юрий Петров
Фото Александра Новикова

Французская оттепель

По окончании Второй мировой войны торговые отношения СССР и Франции сошли на нет. Бывшие союзники оказались по разные стороны фронта в холодной войне. В конце 1950-х годов наступила пресловутая оттепель. Тогда же ушла на долгое время в историю и марка грузовых автомобилей Renault среднего и тяжёлого класса – на смену ей пришло новое название Saviem. В марте 1960 г. первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв во время официального визита во Францию посетил завод Renault в городе Флен. Никита Сергеевич внимательно ознакомился с передовыми методами производства автомобилей и выразил желание, чтобы такие же заводы строились и в СССР. Через два года директор Renault Пьер Дрейфус посетил Москву, где встречался с первым заместителем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным. Рассматривался вариант приобретения лицензии и строительства автозавода-гиганта с участием французов, однако окончательный выбор был сделан в пользу итальянской компании FIAT.

Н.С. Хрущёв приветливо машет рукой французам на заводе Renault, где собирали седаны Dauphine. Флен, 1960 г.

Тем не менее в декабре 1966 г. был подписан договор с фирмой Renault о крупной поставке оборудования Renault и Chausson на автомобильные заводы АЗЛК в Москве, «Ижмаш» в Ижевске и завод двигателей УМЗ в Уфе. Стоимость контракта составляла 250 млн. франков.

Следует отметить и безудержную тягу руководства страны к Франции. Отчасти ответ кроется в её нейтральности в НАТО и открытости в части поддержания технологий. Рефреном всегда служило и то, что во Франции после 1815 и 1918 гг. русские оставили неоценимый культурный след.

В 1960-х годах в СССР часто проводились различные отраслевые выставки, на которых в числе прочих экспонировались грузовики Saviem производства компании Renault. По окончании таких выставок единичные автомобили со скидкой в цене покупались советскими организациями. В июне 1966 г. седельные тягачи Saviem JM200 с полуприцепами фирмы Fruehauf (цистерна для перевозки молока и зерновоз) были показаны на сельскохозяйственной выставке. Судьба зерновоза неизвестна, а вот молоковоз остался в СССР и работал на доставке цельного молока на столичные заводы с ферм Подмосковья.

Спустя год на выставке «Инпродмаш-67» был представлен автомобиль-молоковоз Saviem S7. С виду машина выглядела как инкрустированный молочный автомат: мерные вёдра, фляга, цистерна и борта из шлифованного пищевого алюминия, снежного цвета заборные шланги, раздаточные колонки с литровыми счётчиками, блестящие задвижки, ночная иллюминация для подсветки рабочих зон и даже переносной доильный аппарат!

После войны продукция Renault встречалась крайне редко. Этот Saviem JL21 конца 1950-х в 1965 г. был «сослан» имущественным департаментом МИДа Республики Франция для обслуживания  московского посольства уже подержанным. Весьма часто грузовик уныло торчал без дела возле ресторана «Пекин» Первый Super Goélette в Москве – Saviem SG2 1965 г. с дорестайлинговой облицовкой радиатора обслуживал авиакомпанию Air France в службе доставки багажа. В 1974-м был передан А/О «Интурист» главного управления по туризму Совета Министров СССР для работы в гостинице «Метрополь». Кстати, серия моделей SB и SG в 1968–1969 гг. называлась Traffic. Поэтому современная серия Renault Traffic является уже четвёртой, а не третьей!

В 1968 г. изначально для обслуживания Кремля и правительственных организаций было закуплено порядка 10 таких молоковозов. Но они отличались более практичным исполнением: с усиленной подвеской и диагональными шинами большего радиуса, стальной лист кожухов кузова вместо алюминия. В 1970-х они часто встречались на Рязанском шоссе трассы Москва – Куйбышев.

Застойный вариант

Наступило время так называемого «застоя». В 1970-х годах во Франции в ограниченном количестве закупались грузовые автомобили Unic, но автомобили Saviem и Berliet производства отделения грузовиков и автобусов компании Renault граждане СССР видели нечасто. На дорогах нашей страны изредка появлялись заезжие из Западной Европы машины этой марки. В городах эти грузовики обслуживали французские дипломатические и торговые представительства, а после нескольких лет работы продавались советским организациям. Отдельные экземпляры грузовых машин и автобусов Saviem приобретали во Франции наши организации напрямую, производились и поставки мелких партий. Один грузовик Saviem был приобретён предприятием ЗИЛ для испытаний в качестве аналога для разработки грузовиков КамАЗ.

Renault Alouette Estafette 800 модели R2136A, 11-местный микроавтобус образца 1968–1972 гг. После года работы в советском агентстве обслуживания клиентов Air France в 1970-м лишился заднего ряда сидений и уже в 8-местном варианте работал в «Метрополе». Июнь 1969 г.

Следует отметить, что для обслуживания за рубежом советских фирм внешнеторговые и транспортные организации, аффилированные с Внешторгом и компаниями «Морфлот», «Океан», «Берёзка» и др., тоже покупали иностранные грузовики, включая Renault. Как правило, их закупали в странах, где организация сервиса советских грузовиков была либо затруднена, либо для осуществления деятельности на закупку автопарка предоставлялись преференции (особенно в бывших колониях, где ещё сохранялся патронат европейских автопроизводителей).

Интереснее обстояло с автобусами. Согласно международным меморандумам об обмене туристскими группами у таких грандов, заматеревших на пассажирских перевозках, как «Интурист», «Морфлот», а позже и «Спутник», возникли конкуренты. Они использовали в СССР свой парк автобусов. На Украину постоянно отправлялись чартеры из Австрии, Франции, Италии и Германии на автобусах, изготовленных на шасси Renault, Mercedes-Benz и FIAT/IVECO. В Карелии и Ленинградской области колесили шведские и финские автобусы.

Седельные тягачи Saviem JM200 образца 1965 г. с полуприцепом-цистерной Fruehauf для перевозки молока и полуприцепом Fruehauf для транспортировки зерна на выставке сельскохозяйственных машин и оборудования в июне 1966 г. Седельные тягачи Saviem JM200 образца 1965 г. с полуприцепом-цистерной Fruehauf для перевозки молока и полуприцепом Fruehauf для транспортировки зерна на выставке сельскохозяйственных машин и оборудования в июне 1966 г.

До появления междугородных лайнеров FR1 марка Renault в СССР у туроператоров была представлена лишь моделями Renault PR14 и Berliet Cruisair. Но автобусы с ромбом Renault встречались не только на магистралях, но и на стройплощадках, подготавливаемых иностранными рабочими, и даже на наших автозаводах ГАЗ, ЗИЛ, РАФ!

В особой цене были специальные автомобили. Интерес подстёгивался прежде всего службами МВД, куда входили и пожарные части. В 1970-х были возобновлены разовые закупки пожарных автолестниц, автоцистерн для тушения городских пожаров и работы на аэродромах.

В 1979 г. на Красной Пресне в Москве прошла выставка «Техника охраны порядка-79». На ней были выставлены аэродромные пожарные автомобили Berliet TR320 с оборудованием Camiva и Sides на шасси Saviem. После выставки обе машины купили, и они работали в Москве.

Выставочный молоковоз на шасси длиннобазного Saviem S7 на выставке «Инпродмаш-67» (слева) и его серийный собрат (справа), работавший в рязанском управлении молпрома. Заметны отличия не только в оснащении кузова, но и ходовой части Выставочный молоковоз на шасси длиннобазного Saviem S7 на выставке «Инпродмаш-67» (слева) и его серийный собрат (справа), работавший в рязанском управлении молпрома. Заметны отличия не только в оснащении кузова, но и ходовой части Saviem SG4 (1970–1975 гг.) – Super Galion с цельнометаллической бортовой платформой работал в хозяйственном отделе французского посольства. Затем грузовик по остаточной стоимости был куплен Министерством внешней торговли СССР для обслуживания международной таможни на Комсомольской пл. в Москве Репортажный штабваген Saviem SM7 1970 г. выпуска с кузовом l'Augereau, подъёмной операторской площадкой (телебашней) и оборудованием Thomson-CSF для цветного телевидения. Лето 1971 г., возле ТЦ «Останкино». Кабина машины многим знакома по лицензионным чешским мало- и среднетоннажникам Avia Saviem SM12 1969–1975 гг. с кабиной MAN и литовскими номерами на слёте автомотостарины в Прибалтике. По легенде изначально был закуплен в качестве аналога для ЗИЛа при разработке кабин КамАЗ. В начале 1980-х приобретён Вильнюсским клубом автомотостарины Пожарная автоцистерна Sides PG5000 на шасси Saviem SM240 экспонировалась на пожарной выставке в Москве в августе 1975 г. Затем была приписана к пожарному депо у московского зоопарка

Ещё задолго до московской олимпиады 1980 г. было импортировано много микроавтобусов, специализированных автомобилей и лёгких фургонов Renault. Прежде всего здесь выделялись телевизионные машины Saviem SM7, SG3 и SG4 различного назначения: камеравагены, костюмвагены, гримвагены, актёрвагены, старвагены, офисвагены и фургоны для реквизита на шасси Saviem SG2.

Выбор машин Saviem был предопределён политико-экономическими обстоятельствами и технологическим сотрудничеством в сфере телерадиовещания. В СССР, как известно, для эфирного цветного вещания с 1967 г. был введён аналоговый формат французской системы SECAM, обеспечивавший лучшее качество на радиорелейных линиях. SAVIEM же являлась дивизионом государственной компании Régie Nationale des Usines Renault. Соответственно, лоббирование марки автомобилей-шасси и даже телевизионных комплексов Thomson шло на межгосударственном уровне, и, к слову сказать, поставки готовых мобильных комплексов существенно снизили стоимость лицензии на SECAM.

В 1980-х аналогичные фургоны начали поставлять на лицензионных шасси Avia A30.

Пригородный автобус Chausson APH-522 выпуска 1966–1970 гг. на шасси Saviem SC3 возил в 1978 г. югославских рабочих на строительство нового здания ТАСС, готовящегося к Олимпиаде-80

От перестройки к ренессансу

Магистральные тягачи Renault часто показывали на различных выставках в Советском Союзе в 1984–1989 гг., отдельные экземпляры, как и прежде, приобретали для «Совтрансавто». Но эти мероприятия проводились, как всегда, в рекламных целях и существенной роли в модернизации автопарка страны не играли.

Политическая фронда 1986–1990 гг. в СССР против абсолютизма КПСС хоть и подразумевала ускорение в экономике и промышленности, но без законодательной модернизации и поддержки местных элит свелась лишь к характерной декларированности и постулатам. До сих пор остаётся актуальной максима генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва, выдвинутая во время его визита на ВАЗ в 1986 г.: «Почему вы не поставите перед собой задачи помасштабнее – быть своего рода законодателем автомобильной моды в мире?»

15-местный 5,2-метровый автобус Gruau S16 на шасcи Saviem Trafic SB2 образца 1967 г. До 1970 г. возил детей сотрудников французского посольства в дипломатическую школу. Затем машину передали на автокомбинат № 11 (Хорошёвское шоссе), где она отработала лишь год и была списана. По иронии судьбы в  1971 г. эти автобусы сняли с производства Очень редкий клубный Renault P29 1982 г. на шасси Saviem E76. Этот автобус, без значительных изменений выпускавшийся компанией Gruau до 1990 г., купил Горьковский автозавод в середине 1980-х уже подержанным. Однако переделка задних окон произведена уже в СССР. Renault Trafic T800 серии X20 1980–1989 гг. на выставке «Интерполитех-1979» с радаром фиксации скорости SANI. Всего известно о пяти машинах, поступивших в таком исполнении в СССР Renault Trafic T414 (серии X20 рестайлинг) 1991 г. выпуска возле главного управления ГАИ возле здания ГУ МВД СССР на Садовом кольце. Всего было поставлено около десятка таких машин Renault Master T35 2,5TD (тип 52) с 94-сильным турбодизелем S9U 714 и ручками а'ля FIAT Ritmo выпускали 1980–1990 гг. Этот экземпляр был куплен в начале 1980-х в качестве аналога РАФа

Призыв будущего президента СССР был воспринят обществом как анекдот. На фоне всеобщего дефицита начались бессистемные закупки случайных машин. Причина заключалась в том, что к концу 1980-х грузовой парк страны начал морально устаревать, а расходы на транспортировку грузов росли. Так, уже в 1989 г. был поставлен абсолютный рекорд по грузоперевозкам, но внешнеэкономическая ситуация, связанная с троекратным падением цены на углеводороды, внутренняя и внешняя инфляция фактически свели все экономические достижения на нет.

После перестройки в 1990 г. советские министерства, фирмы, организации и предприятия, перейдя на самоокупаемость, получили право распоряжаться частью заработанной валюты по своему усмотрению. Среди ввезённых в то время грузовиков и автобусов встречались машины Saviem и Renault, в том числе и очень старые, более пригодные для музейной экспозиции, чем для эксплуатации. Некоторые из них поставлялись в рамках различных программ по гуманитарной помощи.

В 1990-х после распада СССР начался новый виток отношений французской компании со странами бывшего Советского Союза.

Renault R310 6х4 1980–1988 гг. c полуприцепом Fruehauf France и рефрижераторной установкой Thermo King на выставке специализированного транспорта в Сокольниках, 1984 г. Renault R365 TI 6х2 из парка Sovtransavto 1988 г. c подъёмной осью и полуприцепом-цистерной для транспортировки светлых нефтепродуктов эксплуатировали в центральной части РСФСР и на Украине Renault R365 TI Turboliner 4х2 (1985–1990 гг.) с полуприцепом-цистерной для транспортировки неагрессивных жидкостей на выставке специализированного транспорта в Сокольниках, 1988 г. Киевский Renault Major R365a TI 4х2 «Укртранса» с полуприцепом Scmitz Cargobull SPR24-13.62 из советских поставок начала 1990-х в Сокольниках, 1995 г. Десять подержанных автобусов Renault PR100PA серии RI6A в качестве гуманитарной помощи были переданы муниципалитету Санкт-Петербурга в 1993–1994 гг. Позднее в Ленинградскую область поступило не менее 30 автобусов семейства Renault PR100. Эта модель производилась с 1971 г. фирмой Berliet, а с 1972 г. выпускалась по лицензии польским заводом JZS Jelcz

16.01.1945 г. – Национализация компании и основание государственного предприятия Régie Nationale des Usines Renault (RNUR). Разработка нового семейства грузовиков на базе довоенных моделей.

1955 г. – Основание под эгидой концерна Renault объединения по производству грузовых автомобилей и автобусов Société Anonyme de Véhicules Industriels et d’Equipements Mécaniques (SAVIEM), в которое вошли кроме грузового отделения Renault известные французские производители грузовиков Latil, SOMUA и изготовитель кузовов SNAV.

1956 г. – Марка Renault остаётся только на лёгких грузовых машинах и микроавтобусах. Коммерческие автомобили среднего и большого класса выпускаются под маркой Saviem. Однако на рынки Африки ещё три года поставляют грузовые машины под маркой Renault. Присоединение кузовной и автобусной фирмы Chausson.

1959 г. – Кооперация с американской компанией Mack, поставляющей дизели. Грузовики Saviem с американскими моторами выпускают во Франции под маркой Mack.

1961 г. – Присоединение к группе SAVIEM завода SACA (автобусы Floirat и Isobloc), затем компании по производству дорожно-строительной техники Richard-Continental, а также изготовителя мусоровозов SOVEL. Кооперация в производстве тяжёлых грузовиков с немецкой компанией Henschel. Немцы поставляли французам дизельные моторы, а французы разработали для немцев кабины. В обеих странах короткое время использовались марки Saviem-Henschel и Henschel-Saviem-Renault.

1963 г. – Начало совместной работы по разработке дизелей с немецкой компанией MAN.

1967 г. – Французы изготовляют по лицензии тяжёлые немецкие грузовики MAN, а немцы – лёгкие французские. Совместная работа продолжается до 1977 г. Кооперация в производстве лёгких грузовиков Saviem с итальянской компанией Alfa-Romeo. Продажа лицензии на грузовики и фургоны грузоподъёмностью до 3 т заводу Avia (ЧССР).

1972 г. – Начало производства грузовиков Saviem с кабиной Club, разработанной совместно с так называемым «Клубом четырёх», в который помимо Saviem входили концерны KHD (Magirus-Deutz), DAF и Volvo.

1975 г. – Подписано соглашение с фирмой Berliet о выпуске ряда моделей тяжёлых грузовиков под маркой Saviem. Включение модельного ряда алжирского завода SONACOME (осн. в 1968 г. как филиал фирмы Berliet) в продукционную линейку Renault. Приобретение фирмы SINPAR, переделывавшей стандартные автомобили в полноприводные, образование на её базе филиала SOMAC.

1978 г. – Объединение SAVIEM и Berliet в группу по производству грузовых машин Renault Véhicules Industriels (RVI). Унификация производственных программ SAVIEM и Berliet.

1979 г. – RVI приобретает 20% акций компании Mack. Начало сборки фургонов и грузовиков Saviem под маркой Salah-El-Din в Ираке.

1981 г. – Под частичный контроль RVI переходят активы грузового сегмента американского концерна Chrysler в Европе – заводы Dodge в Англии и Barreirros-Dodge в Испании.

1982 г. – Изготовлены последние автомобили Saviem и Berliet. С этого года во Франции все грузовые автомобили концерна продают только под маркой Renault. Установка французских дизелей Reanult на грузовики Dongfeng EQ142, EQ144 и EQ155 на китайском заводе Second Automobile Works (SAW).

1983 г. – Полный контроль RVI над заводами Dodge в Англии и Barreirros-Dodge в Испании. Отныне грузовики, выпускаемые этими предприятиями, несут марку Renault.

1985 г. – Выпуск полноприводных автомобилей Renault RB44 (бывш. англ. Dodge S66) на британском заводе Reynolds-Boughton.

1987 г. – 44% акций американской фирмы Mack принадлежат RVI.

1990 гx – Полный контроль RVI над американской фирмой Mack.

Комментировать ... >>
Loading...