Городской даблдеккер Neoplan Centroliner DD N4526/3
Пассажирам эмирата Дубай несказанно повезло: с недавних пор повседневные поездки они совершают на уникальных нестандартных городских даблдеккерах Neoplan Centroliner DD N4526/3. Их эксклюзивность определена габаритной высотой более 4,5 м, числом посадочных мест – 81 и общей пасссажировместимостью 121 человек. Холдинг NEOMAN и раньше строил двухпалубные лайнеры, но такого «горожанина» в его программе не было
Этот величественный красавец появился в результате заказа транспортной компании Roads and Transport Authority (RTA) из Объединенных Арабских Эмиратов. Причем заказ не штучный: только в первой партии таких автобусов 170, а всего (с учетом одноэтажных Neoplan Centroliner на 34 посадочных места) их будет свыше четырех сотен! Кстати, Neoplan N4526 / 3 – первый двухэтажный пассажирский лайнер в Дубае. Генеральный директор компании-автоперевозчика RTA Эсса Абдул Рахман аль-Доссари лично прибыл на завод производителя MAN Nutzfahrzeuge AG в Пилстинг для приемки символического ключа от всей партии.
Производство специально разработанных для Дубая даблдеккеров Neoplan Centroliner DD началось весной 2007 года, когда поступил заказ. В конце того же года на MAN Nutzfahrzeuge AG изготовили пилотный прототип, а первая партия из 20 машин была отгружена потребителю в феврале 2008-го. Ровно год назад первые двухэтажники начали работать в ОАЭ. Знакомство с двухпалубником состоялось летом того же года. Мне не довелось стать пассажиром в Эмиратах или водителем – я вошел в эту роль на показе в Германии. И, признаться, от этого впечатление ничуть не поблекло. Напротив, при отсутствии толчеи я смог спокойно обследовать нижнюю и верхнюю палубы, посидеть на разных креслах и постоять в проходе, подняться и спуститься по передней и задней лестницам и даже оккупировать водительское кресло. Чуть позже я заглянул в моторный отсек, и увиденное не сильно впечатлило. Абсолютно такая же компоновка, как у протестированного в прошлом году MAN Lion's City DD A39. Более того, этот автобус изготовлен на базе MAN A39! Есть с чем сравнивать!
Прежде всего при внушительных габаритах «горожанина» поражает его стать. Экстерьер воспринимается как устремленный ввысь монумент из стекла и легких сплавов. Хай-тек в автобусном обличье поражает четким членением плоскостей. На самом деле архитектурный ансамбль из красного U-образного строя, закрывающего чернь окон и дверей, не более чем самоклеящаяся пленка! Но этот бутафорский момент делает автобус более стройным и динамичным, нежели у прототипа 2007 года.
В интерьере доминируют светло-серые тона боковых и потолочных панелей. Сиденья обтянуты сине-фиолетовой тканью, а поручни выделены ярко-желтым полимером. Впрочем, за дочерна тонированными окнами с двойными атермальными стеклопакетами этой красоты с улицы не рассмотришь.
Ведущая средняя ось явно предполагает идеальные условия эксплуатации. Подруливающая задняя ось, конечно, уменьшает радиус разворота, но на маршруте, который обслуживает немецкий лайнер, крутых виражей закладывать не приходится. И небольшой дорожный просвет пассажирской машине не создает проблем: на пути следования нет ям и колдобин, нет и лежачих полицейских, а уж по бордюрам ни в Германии, ни в Дубае ездить не принято.
Габаритная высота арабского двухпалубника составляет 4,2 м, а с учетом закрепленной на крыше климатической установки она достигает 4,56 м – рекордное значение для пассажирских машин подобного класса*. На такой допуск заказчики пошли с учетом того, что в Дубае нет контактной сети для трамваев, троллейбусов и низко расположенных перетяжек и проводов. Так зачем создавать неудобства и заставлять эмиров кланяться низким потолкам? В итоге средняя часть верхней палубы в районе центрального прохода имеет достаточный запас пространства над головой.
Поручни на первом этаже расположены с левого борта, а на втором – с правого. Но самое забавное – кнопки сигнализации для остановки автобуса по требованию находятся на втором этаже! В немецком MAN этого точно не было!
Ручки на спинках сидений окрашены в яично-желтый цвет. В салоне на первой палубе есть так называемая семейная зона – выделенная в передней части площадка для женщин с детьми. По негласным правилам входить сюда мужчинам не полагается. Впрочем, мест для сидения внизу не так уж много – всего 28. Так что желающим кинуть якорь для долгого городского путешествия (Дубай вообще славится протяженными маршрутами) предназначен второй этаж. Там сидений в полтора раза больше – 49, да и обзор лучше. Важное уточнение: в автобусах одной из партий число посадочных мест на втором этаже было не 49, а 53 – так захотел заказчик. При этом общее расчетное число стоящих пассажиров осталось на уровне 40 человек.
Подняться вверх можно по одной из двух винтовых лестниц. Они весьма отличаются от немецких: не слишком крутые и не настолько узкие, чтобы в парандже можно было споткнуться.
Кстати, для лиц с ограниченными возможностями (старики, инвалиды) напротив средней двери есть механически откидываемый пандус. Края ступеней выделены яркой полосой, чтобы даже в темное время суток никто не споткнулся. На случай пасмурной погоды и для вечернего времени предусмотрены длинные потолочные светильники. Они яркие, но не бьют по глазам, а создают рассеянный мягкий свет.
Забота о пассажирах заметна и по другим деталям. Поскольку на улице бывает +50 °С и выше, на входе установлены мощные вентиляционные пушки, пре пятст вующие поступлению массы теплого воздуха в салон во время остановок. Мощности системы кондиционирования (90 кВт) хватает для вентиляции и охлаждения двух этажей. Стоит подчеркнуть, что первой причиной снятия городского автобуса с линии в Палестине, Эмиратах, Саудовской Аравии или Египте становится именно неисправность системы кондиционирования. Для конструкторов Centroliner DD N4526/3 важнейшей задачей стала организация пассажирского салона таким образом, чтобы исключить сквозняки и связанные с ними простуды (это больше касается туристов, не привыкших к 30-градусным перепадам температур).
Автобус оборудован видеосистемой с пятью TFT-мониторами. По ним транслируется полезная информация, а при желании установку можно использовать и в рекламных целях. Для облегчения маневрирования и безопасности окружающих лайнер оборудован передней и тыльной видеокамерами. Изображение, как и в упомянутом Lion's City, передается с них на монитор водителю. Для безаварийного движения задним ходом фонари на корме выполнены по так называемой LED-технологии. По сути, это яркий ксеноновый свет, близкий по интенсивности к дневному.
Для своего эксклюзивного транспортного средства арабы выбрали современный двигатель MAN D20 Common Rail Euro 4 с технологией MAN Pure Diesel, не требующей дополнительных добавок. При рабочем объеме 10,5 л он выдает на-гора 257 кВт или 350 л.с., и за голыми цифрами кроется приличная мощь. Пик крутящего момента приходится на 1750 Н•м на довольно низких оборотах: от 1000 до 1400 мин–1. Такой моторной тяги для городских условий достаточно за глаза. А потенциал техники точно характеризуют ее паспортные данные и, в частности, максимальная скорость при полной загрузке – 86 км/ч. Понятно, что в таком режиме никто гонять по городским улицам на даблдеккере не станет. Но зато какой потенциал!
Колесная формула | 6х2х4 |
Пассажировместимость, чел. | 121 |
Число посадочных мест на 1/ 2 этаже | 28/ 53 |
Число мест для стоящих пассажиров | 40 |
Снаряженная масса, кг | 19 300 |
Допустимая полная масса, кг | 28 000 |
Двигатель:
|
MAN D20 Common Rail Euro 4 10 500 350 при 1700 мин–1 1750 при 1000–1400 мин–1 |
Максимальная скорость, км/ч | 86 |