Большое путешествие за Уралом
Автопробег Scania в честь 125-летия компании
Автопробег Scania в честь 125-летия компании стартовал ещё весной. Я его настиг на 49-й день, когда колонна уже возвращалась с широт Дальнего Востока к уюту европейской части России.
Колонна автомобилей Scania Road Show к началу августа преодолела 21 800 км из 29 тысяч. Загадочная Сибирь привлекала меня своей неизвестностью, поэтому мой отрезок маршрута пролегал через Тюмень, Курган и, обходя Челябинск и Уфу, заканчивался в Оренбурге. Преодолевая эти маршруты я побывал за рулём двух грузовиков и автобуса на шасси Scania K 400 IB4x2MB.
Клиентские дни и снова в путь
Прибытие каравана в очередной региональный дилерский центр сопровождается широким празднованием: шоу-программа, скоморохи, дни скидок и спецпредложений, долгие беседы спецов из отдела продаж с потенциальными клиентами. Потом недолгие сборы, и в окне снова узкая полоса автотрассы, с утра солнце светит в спину, на закате норовит заглянуть в лицо, и лишь на коротком отрезке после Уфы, в степях Оренбуржья, лижет из дымки сначала левый, затем правый борт зерновоза.
А сегодня за рулём годовалого карьерного самосвала Scania P440 8х4 я покидаю Тюмень – первый русский город в Западной Сибири, 430 лет от роду. Впереди 330 километров до Кургана.
Самосвал «Бецема-65391» на шасси Scania P440 8х4
Кто эксплуатирует подобные машины в естественной среде обитания, мне посочувствуют и назовут эти пять часов работы – перегон. Всё верно: гружёный тяжёлой породой самосвал должен неспешно катить по грунту технологических дорог карьеров, выработок и буровых кустов. Тогда и обороты двигателя будут в самом начале зоны максимального момента чуть выше 1000 об / мин, и шума лишнего не будет, и расход топлива не зашкалит.
А сегодня я догоняю пассажирский многоместный лайнер «Круиз» и топовый магистральный автопоезд, «голова» которого флагман модельного ряда Scania R620. Для них трасса – родная стихия, а для меня с этим самосвалом – тяжёлый скоростной перегон. Для того чтобы не отставать, иногда грешным делом приходится перекручивать 440-сильный двигатель до 2300 оборотов, так как механическая КП GRSO925R с системой автоматического переключения Scania Opticruise передаёт крутящий момент ведущим мостам, передаточным отношением 7,18. Добавьте к этому могучие рессоры и «зубастый» рисунок протектора специальных шин, размерностью 13.00R22,5, получится неслабый коктейль для спонтанного теста на выносливость узлов, агрегатов и…спины водителя.
Там, где можно не спешить, держусь у отметки 65–72 км / ч, и тогда средний расход держится 37 л на «сотню». Но ничего не поделаешь, периодически приходится обгонять сельские тихоходы, бредущие в окрестностях малой родины своих хозяев, тогда разгоняюсь примерно до 85 км / ч. Апельсинового цвета самосвал красив не только внешне, ведь он безропотно наматывает уже третий десяток тысяч километров в несвойственном ему режиме, не позволив себе даже ни разу перегреться, и всё ради того, чтобы покупатели увидели его воочию, а не красивый проспект с занудной спецификацией, и поверили в его надёжность и прочность. Дай бог терпения и мужества Алексею – водителю этого карьерника!
Модель | «Бецема-65391» БЦМ-273 | Мод. 689061-А3 + прицеп 83703G |
---|---|---|
Базовое шасси | Scania P 440 8х4EHZ P8X400-type | Scania P 440 LB6х2HSA P6X200-type |
Колёсная формула | 8х4 | 6х2 |
Допустимая полная масса, т | 50 | 28 |
Распределение допустимой нагрузки по осям, т | 9/ 9/ 16/ 16 | 8/ 10/ 10 + 9/ 9/ 9 |
Снаряжённая масса, кг | 19 | 15 + 8 |
Допустимая масса автопоезда, кг | 78 | 44 |
Вместимость кузова геометрическая, м3 | 20,0 | 29,7 + 29,7 |
Двигатель:
|
Scania DC 13 102 Турбодизель, I-6, Euro 4 12 742 440 при 1900 мин-1 2300 при 1000–1300 мин-1 |
Scania DC 13 102 Турбодизель, I-6, Euro 4 12 742 440 при 1900 мин-1 2300 при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач:
|
GRS905R Opticruise Автоматизированная 12/ 2 7,18 |
GRSO 905 Механическая 12/ 2 3,27 |
Тормозная система | Пневматическая, барабанные механизмы на всех осях | Пневматическая, барабанные механизмы на всех осях |
Вместимость топливного бака, л | 400 | 700 |
Шины | 13.00R22,5 | 385/65 R22,5 и 315/805 R22,5 |
Подвеска | Рессорная на всех осях | Спереди на параболических рессорах, задняя – пневматическая |
Максимальная скорость, км/ч | 85 | 80 |
Постолимпийский «Круиз» на шасси Scania K 400
Автобусы я люблю, в принципе! Это у меня с детства. Поэтому как не использовать шанс порулить белым лайнером, имеющим в своём арсенале «табун» из четырёх сотен лошадей и коробку-автомат! Эта модель овеяна неким ореолом славы после обслуживания сочинской Олимпиады-2014.
Сажусь за руль автобуса уже на объездной дороге Челябинска, которая непредсказуема, как и дорожная сеть всей России. Многополосный гладкий асфальт – почти немецкий автобан с аккуратной разметкой – мгновенно сменяет узкая колейная дорожка. Затем она же, но уже свежеотремонтированная, неожиданно переходит в гребёнку разбитого танкодрома, где машину нещадно трясёт. И вот опять колёса бегут по гладкой скатерти четырёхполосной федеральной трассы М5. Лишь недалеко от города, километров за 30, снова возникает традиционная «двухлинейка» с тугим трафиком.
Самоходное автобусное шасси Scania K 400 IB4x2MB, на котором и построен этот ЛиАЗ-52911 «Круиз» терпеливо переносит все невзгоды, лениво покачивая длинными автобусными свесами. Я отметил для себя, что зеркала заднего вида на не очень длинных выносных стойках позволяют не беспокоиться за их сохранность при встречном разъезде и в узких городских коридорах. Ещё в помощь водителю предусмотрен небольшой монитор по левую руку, который транслирует изображения с нескольких наружных камер, благодаря ему всегда можно увидеть обгоняющий транспорт, минимизировать слепые зоны и подстраховаться при движении задним ходом.
Дуэт 13-литрового двигателя и КП вообще тише воды и ниже травы. С места водителя всю информацию о работе силового агрегата можно проанализировать только по приборам: ни шума, ни вибраций. Мощности мотора хватает с лихвой для 18 т полной массы, да и пассажиров у меня в салоне далеко не 47 паспортных человек, словом, катился я иногда под сотню километров в час и стоял в реверсивных заторах в местах вечного национального дорожно-мостового ремонта в своё удовольствие. Вот только от регулярной встряски потребовалась небольшая регулировка механизма открывания передней двери, но это совсем мелочь, зато автобус был самым экономичным в нашей колонне – средний расход топлива всего 26 л / 100 км! Но среди подсолнечных полей Уральского предгорья дальше я покатил на ярко-жёлтом автопоезде сельскохозяйственного назначения.
Параметр | Значение |
---|---|
Шасси | Scania K 400 IB4x2MB |
Колёсная формула | 4х2 |
Снаряжённая масса, кг | 12 600 |
Полная масса, кг | 18 000 |
Распределение полной массы по осям, кг | 6500/ 11 500 |
Пассажировместимость, чел. | 47 |
Вместимость багажных отсеков, м3 | 9 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 6500/ 11 500 |
Двигатель:
|
Scania DC 13 113 Турбодизель, I-6, Euro 5 12 742 400 при 2000 мин-1 2100 при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач:
|
GR875 Opticruise Автоматизированная 8/ 1 |
Подвеска | Пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая, дисковые механизмы на всех осях, гидравлический ретардер, EBS |
Вместимость топливного бака, л | 465 |
Максимальная скорость, км/ч | 130 |
Зерновоз 689061-А3 на шасси Scania Р440 6х2
Из-за низкой кабины, как бы нарощенных бортов надстройки для перевозки зерна и других сельскохозяйственных сыпучих грузов и ярко-солнечного окраса автопоезд-зерновоз визуально кажется очень длинным. Когда я оказался за рулём, орудуя рычагом механической 12-ступенчатой КП, подумал, какую серьёзную работу пришлось проделать конструкторам и маркетологам, чтобы предложить труженикам села такое транспортное решение. Как проработать такую спецификацию, от чего отказаться, что упростить, а что наоборот дооборудовать, чтобы надёжный и прочный шведский грузовик стал относительно доступным.
Сейчас много говорят об импортозамещении, но у основных «импортозаместителей» до сих пор нет серийных 12-тонных ведущих мостов собственного производства. А здесь полноценная машина со всем необходимым для работы арсеналом. Такие зерновозные сцепки с надстройками строит предприятие «Штурман Кредо+» в Набережных Челнах. Наши перевозчики хотят иметь большую кубатуру полезного объёма при соблюдении общих требований к габаритам автопоезда и одинаковую длину надстройки на прицепе и грузовике, бортовые или самосвальные варианты кузовов.
Изучив этот ряд пожеланий, специалисты Scania совместно с кузовщиками компании «Штурман Кредо+» предложили своё видение решения подобных транспортных задач. Вместимость кузовов автомобиля и прицепа одинаковые – по 30 м2, длина кузова прицепа и тягача – 7,2 м. Кузов сельскохозяйственного автопоезда не имеет ни подогрева, ни теплоизоляции. Все запоры бортов механические, открываются вручную. Но именно такое неоднозначное сочетание бюджетных решений на добротном шасси, проверенных агрегатах и исполненное из качественных материалов позволяет вписаться в рыночную нишу сегодняшних российских реалий. В отличие от прошлогоднего зерновоза, новый автопоезд оборудован кузовами со сглаженным рельефом бортов вместо П-образного профиля.
Чем ещё может приглянуться эта сцепка?
Здесь можно наглядно убедиться в том, что некоторые экономические преимущества транспортного средства, пусть и не самого бюджетного, раскрываются уже после покупки, в процессе владения. Настройки трансмиссии у тягача Scania Р440 6х2 таковы, что при переходе на высшие передачи стрелка тахометра всегда не выше самого начала оптимальной зелёной зоны, при этом момента всегда достаточно, а делитель позволяет держать широчайший диапазон режимов движения без лишних переключений рычага КП, прерывая поток мощности буквально на мгновения. В совокупности с простой схемой «на три хода» это позволяет реально экономить топливо и не испытывать дискомфорта даже в городском потоке. Средний расход порожнего автопоезда при переходе через Уральский перевал и в оренбургских степях не превышал 27 литров на 100 км.
Постскриптум
Вот и пролетела незаметно неделя моей очередной встречи с таинственной и загадочной Восточной Сибирью и Зауральем, а вопросов всё равно больше, чем ответов. Поэтому когда-нибудь я вновь отправлюсь сюда…
В пробеге принимали участие не только машины, о которых речь идёт в статье. В колонне ехал сортиментовоз Scania G480 CB6х6EHZ; мусоровоз Scania P360 LR6х2 с кузовом Zoeller Medium XXL и флагман модельного ряда Scania R620.
Внедорожные олдтаймеры Кургана
Курганская область встретила целым парком автомобильных раритетов. Если с ГАЗ-63А ещё более-менее ясно (хотя удивление вызвало внешне хорошее состояние), то наличие в эксплуатации европейских олдтаймеров 30-летней давности совершенно обескураживало, как и история их появления в Зауралье. Редкий MAN KAT I A1 с пружинной подвеской и турбодизелем Deutz, судя по цвету, взят не с конверсионной площадки НАТО, а действительно мог трудиться на одной из строек ФРГ. Аналогично можно сказать и о яично-жёлтом Unimog, который мог работать как в коммунальной, так и в аграрной сфере от Дании до Австрии. Сложнее что-либо сказать о прошлом Volvo C 303 Tgb 11 – этот потомок «Лапландеров» состоял на вооружении Швеции, Новегии, Эстонии, Латвии, хотя широко продавался и в частные руки.