<<< Назад
Scania Omniexpress Postbus

Большие решения для мегаполисов
Лоу-костеры – новый класс бюджетных решений в пассажирских перевозках в Европе

Юрий Петров, Владимир Чехута, фото фирм-производителей

Тенденции к сокращению издержек в пассажирских перевозках в начале нулевых позволили сформироваться в Европе новому классу бюджетных решений, так появились лоу-костеры. Чтобы выжить, эксплуатантам приходилось возить много, чаще и с меньшим комфортом. Пассажиры согласны были мириться с недостатками. Но, как показала практика, удешевление – не только не решает проблему, сколь её же усугубляет.

Возвращение дилижансов

Например, некоторые пассажироперевозчики для снижения издержек начали нормировать вес ручной клади. Перевес входит в дополнительную стоимость. А вот немецкая Почта – Deutsche Post – поступила наоборот. Сейчас эта компания возобновила эксплуатацию междугородных автобусов для транспортировки посылок и бандеролей.

Менеджеры Deutsche Post хотят более эффективно использовать пассажирские транспортные средства, которые сегодня заняты на рейсах между крупными немецкими городами. Эксперимент пока коснулся высокопалубных автобусов Scania Omniexpress Postbus. Объём багажных отсеков у этих автобусов зачастую остаётся незаполненным, что не ускользнуло от внимательных глаз немецких почтмейстеров.

На сегодняшний день автобусная сеть Deutsche Post включает 120 крупных городов Германии и проникает в соседние страны, такие как Нидерланды, Бельгия, Франция, Швейцария, Италия, Австрия, Венгрия, Чехия, Польша и Дания. Ожидается, что доставка отправлений через автобусную сеть станет отдельной опцией наряду с существующим стандартным сервисом, а также экспресс-почтой от дочерней компании DHL.

Снижая вес

Компания VDL Bus & Coach представила новую модель городского автобуса VDL Citea LLE с формулой дверей 1–2–1. Новинка разработана на базе существующей модификации Citea LLE-120.

Как известно, Citea LLE, или Light Low Entry, означает низкопольная пассажирская машина облегчённой конструкции. Снаряжённая масса автобуса около 9 т, что позволяет оптимизировать, а фактически уменьшить на 20 % потребление дизельного топлива по сравнению с сопоставимыми аналогами.

VDL Citea LLE-120

Трёхдверный 12-метровый автобус VDL Citea LLE-120 комплектуют двигателем FPT Cursor 9 мощностью 228 кВт (310 л.с.), выполняющим требования экологического стандарта Euro 6. Мотор агрегатируется с 6-ступенчатой автоматической КП ZF Ecolife.

Пассажировместимость автобуса составляет 70 человек (38 мест для сидения). Для облегчения входа и выхода пассажиров на инвалидных креслах или с детскими колясками в машине имеется выдвижной пандус. Установленная в автобусе Citea LLE пневмоподвеска обладает функцией книлинга.

На смену троллейбусам

Снижение затрат на перевозку пассажиров во многих городах видят в расширении линий BRT (Bus Rapid Transit), которые при грамотной организации движения позволяют сократить расходы на муниципальный транспорт.

VDL Citea SLFA Electric KVB

Один из ресурсов для снижения себестоимости видится в применении электробусов. Свою заявку в этом сегменте сделала на выставке UITP Mobility & City Transport 2015 компания VDL Bus & Coach. Электрический сочленённый автобус VDL Citéa SLFA-180 Electric длиной 18,1 м оборудован системой быстрой зарядки с помощью пантографа компании Schunk. Подзарядка осуществляется на конечных остановках и составляет около 5–10 минут, чего хватает для покрытия расстояния 10–15 км. Сейчас для кёльнского оператора KVB (Kölner Verkehrs-Betriebe AG) поставлено 8 таких машин.

И конечно же в этой связи нельзя не отметить успехи китайского концерна BYD Company Ltd. В конце апреля на заводе в Шенчжене (КНР) был выпущен 10-тысячный электробус, которым стал городской BYD K8.

BYD К10 eBUS

Сейчас компания начала эксплуатацию двухэтажного городского автобуса с полным электроприводом BYD К10 eBUS. Этот 10-метровый даблдеккер рассчитан на перевозку 81 пассажира. Он оборудован синхронным электродвигателем BYD-TYC180A мощностью 180 кВт и двумя блоками железо-фосфатных аккумуляторных батарей суммарной ёмкостью 350 А∙ч. С одной полной зарядки АКБ электробус сможет проехать расстояние примерно 300 км. Перезарядка занимает около 4 часов при помощи высоковольтной зарядной системы Energy Storage Stations. К достоинствам установленных железо-фосфатных АКБ китайского производства относятся сравнительно невысокая стоимость, возможность длительной безопасной эксплуатации сроком более 12 лет и не очень сложный способ утилизации, благодаря отсутствию в конструкции токсичных тяжёлых металлов.

Со второго этажа

Мало кто сейчас помнит, что второй этаж (а именно – империал) на омнибусах и конке появился не как забава или экскурсионный бонус, а лишь как способ подзаработать на небогатых пассажирах. Плебс, сидящий на империале, не был ровней господам, стоящим на первом этаже!

VDL Citea DLF-114

Ренессанс двухэтажных автобусов в Европе коснулся не только пригородных и международных перевозок. Компания VDL взялась за выпуск 97-местных 11,4-метровых «доппельдеккеров» VDL Citea DLF-114 для Берлина! Но как мы помним, это же вотчина MANа! Выбор столичного перевозчика BVG («ГП» №4, 2012 г.) в первую очередь был обусловлен заманчивой ценой и лучшей пассажировместимостью. Например, MAN SD200 вмещает лишь 86 человек.

Но большую борьбу за клиентов компания ведёт в сегменте междугородных перевозок. Неожиданно для всех компания расширила предложение. Помимо линейки VDL Synergy SDD бюджет-класса («ГП» №11, 2015 г.) недавно был представлен роскошный двухэтажный туристский 14-метровый лайнер VDL Futura FDD2–141 / 510 RC Travel. Салон с трёхрядной планировкой на втором этаже рассчитан на 48 человек. Предусмотрена и более плотная компоновка на 96 пассажиров. Силовой агрегат 13-литровый турбодизель PACCAR MX13 мощностью 510 л.с. Euro 6 агрегатируется с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией ZF EcoLife. При проектировании в первую очередь уделялось внимание снижению снаряжённой массе и низкому расходу топлива.

VDL Futura FDD2-141/510 RC Travel

Но рекордсменом в классе даблдеккеров, конечно, стал Optare MetroDecker. Именно так заявляет о своей новинке британская компания Optare PLC. По утверждению представителей фирмы-изготовителя, у него самая низкая снаряжённая масса среди одноклассников. Новинка построена на полностью интегральной раме и комплектуется двигателем Mercedes-Benz OM 906 LA мощностью 231 л.с. и автоматической КП ZF. Габаритная длина может варьировать от 10,5 до 11,1 м. Вместимость стандартного салона MetroDecker составляет 99 пассажиров, из которых 80 человек могут расположиться на креслах.

Optare MetroDecker

Некогда перспективный способ снижения издержек на эксплуатацию – гибридный привод нашёл своё применение на двухэтажных автобусах компании Alexander Dennis Limited (ADL). Двухдверный городской 10,4-метровый Enviro400H City создан на базе популярной в Британии модели Enviro400 MMC, которая появилась на рынке весной 2014 года. Автобус рассчитан на перевозку 90 пассажиров. Число посадочных мест, в зависимости от исполнения, варьируется от 61 до 78. Дизель-электрический гибридный привод включает 4-цилиндровый 4,5-литровый дизель Cummins iSBe, электротрансмиссию с функцией генератора BAE Hybridrive и блоком литий-ионных (Li–Io) аккумуляторных батарей. Как показала эксплуатация, использование такого тандема позволяет добиться 30 %-ной экономии топлива в сравнении с обычным дизельным аналогом. И такой результат нельзя назвать экономией на спичках! Особенно для мегаполисов.

ADL Enviro400H City
Комментировать ... >>
Loading...