Опубликовано: ГП 04-2012
Берлин со второго этажа

Обзор двухэтажных автобусов с берлинских улиц

Андрей Михайлов, фото автора и Андрея Колпакова

С годами сложилось так, что двухэтажный автобус стал символом Лондона. Но на карте Европы есть еще одна столица, которую невозможно представить без таких транспортных средств, – это Берлин.

Красный лондонский double-decker совсем не похож на немецкого брата по имени doppeldecker: если британцы строили подобные машины как оригинальные конструкции, то немецкие двухэтажники являли собой логичное развитие одно­этажных моделей в рамках серийных семейств. Традиционный поставщик таких машин для Берлина – MAN – делал их заднемоторными в отличие от английских машин с мотором спереди. Что уж говорить о таких мелочах, как «праворукость» машин для Лондона и их зеркальное отражение в исполнении немцев?

Кажется, в каждой сувенирной лавке Берлина можно найти игрушечный двухэтажник: он стал символом города наряду с медведем, Бранденбургскими воротами и телебашней Fernsehturm у станции Alexanderplatz. Много их и на экскурсионных, и на городских маршрутах в разных районах города; поэтому давайте посмотрим, какие машины в два этажа можно встретить на берлинских улицах сегодня.

SD200

Наиболее массовым и наиболее ярким является MAN SD200. Ведущий свою историю из семидесятых и выпускаемый добрый десяток лет, тип SD получил широчайшее распространение как в Берлине, так и в других городах, куда поступал, как правило, после эксплуатации в гаражах берлинского транспортного оператора BVG. Тираж машин этого типа достиг тысячи штук, а живучесть немецких автобусов давно стала притчей во языцех, поэтому таких машин много и сейчас, несмотря на то, что из линейной эксплуатации в берлинской транспортной службе эти машины были выведены еще в 2003 году.

MAN SD200 (1973–1985 гг.)

Традиционный окрас берлинских MAN SD200 – глинисто-жёлтый, цвет, бывший фирменным для BVG до начала девяностых. Сейчас машин такой окраски в городе нет, встретить их можно разве что в качестве коллекционных. Машины, получившие вторую жизнь в парках экскурсионных операторов, получили другие окраски – от яркой желтой до комбинации темно-зеленого и кремового.

Следует отметить, что серию SD200 весь период выпуска модернизировали; изменения вносились каждый год как во внешний вид, так и в агрегаты, которые устанавливали на автобусы. В зависимости от модельного года на автобус могли устанавливать три типа двигателей и три типа автоматических коробок передач; внешние изменения были больше функциональными, чем косметическими, – менялась форма переднего «трафаретника», оптика, мелочи в салоне.

SD202

Машины следующего поколения – MAN SD202 – были выпущены меньшим тиражом, чем предшественники, их выпуск длился не так долго – c 1986 по 1992 год. Следствием этому стала меньшая распространённость – тираж машин этой серии не достиг и пятисот штук, что на фоне предшественника выглядит достаточно скромно.

MAN SD202 (1982, 1983, 1986–1992 гг.)

Из эксплуатации в Berliner Verkehrsbetriebe автобусы этой серии вывели к концу 2009 года, но на улицах их по-прежнему много. Эти надёжные машины пользуются спросом у туристических операторов, которые охотно используют их на экскурсионном маршруте вокруг центра немецкой столицы, а также в других европейских городах.

Двухэтажные MAN предыдущего поколения – MAN ND202 – были ещё более малочисленными: по заказу BVG в середине девяностых годов было построено всего лишь 87 машин. Автобусы этой серии можно называть и А14 (индекс кузова), и DN95 (кузов-модельный год, обозначение, принятое у немцев).

Автобусы этой серии обслуживали берлинские маршруты вплоть до 2010 года. Позднее машины этой партии были распроданы экскурсионным операторам различных европейских стран, от Латвии до Португалии.

MAN ND202 (1994–1995 гг.)

A39

Почти десять лет в истории берлинских двухэтажных автобусов не было продолжения: машины, выпущенные ранее, старели, а замена им не приходила. Но в 2004 году...

В 2004 году был построен первый образец двухэтажника нового поколения, входящего в семейство Lion’s City – MAN Lion’s City DD (он же MAN A39, MAN DL и MAN ND3** по разным индексациям).

О MAN A39 наш журнал уже писал: в 2008 году одна из берлинских машин была на московской выставке «КомТранс», после которой был подготовлен краткий тест-драйв.

Первая машина новой модели получила номер 3099 и продолжает работать на маршрутах Берлина; в дальнейшем для BVG было построено более четырёхсот автобусов этой серии. Машины этой модели поставлялись на экспорт: несколько машин построено для Швейцарии и Лихтенштейна.

MAN A39 Lion's City DD (ND313, ND323, ND353, с 2004 г.)

В отличие от предшественников новая машина сделана трёхосной, что позволило вы­играть полтора метра полезной длины. Поэтому вместимость А39 стала поистине особо большой – только посадочных мест в нём сто, а на первом этаже допускается проезд стоя. Новинкой стала система видеонаблюдения за обоими этажами, а также мощная система кондиционирования, позволяющая отказаться от естественной вентиляции через форточки, которые «по умолчанию» заперты на специальный ключ.

На сегодня MAN DL (DL – от Doppeldecker и Lang, двухэтажный и длинный) – единственная модель двухэтажников, используемая берлинской транспортной службой на регулярных маршрутах. Они обслуживают как линии в центре города, так и на окраинах, где недостаточно вместимости сочленённых машин.

Следует отметить, что не «МАНами» едиными жил берлинский двухэтажник: в 2005 году в BVG поступила небольшая партия подержанных Neoplan N4026/3L Centroliner, работавших до этого в Швейцарии. В 2010 году все машины были выведены из эксплуатации в BVG и проданы экскурсионному оператору Top Tour Sightseeing, они продолжают украшать улицы центра Бер­лина.

Neoplan Centroliner N4026/3 (1993–2000 гг.)

Где кататься на «дюппельдекерах»?

Полностью двухэтажными в Берлине являются два главных городских маршрута – № 100 и № 200. Оба начинаются с центральной автобусной станции города, находящейся у станции метро Zoologischer Garten (Зоологический сад). Если побродить в её окрестностях, можно найти и разворотную площадку с диспетчерской и столовой для водителей, обслуживающей весь центр города (даже те маршруты, которые не отправляются от Zoo, едут на перерыв туда).

Дневной билет (самый удобный для туриста) в зависимости от тарифной зоны стоит до 6,80 евро. Он действует целый день, до трёх часов ночи, на всех видах транспорта, включая городские электрички и железнодорожный пригород (если следовать в соответствии с тарифной зоной билета). Билеты на одну поездку стоят дешевле – от 1,40 евро в зависимости от тарифной зоны – и действуют определённое время (от часа до трёх часов) при движении в одном направлении.

Экскурсионные туры по городу стоят дороже – дневной билет обойдется от 10 до 20 евро. Система работает так: существует «раскатанный» туристический маршрут с чётко определенными остановками. Если турист заинтересовался тем или иным объектом, он может сойти на соответствующей остановке и продолжить путь в автобусах того же оператора (всего их около десятка, крупных – штук пять). Маршрут кольцевой, затрагивает основные достопримечательности и включает полтора десятка остановок.

Как правило, гиды ведут экскурсию попеременно на немецком и английском языках, для тех же, кто ими не владеет, действуют записи лекций на разных языках (включая русский, о чём есть указание в виде государственных флагов на борту), которые можно слушать через наушники. Замечу, что во многом экскурсионное кольцо дублируется городским маршрутом № 100 (который, правда, не замкнут и не следует мимо мемориала Берлинской стены и некоторых других объектов)

Тест-драйвы немецких двухэтажных автобусов в журнале «Грузовик Пресс»

Постсоветская история

Интересно, что ряд машин после эксплуатации в Берлине осели и на территории бывшего СССР. Доподлинно известно, что первая такая машина появилась в Риге в 1991 году, где работала на маршруте «Дом знаний – Мотор-музей». Дальнейшая судьба этого MAN SD200 неизвестна, позднее они поступали в Ригу уже в «нулевых» и продолжают работать в качестве экскурсионных. Помимо SD200 в Латвии есть и машины следующих поколений – MAN SD202 и MAN ND202.

Некоторое количество берлинских MAN SD200 попало в Эстонию, которые тоже используют в качестве экскурсионных.

Применять подержанные SD200 на маршрутах пытались и в Белоруссии. Известно, что такие машины использовали на коммерческих маршрутах в Минске, но опыт оказался неудачным – машины достаточно быстро оказались сначала на закрытой стоянке, а потом ушли в неизвестность.

MAN SD200 из Фрязино

На Украине (в Крыму) известны два экскурсионных MAN ND202, которые «прописались» в Евпатории. Планы покупки таких машин были у одного из одесских перевозчиков, однако пока там планировали приобретение, автобусы раскупили.

В России есть два города, где тоже использовали двухэтажные MAN на маршрутах – это Санкт-Петербург и Барнаул. В конце девяностых в Санкт-Петербурге на коммерческом маршруте у ООО «Такси-2» ездили 12 машин. Но они скоро ушли с маршрутов в неизвестность. И только один MAN SD200, поступивший другому владельцу, ещё продолжал работу в качестве экскурсионного автобуса. Позднее кузов этой машины оказался в статусе сарая в промзоне, на чём история берлинских двухэтажников в Северной столице закончилась.

В Барнауле история продлилась немного дольше: до 2009-го там эксплуатировали машины серии SD200 и один SD202. Маршруты были проложены таким образом, чтобы не пересекались с трамвайными линиями, контактный провод которых висел слишком низко и мог быть поврежден высокой машиной.

[b]MAN SD200[/b] (слева) и MAN SD202 (справа) в Барнауле (Алтайский край)
MAN SD200 (слева) и [b]MAN SD202[/b] (справа) в Барнауле (Алтайский край)
MAN SD200 (слева) и MAN SD202 (справа) в Барнауле (Алтайский край)

По информации прошлого года, последний барнаульский MAN SD200 был выставлен на продажу. Чем закончилась его история, неизвестно.

На территории РФ есть несколько единичных экземпляров MAN серий SD: останки такой машины обнаружены в деревне под Жуковским, а еще одна машина, использовавшаяся в качестве выездного офиса мебельной фабрики, стоит в промзоне на окраине подмосковного Фрязино.

Комментировать ... >>
Loading...