Рынок коммерческого транспорта грузоподъёмностью до 3500 кг
Сегмент коммерческого транспорта грузоподъёмностью до 3500 кг у нас весьма популярен – 92 408 ед. техники, проданной в 2015 году. Это почти в два раза больше, чем всех остальных грузовиков вместе взятых. Причин такой популярности много – от относительной дешевизны самого транспортного средства до богатства спроса на услуги компактных «коммерсантов». Впрочем, наша задача в другом – проанализировать данный сегмент рынка автомобилей на текущий момент.
В то же время следует понимать, что сам по себе рынок «коммерсантов категории B» настолько велик, что попытка описать все модели, играющие на нём, займёт не менее половины журнала. Так что мы ограничимся моделями, продажи которых по итогам 2015 года перевалили за пятьсот единиц. И после недолгих раздумий было решено не делить их на цельнометаллические фургоны и шасси – начинка в этих автомобилях одинаковая, а значит, и эксплуатационная суть от типа кузова не изменится.
Малый формат…
Что первое приходит на ум, когда речь заходит о компактных «коммерсантах»? Правильно – это «ГАЗели».
Второй год подряд пользуется высоким спросом «ГАЗель Next» (13 303 ед.). Современная конструкция, высокое для отечественного автопрома качество сборки и активная рекламная политика – вот аспекты, позволившие заводу победить настороженное отношение к новинке. Теперь всевозможные модификации на данном шасси обогнали по популярности классическую «ГАЗель Бизнес». А с учётом того, что в салонах дилеров уже появились первые цельнометаллические «ГАЗель Next», приверженцев данного семейства должно прибавиться.
Впрочем, не собирается сдавать свои позиции и «ГАЗель Бизнес». Отработанная годами и прекрасно изученная эксплуатационниками конструкция позволяет семействам шасси ГАЗ-3302 (12 091 ед.) и цельнометалическому ГАЗ-2705 (4565 ед.) уверенно конкурировать со своим потомком. К тому же проведённая косметическая модернизация позволила осовременить устаревший образ машины и добавила ей дополнительных бонусов. Немаловажным моментом в битве за рынок стал и двигатель Cummins – мощный, надёжный и экономичный.
Знаменитое семейство вагонников УАЗ, оно же «буханка», тоже не собирается на покой. Грузопассажирская версия УАЗ-3909 (9926 ед.) пользуется стабильным спросом, благодаря простоте конструкции и феноменальной проходимости. Кроме того, высокая ремонтопригодность в полевых условиях делают её незаменимой в условиях Севера, где цена любой неустранимой в оперативном порядке поломки всегда очень высока.
«Лада Ларгус» (6112 ед.) неожиданно победила в сегменте «каблучков». Достаточно вместительный универсал обрёл большое число своих поклонников, благодаря «легковой» родословной и высокой степени унификации с продукцией АвтоВАЗа. Ведь чем больше парк конкретной марки, тем ниже стоимость запчастей и сервисного обслуживания, а с ВАЗом в этом плане у нас вряд ли кто сможет сравниться.
Сыграла и ставка Mercedes-Benz на модель Sprinter Classic (5688 ед.). Это как раз тот вариант, когда сочетание «трёхлучёвой звезды», хорошо известной конструкции и относительно невысокой стоимости могут творить чудеса. К плюсам модели стоит отнести вместительный кузов и богатый выбор запасных частей по умеренной цене, ибо модель разошлась по миру большим тиражом со всеми вытекающими последствиями.
Семейство «Соболь» (5286 ед.) в том числе и чисто грузовые ГАЗ-2752 (2990 ед.) также пользуются стабильным спросом. Причина тому в небольшом, но весьма актуальном перечне модификаций. Кроме упоминавшегося двигателя Cummins, повысившего конкурентоспособность машины, на увеличение спроса играет и наличие полноприводных модификаций. Покупатели быстро распробовали, что высокая проходимость «Соболь 4х4» прекрасно сочетается с комфортом, что не замедлило отразиться на спросе.
Ford Transit (3402 ед.), пожалуй, – один из самых распространённых по России «иностранцев» в данном сегменте. Недавний выход на рынок совершенно нового поколения позволил вернуть интерес к модели. Машина стала комфортнее, функциональнее и сохранила разнообразие кузовов. При этом Ford Transit по-прежнему собирают в России, что играет ему на руку.
Весьма обширное семейство Volkswagen T6 (3268 ед.) прекрасно чувствует себя на нашем рынке. Секрет прост – четыре модификации, позиционирующиеся как отдельные модели с собственными именами и соответствующим кругом покупателей, позволяет охватить максимально большую аудиторию. Дополнительным бонусом служит возможность выбора двигателей, колёсных баз, размеров кузова и типа привода.
Единственный автомобиль с кузовом пикап, который я посчитал достойным упоминания в обзоре «коммерсантов», – УАЗ Pickup (2971 ед.). Как и его собрат, УАЗ Cargo (846 ед.), они единственные в своем подклассе и весьма активно используются для перевозки грузов, а также он массово состоит на службе различных организаций. Высокая проходимость, изученная конструкция, невысокая стоимость и постоянная модернизация обеспечивают машине популярность.
Ещё один известный игрок нашего рынка – Fiat Ducato (2773 ед.). Долгое время семейство оставалось в тени своих французских «близнецов», но пару лет назад Fiat Professional «взялся за ум» и продажи начали быстро расти. Благо, экономичные и при этом тяговитые моторы, широкий выбор кузовов и колёсных баз, налаженный сервис и богатый рынок запчастей упростили эту задачу. Кстати, братья по конвейеру Peugeot Boxer (1130 ед.) и Citroёn Jumper (787 ед.), хоть и отстают по количеству продаж, по потребительским качествам ничуть не уступают «итальянцу». Тут всё дело в политике компаний и только.
Чистокровный Mercedes-Benz Sprinter (1513 ед.) с учётом весомого ценника чувствует себя на рынке весьма неплохо. Причина этого кроется не только в именитом бренде, но и в хороших потребительских качествах, а также в наличии таких «экзотических» модификаций, как колёсная формула 4х4 и двигатель, работающий на природном газе (метан). Его «родственник», Volkswagen Crafter (488 ед.), хоть и отстал в плане спроса, по сути, отличается лишь собственным мотором, коробкой передач и отсутствием «экзотики». Так что и в данном случае всё дело в политике продаж компании.
Ещё один популярный «каблучок» – модель «Лада ВИС» (1209 ед.) Простота конструкции, низкая стоимость и опять же широкий выбор запасных частей обеспечивают этим мини-грузовичкам стабильный спрос.
Разумеется, нельзя обойти стороной Volkswagen Caddy (1152 ед.). Довольно высокую стоимость приобретения, «каблучок» компенсирует столь же высокой надёжностью и богатым набором потребительских качеств. Пожалуй, именно Caddy может похвастать самым широким выбором кузовов и комплектаций. К тому же концерн практикует выпуск различных лимитированных версий модели, что также положительно влияет на спрос.
Пожалуй, самый загадочный игрок рынка – Renault Master (948 ед.). На мой взгляд, это одно из самых интересных предложений в сегменте. Несколько вариантов колёсной базы и высоты, два типа привода, различные моторы и КП. Кроме того, машина отличается комфортной подвеской, продуманной эргономикой и применением нестандартных, но удачных решений в конструкции. И единственным объяснением, почему модель не выбилась в лидеры, может служить тот факт, что долгое время Renault не присутствовал в данной нише.
Неплохо зашло на рынок и новое поколение Mercedes-Benz Vito (835 ед.). Престижный, компактный, с большим списком возможных опций, автомобиль пришёлся по душе поклонникам марки, что не замедлило сказаться на продажах.
Хорошие позиции занимает Renault Kangoo (662 ед.). Основным козырем «каблучка» является просто шикарный дизельный двигатель. Динамичный, экономичный и морозоустойчивый мотор, идеально подходит для наших условий. Кроме того, машинка порадует своих владельцев нестандартными решениями в плане эргономики и трансформации кузова.
Завершает парад «пятисоток» Citroёn Berlingo (526 ед.). Этот «француз» на нашем рынке достаточно давно и пользуется неплохим спросом. Как и любой «каблучок», он привлекает компактными размерами и «легковыми» повадками. Кроме того, наличие версии с удлинённым задним свесом тоже привлекает. Разумеется, всё сказанное относится и к его «брату-близнецу» Peugeot Partner (461 ед.).
Отдельной строкой стоит выделить 3,5-тонники Isuzu Elf. Эти машины не имеют в своём модельном ряду цельнометаллических фургонов и визуально воспринимаются как большие грузовики. Тем не менее по всем параметрам они прекрасно вписываются как в формат нашего обзора, так и в транспортный поток городов и трасс.
В семействе присутствует сразу две модели (NMR85E и NMR85H) – их основное различие в колёсной базе и итоговой грузоподъёмности (1400 и 1304 кг соответственно). Если присмотреться внимательно, то выяснится, что количество положительных качеств довольно велико. Во-первых, автомобили собирают в Ульяновске, а значит, считают российскими. Во-вторых, АО «ИСУЗУ РУС» с недавних пор базируется только на японском участии, следовательно, и контроль за качеством продукции соответствующий, что положительно сказывается на надёжности (да и выносливости) Isuzu Elf в целом. В-третьих, автомобили имеют довольно просторную для своего класса кабину, с удобным входом и большой площадью остекления, что немаловажно для формата перевозок, в котором они обычно задействованы. И, в-четвёртых, общая длина шасси 6020 мм позволяет монтировать на нём кузова очень внушительных объёмов. Кстати, в 2015 году эти доводы оценили 534 покупателя, а это уже серьёзная заявка.
Большие возможности
Подведём промежуточный итог. С безумным отрывом в сегменте лидирует продукция «Группы ГАЗ», и это логично, ведь теперь к высокой ремонтопригодности и низкой цене добавилась и весьма интересная по всем параметрам конструкция.
Вторая позиция – УАЗа с бессмертной «буханкой» является довольно неожиданной и наводит на мысль, что с дорогами у нас в стране просто БЕДА, раз уж вездеходность в совокупности с низким ценником могут перевесить архаичность конструкции.
Третьему месту Mecedes-Benz обязан своей модели Sprinter Classic. Узнаваемая, по вменяемой цене модель пришлась по душе транспортным компаниям, которые поспешили обновить ею свои автопарки.
Единственный игрок рынка, который занял почётную четвёртую строчку продаж благодаря одной единственной модели, а не совокупности модельного ряда в целом – АвтоВАЗ со своим «каблучком» «Лада Ларгус». Что называется, «машинка зашла».
И закрывает пятёрку лидеров Ford – его продажи заслуженно обеспечил Transit. Самая новая модель рынка, российская сборка и приемлемый ценник – вот рецепт популярности «синего овала».
Из тех, кто не попал в наш перечень победителей, отмечу трио Peugeot Expert (245 ед.) / Citroёn Jumpy (176 ед.) / Fiat Scudo (190 ед.). При общем наборе положительных качеств (относительная компактность, высокий уровень комфорта, богатый список опционного оборудования), весьма злую шутку с семейством играет ценовая политика компаний. Ну не могут у нас автомобили маленького и большого размера стоить одинаково!
Непонятна судьба и ещё одной модели, заслуживающей внимания, – Ford Transit / Tourneo Custom (601 ед.) Как видно по цифрам, покупатели оценили новинку положительно, но так как локализовать производство в России не удалось, вопрос с её продажами пока не определён.
Не могу не уточнить, что цифры продаж, приведённые в статье, являются всё же ориентировочными. Увы, у нас в стране до сих пор нет единой системы подсчёта проданных автомобилей, и каждое статистическое агентство умудряется выдавать свою калькуляцию по одной и той же модели. Однако понять общий порядок популярности того или иного автомобиля они позволяют, так что – дерзайте!