<<< Назад

Электронные спутники путеводной звезды
Следующая модернизация флагманских грузовиков немецкого концерна Diamler AG

Даниил Минаев, фото автора

С четвёртым поколением Mercedes-Benz Actros я познакомился осенью 2011 года на дорогах Баварии и пересёк Швабские Альпы. За четыре года четвёртое поколение флагманских грузовиков концерна Daimler AG неоднократно модернизировали, в основном по части двигателей и бортовой электроники. Именно эти две темы легли в основу серии тестов тягачей 2015 года выпуска на дорогах Словении. Предложенный маршрут (347 километров) – это автобаны, региональные дороги, горные серпантины с тоннелями, старинные городки с узкими улочками на побережье Адриатики.

Полученное четыре года назад восприятие этого тягача, почти как одушевлённого партнёра и коллеги, только сильнее укрепилось в моём сознании после этого словенского рейса. Здесь всё задумано так, чтобы водитель интуитивно общался с машиной, а она ему помогала: где советом, подсказкой, но нередко и не ленясь потрудиться вместо водителя, причём высочайшей квалификации, с идеальным зрением, вниманием и реакцией. Прежде чем поделиться впечатлениями от управления таким умным автопоездом, приведу немного справочной информации.

Лучше поздно, чем никогда

В 2011 году IV поколение Mercedes-Benz Actros предлагалось исключительно с двигателями шестого экологического класса, что ставило крест на их поставках в Россию. В итоге национальный рынок довольствовался лишь моделью предыдущего поколения, изготовляемой в Набережных Челнах. Но экономика и жизнь скорректировали планы, и превью международного грузового салона «КОМТРАНС-2015» стал Mercedes-Benz Actros MP4 Euro 5 для России, что, конечно, не может не радовать. Вот только курс европейской валюты заставит крепко задуматься многих российских перевозчиков при покупке новых грузовиков из Вёрта. Европейский же вариант силовой установки Mercedes-Benz Actros тем временем только наращивал экологические и экономические показатели.

Что такое система Fleetboard?

Fleetboard – это современная телематическая система последнего поколения, являющаяся штатным оборудованием Mercedes-Benz Actros MP4. Перед началом движения водитель активирует карту в специальном устройстве. Система собирает и обрабатывает в режиме реального времени информацию обо всех текущих параметрах автомобиля, на основе полученной информации может быть сделан анализ показателей работы не только автомобиля, но и водителя, а также проведена диагностика электронных бортовых систем. В большинстве случаев наиболее востребованы данные о местонахождении автомобиля (GPS), скорости движения, расходе топлива. В случае необходимости можно выполнить диагностику и удалить ошибки из памяти ЭБУ. Данные могут быть накоплены в архиве и потом считаны или переданы мгновенно по каналу GSM. Уровень профессионального мастерства водителя оценивается сразу по нескольким параметрам: количество разгонов и торможений, использование ретардера и других вспомогательных систем, средняя скорость движения и расход топлива.

Моторы

Рядная «шестёрка» ОМ 471

О семействе новых двигателей для грузовиков и автобусов концерна Daimler AG серии Blue-Efficiency Power я недавно уже рассказывал довольно подробно, теперь обратим внимание на некоторые эволюционные отличия на тягачах Mercedes-Benz Actros 2016 модельного года. Рядная «шестёрка» Euro 6 модели ОМ471 оснащена современной системой впрыска X-Pulse, сажевым фильтром закрытого типа и системой рециркуляции отработавших газов. Отработавшие газы очищаются технологией BlueTec 6, использующей систему SCR с впрыском раствора AdBlue, а также окислительный каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр.

Электропривод подъёма кабины

С этим всё ясно, но основная особенность линейки моторов в том, что они развивают максимальный крутящий момент уже при 900 об / мин, а на частотах вращения 1300–1400 об / мин доступно 95 % максимального крутящего момента, в то время как обороты максимальной мощности довольно невысокие – 1800 об / мин. Для двигателей Mercedes-Benz Actros MP4 предлагается пять настроек мощности: 421, 449, 476, 510 и 530 л.с, с максимальным крутящим моментом 2100, 2200, 2300, 2500 и 2600 Н∙м соответственно. Система впрыска X-Pulse с полностью электронным управлением и мультипликатором давления доработана. Ранее максимальное давление в топливной рампе составляло не более 900 бар, в индивидуальных форсунках оно повышалось до 2100 бар. Сегодня эти значения составляют 1100 и 2300 бар. Цикловая подача топлива может свободно регулироваться в зависимости от рабочих условий. В результате система X-PULSE позволяет минимизировать расход топлива, одновременно обеспечив максимальную плавность работы двигателя.

В предыдущих настройках системы питания максимальное давление в топливном аккумуляторе составляло не более 900 бар, в индивидуальных форсунках оно повышалось до 2100 бар. Сегодня эти значения составляют 1100 и 2300 бар соответственно

Все эти мероприятия, по заявлению представителей немецкого концерна, позволили сократить контрольный расход топлива ещё на 13 % по отношению к машине четырёхлетней давности. Настройки трёх наименее мощных двигателей, развивающих 421, 449 и 476 «лошадей», дополнены версиями с функцией временного повышения крутящего момента. Эти двигатели при необходимости способны развивать дополнительные 200 Н∙м крутящего момента, когда задействована самая высокая передача автоматизированной коробки передач Mercedes PowerShift 3. Это снижает количество переключений и в комбинации с изменённым передаточным числом ведущего моста, которое теперь 2,533, увеличивает скорость движения без увеличения расхода топлива. Впрочем, работа топливной системы и электронное управление впрыском всё равно происходит незримо для «драйвера», теперь вернёмся к особенностям европейского дорожного движения применительно к вождению нашего автопоезда.

Новое: патентованное решение для рециркуляции отработанных газов

Одна из особенностей двигателя OM471 – асимметричный турбонагнетатель. Чтобы обеспечить быстрый рост давления наддува, отработавшие газы из четвёртого, пятого и шестого цилиндров направляются непосредственно на турбину без обходных путей. С другой стороны, определённое количество отработавших газов из первого, второго и третьего цилиндров используется для рециркуляции газов, чтобы уменьшить количество выбросов оксида азота. Эта технология в текущем поколении грузовиков подверглась доработке. Теперь положение заслонки клапана EGR сильно сдвинуто вперёд в выпускном коллекторе, что позволяет осуществлять всецело регулируемый и очень точный контроль распределения отработавших газов между выпускным коллектором и турбонагнетателем во всём диапазоне оборотов. Количество отработавших газов, направляемых из трёх цилиндров-доноров на процесс сгорания, может варьироваться по необходимости с точностью от нуля до ста процентов.

Автобан, дисциплина и побережье

Полосы движения, разграниченные великолепно нанесённой световозвращающей разметкой, очень узкие, от зеркал до границы полосы буквально спичечный коробок! Вместо обочины зачастую велодорожка, причём активно используемая, иногда узкий тротуар с невысоким бордюром и кроны вековых деревьев зловеще свисают, угрожая повредить тент. Уклоны, закрытые повороты, заборы частных владений, и вот впереди показывается прибрежная полоса – прохватив по автобану, мы пробираемся к морю. Почти все пересечения проезжих частей с круговым движением. Пешеходы и велосипедисты, коих тут великое множество, живут своей жизнью, совершенно не обращая внимание на проезжающий в угрожающей близости 40-тонный автопоезд. К этому надо привыкнуть: высокая дорожная дисциплина приучила местных быть уверенными в собственной безопасности, когда они соблюдают Правила, по умолчании предполагая, что и другие обязаны поступать именно так. Невольно хочется принять левее, чтобы хоть ненамного увеличить тесный боковой интервал. Но вот только система контроля полосы движения со мной не согласна и громко трубит о возмутительном наезде на белую полосу разметки.

И всё же, если очень скрупулёзно следовать разметке и знакам, то длинная и широкая машина везде помещается и вписывается во все кривые в плане и продольном профиле. К слову сказать, здесь очень пригодилась автоматизированная коробка передач PowerShift третьего поколения, позволяя вообще не отвлекаться от дороги. На автобане, напротив, нет никакой тесноты и царит канонический порядок в сочетании с невидимым, но осязаемым духом взаимоуважения. Каждый занимает свою полосу движения, согласно выбранной скорости, и практически нет никакой необходимости совершать обгоны, а когда перестраиваешься с полосы разгона в общий поток, то первый же водитель просто считает своим долгом тебя пропустить, демонстративно увеличивая дистанцию.

Электронная свита

Приборы в глубоких колодцах – это действительно здорово: удобно читать и не бликуют
Сложный интерфейс и перегруженное меню в этом грузовике не выглядят вычурно и усложняюще, в нижней части дисплея информация системы РРС
В кабине принципиальных изменений с 2011 г. нет

Под стать одушевлённым водителям ведёт себя и мой тягач. Причём именно ведёт себя, в прямом смысле! Он знает не понаслышке рельеф местности, справляется с ним при помощи GPS, мгновенно выбирает оптимальную передачу, регулирует подачу топлива и выбирает инструменты для оптимального удержания автопоезда на уклоне (рабочая тормозная система, моторный замедлитель или ретардер), а ещё самостоятельно обеспечивает безопасную дистанцию (интеллектуальный ассистент торможения Active Brake Assist). Но самый главный помощник водителю – это система РРС (Predictive Powertrain Control). Требуется только задать требуемую скорость и некоторый гистерезис её колебаний. Сейчас поясню. Например, мне немецкий инструктор предложил установить 85+3–7 км / ч (порог превышения скорости на спуске на уровне плюс 3 км / ч, при этом устанавливаем минус 7 км / ч в качестве нижнего гистерезиса), и дальше по аналогии с автопилотом автопоезд движется полностью самостоятельно, без воздействия на педали и выбора передач в КП. Я лишь рулём корректирую курс. Вручную от меня теперь требуется лишь «взлёт» и «посадка». Ещё если выбрать режим работы «Economy» Predictive Powertrain Control, то можно ещё немного снизить расход топлива при движении на подъём, избежав ненужного ускорения. Просто от такого стиля управления невольно хочется спать! Но дорожное строительство и ремонтные работы ограничивают движение и создают заторы не только у нас в стране, но и на европейских дорогах.

Затор без напряга

Огромные передние зеркала сами по себе неплохи, но в некоторых ситуациях создают слепую зону из-за своих размеров, ограничивая обзор Огромные передние зеркала сами по себе неплохи, но в некоторых ситуациях создают слепую зону из-за своих размеров, ограничивая обзор

Итак, мы стоим в глухой дорожной пробке, и где теперь позитив от вождения прикажете искать? Mercedes-Benz Actros и здесь не подкачал! Если не предполагается смена ряда, поворот или съезд на обочину, то тягач обо всём остальном позаботится сам. Я в правом ряду в плотном потоке на автобане в сторону Италии. Мои ноги совершенно спокойно топчут пол в такт заводному музыкальному треку, руки лишь «для приличия» держат рулевое колесо, и всё! Автопоезд плавно трогается, набирает скорость и аккуратно замедляется примерно в паре метров от кормы впереди ползущего автомобиля. Справа показался карман аварийной остановки, и немедля туда, мигнув поворотником, устремилась легковушка из левого ряда. Инстинктивно мгновенно моя правая нога коснулась педали тормоза, но это было совершенно ни к чему, электроника оказалась проворнее и своевременно затормозила автопоезд. Но после касания педали придётся заново активировать систему – нажать кнопку на мультифункциональном рулевом колесе.

Имидж большого электронного гаджета

Новый Mercedes-Benz Actros MP4 продолжает, как и четыре года назад, ассоциироваться у меня с неким гаджетом гигантских размеров, но дружелюбным и одновременно требовательным к своему наезднику. Действительно, водитель, которому предстоит управлять им, должен быть не только профессионалом, но и компьютерно грамотным человеком. Ему нужно уметь работать не только рулём и педалями, а находить общий язык с многоступенчатым и навороченным интерфейсом, и это обязательно! Также придётся стать дисциплинированным, иначе многочисленные системы безопасности житья не дадут. И ещё. Вся возможная гамма оснащений, модификаций и комплектаций настолько широка для этой модели, что, пожалуй, сам чёрт тут ногу сломит, и это отложилось в памяти, как одна из особенностей машины. В этом автомобиле всего очень много и самого разного плана: от вариантов регулировки водительского кресла до линейки моторов, и, конечно, бортовой электроники с полным набором самых невероятных функций…

Техническая характеристика Mercedes-Benz Actros MP4 1853LS 4x2 (typ L693 W1025)
Параметр Значение
Колёсная формула 4х2
Полная масса тягача, кг 18 000
Полная масса автопоезда, кг 40 000
Допустимая нагрузка на 1-/2-ю оси, кг 7500/ 11 500
Колёсная база, мм 3700
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
OM471, турбодизель I-6, Euro 6
12 809
530 при 1800 мин-1
2600 при 1100 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
  • передаточное число моста
PowerSchift 3 G281-12, автоматизированная
12/1
2,533
Подвеска cпереди Малолистовые рессоры
Подвеска сзади Пневматическая
Тормозная система Пневматическая, с АВС и активным ассистентом торможения и поддержания безопасной дистанции
Мощность моторного замедлителя, кВт 400 при 2300 мин-1
Вместимость топливного бака, л 570
Вместимость бака AdBlue, л 75
Шины 315/70 R22,5
Комментировать ... >>
Loading...