Аэродинамические хитрости под лупой
Оптимизированный седельный тягач Peterbilt 579 EPIQ с аэродинамическим пакетом
Владимир Чехута
Фото Peterbilt Motors Co.
Американская компания Peterbilt Motors Company на выставке MATS 2015 презентовала оптимизированный вариант седельного тягача Peterbilt 579 EPIQ, в котором объединён пакет узлов и аэродинамических устройств, заметно сокращающих расход топлива.
Техническую сторону пакета Peterbilt 597 EPIQ мы уже освещали: 13-литровый турбодизель PACCAR MX-13 с 10-ступенчатой автоматизированной КП Fuller Advantage Automated Transmission, шасси 6х2 с 2-метровым «спальником» UltraCab и шинами Goodyear с низким сопротивлением качению. Из электроники можно отметить систему мониторинга давления воздуха в колёсах SmartTire Tire Pressure Monitoring System и адаптивный круиз-контроль. Априори на экономическую эффективность автомобиля влияет правильный подбор деталей и узлов, но именно установка аэродинамических элементов позволяет тягачу Peterbilt 597 EPIQ иметь меньший на 10% расход топлива, чем у серийного аналога – Peterbilt 597.
Разобраться в нюансах поможет Франк Шнэк (Frank Schneck), менеджер технического отдела компании Peterbilt. Начнём с того, что идея возникновения пакета 579 EPIQ стала генерироваться после того, как инженеры Peterbilt приняли участие с «579-й» моделью в проекте SuperTruck. Эта программа была организована и профинансирована министерством энергетики США.
Боковые секции с плавным профилем и интегрированными секциями ступеней для доступа в кабину. Внутри аэродинамичных элементов под люками находятся четыре аккумуляторных батареи
Спальный отсек Model 579 EPIQ оснащён 18-дюймовыми боковыми отражателями, которые к тому же имеют окантовку из 8-дюймовых резиновых расширителей. В итоге у кабины аэродинамическое оперение общей длиной 660 мм
Peterbilt стал использовать более широкие соты в облицовке радиатора. Это сделано для улучшения охлаждения радиатора 400-сильного мотора MX-13 и для снижения лобового сопротивления автомобиля. Раньше такие ячейки использовали на мощных (более 450 л.с.) двигателях
Дополнительное резиновое уплотнение между крыльями и бампером тоже призвано отражать набегающий воздушный поток в разные стороны грузовика. Подобный малозаметный элемент вносит свою лепту в улучшение аэродинамических характеристик тяжеловоза
Окантовка колёсной арки выполнена из прочной пластмассы и покрывает нижний периметр всего тягача. Она препятствует проникновению воздушного потока к шасси и, следовательно, повышает аэродинамические характеристики
Резиновое уплотнение установлено в промежутке между дверью и боковым обтекателем шасси. В нишу не должен попадать воздух
В этой точке срыва воздушного потока на отражателе предусмотрен изгиб, помогающий направлять ветер в сторону от транспортного средства. Этот нюанс был подсказан специалистами по аэродинамике после проведения детальных расчётов
Новые колпаки тандемных осей полностью закрывают ступицы колёс и препятствуют попаданию туда воздушного потока. Прозрачный пластик имеет незначительный вес и не создаёт неудобств при визуальном осмотре ступицы колеса
Задние огни интегрированы в задний бампер. Светодиодные лампы раньше располагались на кронштейне с брызговиком, но расчёты аэродинамиков показали снижение турбулентных завихрений
Аэродинамичная форма кронштейна зеркала заднего вида спроектирована с учётом ветровых нагрузок с одновременной минимизацией динамического сопротивления