<<< Назад

Поближе познакомимся с «Бычком»

С. Ионес, фото автора

Этот низкорамный трёхтонный автомобиль в 90-е годы стал второй после «Газели» новинкой постсоветского грузового автомобилестроения. Он тоже быстро завоевал большую популярность. Этим материалом мы открываем тему эксплуатации грузовиков семейства «Бычок». Она обещает стать не менее захватывающей, чем тема эксплуатации «Газелей».

Отзывы водителей, длительное время работавших на «Бычках», далеко не такие доброжелательные, как отзывы испытателей, откатавших новое исполнение машины на коротком тесте. Все, с кем удалось побеседовать, дружно жаловались на конструктивные недочёты, частые поломки, откровенный заводской брак.

Для начала, немного «лирики». Интересно, о чем думали те, кто давал машине эту «торговую марку»? Они, наверное, забыли, что «Бычок» – не только молодой самец коровы и не только мелкая рыбка, из которой делают консервы «Бычки в томате». Вспомните, что сигарета становится «бычком» после первой затяжки. Водители и механики шутят, что характер автомобиля во многом соответствует именно третьему, жаргонному значению слова «бычок».

И только одну модификацию «Бычка» никак не хочется сравнивать с окурком. К сожалению, очень редкую. Речь идет о машинах с индексом ЗИЛ-53012. Это была самая первая небольшая партия, построенная в 1995 г. Она представляла собой кабину и платформу «Бычка», установленные на шасси Mercedes-Benz 709 D. Главный недостаток этого автомобиля заключается в том, что его крайне сложно купить.

Педальный узел теоретически тоже регулируется

Большинство экземпляров, благодаря надежности немецкого шасси, дожило до наших дней. Только вот хозяева всё ещё не спешат избавляться от 10-летних грузовиков: так хороши «мерседесовские» агрегаты.

Кстати, у «Бычка» странный отраслевой индекс: ЗИЛ-5301. Получается, что машина полной массой около 7 т по классу выше, чем 11,5-тонный ЗИЛ-4331. Согласно действующему ГОСТ, индекс «Бычка» должен был начинаться на тройку, в крайнем случае, на четвёрку. Но как так случилось, что его «превратили» в одноклассника базовой модели КамАЗа? Достаточно достоверное объяснение звучит так. Для регистрации нового индекса требовались деньги, которых тогда, в начале 90-х, заводу катастрофически не хватало. А номер 5301 был зарегистрирован ЗИЛом раньше для какой-то тяжелой модели. Чтобы сэкономить, новинку обозначили тем индексом, который просто был в наличии.

Конечно же, создавая эту машину, конструкторы пытались по максимуму использовать узлы, уже освоенные в производстве – рациональный, оправданный подход. А если вспомним, какая ситуация в экономике страны в целом, и в автомобильной промышленности в частности, сложилась в первой половине 90-х, когда создавали «Бычка», то придем к выводу, что иного выхода у завода просто не было.

Ручка из грубой дешевой пластмассы помогает садиться в машину

Кабина от «большого брата», дизель от трактора, коробка передач от «сто тридцатого», дисковые передние тормоза от бронированной модификации легкового представительского «членовоза»: эти агрегаты пришлось в той или иной мере модернизировать и адаптировать к новой модели. Как это всё «срослось» вместе? Насколько приспособлены такие агрегаты и системы к автомобилю другого класса? Как изменились технические и потребительские свойства, а главное, ресурс узлов по сравнению с теми машинами, с которых их взяли? И как чувствуют себя оригинальные агрегаты «Бычка» в условиях реальной эксплуатации? Эти вопросы, согласитесь, заслуживают обсуждения на страницах журнала.

Кстати, как и в случае с «Газелью», некоторые недостатки «Бычка» можно объяснить предельно сжатыми сроками подготовки производства. Чтобы отрабатывать все тонкости конструкции автомобиля, требовались годы полигонных испытаний и огромные денежные средства. А автомобиль требовался уже вчера, и количество денег было крайне ограничено. Отсюда – многочисленные компромиссы.

Подвеска и механизм регулировки водительского сиденья

Но перейдем от «лирики» к «физике». Кабина от большого грузовика, без сомнения, просторная и с хорошей обзорностью. Даже в некоторых близких по размеру японских грузовиках втроём в кабине более тесно. С «Газелью» вообще никакого сравнения. Двойная кабина – просто огромное помещение. В ней чувствуешь себя, как в салоне автобуса. Например, можно без проблем пройти с передних сидений на задние, и обратно, в щель между шоферским и пассажирским сиденьями. Но вот сами сиденья оставляют желать лучшего. Три одинаковых двухместных «диванчика» в двойной кабине – правый пассажирский и два задних – сделаны действительно как в салоне городского автобуса: жесткие, нерегулируемые, с очень низкими спинками. В случае сильного удара сзади, всем сидящим гарантирована травма позвоночника. Между прочим, в двойной кабине большого ЗИЛа – та же картина.

Мне возразят: эти сиденья рассчитаны на короткие поездки. А, скажем, рабочие городских ремонтных бригад ездят недалеко и носят спецодежду, в которой незачем садиться в кресла. Но, во-первых, те же сиденья установлены и в бортовом «Бычке», который используют в дальних рейсах. Во-вторых, если это сиденья для рабочих в спецовках, то зачем им тканевая обивка?

Интерьер кабины изяществом не блещет

Шоферское сиденье стоит особняком: высокое, с регулируемым наклоном подушки и целой системой пружин и амортизаторов, позволяющих регулировать жесткость крепления сиденья к полу кабины. Механизмы регулировки, правда, исполнены грубовато. То же самое можно сказать об устройствах, позволяющих регулировать рулевую колонку и педали. Обычно водители «выставляют» их один раз по своему вкусу, а если за руль садится кто-то другой, просят «не трогать».

Несомненное достоинство «Бычка» – эффективная система отопления. Даже в двойной кабине тепло в сильные морозы. Прямо на полу в ней стоит не прикрытый никаким кожухом печной агрегат с видимой издалека «жигулевской» клавишей включателя. Он не позволит замерзнуть задним пассажирам.

Ещё что можно отметить в кабине – обивка потолка и стоек приятная на вид, ковровая. Но все обшивки на абсолютно новом автомобиле провисают посередине волнами, так как основание обивок кривое и покоробленное.

Вторая печка в двойной кабине

Заходить в кабину «Бычка», не спорим, проще, чем во многие импортные машины: большой проём, плюс невысокая посадка, плюс отсутствие колёсной арки. Помогают поручни, установленные на дверях и краях приборной панели. А вот выходить из кабины сложнее. Надо соскочить на исключительно узкую подножку, и сделать это, не обтерев брюками порог кабины, практически невозможно. На большом ЗИЛе такой проблемы нет: там подножка шире.

Многие водители жалуются на шум и вибрацию в кабине. Запустив «тракторный» дизель, выясняем, что это утверждение похоже на правду. В самом деле, уровень шума и вибрации у большинства «Бычков» превышает допустимую норму. Но «бывалые» говорят, что это поправимо. Прежде всего, надо оклеить внутреннюю поверхность капота и моторный щит внутри кабины обычным шумоизоляционным ковром. Сложностей никаких: подобную операцию тюнинговые фирмы делают отечественным легковым машинам. Совсем исключить шум, конечно, не удастся, но наша задача – просто понизить его уровень.

Проблема вибрации серьёзнее. По мнению специалистов, она возникает из-за неудачных опор силового агрегата на раме. Один водитель горько пошутил: «Замените резиновые подушки крепления двигателя «Жигулей» стальными болванками – получите то, что творится в «Бычке».

Неаккуратно проложенные жгуты проводки, залитые краской, при переделке грузовика в автомобиль аварийной службы

А ведь изначально низкорамный ЗИЛ собирались сделать с кабиной над двигателем. В начале 90-х даже был опубликован снимок этого прототипа. Та машина была всего лишь макетом. «Накрыть» двигатель кабиной от ЗИЛ-4331 никак не удавалось. И это, наверное, хорошо. Представляете, в какой «аттракцион» она бы превратилась?

Водители, впервые севшие за руль «Бычка», теряются, не зная, по какой схеме здесь включаются передачи: как на больших ЗИЛах или как на легковых машинах. Даём правильный ответ: передачи у «Бычка» включаются, как у его «старших братьев» ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4333. Только почему бы на рукоятку рычага не нанести схему переключения?

Мы слышали жалобы на ненадёжное сцепление. Оно, кстати, не имеет ничего общего со сцеплением трактора «Беларусь». И не позволяет водить «Бычок», как нормальный отечественный грузовик. Водители тяжелых ЗИЛов на дороге с твердым покрытием всегда трогаются со второй передачи, даже если машина гружёная или с прицепом. На «Бычке» это, конечно, физически можно сделать, но сцепление не выдержит большого количества таких стартов. Здесь придётся «по-легковому» трогаться с первой передачи.

«Автобусное» пассажирское сиденье

«Бычок» выпускается уже 10 лет, а недостатки всё ещё остаются и усугубляются удручающе низким качеством заводской сборки. Хотя доводилось слышать, что самым катастрофическим качество автомобилей было примерно в 2000–2002 гг. Сейчас, говорят, стало чуть-чуть лучше...

...Год 2005. На небольшой автобазе одной московской хозяйственной организации рассматриваем новый «Бычок», только что пришедший с завода и зарегистрированный в ГАИ.

Два опытных электрика никак не могут разобраться с проводкой. Множество перепутанных, не совпадающих друг с другом по цвету и никуда не присоединенных проводов. Грузовичок аварийной службы должен работать с прицепом-генератором. Чтобы заработали световые приборы прицепа, приходится «перебирать» весь разъём фаркопа.

Затем начинаются долгие и безуспешные попытки включить предпусковой подогреватель. В инструкции по эксплуатации ничего не сказано о том, по какому принципу это устройство должно работать. Схема подключения подогревателя, описанная в инструкции, имеет мало общего с тем, что установлено на машине. В контрольной лампе, сигнализирующей о работе подогревателя, обнаруживаются два минусовых (!) и ни одного плюсового (!) провода. Приходит ещё один механик, который вспоминает, что на «Бычке» его знакомого, эксплуатируемом года с 1998-го, включить предпусковой подогреватель не удалось совсем.

Длинная ручка, отпирающая заднюю дверь, плохо закреплена и вечно болтается

На улице –10, но машина ночует в гараже, и дизель легко заводится без помощи подогревателя. Пока он прогревается, сиденье водителя превращается в настоящий вибрационный стенд, но это, как мы говорили выше, нормальное явление. После прогрева несколько перегазовок, и тяжелая двойная кабина стоящего грузовика начинает неприятно раскачиваться вправо-влево. Это ещё что?

Включаем аварийную сигнализацию – контрольная лампа на приборной панели нормально мигает. Двигаем рычаг, включая правый и левый указатели поворотов, и та же лампа отказывается работать, моргнув один-два раза, гаснет. Опять проводка? Это, говорят, ещё не самое худшее.

Ремонтник, имевший дело с машиной 1998 г., вспоминает, что на ней «с завода» хронически не хотели работать тормоза задних колёс. Неоднократные прокачки не давали результата. Долгое время водителю приходилось ездить, тормозя только передними дисковыми механизмами. Наконец, руки дошли до полной разборки. Оказалось, что задние тормозные цилиндры заполнены консервационной смазкой, которую «забыли» удалить на конвейере.

Комментарии излишни.

Большая длина внутренней ручки – следствие низко расположенного замка

Поймите нас правильно. Мы ни в коем случае не разделяем «радикальное» мнение отдельных водителей, заявляющих, что «Бычок» – «никуда не годное» транспортное средство, продолжать выпуск которого незачем. Мы не желаем зла ни тем, кто проектировал, ни тем, кто строит эти машины. Нам ни капельки не хочется, чтобы территория старейшего российского автозавода оказалась использованной под какие-то очередные торговые комплексы и элитные кварталы. Пусть уж лучше стоит на старом месте конвейер, пусть сходят с него эти грузовички, вполне вписавшиеся в условия нынешней экономики и приносящие прибыль своим хозяевам.

Однако мы уверены – «Бычок» можно сделать лучше. Что делает завод для улучшения качества своей продукции? Какие узлы машины подвергались модернизации, и какие планируется улучшить? Наконец, что мешает заводу собирать машины хотя бы с меньшим количеством заводского брака? Мы приглашаем сотрудников АМО ЗИЛ к обсуждению этих вопросов и с удовольствием выслушаем их мнение.

А ещё мы готовы рассказывать о «народных» способах улучшения потребительских качеств «Бычка», о тюнинге систем этой машины, который проводят водители, гаражные умельцы и, возможно, ремонтные предприятия.

Комментировать ... >>
вояджер voya.1975@mail.ru
(10.01.13)
Машина Бык-всё бы ничего.Если бы нового да ходовку бы с тормозами от Мерса с которого сдували,сдували да сдули всё через ж...у(особо тормоза тыкали голову,пока сам задние под воздух не сделал-хоть свет белый увидел),балка передняя-жидкая.Остальное ещё более менее-пойдёт.Вибрация пожизненная даже в счёт
Евгений
(22.11.12)
Как быть с обрывом нижних пальцев передних амортизаторов?
Павел
(12.10.12)
Ребята, очень тугой руль, что сделать? шкворня менял.
рамиль.казань
(25.08.12)
был бычок 1999 года.эксплуатировал с 2006 по 2007.почти полтора года.за движок и ходовку не скажу,проблем не знал,но за суппорта и задние тормоза помучался,а также за родную резину,хотя не перегружал,но в дороге стреляло,особенно передние,так даже,что в кювет не улетал,ладно гидро стоит.
архангельск.андрей.
(04.08.12)
проводку сразу поменял на камазовскую,разница в пучке стеклоочистителя,пришлось сделать удлинитель и моторчик печки пришлось запистить через реостат.замена генератора,мотор стеклоочистителя,панель приборов(таблетка),лампочки,релюшки - всё от камаза . вот каррозия кабины просто беда-130 по 30 лет без дыр.сцепление летит чаще у мотогонщиков,привычка бросать педаль,работайте по -стариковски на 2 выжима или как на американцах,только с места,музыку просто тише надо сделать.
УЛЬЯНОВСК
(16.07.12)
КТО НЕ РАБОТАЛ НА БЫЧКЕ И НИ ХАДИЛ НА МЕЖГОРОД НА КРУГ ПО 8 ТЫС,ТОТ НЕ ШОФЁР А ВОДИЛА НАЕЗДНИК!!!!
и надо хаить не машину а себя
Виталий
(21.06.12)
за ним то есть бычком надо следить . у меня подержанный востоновил полнастью езжу и не жалуюсь ,и вожу по4-5 тон!
серега
(07.06.12)
владею таким чудом с 2008г,проехал 200 000 км,поменял двигатель,переднюю балку,картер заднего моста,сцепление 7 раз,18 колес,ездию 65км/ч,не перегружаю,ямки объезжаю,за всем слежу...че еще этой скотине надо?
тема
(05.04.12)
задний мост можно от валдая поставить.
тема
(05.04.12)
за любой машиной надо следить! кто говорит говно, у тех руки под х.. заточены! чем валдай лучше? только тормозами. а кабина, к двигателю не знаешь с какой стороны подлезть. на быка тоже можно поставить тормоза воздух. а на валдае пол движка в кабине. а компрессор когда качяет дак ка будто по голове.))) в быке и места больше просторнее! поставьте грузовую резину . про колеса забудешь. и евро диски. у меня 2000г. я не парюсь.))) и ксенон стоит.)))) пишите может че подскажу)))
стас, 89172424432
(26.03.12)
у меня бычок с двойной кабиной, может мне кто-нибудь сделать из бычка с двойной кабиной тягач и чтобы документы для гаи были
сергей липецк 89042818933
(16.02.12)
у меня их 2 машина гавно одни супорта ручник и задние тормоза могу еще много сказать
саша
(19.01.12)
фордяра накрылся и стоит запчастей ждет а бычарик крутится по маленьку Скорости он не любит короче младший брат мтз 80
саша
(19.01.12)
если мост крякнет вкачу от 130
саша tolstiy@karelia.ru
(19.01.12)
взяли 2002 года прошли 70000 тысяч км вроде ниче как тока немного подремонтировал после наездников и все
Сергей
(20.12.11)
Бычок это не машина а слезы водителя и позор автомобилестроителей!!!
ИВАН
(03.12.11)
ЗИЛ-5301АО C 1997 г\в ездит и ездит без проблем. менял бендикс стартрера-неудобно подлезть(((. усилил уголок крепления бачка гиброусилителя. передние тормоза за колодками следить, ине допускать полного износа,иначе из-за короткого цилиндра перекашивает и клинит. резина таганка-слабая, но с завода прошла 57 000км. заменил на ярославскую. вот вещь!!! в целом машина не подводит, за исключением поломки диска сцепления(центральной части). Просто следить надо за техникой и вовремя проводить профилактику. и гнать в шею наездников. Исходя из опыта знакомых шоферов,большинство машин у которых прошло от 450 000 до 700 000км без особых поломок. Машиной доволен. Правда те кто неакуратно эксплуатирует и перегружает технику и гоняет превышая скоростной режим по ямам плачутся. Единственый большой минус это корозия кабины, сверху лобового стекла сделан козырек и туда набивается соль с дороги. чем думали те кто конструиловал эту ловушку? Гораздо было удобнее обслуживать двигатель,если б кабина была откидной!!! Когда Бычок исправен,ехать на нем приятно,особено зимой, когда в кабине тепло и весело урчит мотор напоминая чем то маленький Камаз. А посади дурака за руль хоть Мерседеса, не долго музыка играла...Любая машина любит ласку,чистоту и смазку!!!
серик
(01.11.11)
после бычка сел на японца. небо и земля. на девять лет старше бычка. из ремонта только масло меняю и шприцую. а после рабочего дня на быке всегда приходил в мазуте
zzz
(18.10.11)
Уж получше Валдая и нынешней Газели будет
г ноябрьск
(12.10.11)
прводку переделываю все на 24в генератор от камаза 90А 53012 это не 5301 машина от души пишите у кого такойже
г ноябрьск
(12.10.11)
привет я купил себе 53012 сечас чиню
bizon 1965
(01.10.11)
стоит бычковский двиг на 4331 база дизель ...мозг вышибает напрочь.
Ефрем.
(24.08.11)
говно машина одним словом
Геннадий
(17.08.11)
машинау эксплуатирую с 98года было всё и даже больше.Самое слабое место это конечно резина и диски.И цены на зап.части очень высокие.По сравнению даже с камазом.
дядя Жорж
(11.08.11)
Передний мост тоже не в дугу, шкворни слабые, разбивают балку. Тормоза от " членовоза" тоже очень капрзные, требуют постоянного внимания, быстро изнашиваются и закисают супорты. Хотя это видимо проблема качества материалов и сборки.
Дождь
(31.07.11)
Страшная машина. Накатывал по 3 - 4 тыс. км в неделю, почти ни одного рейса не обходилось без поломок. Мост, сцепление, проводка... Список слабых мест можно продолжать до бесконечности. Себе такую не куплю никогда.
Бодяга
(06.07.11)
P.S:за качество 2 с мааааааааааааааленьким хвостиком
Бродяга тел.89518633748
(06.07.11)
туда б камазовскую 5-и ступку без делителя
эта кп на 53 газоне хорошую пару с не помню каким дизелем составила
а так за то бычек тянет не плохо
KOXMA-1@mail.ru
(10.02.11)
Нормальное авто если его самому модернизировать основной недостаток задний мост (под замену его на мерсовский) и никаких проблем и обязательно диски с резиной тоже на мерседесовские .
ya.lacky @yandex.ru
(11.10.10)
Очень полезная и душу раздирающая информация про российский автопром!!!
Минздрав России
(11.09.10)
В Бычке атмосфера накуренная как будто!!!
Сергей
(16.02.10)
Чтобы грамотно относится нужно минимум 500 000руб
вован
(22.09.09)
нет нет и еще раз нет Бычок- неудачная машина
владелец машины с 1997года.
(10.06.09)
Ручка из грубой дешевой пластмассы помогает садиться в машину-------наоборо за неё лучше не трогать она обламывается!!!

Несомненное достоинство «Бычка» – эффективная система
отопления.-верно /> На улице –27градусов, машина всю ночь, и дизель легко заводится без помощи подогревателя,если залита полусинтетика!!!
рычаг указателя поворотов проще заменить газоновским! машина хорошая,ездить приятно,особенно за городом в любую погоду,но вот обслуживать не совсем удобно.впрочем общая оценка 4! нужно просто уметь граммотно эксплуатировать и относится по хорошему.

Loading...