<<< Назад

Изучаем агрегаты «Бычка»

С. Ионес, фото автора

Мы продолжаем беседу об эксплуатации автомобилей «Бычок». Предыдущие материалы вызвали волну откликов от водителей, механиков и инженеров, которые работали или работают с автомобилями этого семейства. Некоторые отзывы о работе узлов и агрегатов «Бычка» – тема нашего разговора.

Прежде всего необходимо заметить, что, конечно же, не все узлы «Бычка», по мнению эксплуатационников, работают плохо. Вполне удовлетворительно для такой машины зарекомендовал себя минский дизель. Часто приходится слышать расхожее утверждение, что двигатель у «Бычка» «взят» от трактора «Беларусь». В основе мотора ММЗ-Д 245 действительно лежит тракторный дизель. Но эти двигатели отличаются головками цилиндров, топливной аппаратурой.

По словам бывалых владельцев «Бычков», сам двигатель достаточно долговечен. Водитель, откликнувшийся на наш материал, рассказывал, как на его автобазе однажды разобрали дизель, прошедший 150 тыс. км. Поршневая группа, коленчатый вал и вкладыши были еще абсолютно «живые» и замены не требовали. Дизель не склонен к перегреву, наоборот, он чаще работает с пониженной температурой охлаждающей жидкости. А если все-таки случится «вскипятить» тосол, то деформацию чугунных головки и блока это не вызовет.

Один из специалистов резонно заметил, что для нормальной работы дизеля очень важна правильная настройка опережения впрыска топлива. К сожалению, многие эксплуатационники «развращены» опытом обслуживания дизелей ЯМЗ, не особенно реагирующих на точность данной регулировки. А вот дизель Д-245, подобно двигателям иномарок, по словам наших консультантов, требователен к регулировке опережения впрыска.

Даже относительно надежный двигатель требует как минимум регулировочных работ , и ремонт рано или поздно понадобится. Здесь встает вопрос удобства доступа к двигателю и его системам. Наши собеседники сходятся на том, что у «Бычка» с удобством доступа к двигателю много проблем.

Угол, на который откидывается капот, маловат
Моторный щит кабины частично «накрывает» двигатель
Такой же двигатель на ГАЗ-3309: почувствуйте разницу
Коробка передач – «беспроблемный» агрегат
На удлиненных модификациях энергоаккумулятор расположен дальше от «хвоста» машины, чем у «коротких»
Привод стояночного тормоза: энергоаккумулятор и трос

Иного, впрочем, ожидать не приходится: сама компоновка автомобиля с коротким капотом и «наезжающей» на двигатель кабиной влечет за собой неудобство многих сервисных работ. В прошлый раз мы заметили, что вместо запланированной изначально машины с кабиной над двигателем, конструкторам ЗИЛа пришлось создавать грузовик с очень коротким капотом, под которым едва помещается 4-цилиндровый двигатель. Мы высказали предположение, что только это обеспечило автомобилю приемлемый уровень комфорта. Силовой агрегат «Бычка» – источник сильного шума и вибрации, из-за которых сидеть в кабине, расположенной над двигателем было бы крайне неприятно.

Наше утверждение вызвало споры. Собеседники из числа автомобильных инженеров напомнили нам, что вибрации являются следствием нарушенных регулировок и в принципе должны «лечиться». Основной довод в пользу кабины, расположенной над двигателем, звучит так: ее легко откинуть вперед, и это обеспечивает удобный доступ к двигателю. Сторонники бескапотной компоновки напоминают, что она нередко встречается на японских и китайских грузовиках класса «Бычка», и такие машины представлены на нашем рынке.

Мало того, что кабина «Бычка» буквально нависает над двигателем. Крышка капота «зиловской» трехтонки слишком маленькая, откидывается на небольшой угол, а облицовка слишком высокая. Правда, облицовку можно легко снять, а крышку капота тем более. Если завод задумает рестайлинг «Бычка», стоило бы прислушаться к предложению водителей и ремонтников выполнить капот с облицовкой в виде одной детали, чтобы они поднимались вместе. Ведь цельный блок капота, облицовки и крыльев давно прижился на большом ЗИЛе.

Какие проблемы вызывает характерная компоновка «Бычка»?

Возьмем такую операцию, как замена прокладки головки блока или снятие головки для ремонта. Кабина «Бычка» не позволяет просто снять головку с дизеля. Штанги толкателей клапанов четвертого цилиндра и задние болты крепления головки при таком расположении кабины и двигателя никак не вынешь.

Нередко на ремонтных предприятиях отвинчивают кабину от рамы и приподнимают на несколько сантиметров. Сначала отворачивают болты кронштейнов крепления кабины к раме, а потом домкратами вывешивают кабину. Доводилось слышать, что в этой на первый взгляд сложной операции на самом деле нет ничего страшного.

Здесь уместно вспомнить, что у разных моделей семейства кабины отличаются размерами и массой. Если у машины базовая «одинарная» кабина, это не самое худшее. Ворочать тяжелую двойную кабину, понятное дело, труднее. Но что делать с автобусом или фургоном«вагонником»? На такой машине подобный способ доступа к двигателю становится уже большой проблемой.

Передний суппорт

Каков же выход, снимать двигатель? У «Бычка», как и у «Газели», его выносят вперед, предварительно сняв облицовку, передний бампер и радиатор. Для опытных ремонтников, вооруженных необходимым оборудованием, это не составляет большой проблемы.

За годы существования «Бычка» придуман очень простой способ решения проблемы, исключающий демонтаж кабины или двигателя. Он похож на способ извлечения штанг толкателей клапанов из двигателя УАЗ-452, о котором мы рассказывали в «ГП» № 7 за 2004 год. В моторном щите «Бычка» можно просверлить отверстия точно напротив штанг толкателей и болтов крепления головки. Другой вариант – вырезать небольшой лючок. Это позволит вытащить штанги и болты в кабину. Чтобы газы из моторного отсека не тянуло в кабину, для отверстий можно подобрать заглушки, а для лючка изготовить плотно сидящую крышку. Последний вариант сложнее, но, если постараться, это можно выполнить.

Головка цилиндров двигателя ММЗ-245 весит около 45 кг. Снять ее вручную вполне реально, если работать вдвоем. На тракторе «Беларусь», для которого изначально разработан этот дизель, доступ для снятия головки не затруднен. На грузовике ГАЗ-3309, на который в последние годы стали ставить такой же дизель, тоже проблем нет – у этой машины длинный, открывающийся до вертикального положения капот.

Использование на автомобиле двигателя от трактора породило и другие проблемы. Например, для дизеля «Бычка» пришлось разрабатывать стартер, рассчитанный на напряжение 24В. Именно стартер «Бычка» традиционно считается ненадежным и неудачным узлом. Он и служит недолго, и подобраться к нему для замены трудно. Особенно много претензий к белорусским стартерам старых выпусков. Один авторитетный автомобильный журнал несколько лет назад рассказывал историю, как на автобусе, принадлежащем семейному детскому дому, ночью далеко от города вышел из строя стартер. Пришлось толпе детей-пассажиров толкать тяжелую машину, чтобы завести двигатель.

Доступ к стартеру удобен только снизу

Причину данной неполадки объяснил нам инженер-конструктор, работавший механиком на автобазе, где есть «Бычки». Проблема заключалась в устройстве шлицевого вала, по которому перемещается шестерня привода. По правилам шлицы вала должны иметь винтовую нарезку. Она при пуске помогает зубьям шестерни плавно вступить в зацепление с зубьями венца маховика. А когда двигатель заведется, шестерня с винтовой нарезкой так же плавно соскочит с венца. Но на белорусских стартерах старых выпусков вал почему-то был сделан с прямой нарезкой. В результате во многих случаях происходило ударное включение или после пуска шестерня не расцеплялась с венцом.

Понятно, почему такое втягивающее реле служит недолго. На конструкцию шлицевого вала необходимо обратить внимание при покупке нового стартера.

Приходилось слышать жалобы и на самарские стартеры «Бычков», у которых «нормальная» нарезка вала втягивающего реле.

Мы уже говорили, что сцепление «Бычка» тоже не отличается надежностью. Недолго служит и корзина, и ведомый диск. Некоторые водители и механики предполагают, что такое сцепление не позволяет трогаться со второй передачи, как на остальных отечественных грузовиках, а требует начинать движение на первой.

Злополучный белорусский привод стартера
Привод самарского стартера

Тем не менее многие водители начинают движение с места на второй передаче, а причину быстрой «кончины» сцепления называют совсем другую. Дизель ММЗ-245 глушат не просто выключением зажигания. В топливном насосе высокого давления (ТНВД) есть рейка, перекрывающая подачу топлива. Ее сдвигают с помощью рукоятки, установленной под панелью приборов. Это устройство, по словам водителей, не очень надежное: привод рейки часто заедает. Приходится глушить двигатель «насильственным» способом – включить передачу и отпустить сцепление. Машина дергается и глохнет, как у ученика автошколы. Если такие остановки становятся системой, то срок службы сцепления быстро сокращается. Такой проблемы нет только у машин, оснащенных дизелем, соответствующим Еuro 2. Их двигатель, как бензиновый, глушится выключением зажигания.

Коробка передач, доставшаяся по наследству от ЗИЛ-130, по мнению водителей, больших проблем не доставляет. Снятие коробки у «Бычка» не сложнее, чем у других автомобилей. Только надо помнить, что она весит 92 кг, поддержать и опустить ее на землю можно, например, подкатным домкратом.

Цены на некоторые запчасти «Бычка», руб.
Прокладка головки блока цилиндров 60…120
Стартер (производство):
  • Самара
  • Белоруссия

3300…3800
3100…3500
Втягивающее реле в сборе (производство):
  • Самара
  • Белоруссия

600…800
700...750
Ведомый диск сцепления 500…550
Передний тормозной суппорт 2800…3200
Передние колодки:
  • ТИИР (1 шт.)
  • Dafmi Plus (комплект)

80
280
Энергоаккумулятор 1300…1500

Завод ЗИЛ давно отказался от установленного на коробке механизма трансмиссионного стояночного тормоза, который памятен тем, кто работал на ЗИЛ-130 или на грузовиках ГАЗ. Вместо него внедрили пневматическую систему: энергоаккумулятр натягивает трос, который разжимает задние колодки. Владельцы «Бычков», знакомые со старыми грузовиками, отсутствие трансмиссионного тормоза расценивают не как достоинство, а как недостаток этого автомобиля. Древний «трансмиссионник» был прост, надежен и эффективен, чего не скажешь о современном стояночном тормозе «Бычка».

Очень уж капризен тросовый привод колодок. Стояночный тормоз перестает действовать из-за того, что растягивается и ослабевает трос, и такое происходит довольно часто. Тормоз теряет эффективность, если неправильно «подведены» регулировочные винты колодок. Разборка энергоаккумулятора требует осторожности, так как в нем установлена мощная пружина, которая «выстреливает» при снятии крышки.

У «Бычка» комбинированная система тормозов с управляющим пневматическим и исполнительным гидравлическим приводом. За время существования автомобиля ее подвергли большой модернизации. В середине 2001 года изменили схему контуров. Раньше привод разделяли по правому и левому борту, а потом внедрили разделение по переднему и заднему мостам. Существует также оригинальная «автобусная» модификация тормозной системы, оснащенная АБС. Она может встретиться не только на автобусе, но и на грузовике или специализированном автомобиле.

Предметом многочисленных жалоб стала работа суппортов передних дисковых тормозов. По словам ремонтников, под некачественные резиновые чехлы поршней попадают влага и грязь. В результате поршни заклинивает. При торможении они выходят наружу, а в цилиндры возвращаться не хотят.

Ступицы перегреваются из-за постоянно трущихся о диски колодок, а машину при торможении бросает вправо-влево. Приходится довольно часто проводить трудоемкую операцию: вынимать поршни, зачищать их и со смазкой заталкивать обратно. При этом дешевые резиновые чехлы идут под замену, но служат они не дольше, чем прежние.

Мы затронули только некоторые особенности агрегатов «Бычка» и рассмотрели небольшую часть типичных проблем, с которыми сталкиваются владельцы машин этого семейства. Наш разговор о московских трехтонных грузовиках, без сомнения, будет продолжен.

Комментировать ... >>
константин
(27.04.14)
У меня тоже теперь есть такая машина, купил пол года назад, теперь думаю как бы ее побыстрее продать, как я вас всех понимаю. КРЕПИТЕСЬ МУЖИКИ!!!!!!!!!
павел
(09.02.14)
кто подскажет упала педаль газа что может быть
Александр БЕЛОРУСЬ
(21.03.13)
У меня "Бычок" уже три года, в общем доволен радиус поворота минимальный на месте развернёшся как раз для городских дунглей (ГАЗон отдыхает), кабина просторная удобная, мягкий ход, проходимость зверская правда резину постовил Камма. Конечно смотреть надо за машиной как и за любой другой. Боится перегруза так как у колёсного диска ожень маленький буртик и он режет резину но 3,5 тонны вполне нормально. Выкинул регулятор тормозных сил заднего моста тормоза стали зверь и переднии колодки стал менять реже. Был период когда за 2 месяца 3 раза поменял выжемной подшипник пока очередной новый не рзвальцевал оказалось смазки там как саплёй мазнули, просверлил с боку в кожухе в раёне шариков отверстие 2мм. и переодически шприцую смазку обычным шприцем для уколов снизу через картер сцепления вполне доступно. Частые поломки не от качества машины а от качества запчастей. Полюбому когда берёш б\у машину предётся покавыряться ведь прежний хозяин идеальную машину не продаст.
Мотя 11 03 2013
(11.03.13)
Значица так...Взяли быка с рук, у стороительной шараги.С пробегом в 34000 км.
1997 года выпуска.Отработал на нем 11 лет. Машина нормальная не надо людей пугать.Что дескать гавно итд.В принципе с ним не возился.Заябыва....ли суппорта постоянно.Коксуются, поршня клинит.При переборке стал применять смазку для суппортов.Мелкая медь как пыль в баллоне аэрозольном.Смешана с уйней химической, типа силикона.Поршня ей смазываешь...Перед сборкой, около года ходят.Парни...За этой техникой нужно следить.Не лениться.Бывают варианты, купят машину ей пиз...ец, хоть на коленях стой, хоть плачь,Ему до фонаря, потому как он уже шел на автокладбище, а его перехватили и бл...ть заставляют работать.Ему виделись видения, как добрые механики ухаживают за ним и как...
А тут какая то ху...ня его заводит, ах вы твари! Да...такая машина плохая....
Перебирал движку,он отмахала 500000 тысячь.Чистого пробега.Не считая мото часов, прогрева зимой итд...Колено было в допуске.Биение 0,005...Потому что маслице нужно лить хорошее...И менять его тысячь через 10 000...Фильтра, колодки, не перегружать, руки к кабине приложить, к сиденью водительскому...Завод то не будет...Стараться не буксовать зимой.А то есть ухари... Мы на быке по шесть тонн таскаем, машина гавно, сыпется постоянно.
Дебил...Таскай десять.Свари ему кузов кубов на 40..Вози сыпучку.Это ж идиоты четырех мостовики делают....Короче,.. Хочешь убить машину посади наемника.
Машина простая, если за ней следить надежная.






Алексей
(25.01.13)
Ну всё как всегда.... Коментировать все горазды, даже если ездил на этой машине 4ре дня...
Пиздобо*ы!!! У меня машина во владении три года, так вот ебла она мозги после таких горе водятлов как многие тут!!! Потому что куда полезнее не тут говно разбрасывать а уделить внимание машине, и тогда она отплатит надёжностью... А сидеть тут, пиздить что машина говно толку мало... ясен болт она будет ломаться... В прочем такие умники и о ГАЗонах, и о иномарках пишут...
И не стоит забывать, что в большенстве своём эти машины покупались предпреятиями, и ездили на них водители которым было абсолютно насрать на машину... Так что если будете брать БЫКА - готовьтесь устранять последствия безалаберности бывших владельцев... НО! Потом машина отплатит надёжностью... И о печках! Даже со штатной печкой, но с утеплённым салоном в машине даже при -20 ездить нормально!!!
89027664455
(18.09.12)
хочу на ФОТОНА Aoling двиг. и кор. от бычка поставить!реально или?????
Стасян
(01.03.12)
Да послушаешь наездников и порожаешся а вы водители или так с автошколы пришли если к любой машине руки приложить они все нормально работают у меня бычок 1998 года и намотано 600 или больше тыш и нет проблем .Вы ездоки кто хает быка а не водилы вот и сыпалось у вас все.
ДИМОН
(01.03.12)
У МЕНЯ ЗИЛ С 2002 ГОДА БРАЛ С РУК 2 ГОДА НАЗАД МАШИНА ТО ХОРОШАЯ И ТЯНЕТ И БЕЖИТ ЗА ДВА ГОДА СДЕЛАЛ БАЛКУ ПОМЕНЯЛ ГИЛЬЗУ ДВА ПОРШНЯ ВКЛАДЫШИ АККУМУЛЯТОР ПАРУ ПРОКЛАДОК ТНВД КОРОЧЕ МОЖНО СКАЗАТЬ 50% МАШИНЫ .... ОН УЖЕ ЗАЕБА...
Андрей1
(23.12.11)
Читал про бычков много, а как описывают поломки и какие то проблемы ужас один,советы слушал а как подумаешь что машина такая страшно, но всё равно решил купить. Езжу нарадоваться не могу едет везёт денег приносит я доволен. Он у меня 2002г. брал с рук и не пожалел за то друзья обзавидовались купив себе газели за мной смотрят и постояно спрашивают. Да базара нет всё может случится но я вот что скажу надо не ленится и разок в неделю уделять ей время протянуть посмотреть проверить уровень в бочках там может болты на колесах и то смотрю а мало ли. И я вот что думаю наверно еще надо брать и сажать водилу. Главное чтоб руки не из жопы росли. Да было дело пощупал весь везде колотки сменил фильтра масло. Но я на нем еду и похеру всё,горя не знаю вот зима пошла заводится греет и возит. Ну а что еще надо? Да и самое главное спасибо всем что критику пишите благодаря вашим статьям быка купил очень дешево люди боятся брать цена падает а мне как раз то что нужно. Ведь где это видано газель дороже бычка...
korobkaanka
(18.12.11)
зил-5301 крутая машина.за рулем ...уй уснеш постоянно где-то чето.
Николай Юагузино башкортостан
(31.08.11)
Зил бычок ТО 7мест 2001 взял б.у в организации долго исправлял косяки бывших водил .Поменял стартер он был слишком большой и тяжолый .поставил чешский редукторный 12 вольтовый и АКБ190 камаз чуть поменял соединение и проблем стало намного меньше В кабине выкинул родные поссажирские сиденья поставил от Икаруса места стало больше в кабине да и комфортнее под переднее пассжирское поставил доп печку от 2141 немного отрезать плассмассы подошол идеально в кабине можно ездить при минус 20 в рубашке если за машиной следить и вовремя делать то достаточно надежный автомобиль!
Тимофей
(11.07.11)
Это что то новое глушить двигатель оставляя машину на скорости и отпуская сцепление. Привод рейки у меня тоже не работает, но я глушу двигатель поднятием педали газа наверх.
кирилл
(03.04.11)
ездил четыре дня на нем, вместо друга(просил подменить) еду по трассе 70км/ч,,, и началс ералаш с петросяном,,,на этой скорости у мну на ходу упала коробка кпп,,, сначала давай трясти как эпилептика,, я ногу с газа убрал что бы снизить скорость ерестроится и всать а то че за куйня то происходит .. только ногу с газа убрал... рычаг от души набил мне по ноге до сильного ушиба..всю икру отбил гад ...я давай тормозить и передачу выключать..гляжу а нет рычага! я не успел от этого акует как тут же подпрыгнул.. наехав на свою же отпавшую коробку....я вообще в шоке!!!! ...не ...вру ...мягко сказано ...в акуе !!!! как так то плеать?! ...а в целом ...дерьмо а не машина ...печка наедается периодически ... в моторном отсеке фиг куда подлезешь....стартер менял на нем ...так с 9ти утра и до 16 дня провалялся под ним ...на помойку это корыто ... инженерам на заводе лихачева кол в какашки навтыкать ...а сам завод сжечь к чертовой бабушке...
рафа
(27.01.11)
что заговно сцепление ?
Заяц
(24.09.10)
машина полное фуфло!!! стыд и позор отечественным инженерам машиностроения! И это в стране великих ученых! Мы в космос пол века назад уже летали, а машину сделать не можем...
иван
(27.01.10)
достоинства авто двигатель и коробка сносу нет
СТУДЕНТ
(06.01.10)
СТАРУЮ ПЕРЕДНЮЮ БАЛКУ СМЕНИЛ НА БАЛКУ НОВОГО ОБРАЗЦА НЕБО И ЗЕМЛЯ ДВА ГОДА ЕЗЖУ ТОЛЬКО ШПРИЦУЮ И ВСЁ
СТУДЕНТ
(06.01.10)
МОЕМУ БЫЧЕВУ 11 ЛЕТ У МЕНЯ 2002Г БРАЛ У ДРУГА ОН ЕМУ НАДОЕЛ ГОДА ДВА ПОМУЧЕЛСЯ НО В ЦЕЛОМ ДОВОЛЕН . ДВИГАЛЕЛЬ ЕЩЁ НЕ ПЕРЕБИРАЛ , ПРОБЕГ ПОД 500ТЫС ТУРБИНА ЧЕШКА РОДНАЯ С ЗАВОДА , ЛЬЮ СТРОГО ПОЛУСИНТЕТИКУ КАЖДЫЕ 15000 КМ . ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ ВОЖУ ЗАПАСНОЙ , ЧЕХЛЫ НА ПРЕДНИЕ СУППОРТА ОДЕВАЮТЬСЯ ЭЛЕМЕНТАРНО БЕЗ ВСЯКОЙ МАТЕРИ , РАДИАТОР ОТ УАЗИКА СО ШТОРКОЙ , НА ЗИМУ СНИМОЮ ВЕРТУШКУ
Бычковод
(05.12.09)
Вы на ценник б.у. посмотрите, сравните с одноклассниками, он перечекивает все минусы...
Дам три совета: 1. Все запчасти должны быть с собой(много...); 2. раз в неделю - полное ТО, внимание всему! Каждой гайке!; 3. Если золотые руки растут из жопы - это машина не для Вас. Под наемником ездить не будет совсем.
Езжу 3-й год, машине по ПТС 10 лет, доволен общим соотношением количество расходов - заработок.
тормоза
(09.10.09)
попробуте одеть защитные чехлы на передние поршня без матери
Мимо проходил
(22.03.09)
А кто нить знает, эту машину вообще сейчас выпускают?
Андрей г.Тамбов
(26.02.09)
Дерьмовее машины не встречал.Ни одного рейса не было,чтобы чего-нибудь не отвалилось.Чго только стоила поломка опоры колокола сцепления в Казани(трое суток в кабине при -20).Ни за какие деньги на этой машине работать не буду!!!
дмитрий.соликамск
(21.11.08)
Работаю на "бычке" 4 года задолбал уже .перебрал уже все кроме поршневой и топ.аппаратуры. проехал 450 тыс.км.печка говенная зимой "засыхаешь" со спальником.В рейсе спишь с газовой горелкой и в фуфайке.резина ,диски вся ходовая говно,как и вся эта московская машина.
Игорь.г Волгоград
(29.07.08)
Работаю на бычке 6 лет,пролез всё!От мотора по приезду с межгорода,гул в голове стоит 30мин...Никак не привыкну.О качестве авто-слов нет,тока эмоции.Своими руками лучше все переделал чем завод.Мечтаю сменить.Коплю на иномарку.
Асет г Семей
(22.04.08)
Узнадьбы по больше о коробки передач( конкретно о первичном вале и о блоке щестеренок) и засчет чего такая скарость и о дилерах в Казахстане
Павел. г Витебск.
(09.12.06)
конструктор для водителя , все очень низкого качества, недостатков больше чем достоинств, если сравнивать с газ-3307 с мотором д-245 то бычок проигрывает по всем показателям.
Алексей antal@kahovka.net
(07.11.05)
Статья класная, но еще бы увидеть способы ремонта Бычка, настройки аппаратуры
Loading...