<<< Назад

Са­ран­ский атлет
Самосвал ГАЗ-САЗ-2505

Д. Нестеров, фото автора

О начале производства новой перспективной модели Горьковского автозавода среднетоннажника ГАЗ-33104 "Валдай" наш журнал рассказывал в начале года ("ГП" №1, 2005). С тех пор "Валдай" заметно укрепил свои позиции на российском рынке. Успешному продвижению автомобиля способствует постоянно растущая потребность мегаполисов в легких и маневренных грузовичках, способных выполнять поставленные задачи в стесненных городских условиях. Немаловажным фактором выступает и цена. Прямых конкурентов российского производства у "Валдая" практически нет, а импортные аналоги значительно дороже. За прошедший год на базе ГАЗ-33104 появилось несколько оригинальных модификаций: фургон, водовоз, самосвал, даже седельный тягач со спальным отсеком.

Одним из заводов, занимающихся переоборудованием и модернизацией автомобилей ГАЗ, является входящий в концерн "Рус-ПромАвто" ОАО "Саранский завод автосамосвалов". Продукция завода известна российскому потребителю еще с 1960 года, когда Советом министров СССР было принято решение перенести производство самосвальной техники на базе шасси Горьковского завода из Одессы, дабы сократить издержки на железнодорожные перевозки машинокомплектов. В гамме продукции Саранского завода есть и самосвалы, и легковые прицепы, и седельные тягачи. Продукция ОАО "САЗ" разошлась в более чем 25 странах мира.

С появлением новой модели ГАЗ-33104 специалистами завода в короткие сроки спроектированы и запущены в производство самосвалы ГАЗ-САЗ-2505 строительного назначения и ГАЗ-САЗ-2505-10 общего назначения с трехсторонней разгрузкой. Обе модели прошли процедуру сертификации и получили одобрение типа транспортного средства. Реализация производится через сбытовую компанию ООО "ТД "Русские машины" (г. Н. Новгород).

Защита моторного отсека

ГАЗ-САЗ-2505-10 был представлен публике на прошедшем в конце августа Московском автосалоне в рамках экспозиции ОАО ГАЗ. А редакционная тест-группа в это время изучала его "старшего" брата ГАЗ-САЗ-2505 на Дмитровском полигоне. Почему старшего? Дело в том, что сначала в умах саранских конструкторов возникла идея создать на базе "Валдая" самосвал общего назначения с трехсторонней разгрузкой и платформой типа Mieller-Kipper (среднетоннажник MAN L2000).

Идея созрела, начали работы, но наладить контакты с немцами по ряду причин не получилось, а своих технологий к тому времени не хватало. Для начала решили построить строительный самосвал, но с перспективой на трехсторонник. Сказано – сделано. И уже 13 мая 2005 года на нижегородском полигоне ОАО "ГАЗ" для прессы был устроен тест-драйв модельной гаммы "Валдай", где присутствовали и оба саранских самосвала. Причем обе машины приняты журналистами на ура.

Гидроцилиндр подъема платформы

Самосвал ГАЗ-САЗ-2505 "Валдай" предназначен для перевозки различных насыпных и навалочных грузов в городских условиях, где использование крупнотоннажных самосвалов затруднено в связи с загруженностью автодорог.

Следовательно, к подобным автомобилям предъявляются соответствующие требования – малый радиус поворота, хорошая маневренность, обзорность и т.д. Можно сказать, что новый "Валдай" вполне соответствует всем современным нормам.

Рулевой механизм типа винт–гайка, совмещенный с гидроусилителем, обеспечивает хорошую управляемость. Колеса могут поворачиваться на угол до 43°, благодаря чему радиус поворота составляет всего 6,4 метра. Тяговитый минский двигатель ММЗ Д-245.7Е2 с интеркулером, знакомый прежде всего по "зиловским" "Бычкам", в сочетании с 5-ступенчатой коробкой передач обеспечивают самосвалу довольно неплохие топливно-скоростные показатели.

Интерьер кабины ГАЗ-САЗ-2505 заимствован у "Газели" и новизной не отличается. Из нововведений добавилась, пожалуй, пара манометров тормозной системы на панели приборов. Кстати, сама тормозная система пневматическая с AБС немецкой фирмы "Knorr-Bremse".

Блок электромагнитных клапанов

Низкорамная конструкция позволила снизить погрузочную высоту до 1 метра, что существенно облегчило работы по загрузке самосвала. Из-за конструктивных особенностей самосвальной установки и самосвальной платформы раму базового шасси укоротили на 235 мм для того, чтобы при разгрузке платформа не ложилась на концы лонжеронов.

Надрамное устройство представляет собой рамную сварную конструкцию, закрепленную болтами на раме автомобиля. Она состоит из двух продольных балок, связанных между собой поперечинами.

На надрамнике при помощи пальцев закреплена качающаяся люлька для установки гидроцилиндра. Гидроцилиндр механизма подъема телескопический плунжерного типа одностороннего действия.

В продольные балки задней части надрамного устройства вварены втулки для установки осей опрокидывания платформы.

Моторный отсек "Валдая"

Коробка отбора мощности с масляным насосом установлена с правой стороны коробки передач. Гидрораспределитель управления гидроприводом механизма подъема платформы самосвала заимствован у КамАЗ-6520. Управление коробкой отбора мощности и гидрораспределителем осуществляется из кабины переключателями, установленными на панели приборов, что значительно облегчило нелегкий труд водителя. Но для поднятия кузова водителю приходится покидать кабину, чтобы повернуть рычаг вала запора заднего борта и платформы и разблокировать гидросистему подъема платформы. В свое время конструкторы завода пытались автоматизировать и этот процесс, но из-за удорожания автомобиля решили отказаться от этой идеи.

Платформа ГАЗ-САЗ-2505 практически полностью унифицирована с ГАЗ-САЗ-35072 (базовое шасси ГАЗ-33072) и представляет собой цельнометаллическую прямобортную конструкцию со скошенными углами боковых бортов и задним откидным бортом. К каркасу основания платформы прикреплена единая система управления запорами заднего борта, платформы и клапаном блокировки гидросистемы подъема платформы.

Вал запора

Сначала платформы комплектовались надставными бортами и козырьком для защиты кабины, как на старых самосвалах ЗИЛ. Но эксплуатация автомобилей показала неэффективность использования козырька, и от него решили отказаться. Запасное колесо перекочевало с рамы на передний борт платформы.

На дороге строительный "Валдай" ведет себя очень уверенно. Тяги мотора вполне хватает для поддержания крейсерской скорости на шоссе в пределах 80...90 км/ч. При этом автомобиль не отличается большим аппетитом. Расход на трассе составляет в среднем 15...18 л на "сотню". В городском режиме полностью груженый самосвал расходует 20,1 л/100 км при средней скорости движения 38,7 км/ч. Порожний автомобиль потребляет на 6 л меньше. По результатам испытаний максимальная скорость составила 103 км/ч. К недостаткам "Валдая" надо отнести повышенный шум в кабине. В силу конструкторских особенностей автомобиля двигатель находится практически в кабине и отделен от салона только пластиковым кожухом.

Блок управления платформой

А со стороны моторного отсека кожух не оборудован шумоизоляцией. Рокот дизеля ММЗ настолько раздражал за 8 часов работы, что на следующий день некоторые сотрудники тест-группы предпочли в дорогу взять беруши (уши беречь нужно).

Самосвалы ГАЗ-САЗ-2505 предлагаются по цене 480...510 тыс. руб. Для сравнения базовый ГАЗ-33104 "Валдай" стоит от 400 тыс. руб. ($14 000). Несмотря на довольно серьезные цены, саранские самосвалы пользуются устойчивым спросом. Продажи в августе составили 280 автосамосвалов различных моделей, что по сравнению с началом года (100 автомобилей за январь) говорит о росте продаж почти в 3 раза.

Редакция благодарит ОАО "Саранский завод автосамосвалов" за предо-ставленный автомобиль.

Комментировать ... >>
Loading...