<<< Назад

Нижегородский «Валдай»
Грузовики ГАЗ-33104 и ГАЗ-331061

К. Ушанов, фото автора

Между Москвой и Санкт-Петербургом расположен город Валдай. Вроде бы провинциальный городок, ничего особенного, но знаменит он тем, что стоит на берегу озера, природа вокруг которого великолепная, можно сказать, одно из красивейших мест в России. Не даром на берегу озера находится резиденция президентов нашей страны. Говорят, что Борис Ельцин любил половить рыбку в Валдае.

Но разговор пойдёт не об озере, а о "Валдае" с мотором, о четырёх колёсах, т.е. о новой модели грузовика нижегородских автостроителей ГАЗ-3310. А точнее, о его двух модификациях: ГАЗ-33104 и ГАЗ-331061.

Руководство ОАО "ГАЗ" пригласило меня, как руководителя отдела испытаний нашего издания, на заводской полигон протестировать ГАЗ-33104 "Валдай" и рассказать о нём читателям. На машине была установлена измерительная аппаратура, а кузов загружен балластом. Полная масса при испытаниях – 7 400 кг при положенной 7 300 кг (100 кг можно отнести к весу измерительной аппаратуры). В общем, автомобиль был полностью "экипирован" и готов к "бою" на дорогах автополигона ОАО "ГАЗ".

Как оказалось, в Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) ГАЗа освободилась на время от лабораторных работ ещё одна модификация "Валдая" – длиннобазный ГАЗ-331061. К редакционным испытаниям автомобиль готов не был, но я решил и его показать нашим читателям.

Вход в кабину просторный

Что касается дизайна кабины "Валдая", то она далека от первозданной природной красоты одноимённого озера. Представьте себе грузовую "Газель" увеличенного размера. Вот это и есть ГАЗ-3310. Во всяком случае, кабина "Валдая" идентична своим меньшим собратьям. Небольшим изменениям подверглась решётка радиатора. Кроме того, у дверей кабины появились подножки, поскольку машина стала выше. Автомобиль получил новый пластиковый бампер: он стал массивным и разборным, состоящим из трёх частей. Применена другая конструкция кронштейнов зеркал, да и сами зеркала увеличились в размерах и приобрели электрообогрев.

Внутренности кабины "Валдая" – "Газель", поскольку конструкторы постарались максимально унифицировать ГАЗ-3310 с ныне выпускающимися на ГАЗе автомобилями. Ну, а какой комфорт в кабине "Газелей", многие знают.

Стандартный - ММЗ Д-245.7

Когда я сел за руль "Валдая", то рабочее место отрегулировал под себя без труда и даже почувствовал бы полный комфорт, если бы... В принципе, это "если бы" уже высказывалось в одном из тест-драйвов горьковских машин: при хорошей регулировке сиденья и рулевой колонки руль можно было бы сделать поменьше диаметром и потолще по ободу.

Борта кузова "Валдая" распахиваются на три стороны, но в нашем случае открывались только задние борта, поскольку в тестируемом автомобиле был закреплён балласт, а длиннобазный ГАЗ имел тент.

Рама "Валдая" собрана из лонжеронов ГАЗ-3307 с оригинальными траверсами и кронштейнами. Взамен старых рессор на резиновых подушках установлены более длинные несимметричные малолистовые. Крепятся рессоры посредством пальцев и серёг с сайлент-блоками. Это придало автомобилю заметную мягкость хода, особенно в груженом состоянии. Забалластированная машина даже на булыжной дороге предоставляет достойный уровень комфорта. Длиннобазный ГАЗ-331061 без груза был менее комфортен, чем груженый автомобиль, но, во всяком случае, "козления" заднего моста на булыжнике не наблюдалось.

Так выглядит салон "Валдая"

Рулевой механизм совмещен с гидроусилителем, что значительно улучшает маневренность "Валдая" и его управление. Это очень важный момент для автомобиля, предназначенного для эксплуатации в городе.

Колёса можно поворачивать на угол до 45°. Благодаря этому радиус разворота составляет 6 м – всего лишь на полметра больше, чем у "Газели" с её значительно меньшими габаритами и, соответственно, с меньшим весом перевозимого груза.

Поскольку ГАЗ-3310 "Валдай" ориентирован, прежде всего, на городские перевозки, для уменьшения погрузочной высоты 20-дюймовые колёса заменены на распространённый у европейских развозных грузовиков размер 17,5 дюймов.

Традиционно горьковские грузовики оснащались гидравлической системой тормозов. На "Валдае" конструкторы предусмотрели пневматическую систему тормозов, что позволило без проблем установить ABS.

Наконец-то я добрался и до двигателя. ММЗ Д-245.7 достаточно свободно размещается в моторном отсеке, но конструкторам пришлось изменить геометрию балки переднего моста: она стала ниже на несколько миллиметров. Снизу силовой агрегат защищен специальными поддонами и укрыт пожаробезопасными базальтовыми матами. Капот, брызговики, панель моторного отсека имеют шумоизолирующее покрытие. В зимних условиях мотор "Валдая" должен хорошо заводиться, поскольку в головке блока установлены четыре свечи накаливания.

Во время контрольных заездов в кабине можно было общаться, не напрягая голосовых связок, вполголоса. Не слышно было и посторонних звуков (дребезжания, потрескивания, позвякивания), хотя в салоне много пластиковых деталей, да и пробег у тестируемого автомобиля составлял 4 327 км.

ГАЗ-33104, несмотря на полную загрузку, разгоняется уверенно и резво. Новая 5-ступенчатая коробка передач включается четко при небольшом свободном ходе рычага, что позволяет быстро переключать передачи (немаловажный фактор в городских условиях эксплуатации).

Длиннобазный "Валдай" оснащён двигателем Cummins

В общем, в кабине всё удобно: и обзорность хорошая, и руль не закрывает комбинацию приборов. До подрулевых переключателей можно дотянуться пальцами, не отрывая рук от "баранки", и управлению автомобилем они не мешают.

Ещё раз хочется сказать об управляемости "Валдая" – отлично "стоит" на дороге, во всяком случае, на асфальте и на булыжнике, и управляется очень легко. Это касается тестируемого автомобиля.

Длиннобазный же "Валдай", который мне был представлен "на смотрины", находился в снаряженном состоянии, без груза. Но и у него с управляемостью было всё в норме. Однако на булыжной дороге пустой кузов давал о себе знать – задний мост немного "козлил".

А что касается динамики "длиннобазной" версии, то установленный на ней 140-сильный Cummins B140 даёт заметные преимущества по сравнению с минским мотором.

Естественно, на дорожных испытаниях своё знакомство с ГАЗ-3310 "Валдай" я не закончил. Большой интерес наших читателей проявляется относительно ремонтопригодности тестируемых автомобилей. Поэтому мой разговор с ведущим конструктором "Валдаев" Вячеславом Кузьминым продолжился уже на осмотровых канавах экспериментального гаража, где машины проходят подготовку к испытаниям.

Так выглядит панель приборов "Валдая"

Оказалось, что ГАЗ-3310 вполне пригоден для мелкого и среднего ремонта силами одного или двух человек. Но такая работа, как снятие и установка карданного вала к фланцу коробки передач, затруднена: мешает труба системы выпуска. А, вообще, всё, что связано с ремонтом или регулировками двигателя четко продумано.

Для того чтобы отрегулировать двигатель или снять головку блока, достаточно в салоне снять моторный кожух, и агрегат полностью открыт для таких работ, как со стороны салона, так и со стороны капота.

При более серьёзных работах, таких, как снять-поставить двигатель, конечно, разбирается передняя часть оперения кабины (капот, радиаторная решётка и центральная часть бампера, а также передняя поперечина рамы). Далее под отсоединённый мотор подкладывается специальное приспособление в виде роликов, по которым двигатель выдвигается вперёд, а после он вынимается (или устанавливается) при помощи кран-балки или какого-нибудь другого приспособления.

Крышка вместительного бардачка имеет подстаканники

Есть в этом технологическом процессе один небольшой нюанс, касающийся передней поперечины рамы. Крепится она к раме болтами, поскольку снимается при монтаже-демонтаже мотора. Но во время буксировки автомобиля болтовое крепление играет отрицательную роль: поперечина подаётся вперёд в сторону буксирующего автомобиля. За счёт этого концы рамы прогибаются внутрь, изменяя на несколько миллиметров, а может быть, и десятые миллиметра, свою геометрию. По словам Вячеслава Кузьмина, конструкторы и испытатели работают над проблемой увеличения жесткости передней части рамы. В общем, инженерная мысль не стоит на месте и работает над усовершенствованием конструкции ГАЗ-3310 "Валдай".

Ещё один интересный вопрос возникает, на мой взгляд, в отношении "Валдая". В сегменте "Газелей" и "Соболей" конкурентов в нашей стране у нижегородцев нет – ОАО "ГАЗ" в этой категории автомобилей монополист. Что касается "Валдая", то его ниша довольно плотно насыщена зиловским "Бычком" и минским "Зубрёнком" (у обоих моторы ММЗ-245) и камазовским малотоннажником (кстати, с двигателем Cummins). Получается, что "Валдаю" необходимо будет завоёвывать себе "место под солнцем".

Рычаг привода стояночного пневмотормоза

В одном из рекламных буклетов о ГАЗ-3310 "Валдай" было написано: "Что требуется от грузовика? Большая производительность, надёжность, маневренность, удобство в эксплуатации, комфорт для водителя и пассажиров". Производительность – да, согласен. Комфорт для водителя и пассажиров – да, согласен. Маневренность – тоже согласен. Вот по надёжности и удобству в эксплуатации спорить ни с кем не буду. Просто потому, что не знаю. Для оценки этих параметров необходимо длительное время и гораздо больший пробег, нежели 4 327 км.

Так что "Валдаю" в добрый путь, и "ни пуха, ни пера".

Отдел испытаний благодарит дирекцию, УКЭР и пресс-службу ОАО "ГАЗ" за предоставление автомобилей для редакционных тестов.

Комментировать ... >>
Эдуард
(02.11.12)
Взяли нового валдая 331061 кто знает расскажите об авто
вова33104
(24.01.12)
машина полностью меня устраивает.Уже 200 000 прошла.Вот одно не устраивает-иногда включаются две скорости.Как с этим бороться?

илья
(22.02.11)
вместо трубки на гуре поставил шланг и забыл про проблемы
petrlihachev@mail.ru
(15.12.10)
подскажите кто, что знает Валдай 33104 каждый месяц меняем регулятор напряжения , каждые два месяца генератор. Все автоэлектрики разводят руками и не знают, что делать. И все таки, что делать.
Артём
(12.12.10)
Сразу после перегона, новый. Нужна диагностика? Подскажите.
Артём
(12.12.10)
Проблема с топливом, съел 50 литров на 200 км
Денис david-den@mail.ru
(08.11.09)
Вечер добрый.Стал обладателем этого авто.Пока доволен.Если у кого какие ссылки по этому авто прошу скинуть на david-den@mail.ru потому как нет даже книги по эксплуатации.За ранее благодарен!
Виктор prog_igorek@mail.ru
(14.07.09)
Добрый день.После 1000 киломметров нижний уровень масла двигателя.Подскажите какое масло идёт с завода чтобы долить в двигатель.
Руслан, nik@starinet.zp.ua
(03.07.09)
Добрый день.Из-за чего могут возникнуть проблемы :
1) Сильное биение на руль.
2) Передок идёт в сильный дисбаланс.
Подскажите,как это исправить,если у кого-то было такое.
вован
(01.04.09)
Двигатель - НЕ ОЧЕНЬ!!!!!!!!!!!!!!!
АND
(21.03.09)
Проехал 50000 . вожу по 5 минимум все тож самое что и у Костя805 Оренбург тока ступицы еще целые,+выпрямитель на генератор,треснула трубка ГУРа ,полетел электромагнит остановки двигателя,и поперечная тяга. ваще машина супер особенно если хоть както разбираешся в ремонте проблем не будет!
АND
(21.03.09)
Проехал 50000 . вожу по 5 минимум все тож самое что и у Костя805 Оренбург тока ступицы еще целые,+выпрямитель на генератор,треснула трубка ГУРа ,полетел электромагнит остановки двигателя,и поперечная тяга. ваще машина супер особенно если хоть както разбираешся в ремонте проблем не будет!
Костя805 Оренбург
(06.03.09)
Прошел 60 тыс на данный момент... Вожу минимум 5 тонн, бывает и 6 и даже 6,5... У меня Изотермическая будка. Машиной в целом очень доволен, за полтора года себя оправдала уже раза в 4-5. Поломки были, но всетаки это грузовой автомобиль, они все ломаються. Очень доволен тем что даже при поломках доезжаю до дома... А в общем поломки: кронштейн коробки ломался и не раз, кронштейн топливного фильт, кронштейны стабилизаторов, сальник потек на коробке, постояно откручиваеться выхлопная труба от турбины, постоянно гарят лампочки на задних фонарях, резиночка на интеркулере после 1000 км, лопнула, подшипник на передней ступице рассыпался... Я считаю что это все мелочи учитывая что вожу намного больше чем положено, вложений пока практически нету, самый большой плюс в этой машине это тормоза... В целом машиной удоволетворен
Егор
(02.01.09)
У меня проблема была только в кронштейнах - на топливном фильтре и на заднем стабилизаторе.
Кронштейн, который держит топливный фильтр я усилил, но он всё равно не выдерживает таких колебаний и раскалывается. Время от времени подвариваю.
Пробег - 91000 км.
Зимой, сейчас завожу машину кипятком. Не буду лишний раз старить стартёр. Кстати, сходил к электрику проверить стартёр.. Итог: в отличном состоянии. Ну это и понятно: как никак импортный.
По поводу грузоподъёмности: возил больше 4 тонн. Машина ведёт себя в этих условиях отлично, как будто везёшь 2 тонны.
Кстати, один знакомый возит на Валдае по 5 тонн и ничего. Правда рессоры сильно прогибаются, да и ресурс колёс резко снижается. Но сам автомобиль такую нагрузку выдерживает.
Ещё мне не не очень нравится 5 ступенчатая коробка. Ещё бы одну ступень. Всё норовлю 6 врубить)))
Тормоза отличные. Одно время горел индикатор изношенности колодок. Вскрыл. Колодки на тормозах ещё с 2 года проходят. Мерседесовские , кстати.
Ну и по самому двигателю: когда пробег дойдёт до 200000 км, думаю перебирать. Спрашивал тех владельцев, у кого двигатель стуканул. В среднем - на 230000 км.
В общем, этим грузовиком я доволен.
Вовка 89192540485
(21.12.08)
Почему такие хвалебные отзывы.можно подумать что машина идеальна.по отзывам знакомых очень проблемная машина. Почему не печатаете отзывы владельцев машины после длительного пробега?
Айнур
(13.12.08)
У меня проблема с топливной системой.
Расход 30л.
Александр ask77@mail.ru
(09.05.08)
Доброе время суток. Меня инетерсует один момент. Почему на автомашине Валдай так плохо покрашены задние подкрылки и боковые отбойники? это же внешний вид автомобиля ,после эксплуатации авто в течении полугода с октября по март эти детали просто превратились в кусок ржевого железа. Ещё один момент. Все болты и гайки просто кусок непонятного сплава который просто почти от руки срывается резьба или обламываются болты. Насколько я помню старые машины допустим газель 1997 года которая была в моём пользовании не чего такого небыло как срывы болтов и гаек ,можно было тянуть с большой и как положенно силой. К сажелению я разочарован в данном качестве авто., хотелось ожидать лучшего. Припокупки Валдая мне через несколько дней позвонил предстовитель завода по опросу как устраивает меня данный авто или нет ,после того как я начал перчеслять все моменты которые меня не устраивают и котрых вобщем не должно быть вообще данный представитель попытался быстренько завершить свой опрос. Дайте пожайлуста мне ответ по всему что я написал. Хотелось конечно знать насколько безразлично к нам пользователями автомобилями ГАЗ относятся сам завод. Зарание благодарен.
Loading...