<<< Назад

Вооружен, но не опасен

М. Шелепенков, фото автора, А. Аль-Джибури, С. Филиппова и Д. Кирюшина

Тольяттинский технический музей открылся сравнительно недавно - 7 сентября 2001 года, но сегодня можно говорить о том, что это крупнейший в России музей такого плана. Совершенно естественно, что рождение музейного комплекса в Тольятти, да еще в непосредственной близости к автозаводу, не обошлось без финансовой помощи автогиганта ОАО "АвтоВАЗ", за что руководству завода отдельная благодарность.

Музей задумывался не как автомобильный, а как технический, охватывающий все разнообразие инженерного искусства, но без огромного числа автомобилей в его экспозиции не обошлось. Сегодня здесь больше сотни автомобилей. В основном это военные машины, несущие на себе вооружение или средства технического обеспечения Вооруженных сил. Но есть в музее и легковые машины, карьерные самосвалы, бортовые грузовики и фургоны. Помимо автомобилей на обширных открытых площадках музея присутствуют танки, самолеты, вертолеты, паровозы и локомотивы. Есть даже подводная лодка и комплектный ракетный комплекс на железнодорожном ходу.

Средоточие в одном месте такого количества вооружения, втомчислеи стратегического назначения, в начале 2000-х годов даже вызвало небольшую панику у зарубежных военных наблюдателей. Пришлось принимать в музее иностранную делегацию и показывать, что это музейная, а не боевая техника... Насжетрадиционно интересовали редкие грузовые и коммерческие автомобили, на осмотр которых ушел целый день (!). Это красноречиво говорит о количественном и качественном подборе музейной экспозиции.

Средний возраст большинства автомобилей в музее небольшой, порядка двадцати-тридцати лет, и в какой-то момент даже может показаться, что машины здесь представлены самые заурядные. Но тридцать лет - это как раз тот критический возраст, когда облик машин еще не успел стереться из нашей памяти, а в реальной жизни они уже давно отправлены в переплавку. Особенно это касается специальных автомобилей с различными надстройками. Сегодня мы с трудом признаем в них ценные исторические экспонаты, но поверьте, через десять лет увидеть многие из них можно будет только в этом музее.

Очень редкий экземпляр понтонно-мостовой машины (ПММ), которая предназначалась для переправ через широкие водные преграды (до 6 км) военной техники массой до 40 т. Создана она в 1974 г. в конструкторском бюро Е.Е. Ленциуса под условным названием "Волна" на агрегатах автомобиля БАЗ-135ЛМ. И хотя ПММ выпускалась серийно и поставлялась в войска, из-за недостатков (малая грузоподъемность и затрудненный выход на берег) ее выпуск прекратили очень быстро. На сегодняшний день в войсках эта машина давно выработала свой ресурс, а в качестве музейной ее можно увидеть только здесь.

Эксклюзивный полноприводный штабной автобус для высшего командного состава на шасси ЗИЛ-157К и прицепа МАЗ-5207ВШ. Построен в 1974 году предположительно заводом "Прогресс" в городе Кёнигс-Вустерхаузене (ГДР), производившем автобусы исключительно для Группы советских войск в Германии. В самом автобусе предусмотрен просторный рабочий кабинет с калориферами и селекторной связью, а в прицепе - бытовой блок с ванной (!), туалетом, кухней и местом для отдыха.

Похожие по назначению агрегат из состава РК "Пионер" на шасси МАЗ-547А и агрегат 15Т381 из состава РК "Тополь" на шасси МАЗ-7917 с весовыми макетами, которые по массе и расположению центра тяжести соответствуют нагрузке реальной самоходной пусковой установки СПУ или транспортно-заряжающей машины ТЗМ. Они использовались для обучения механиков-водителей и как эвакуационные тягачи для СПУ на маршрутах выдвижения

ОАО "Ижевские мотоциклы" изготовляет так называемый грузовой модуль ИШ-7.107, который может быть легко пристыкован сзади к раме мотоциклов "Иж-Юпитер-5" вместо заднего колеса. Привод на колеса такого прицепа осуществляется через двухступенчатую раздаточную коробку с передачей заднего хода и блокируемым дифференциалом.

Полученный таким образом трехколесный грузовой мотоцикл Иж-9.604+7.107 может перевозить двоих седоков и 250 кг груза. Эта современная, но необычная конструкция транспортного средства тоже представлена в музее.

Комментировать ... >>
саша
(06.01.12)
почему нет чен
Loading...