Опубликовано: ГП 02-2021

Грядущая «Армия-2021»:
прогнозы и тенденции (Часть 1)

Увидят ли посетители очередного военно-технического форума ожидаемые новинки ВАТ?
Александр Привалов

Главный редактор
«Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru
специально для журнала «Грузовик пресс»

Фото автора, Даниила Минаева,
Минобороны России и предприятий ОПК

В декабре 2020 г. на официальном сайте Минобороны России был открыт раздел, посвящённый Международному военно-техническому форуму (МВТФ) «АРМИЯ-2021» (http://mil.ru/army2021.htm). Сообщается, что грядущий форум расширит экспозиции предприятий ОПК по направлениям технологий искусственного интеллекта (ИИ) и продукции гражданского назначения. Увеличение ожидается на статической экспозиции на открытой площадке КВЦ «Патриот» и в специализированном павильоне «Арктика». И конечно же как и прежде важное внимание будет уделено инновациям.

Увы, как и в прошлом году, форум пройдёт с 22 по 28 августа одновременно с Армейскими международными играми – для ряда журналистов это в очередной раз поставит вопрос о приоритетах, так как везде побывать не получится.

Читатели «ГП» сетовали, что в предыдущих обзорах форумов* немалая часть новинок ВАТ оставалась за полями журнальных страниц. Объяснение простое: на всех «Армиях» количество новых образцов весьма велико, формат публикаций не позволяет даже кратко рассказать обо всём. В приоритете – тенденции развития ВАТ на основе демонстрируемых образцов и для полноты картины дополнить информацию о том, что публично не показывают по тем или иным причинам.

Натурные образцы автономного боевого модуля 9А331МК-1 из состава зенитного ракетного комплекса «Тор-М2КМ» на шасси КАМАЗ-63501 публично на «Армиях» не показывалим

Напомню, что в советский период автомобильная промышленность была гармонично встроена в ВПК, поэтому требования военных в ходе проектирования новых автозаводов и при разработке автомобильной техники были в приоритете. Ныне контроль государства над отдельными ключевыми предприятиями утерян и говорить о какой-либо координации усилий в автопроме в целом весьма сложно. Попытки сплотить усилия российских автозаводов осуществляет Минпромторг РФ, но для выработки основополагающих государственных документов зачастую привлекаются глобальные зарубежные консалтинговые компании.

Ранее на «Армиях» не были замечены опытные образцы автомобилей «Волк» (разработка в рамках ОКР «Каратель-1»). На фото защищённый автомобиль ВПК-39273

В Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года отмечено: «Ключевыми глобальными трендами, обладающими наибольшим потенциалом влияния на развитие российского автомобильного рынка и отрасли в целом, являются:

  • электрификация транспортных средств;
  • повышение автономности транспортных средств;
  • внедрение сетевых (телекоммуникационных) технологий в транспортных системах».

При разработке ВАТ военные специалисты вынуждены обращать внимание на положения Стратегии при разработке собственной Концепции развития ВАТ. Но если в основополагающих документах заложены подводные камни, то при формировании ТТЗ могут быть указаны неверные требования. Это вновь повлечёт пагубные последствия – государственные средства могут оказаться выброшенными на ветер. Как и в предыдущие десятилетия, в области автокомпонентов России приходится спешно догонять вероятных противников, что в условиях капиталистического строя сделать весьма сложно.

Машина М1 с антенно-поворотным устройством, приёмо-передающей аппаратурой и встроенным наземным радиозапросчиком из состава мобильной трёхкоординатной РЛС средних и больших высот сантиметрового диапазона волн «Гамма-С1М» (шасси БАЗ-69092, входящее в семейство «Вощина-1»). Публично на «Армиях» этот образец ВВТ не показывали

Инновационные трансмиссии

Один из важнейших вопросов – будет ли на «Армии-2021» продолжен показ специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ) с электромеханическими трансмиссиями (ЭМТ)? Премьерные показы такой техники стали главными сенсациями прежних «Армий». Так, в 2017 г. был впервые публично показан опытный образец агрегата 15Т528, в составе которого СКШТ с ЭМТ.

На «Армии-2018» можно было увидеть сразу два образца с ЭМТ. В статической экспозиции был представлен опытный образец агрегата 15Т555 (в его составе тяжёлый седельный тягач КАМАЗ-78504 8х8.1). Фурор среди участников и гостей произвёл опытный образец шасси КАМАЗ-7850 с колёсной формулой 16х16.1 – его публичный показ состоялся в динамике на полигоне.

Опытный образец изотермического транспортно-стыковочного агрегата 15Т555
Опытный образец изотермического транспортно-стыковочного агрегата 15Т555

Следуя логике, на «Армиях» в 2019 и 2020 гг. ожидались показы других образцов специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ) с ЭМТ, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Платформа-О». Но презентаций не случилось, хотя были все предпосылки – разработанные образцы два года назад были приняты на снабжение ВС РФ. Особо интересно было бы пощупать КАМАЗ-78509 (колёсная формула 12х12.1) – есть вероятность, что один из двух изготовленных опытных образцов шестиосок в текущем году всё же покажут публично на стенде Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). И ещё одним шоу-стоппером мог бы стать макетный образец КАМАЗ-7950, построенный в рамках НИР «Платформа» – его фотографии публикуются крайне редко.

Акцент на инновационные трансмиссии сделан неслучайно. Вообще, выбор типов трансмиссий для самоходной колёсной ВАТ невелик: механическая, ЭМТ и гидравлическая (гидрообъёмная). Исторически сложилось так, что в ВС РФ преобладает автомобильная техника с механическими трансмиссиями. ВАТ с гидравлическими и электрическими трансмиссиями есть на вооружении, но, как правило, это техника доставшаяся по наследству со времён СССР (такие технические решения применяются на прицепных частях активных автопоездов; этот привод включают при передвижении на сложных участках, при этом скорости минимальны). Разработанные в постсоветский период отечественные военные автомобили и СКШТ с нетрадиционными техническими решениями серийно не выпускали.

СКШ КАМАЗ-7850, разработанное в рамках ОКР «Платформа-О», на демонстрационном показе Министру обороны РФ Сергею Шойгу, полигон Алабино, 21 августа 2018 г. Спустя 2 дня на очередном показе «Платформа» раскорячилась на этой ровной площадке перед гостями «Армии-2018», в том числе перед иностранными военными атташе – отказал электропривод гидростанции, которая подаёт масло в том числе и в систему всеколёсного рулевого управления, произошла утечка масла
СКШ КАМАЗ-7850, разработанное в рамках ОКР «Платформа-О», на демонстрационном показе Министру обороны РФ Сергею Шойгу, полигон Алабино, 21 августа 2018 г. Спустя 2 дня на очередном показе «Платформа» раскорячилась на этой ровной площадке перед гостями «Армии-2018», в том числе перед иностранными военными атташе – отказал электропривод гидростанции, которая подаёт масло в том числе и в систему всеколёсного рулевого управления, произошла утечка масла

У каждой трансмиссии есть как преимущества, так и недостатки. Казалось бы, из механической трансмисси уже выжато всё, что можно и нет никаких перспектив по её совершенствованию. Поэтому предпринимаются попытки её заменить. Но существует ряд нерешённых технических и технологических проблем, например, по состоянию на текущий момент не решена проблема надёжной работы тяговых электродвигателей и другого электро- и гидрооборудования на образцах семейства КАМАЗ-7850х (с серьёзными проблемами уже столкнулись в ходе эксплуатации тягача КАМАЗ-78504 в Плесецке). Работы по импортозамещению, которые Заказчик (Минобороны РФ) потребовал провести, в полном объёме не выполнены и к настоящему времени. Да и ожидавшийся выигрыш по массовым показателям технических характеристик СКШТ с ЭМТ на практике обернулся существенным увеличением массы, если сравнивать аналогичные конструкции с «механикой».

Возможно, потребуются иные подходы к решению инженерной задачи. На «Армии-2019» Концерн «Калашников» представил основные компоненты комплекта тягового электрооборудования, причём на основе униполярных машин. И даже был плакат, из которого следовало: эта разработка может быть применена в конструкции быстроходных военных гусеничных машин.

Макетный образец КАМАЗ-7950 с ЭМТ, изготовленный в рамках НИР «Платформа»

В ОАО «Научно-исследовательский тракторный институт НАТИ» более 10 лет назад шли проработки электротрансмиссии такого же типа. Были проведены анализ и расчётные исследования по разработанным математическим моделям, например, для трактора ДЭТ-250 и изделия «8». В докладе разработчиков по результатам исследования, отмечалось, что на тот момент электрических трансмиссий на базе униполярных машин в образцах ВВТ и в транспортных машинах в РФ и за рубежом не было. Между прочим, за рубежом шли работы по созданию перспективных электромагнитных орудий сверхвысокой кинетической энергии, в которых в качестве источников энергии предполагалось использовать униполярные генераторы. В 1980 г. американская фирма «Вестингауз» построила лабораторную модель рельсовой пушки... Выводы доклада были многообещающие: униполярные машины превосходят другие типы электрических машин. Увы, ныне НАТИ уже нет среди действующих организаций. Сможет ли Концерн «Калашников» довести начатые теоретические работы до воплощения в ходовых макетах техники?

На «Армии-2019» Концерн «Калашников» представил основные компоненты комплекта тягового электрооборудования на основе униполярных машин
На «Армии-2019» Концерн «Калашников» представил основные компоненты комплекта тягового электрооборудования на основе униполярных машин
На «Армии-2019» Концерн «Калашников» представил основные компоненты комплекта тягового электрооборудования на основе униполярных машин
На «Армии-2019» Концерн «Калашников» представил основные компоненты комплекта тягового электрооборудования на основе униполярных машин
На «Армии-2019» Концерн «Калашников» представил основные компоненты комплекта тягового электрооборудования на основе униполярных машин

Означает ли всё это, что в России создание ВАТ с нетрадиционными техническими решениями будет приостановлено? По моему мнению, всё упирается только в отсутствие единоначалия в руководстве работами и в отсутствие финансовых средств на создание автокомпонентов. Без господдержки, т. е. в инициативном порядке, заводы вряд ли будут вести разработки – в народном хозяйстве такая внедорожная техника не востребована. Инофирмы, которые монопольно поставляют комплекты тягового электрооборудования (КТЭО) для изготовления российских электробусов, не будут поставлять КТЭО для ВАТ (судя по документам судебной практики, «Группа ГАЗ» уже столкнулась с санкциями на поставки такого оборудования для электробусов). Следует открыть одновременно несколько научно-исследовательских работ, но пока не будет согласия среди трёх ведомств (Минобороны, Минпромторг, Минобрнауки), всё останется как в известной басне Крылова про Лебедя, Рака и Щуку.

Специальное транспортное средство многоцелевого назначения с гидрообъёмной трансмиссией «Гидроход-49061» (шасси ЗИЛ-2Э49061.10), (24 июля 2009 г. на полигоне ФГУП «НИЦИАМТ» в день празднования 45-летия полигона)
Специальное транспортное средство многоцелевого назначения с гидрообъёмной трансмиссией «Гидроход-49061» (шасси ЗИЛ-2Э49061.10), (24 июля 2009 г. на полигоне ФГУП «НИЦИАМТ» в день празднования 45-летия полигона)
Специальное транспортное средство многоцелевого назначения с гидрообъёмной трансмиссией «Гидроход-49061» (шасси ЗИЛ-2Э49061.10), (24 июля 2009 г. на полигоне ФГУП «НИЦИАМТ» в день празднования 45-летия полигона)

Возможно ли на «Армии-2021» сделать отдельную экспозицию ВАТ с нетрадиционными техническими решениями? Полагаю, что ответ можно дать положительный. Было бы неплохо собрать в одном месте все сохранившиеся образцы, такой показ подтолкнёт научную мысль, подскажет разработчикам техники, как и что нужно делать на перспективу. Да и для истинных знатоков автомобильной техники будет на что посмотреть. Но есть ли энтузиасты, которые возьмутся за формирование такой экспозиции?

Макетный образец БАЗ-М6910Э с ЭМТ, изготовленный в 2008 г. в рамках НИР «Полупар-1» по заказу МО РФ. С 2009 г. образец стоял на территории Московского автомеханического института, показ состоялся летом 2010 г. на Международном форуме «Технологии в машиностроении» (г. Жуковский). Головной исполнитель – МГТУ «МАМИ», основной соисполнитель НИР – ЗАО «Брянский автомобильный завод». Выполнение НИР «Полупар-1» было остановлено в связи с перенаправлением средств на ПАО «КАМАЗ» для выполнения комплекса НИОКР «Платформа». Спустя десятилетие даже на «КАМАЗе» поняли, что решения, заложенные в образец БАЗ-М6910Э (схема «мотор-полуось»), оказались более эффективными
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен