Грузовики «Эмаэн» – столетний юбилей (Часть 4)
MAN Truck & Bus AG. Подводя итоги
1980-е годы ознаменовались модернизацией и расширением программы бескапотных грузовых автомобилей MAN. Победы концерна на конкурсе «Грузовик года» становятся чуть ли не систематическими: 1980 – модель 19.321 F серии F8, 1987 – представитель нового семейства MAN F90 модель 19.292 F. Забегая вперёд, стоит отметить, что этого титула удостаивались позднее автомобили MAN серий F2000 (1995), TGA (2001), TGL (2006) и TGX (2008). В 1985 году грузовое отделение компании MAN AG было выделено в самостоятельную фирму MAN Nutzfahrzeuge GmbH, а с 1989 года, изменив правовой статус, производитель грузовых автомобилей и автобусов стал известен под именем MAN Nutzfahrzeuge AG.
В 1990 году в состав MAN вошло отделение грузовиков известной австрийской компании Steyr-Daimler-Puch AG, через шесть лет в Австрии образовался филиал ÖAF & Steyr Nutzfahrzeuge OHG (ныне MAN Nutzfahrzeuge Österreich AG). Результатом немецко-австрийского сотрудничества стал продукт последней совместной разработки фирм MAN и VW – семейство лёгких и грузовиков L2000, на которые устанавливались кабины конструкции Steyr.
Направление «Совтранс»
В 1970-80-е годы некоторым европейским и японским производителям грузовиков удалось проникнуть на рынок СССР. Успешнее всех сработал концерн IVECO, поставив в Союз около 10 000 грузовиков Magirus-Deutz, в основном самосвалов, этот же концерн продавал нам французские тягачи Unic. Проникли на советский рынок грузовых машин такие западноевропейские компании, как немецкие Daimler-Benz и FAUN, шведская Volvo, французская Renault, финская Sisu и некоторые другие. Концерну MAN не удалось наладить экспорт грузовиков в СССР. Но он имел определённый успех в совместной работе с нашим автопромом, что вызвало долгосрочное сотрудничество и в конечном итоге оправдало себя.
Нельзя пройти мимо довольно успешной кооперации Минского автозавода и баварских моторостроителей. Отчасти она была вынужденной – наши обычные МАЗы, работавшие в объединении «Совтрансавто» не соответствовали европейским требованиям по экологии и безопасности, а покупка импортных грузовиков обходилась во времена перехода из эпохи «застоя» в эру «перестройки» слишком дорого. Началось сотрудничество МАЗ и MAN в 1983 году с закупки первых шестицилиндровых дизельных двигателей MAN D28866 LFH с турбонаддувом мощностью 360 л.с. С 1985 года приводной блок MAN устанавливали на седельные тягачи МАЗ моделей 54326 (4х2) и 64226 (6х4). Предназначались машины в основном для «Совтрансавто», малыми сериями их выпускали до середины 1990-х годов. В 1993 году был собран первый опытный седельный тягач МАЗ-MAN.
Удачная кооперация
Логичным итогом сотрудничества Мюнхена и Минска стало совместное белорусско-германское закрытое акционерное общество «МАЗ-MAН» (МАЗ-MAN). Его учредили концерн MAN Nutzfahrzeuge AG, РУП «Минский Автомобильный Завод» и другие фирмы. 10 декабря 1997 года был подписан договор, 5 марта 1998 года ЗАО «МАЗ-MAN» прошло регистрацию, в конце апреля был собран первый автомобиль, а в октябре пущена сборочная линия. СП «ЗАО «МАЗ-MAН» стало первым в Белоруссии производителем автомобильной техники, соответствующей предписаниям Евросоюза, в том числе правилам Европейской экономической комиссии ООН по нормам, регулирующим уровень выхлопа и шума. Первые магистральные тягачи МАЗ-MAN были оснащены немецкими двигателями мощностью 370–410 л.с., кабинами серии F2000 и 16-ступенчатыми КП немецкой фирмы ZF. Они базировались на переоборудованных шасси МАЗ-5432. В настоящее время на машинах МАЗ-MAN ставят белорусские кабины, но комплектуют их двигателями, радиаторами, генераторами, компрессорами, фильтрами и глушителями производства фирмы MAN.
С наступлением «перестройки» приоткрылись границы СССР. Сначала на дорогах страны появились грузовые автомобили и автобусы MAN с иностранными номерами, а в начале 1990-х годов начался импорт этих машин в СНГ, в основном бывших в употреблении. Крупные автотранспортные хозяйства и богатые предприятия могли себе позволить закупку и новых автомобилей, некоторые из них в значительном количестве.
В 1999 году в Москве открылось официальное представительство немецкого концерна – ООО «МАН Автомобили Россия». Наконец, в апреле 2011 года представители компании MAN и городских властей Санкт-Петербурга подписали так называемый «Меморандум взаимопонимания» с целью организации сборки грузовых машин. К концу 2012 года в посёлке Шушары (муниципальное образование в составе Пушкинского района Санкт-Петербурга) начал работу в тестовом режиме небольшой сборочный завод MAN Truck and Bus Production RUS.
Самаркандский мираж
Потуги выхода на рынок других стран СНГ наблюдались и в Средней Азии. В августе 2009 года было основано совместное узбекско-германское предприятие для производства грузовиков, спецтехники и прицепов JV MAN Auto-Uzbekistan – марки MAN. Учредителями выступили компания MAN Truck & Bus и узбекский завод O’zAvtosanoat. 9 сентября того же года стороны подписали договор, при этом акте присутствовал президент Узбекистана Ислам Каримов. С 2011 года на заводе SamAvto на окраине Самарканда началась сборка грузовых автомобилей MAN из немецких и индийских (по другим данным – немецких, российских и чешских) машинокомплектов и деталей. В планах было производство широкого спектра (более 40 позиций) продукции различного назначения – от 500 до 1500 единиц в год.
СМИ Узбекистана развернули массированную рекламную кампанию. Проектная мощность сборочной линии, по заявлениям СМИ Узбекистана, составляла 5000 грузовиков в год. «Кроме того, была заранее предусмотрена возможность размещения второй сборочной линии с увеличением производственной мощности до 10 000 единиц в год»!.. Немцы были сдержаннее, трезво оценивая ситуацию на рынке Средней Азии, они не спешили хвастать успехами. Судя по всему, грандиозные планы так и не были реализованы. Существует статистика сборки грузовых автомобилей в Самарканде, которая поражает своими цифрами, но мало у кого вызывает доверие. Факт есть: в актуальном списке партнёров концерна MAN это совместное предприятие уже не числится.
Последнее сообщение информационного агентства Uzbekistan Today от 30 марта 2015 года гласит: «АК «Узавтосаноат» совместно с компанией MAN Truck & Bus AG реализует проект по производству кабин для большегрузных автотранспортных средств MAN на базе самаркандского СП «ООО «JV MAN Auto-Uzbekistan». Он является четвёртым этапом развития производства». В немецких источниках подтверждения пока не найдено.
Автобусная глобализация
В 1992 году был представлен MAN Lion’s Star – туристский автобус, от которого ведут родословную все последующие поколения автобусов MAN. Незадолго до этого управление совместным предприятием MANAŞ в Турции перешло к концерну MAN Nutzfahrzeuge AG. Руководство приняло решение концентрировать все усилия на масштабном производстве автобусов на заводе в Анкаре, сначала для локального рынка, а затем и на экспорт, в том числе и в Германию. В 1995 году в Турции было налажено производство двигателей для комплектования автобусов. К 2002 году компания MAN стала практически единственным владельцем всех заводов отделения MANAŞ, которое получило новое имя MAN Türkiye.
20 июня 2001 года во владение концерна MAN перешла фирма Gottlob Auwärter, известный германский производитель автобусов марки Neoplan. Новый филиал получил имя Neoplan Bus GmbH и значительно усилил автобусный спектр концерна. Вскоре всё производство автобусов компании было сведено в одно отделение – Neoman GmbH. 1 февраля 2008 года Neoman интегрировали в международное отделение MAN Bus в рамках группы MAN-Nutzfahrzeuge. Однако традиционную марку Neoplan решили сохранить как символ продукции высокого германского качества. Правда, в конце 2005 года головной завод в Штутгарте прекратил производство, а в 2008 году завод Neoman в Пильстинге получил независимость (под именем Viseon он просуществовал ещё шесть лет). В 2014 году закрылся и последний автобусный завод MAN на территории Германии – в Плауэне.
Холдинг Neoplan Bus теперь турецкий. Завод в Анкаре выпускает городские, междугородные и туристские автобусы марок MAN и Neoplan, снабжает автобусными шасси не только турецкие кузовные фирмы, но и немногие ещё действующие в Европе. MAN Türkiye не только крупнейший производитель автобусов среди филиалов концерна, но и занимает высокое место в глобальном масштабе, поставляя автобусы более чем в 40 стран мира.
Миллениум
Рубеж тысячелетий был отмечен очередными новациями в секторе грузовых машин MAN. Новинка 2000 года, названная Trucknology® Generation A (TGA), стала родоначальником поколения современных технологий. В следующем году концерн MAN приобрёл британскую компанию ERF. Производство автомобилей марки ERF (стилизованные машины MAN серии F2000, а с 2002 года – серии TGA) продолжалось в Англии ещё семь лет, в июле 2007 года последний ERF покинул сборочную линию.
Модернизация программы MAN затронула лёгкий и средний классы грузовиков: в 2005 году появились серии TGL и TGM. Два года спустя концерн представил две модели, пришедшие на смену TGA в тяжёлом классе. Серия TGX предназначалась для дальних перевозок, а серия TGS нашла применение в интенсивной эксплуатации, например, в качестве шасси для самосвалов и носителей специальных агрегатов. Венцом столетней деятельности компании стал представленный на Международной автомобильной выставке в Ганновере в 2014 году MAN TGX Hybrid – концептуальный автомобиль с гибридным приводом, который позволяет оптимизировать расходы на эксплуатацию, его можно использовать для «дальнобоя».
Бразильские корни
Чтобы рассказать об истории MAN в Бразилии, нужно вернуться немного назад. В 1958 году в Сан-Паулу открылся филиал французской фирмы SIMCA, в 1966 году 92 % акций завода перешли во владение американской компании Chrysler, а через три года американцы установили полный контроль над предприятием и начали производство грузовиков Dodge. В 1979 году немецкий концерн Volkswagenwerk AG (VAG или VW) выкупил 67 % акций завода Chrysler Motors do Brasil, а вскоре перенял его полностью и приступил в Сан-Паулу к выпуску средних и тяжёлых грузовых автомобилей собственной конструкции. В ноябре 1996 года в городе Резенде начал работу новый современный завод. В 2000 году предприятие было официально включено в структуру немецкого концерна как отделение Volkswagen Nutzfahrzeuge и вышло за границы рынка Латинской Америки, организовав сеть продажи в США и некоторых странах Африки и Азии. Позднее филиал получил название VW Truck & Bus и открыл в 2004 году своё собственное отделение – завод в городе Сантьяго-де-Керетаро в Мексике.
В декабре 2008 года отделения VW Truck & Bus в Бразилии и Мексике перешли под частичный контроль концерна MAN, было создано совместное предприятие MAN Latin America. 4 июня 2011 года концерн Volkswagen объявил о приобретении контрольного пакета акций (55,9 %) группы MAN SE, произошло фактическое присоединение компании MAN к VW. 6 июля 2013 года на собрании акционеров MAN был подписан договор с Volkswagen, означавший окончательную потерю самостоятельности. Годом ранее компании Volkswagen принадлежало уже 75,03 % акций группы MAN SE. Однако несмотря на стремление консорциума VW оптимизировать все свои сферы деятельности, структура группы MAN остаётся фактически независимой. Только в Латинской Америке и отчасти Южной Африке наблюдается постепенное слияние двух марок под разными юридическими статусами. Сегодня завод в Бразилии строит грузовые машины собственной конструкции VW Delivery, VW Worker и VW Constellation, а также разработанный в Германии MAN TGX. Завод в Мексике выпускает автобусные шасси MAN Lion‘s. Формально MAN Latin America остаётся совместным предприятием.
Африканская специфика
Существовавшее с 1974 года в ЮАР отделение MAN Truck & Bus (S. A.) (Pty) Ltd в 1999 году приобрело автомобильный завод компании TFM в городе Пайнтаун и стало называться MAN Bus & Coach (Pty) Ltd. Первоначально в Пайнтауне шла сборка автобусных шасси, но вскоре было возобновлено производство грузовых машин в рамках кооперации MAN Truck & Bus South Africa с другими отделениями концерна. С 2003 года с конвейера сходят модели TGA европейского типа, с 2008 года – модели CLA, аналогичные тем, которые выпускаются в Индии. В 2009 году началось производство грузовиков VW Constellation и автобусных шасси VW Volksbus. А в 1999 году в городке Олифантсфонтейн открылся второй завод, где освоено производство автобусных кузовов и их монтаж на шасси, поставляемых из Пайнтауна и Мексики. Учитывая специфику африканского рынка, предприятие изготовляет не только стандартизированные машины серии Lion’s, но и традиционные для Африки автобусы с передним расположением двигателя под маркой MAN Bus. Автомобили и автобусы с логотипом VW производятся в кооперации с бразильским и мексиканскими заводами совместного предприятия MAN Latin America.
Некоторые другие страны…
В декабре 1999 года частью концерна MAN на правах отделения стал польский завод Star SA, получивший имя Star Trucks. Производство грузовых машин Star с применением немецких и австрийских компонентов началось в 2001 году, а спустя два года было сформировано дочернее предприятие MAN-Star Trucks, наладившее сборку немецких и австрийских машин со своим логотипом. 9 сентября 2009 года марка Star была аннулирована, заводы в Старховице и Познани перешли на производство автобусов MAN и Neoplan. Ныне в Старховице выпускают городские автобусы MAN Lion’s City и пригородные MAN Lion’s Regio, а в Познани – машины моделей Lion`s City и Lion`s City Hybrid. Польское отделение MAN Truck & Bus AG проявляет завидную активность. В октябре 2007 года в Кракове после двухлетнего строительства открылся новый автозавод, где ведётся сборка актуальных моделей грузовых машин.
С 2003 года MAN действует в Индии. В городе Питампур (штат Мадхья-Прадеш) началась кооперация с фирмой Force Motors, а через три года было основано совместное предприятие MAN Force Trucks и открылся новый завод. Началась сборка грузовых автомобилей серии CLA из поступающих с других предприятий концерна комплектов CKD и SKD, для которых используют старые кабины разработки австрийской фирмы Steyr. В 2012 году предприятие перешло под полный контроль группы MAN, ныне оно называется MAN Trucks India.
О филиалах в России и Австрии речь уже шла. Можно добавить, что производство грузовых машин в Австрии в наше время сохранилось только в городе Штейр, а отделению MAN Nutzfahrzeuge Österreich принадлежит завод в словацком городе Бановце-над-Бобравой, где делают комплектующие части для автомобилей. Российское отделение обеспечивается основными компонентами именно с завода в Штейре. Ещё одно совместное предприятие находится в Китае, в городе Цзинань (провинция Шаньдун). Sinotruk (Sinotruk Group, China National Heavy Duty Truck Group – CNHTC) – ведущий производитель тяжёлых грузовиков, имеющий в этом сегменте на рынке КНР долю до 20 %. В 2009 году компания MAN приобрела 25 % акций Sinotruk. Немцы снабжают китайцев технологией и лицензиями на выпуск отдельных частей и целых узлов, поставляют и в Китай собственные агрегаты. Злые языки «инсайдеров» утверждают, что это сотрудничество может стать первым шагом к экспорту китайских грузовых машин и автобусов в страны Евросоюза.
Сегодня отделение MAN Truck & Bus AG группы MAN SE производит грузовые автомобили с полной массой от 7,49 до 44 т, тяжёлые автомобили специального назначения с полной массой автопоезда до 250 т, городские, междугородные и туристские автобусы и их шасси, а также дизельные и газовые двигатели. В среднем на долю концерна MAN приходится 15 % рынка грузовиков стран Западной Европы.
Такая вот запутанная «история с географией» у нашего юбиляра – одного из самых значительных производителей грузовых автомобилей и автобусов в глобальном масштабе.