<<< Назад
[b]MAN 585[/b], он же [b]MAN-SAVIEM SG5[/b] – грузовик с французскими корнями. 1970 г.

Грузовики «Эмаэн» – столетний юбилей (Часть 3)
MAN Truck & Bus AG. Направления экспансии

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Иллюстрации из коллекций автора, Алексея Маркова, Валерия Фролова, Дениса Орлова, Ренэ Леволла (Rene Levoll), Михаэля Рёдера (Michael Röder), Historisches Archiv MAN Truck & Bus AG, архивов МАЗ, 21 НИИИ и фотоархива НАМИ

В начале 1960-х годов концерн MAN освоил целый ряд моделей грузовиков с новой цельнометаллической кабиной и панорамным ветровым стеклом. Широкие короткие капоты, обтекаемые крылья со встроенными в них фарами надолго стали характерными признаками автомобилей MAN. Первый прототип был построен в 1959 году, а в апреле 1994 года заводской конвейер покинул последний капотный MAN неоднократно модернизированной модели. К 1960 году программа фирмы включала 25 базовых шасси грузоподъёмностью до 8,5 т с 6-цилиндровыми моторами мощностью от 100 до 160 л.с. Тогда же появились и версии моделей бескапотной компоновки.

В 1972 году эмблема Büssing «царь зверей» стала украшать облицовки радиаторов автомобилей, равно как и новая надпись – MAN-Büssing. Впоследствии осталась только эмблема

Новые грузовики с кабиной над двигателем отличались неповторимой внешностью, просторная широкая кабина сразу же получила прозвище «Пухлая щека» (Pausbacke). Завод в Мюнхене разросся и стал головным предприятием автомобильного сектора концерна. MAN выходит на второе место по производству грузовых автомобилей в Германии, уступая только компании Daimler-Benz. Вскоре в производственной программе появились автомобили грузоподъёмностью до 18 т и двигателями мощностью до 230 л.с.

В 1963 году началась совместная работа по разработке дизельных двигателей немецкой компании MAN с французским заводом SAVIEM, входившим в государственную корпорацию Re’gie Nationale des Usines Renault. Через три года немцы подписали с французами соглашение об обмене лицензиями. Тогда же дизайнеры MAN разработали новую кабину для грузовиков вагонной компоновки, впрочем, не без помощи своих новых французских партнёров. Изящная кабина кубической формы стала на долгие годы визитной карточкой грузовых машин MAN и заслуженно считалась эталоном рабочего места водителя – успех её дизайна превзошёл все ожидания. Одновременно произошла модернизация оперения капотных машин, в бампер интегрировали спаренные круглые, а позднее прямоугольные фары. С 1967 года французы изготовляют по лицензии тяжёлые немецкие грузовики капотной и бескапотной компоновки, а немцы – лёгкие французские сначала под маркой MAN-SAVIEM, позже – MAN. Сбыт французских конструкций в Германии был невелик. Французы также не могли похвастать большими продажами машин немецкой разработки. Очевидно, задачи по разделу рынка не ставились, поскольку немецкие лицензии конкурировали во Франции с «родными» тяжёлыми грузовиками Saviem и Berliet. Но это партнёрство принесло обоим предприятиям широкую огласку и превосходную рекламу, возрос интерес в других странах. Выход на международную арену концерна MAN сопровождался увеличением производства и экспорта, совместная работа с Renault продолжаась до 1977 года.

Грузовик второго послевоенного поколения [b]MAN 635 L1[/b]. 1960 г.

В 1968 году MAN приобретает 25% акций одного из маститых конкурентов, фирмы Büssing AG, а через три года заводы Büssing в Брауншвейге и Зальцгиттере вместе со всеми своими филиалами переходят в полное владение концерна MAN. С 1972 года эмблема Büssing, изображающая «царя зверей» (родовой герб герцога Генриха Льва (Heinrich der Löwe), 1129–1195), украшает облицовки радиаторов автомобилей, выпускаемых объединившимися заводами, равно как и новая надпись – MAN-Büssing. Тогда же началась кооперация с концерном Daimler-Benz в разработке и выпуске новых десятицилиндровых двигателей мощностью 320 л.с., пневматической подвески и планетарных колёсных редукторов.

Самосвал [b]MAN 1570 DAHK[/b]. 1963 г.

В Южно-Африканской Республике партнёром стала фирма Meyer & Hiller Pty Ltd, организовавшая в 1962 году сборку капотных грузовиков. Десять лет спустя она стала называться MAN Truck & Bus (S.A.) (Pty) Ltd и перешла на полный цикл производства автомобилей и автобусных шасси. В Турции с 1966 года действовало совместное предприятие MANAŞ (MAN Kamyon ve Otobüs Sanayi AŞ), освоившее сборку грузовиков MAN, позднее турки наладили их полное производство, использовав и кабины, разработанные фирмой Büssing. В Нидерландах небольшая фирма R.A. Mimiasie BV (RAM) выпускала в 1970-х годах полноприводные машины с двигателями, кабинами и другими компонентами MAN. К тому времени грузовики MAN уже собирали на заводах в Португалии, Южной Корее и на Кипре.

«Пухлые щёки» – [b]MAN 10.210 F[/b] и [b]MAN 10.212 F[/b]. 1963 г. «Пухлые щёки» – [b]MAN 10.210 F[/b] и [b]MAN 10.212 F[/b]. 1963 г.

В 1968 году в экспансии компании MAN открылось новое направление – Восточная Европа, тогда ещё социалистическая. Югославский завод Ikarus из города Нови-Сад заключил соглашение о лицензионном выпуске автобусов Ikarus-MAN. Венгерское народное предприятие Rába из города Дьёр последовало примеру югославов. Этот завод ещё во время Второй мировой войны строил дизельные двигатели системы MAN, теперь он освоил изготовление грузовых машин и автобусных шасси. Год спустя приобрела лицензию на производство грузовиков и автобусов и Румыния, где их назвали ROMAN и DAC.

Отлично сохранившийся до наших дней [b]MAN 16.230 FS[/b] выпуска 1967 г. Восьмитонный самосвал [b]MAN 12.256 HKA[/b]. 1967 г.

И на других направлениях деятельность активизировалась. Соглашение с австрийской фирмой Gräf & Stift предусматривало унификацию автобусных шасси с таким расчётом, чтобы агрегаты обоих предприятий могли быть взаимозаменяемыми. При помощи MAN в 1969 году в Австрии удалось наладить производство специализированной техники – тяжёлых балластных тягачей, специальных многоосных и троллейбусных шасси и двухэтажных аэродромных автобусов большой вместимости. Спустя год другая австрийская фирма ÖAF, имевшая уже опыт совместной работы с баварцами, соединившись с представительством Austro-MAN и, перейдя полностью под контроль немецкого концерна, приобрела 99% акций завода Gräf & Stift. Сформировалось объединение ÖAF-Gräf & Stift AG, которое в том же году вошло в состав компании MAN AG на правах филиала. Новое отделение ещё долго использовало на рынках Австрии, Швейцарии и некоторых других стран торговую марку ÖAF, под своим именем австрийцы сбывали и немецкие грузовики. Любопытно, что и в Германии продавались ещё некоторое время автомобили австрийской конструкции и выработки под маркой MAN.

8,5-тонный автомобиль модели [b]19.280 F[/b] был признан наиболее экономичным для своего времени. Первый MAN, победивший в международном конкурсе Truck of the Year 1978 Автопоезд [b]MAN-Büssing 19.320 U[/b] с двигателем под рамой. Индекс U означает Unterflurmotor – буквально «подпольный двигатель». 1973 г.

28 августа 1977 года началась кооперация между компаниями MAN и VW (Volkswagen) в сегменте лёгких и средних грузовиков Через два года стартовало совместное производство. Пять базовых моделей автомобилей серии G грузоподъёмностью от 2,7 до б,5 т и автобусных шасси марки MAN-VW выпускали в двух сериях до 1993 года.

Другое направление экспансии – западное. Совместная работа с французской фирмой SAVIEM и присоединение заводов Büssing позволило вывести на высокий уровень производство автобусов и их шасси в количественном и качественном отношениях. Автобусы с логотипом MAN вписались в привычную картинку общественного транспорта многих немецких и некоторых европейских городов. «Доппелькеккеры» MAN стали одним из символов Берлина, работали они и в Багдаде, а другие города заполонили обычные и сочленённые машины этой марки.

Самосвал [b]MAN 16.216 HK[/b] для рынка Австрии с логотипом ÖAF. 1975 г. В таком исполнении с высокой крышей и спальным местом в кабине тягач [b]MAN 19.240 HS[/b] строили только на экспорт. 1978 г.

Итальянская фирма Macchi приобретает лицензию на производство сочленённых автобусов MAN. Сборочные отделения MAN открываются в Австралии, Новой Зеландии и на Филиппинах. К числу традиционных клиентов концерна добавляются многие известные кузовные заводы: G. Auwärter, E. Auwärter, Drauz, DÜWAG, FFG, Vetter, Waggon Union (ФРГ); Jonkheere, LAG, VanHool (Бельгия); Bianchi, Muratori, Orlandi (Италия); Ayats, Beulas, Castrosua, Irizar, Noge (Испания), Caetano (Португалия); Berkhof, Groenewold, Kusters, Smit (Нидерланды); Hess, Lauber & Fils, Ramseier & Jenzer (Швейцария), Ikarus (Венгрия), Avtomontaža (Югославия), Ansair (Австралия); Talleres Gago (Венесуэла), Haargaz, Merkavim (Израиль); Dörteller, TEMSA (Турция)...

Лёгкий самосвал [b]MAN-VW 8.136 FK[/b]. 1979 г.

Огромный рынок США стал привлекательным для европейских компаний, многие стремились освоить его и концерн MAN не стал исключением. В 1972 году произошёл дебют в США – 210 автобусных кузовов были собраны, смонтированы на шасси и стилизованы американской фирмой AM General, машины поступили на работу в Сиэтл. Вскоре пришли заказы из Чикаго и других городов, что привело к созданию в США в 1973 году филиала MAN Truck & Bus Division. Сборка автобусов в США продолжалась до 1987 года.

Сочленённый автобус [b]MAN SG 240 H[/b] выпуска 1980 г. находится во владении Мюнхенского омнибус-клуба (Omnibusclub München eV)

С 1976 года в бундесвер, техническо-спасательную службу и пожарную охрану Германии поставили семейство полноприводных автомобилей MAN mil gl (MAN KAT 1, заводские серии HX и SX) с дизельными двигателями воздушного охлаждения Deutz. Производство этих автомобилей было налажено и в Австрии под маркой ÖAF. Позднее на них нашли применение моторы MAN. Машины с колёсной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 выпускают в третьем поколении и ныне, кроме немцев и австрийцев их применяют вооружённые силы Великобритании, Греции, Италии, Кувейта, Люксембурга, Малайзии, Норвегии, ОАЭ, Омана и Швеции. Три таких грузовика есть даже в армии Литвы. Многие из них изготовлены в Австрии. Контингент американской армии в ФРГ использовал до 1991 года в качестве носителя стратегических ядерных ракет Pershing II специальную модификацию тягача MAN KAT 2 (M1014), разработанного согласно требованиям армии США.

Двухэтажный автобус [b]Waggon Union / MAN SD200[/b] выпуска 1984 г. на службе берлинской компании пассажирского транспорта BVG

Позднее на базе модели MAN SX 32.440 8х8 (KAT 1A1) совместно с фирмой Krauss-Maffei Wegmann была разработана бронированная версия машины, испытания проходили в Косово, после чего началось серийное производство. С 2010 года производство военной техники ведётся в рамках специально основанного для этих целей совместного предприятия Rheinmetall MAN Military Vehicles GmbH.

[b]MAN KAT 2[/b] с ракетой Pershing II из состава американской армии в ФРГ. 1986 г.
Комментировать ... >>
Loading...