Грёзы и явь американских траккеров (Часть 2)
2015 Mid America Trucking Show (MATS)
На выставке американских траков MATS-2015 автопроизводители продемонстрировали стремление к внедрению новых технологий и показали в основном модели прошлых лет с некоторыми новыми компонентами. Тенденция разрабатывать новые, более экономичные с точки зрения расхода топлива, узлы сохраняется, хотя стоимость дизельного топлива в последнее время неуклонно снижалась из-за падения мировых цен на нефть. Но и конкуренция в США тоже росла.
Статистики сообщают, что объёмы продаж тяжёлых грузовиков в первые три месяца 2015 года во многих штатах на 15–20 % превышали аналогичные показатели прошлого года. Самым критичным оказался рынок грузовиков и тягачей 5–7 класса грузоподъёмности, где рост продаж вырос лишь на 10,5 % по сравнению с 2014 годом за январь – март.
Аналитик рынка Крис МакАлис в непринуждённой манере поведал, что есть три правила, которые помогают спокойно ему спать по ночам: растущий дефицит дальнобойщиков; давление экостандартов, стимулирующее автоперевозчиков к приобретению новых машин, а также медленные темпы внедрения в отрасли новых технологий безопасности.
Самое слабое звено в этой цепи – водители. Специалисты, аналитики и автоперевозчики отметили тренд на беспилотные грузовики. Конечно, они не появятся завтра и даже через пять лет, но они обязательно будут. И Америка в них заинтересована даже через проект DARPA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов).
Современные проблемы решены прозаически: транспортные средства расходуют всего лишь 23,5 л / 100 км; грузовики со встроенной GPS-навигацией и адаптивным круиз-контролем; автомобильные шасси, которые будут автоматически переключаться с колёсной формулы 6x2 на 6x4 и наоборот, а также машины с инсталлированной системой диагностики и передачи данных.
Ford
Как это часто бывает, китайские мастера игрушки берут за основу реальный грузовой автомобиль и делают по его подобию детскую машинку. В компании Ford Commercial Vehicles поступили иначе, представив новый среднетоннажный самосвал F-серии по образу очень популярного культового детского грузовика фирмы Tonka. Так, самосвал из песочницы превратился в реальный среднетоннажник.
Ford F-750 Tonka создан на основе ряда Ford F-750 Super Duty модельного 2016 года и комплектуется 6,7-литровым турбодизелем, двигателем 6.7L Power Stroke V8 с тремя вариантами мощности: 270 л.с. и 915 Н∙м крутящего момента; 300 л.с. и 950 Н∙м, 330 л.с. с 982 Н∙м.
Можно установить 6,8-литровый бензиновый (!) двигатель V10 мощностью 320 л.с. Кто не отслеживал новости: GMC и Chevrolet (см. «ГП» № 9, 2009 г.) зарекались выпускать бензиновые модели Kodiak в этом классе грузоподъёмности аж 6 лет назад!
Все моторы Ford F-750 агрегатируются с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией TorqShift HD. Для перевозки насыпных грузов Ford F-750 Tonka снабжён самосвальной платформой фирмы Truck Tech Engineers. Полная масса составляет 14 982 кг, а грузоподъёмность – 7718 кг.
Базовое шасси Ford F-650 и F-750 доступно с 3 вариантами кабины: обычная, увеличенная и сдвоенная.
International
Корпорация Navistar International Corp. из Луисвилла привезла модернизированный седельный тягач International ProStar ES с улучшенными параметрами расхода топлива. Как рассказали представители Navistar, улучшения в новой версии достигаются за счёт применения более совершенных узлов силового привода и более эффективных аэродинамических элементов.
Старший вице-президент корпорации Navistar Майкл Кансельери сообщил, что новая модель ProStar ES расходует на 11 % меньше топлива, чем стандартный тягач предыдущего поколения International ProStar EPA 2010. Внешне ProStar ES не отличается от предшественника, который, кстати говоря, выделялся выдающимся коэффициентом лобового сопротивления. Сравнивая спецификации, можно заметить, что силовой привод в виде двигателя MaxxForce 13- и 10-ступенчатой механической КП уступили место 15-литровому Cummins ISX15 с пакетами SmartTorque2 и SmartCoast и автоматизированной трансмиссии Eaton SmartAdvantage. Инженеры утверждают, что этот привод станет более экономичным решением, которое позволит на 3–6 % сократить потребление топлива. Во многом это достигается за счёт уменьшения числа оборотов двигателя. Росту эффективности обновлённой модели ProStar ES способствовало и снижение снаряжённой массы автомобиля приблизительно на 40 кг. Достигнуто это было за счёт устранения из конструкции трансмиссионного маслоохладителя.
Автоперевозчик сможет заказать установку более эффективного варианта шасси FueLite 6x2 компании Meritor с колёсной формулой 6х2. Хотя никто не мешает использовать проверенную формулу 6х4 в комплектном наборе Dana AdvanTek 40 или Meritor 14X. Важным моментом остаётся оснащение трейлера аэродинамическими навесными элементами и шинами с низким сопротивлением качению.
Кроме представления модернизированной модели корпорация Navistar сообщила, что её новейшая фирменная система удалённой диагностики OnCommand Connection войдёт в пакет стандартного оснащения грузовика ProStar ES и будет обслуживаться бесплатно в течение всего срока службы автомобиля. Система OnCommand Connection, управляемая через планшет, позволяет проводить дистанционную диагностику всех узлов автомобиля, отслеживать коды ошибок и неисправностей, что помогает компаниям-автоперевозчикам уменьшить количество простоев, а также контролировать параметры расхода топлива в режиме реального времени.
MACK
Компания Mack Trucks North America довольно скромно подготовилась к выставке, пожалуй, можно выделить две новости от «бульдогов». Первая – это появление в списке комплектующих новой версии автоматизированной 12-ступенчатой механической КП MDrive HD для установки на тяжёлые серии Mack Titan и Mack Granite. Коробка передач снабжена автоматизированным сцеплением, поэтому отдельная педаль сцепления не требуется. Управление осуществляется посредством выбора одного из трёх режимов, как в автоматической трансмиссии: drive, neutral или reverse.
Электронный контроллер MDrive HD постоянно отслеживает изменения в положении машины относительно дороги (как передней, так и задней частями), её скорость движения, подачу топлива, учитывает требуемый крутящий момент, а также полную массу транспортного средства. После обсчёта всех данных он автоматически выбирает лучшую передачу КП исходя из дорожных условий, что позволяет водителю сосредоточиться исключительно на вождении. MDrive HD можно агрегатировать с разными моторами Mack, вплоть до самых мощных Mack MP10, выдающих от 515 до 605 л.с. и 2790 Н∙м крутящего момента. Для тяжеловозов с полной массой 63 560 кг и более пре-дусмотрена специальная электронная прошивка для трансмиссии MDrive HD.
Вторая новость – появление магистрального тягача Mack Pinnacle c газовым двигателем. Автомобиль оснащён доработанным 400-сильным мотором Cummins Westport IS12 G; 13-ступенчатой автоматизированной КП Eaton UltraShift Plus; баллонами для хранения сжатого природного газа и системой адаптивного круиз-контроля Bendix Wingman, которая при помощи GPS-навигации определяет положение грузовика, сопоставляет с дорожным профилем и заблаговременно подбирает самую оптимальную с точки зрения расхода топлива передачу.
Volvo
Подразделение Volvo Trucks North America представила автоматизированную трансмиссию Volvo I-Shift с новой системой адаптированной нагрузки Adaptive Loading System. Эта технология предназначена для повышения эффективности грузоперевозок и может быть применима в моделях VNL и VNM с полной массой транспортного средства до 40 860 кг. Система адаптивной нагрузки автоматически приспосабливается к изменению массы автопоезда и регулирует давление на подъёмную и ведущую оси. Электронное управление системы программируется заранее на основании данных полной, частичной и полного отсутствия нагрузки. Во время движения адаптивная технология использует электронное управление подвески (ECS) для оптимального распределения веса между двумя осями.
Электронный контроллер Adaptive Loading System автоматически рассчитает нагрузку на ССУ, когда автомобиль будет двигаться частично загруженным. Когда трейлер оказывается пустым, то автоматика поднимает ось, превращая базовое шасси автомобиля 6х2 в более экономичный вариант с колёсной формулой 4х2. Адаптивная система идеально подходит для перевозок тяжёлых грузов на большие расстояния, т. е. когда машина (или автопоезд) половину пути едет гружёной, а возвращается порожней. Наличие автоматической КП Volvo I-Shift с системой адаптивной нагрузки позволяет увеличить топливную экономичность за счёт снижения сопротивления качению колёс, улучшить сцепление с дорогой, а также снизить затраты на техническое обслуживание.
Ещё одной новостью от Североамериканского подразделения Volvo стало появление адаптированной к тяжёлым условиям работы автоматизированной трансмиссии I-Shift SD. До недавнего времени основную (около 75 %) массу коробок передач Volvo I-Shift ставили на магистральные тягачи. В то же время в модельном ряду американского Volvo Trucks есть грузовики серии VHD, предназначенные для выполнения различных тяжёлых транспортных задач. Это самосвалы, лесовозы, грузовики для нефтегазового сектора, дорожная и коммунальная спецтехника. Специально для этих автомобилей с полной массой от 30 000 до 56 750 кг была разработана новая версия коробки передач I-Shift SD. Она доступна уже с мая. Новая трансмиссия полностью адаптирована для работы с двигателями Volvo D11 и Volvo D13.
Новая строенная тележка стала доступна на «носатых» Volvo.
Американский филиал компании Volvo Trucks North America с апреля этого года предлагает потребителям седельный тягач Volvo VNX с тремя ведущими осями.
Тягач Volvo VNX 630 комплектуют 16-литровым двигателем Volvo D16 максимальной мощностью 600 л.с. и предельным крутящим моментом 2777 Н∙м. Мотор агрегатируют с автоматизированной коробкой передач Volvo I-Shift. Максимальная нагрузка, приходящаяся на седельно-сцепное устройство, не должна превышать 31 320 кг.
Машина рассчитана на перевозку тяжёлой строительной техники, негабаритного нефтепромыслового оборудования, строительных самосвальных полуприцепов, лесовозных трейлеров, а также многотонных неделимых грузов.
Western Hauler
Кстати, автомобили Volvo можно было встретить и в экспозициях других фирм, среди которых выделялся стенд Western Hauler из Техаса. Эта компания с 1982 года занимается тюнингом грузовиков и полноразмерных пикапов. Философия компании, основанной Уэйном Беллом (Wayne Bell) и Лари Робортсом (Larry Roberts), заключается в культе вестернизации машин.
Переоборудованные грузовики и тягачи насколько пафосны, настолько же и бесполезны в хозяйстве и ориентированы на запросы весьма колоритной публики, которая даже для выезда на пикник предпочтёт полстеллар, нежели скучный минивэн.
Western Star
Компания Western Star Truck Inc. привлекала внимание посетителей новым тягачом Western Star 5700XE с продвинутым современным дизайном. Новый флагман объединяет передовые аэродинамические формы, высокоэффективные узлы трансмиссии и фирменный стиль грузовиков Western Star. Главный конструктор компании Дон Вена говорит, что для модели 5700XE дизайнеры осовременили все те элементы, которые традиционно присущи автомобилям Western Star. Это крылья округлой формы, прямоугольные фары, приподнятая центральная секция капота, и, конечно, вертикальные стойки облицовки радиатора и противосолнечный козырёк.
В конечном счёте аэродинамические способности Western Star 5700XE позволили заметно сократить динамическое сопротивление. Инструментальные замеры показали улучшение коэффициента сопротивления воздуха Cx на 14 % по сравнению с предшественником Western Star 4900. И фактически становится вторым по аэродинамике грузовиком в корпорации Daimler Trucks North America, уступая лишь Freightliner Cascadia. Western Star 5700XE оснащают полностью интегрированным пакетом Detroit Diesel. Он включает 15-литровый двигатель DD15 мощностью 400 л.с. с 1750 Н∙м крутящего момента, 12-ступенчатую автоматизированную КП Detroit Transmission DT12 с встроенной электронной системой Intelligent Powertrain Management (IPM). Шасси в варианте 6х2 или 6х4 комплектуют мостами марки Detroit и на выбор дневной или спальной кабиной. Автомобиль оснащён системами безопасности Wabco OnGuard ABS, поперечной устойчивости и предотвращения столкновений. Серийное производство нового Western Star 5700XE начнётся во II квартале этого года на заводе DTNA в Кливленде.
Самым настоящим шоу-стоппером стал специально доработанный седельный тягач Western Star 4900EX. Эту эксклюзивную версию под названием Phantom Graphic (Выразительный Призрак) оснащают 15-литровым двигателем DD15 мощностью 505 л.с. с 2235 Н∙м крутящего момента; 12-скоростной автоматизированной трансмиссией DT12 и дневной кабиной длиной 1727 мм и низкой крышей. Внутри кабины использованы высококачественные отделочные материалы и натуральная кожа.
Atdynamics
Экономия топлива на транспорте была весьма актуальной в 2000-е годы и позволила вывести на рынок новые разработки, ради которых в ряде стран даже пошли на пересмотр стандартов для автопоездов (см. «ГП» № 3, 2010 г.). Сейчас разработчики вступают в альянсы с производителями. Именно так и поступила компания Advanced Transit Dynamics (ATDynamics) из Сан-Франциско. Уже упоминавшийся тягач Kenworth T680 с пакетом Advantage весьма заинтересовал грузоперевозчиков. Она предлагает комплексное решение по снижению расхода топлива: хвостовое оперение на заднюю часть полуприцепа-фургона; аэродинамическая юбка под полуприцепом между колёсами и аэродинамические диски-колпаки на колёса. Экономия топлива после установки полного комплекта составляет 9 %. Плюс снижается объём выхлопов. Экономия зависит от скорости движения фуры и увеличивается с ростом средней скорости. Основатель компании Эндрю Смит (Andrew Smith) утверждает, что если автопоезд проезжает 50 000 миль (около 84 500 км) в год, то апгрейд окупится за 1–2 года.
Cummins
Единственный специализированный «моторист» Северной Америки – компания Cummins Inc. показала на выставке полный спектр современных двигателей, включая новый 15-литровый силовой агрегат 2017 Cummins ISX15, генерирующий мощность в диапазоне 400–605 л.с. Двигатель будут выпускать не только в различных вариантах мощности, но и с двумя версиями электронной прошивки. Первый оптимизирован для автоперевозчиков, которые хотят получить максимизацию экономии топлива. Второй – для тех, кто ищет силовой агрегат с высокими рабочими характеристиками.
На стенде компании можно было увидеть и новый модуль EcoFit Single Module. Он позволяет двигателю выполнять требования экологического стандарта Environmental Protection Agency (EPA) 2013, и при этом новинка оказалась на 60 % меньше и на 40 %, легче предшествующего аналогичного узла.
Dana
Компания Dana, занимающаяся производством различных автокомпонентов, показала прототип тандемных тележек AdvanTek Dual Range Disconnect, предназначенных для грузовых автомобилей 8 класса грузоподъёмности. Новый концепт представляет сдвоенные ведущие мосты для стандартного шасси с колёсной формулой 6х4. В разработке предусмотрена возможность отключения (и обратного включения) межосевого вала на высоких оборотах двигателя. То есть при выезде на скоростное шоссе и разгоне до крейсерской скорости тележка способна автоматически переключаться в более экономичный вариант 6х2. Эта полезная функция сможет дать экономию топлива от 2 до 5 %. При этом на малых скоростях движения грузовик сохранит все тяговые преимущества привода 6х4 в полном объёме.