Седельный тягач КАМАЗ-65206-68 (Т5) 6х4
Трёхосный седельный тягач КАМАЗ-65206 6х4 впервые показали на выставке «КОМТРАНС» в 2013 году. Он продолжает развитие семейства К4, которое началось с магистрального КАМАЗ-5490 с колёсной формулой 4х2. Для России тема трёхосных тягачей актуальна не только для строительных, но и магистральных перевозок. Этот автомобиль интересен набором решений и комплектаций, которые, по мнению создателей, должны удовлетворить самые разные группы автоперевозчиков. И дело не только в бюджете, а также в его функциональности.
Это далеко не единственный седельный тягач с тремя осями среди КАМАЗов четвёртого поколения. Челнинский завод на сегодняшний день выпускает КАМАЗ-65209 6х2 с подъёмной задней осью и КАМАЗ-65806 для работы в составе тяжёлых автопоездов строительного назначения.
Сегмент рынка
«206-й» собран для работы в составе стандартных автопоездов, технически допустимой полной массой до 44 т и максимальной нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 16 650 кг. Таким образом, производитель сегментирует технику, ориентированную для использования по конкретному сценарию.
Родоначальный КАМАЗ-5490 с колёсной формулой 4х2 предназначен для магистральной работы, в варианте NEO это подчёркивается высокой кабиной и множеством дополнительных опций, модель 65207 хорошо подходит для полуприцепов-цистерн, муковозов, цементовозов – подъёмная ось поможет оптимизировать весовые характеристики, экономя резину и топливо, 65806 – удел тяжёлых, возможно, негабаритных строительных перевозок (технически допустимая полная масса автопоезда с этим тягачом – 74 275 кг), и, наконец, КАМАЗ-65206 для регулярного сообщения на коротком и среднем плече, но при этом с несколько утяжелённой ношей и по дорогам районного значения с покрытием разного качества и состояния. Стоит отметить, что завод выпускает ещё гидрофицированную версию КАМАЗ-65206-87 (65206-005-S5), предполагающую монтаж дополнительного оборудования и оснащённую коробкой отбора мощности, насосом и гидробаком на 170 л. Внешне такая машина отличается двумя оранжевыми проблесковыми маяками на крыше.
Осмотр силовой линии
Камский автозавод сегодня предлагает потребителю на выбор три линейки двигателей. Бюджетные автомобили, преимущественно поколения К3, но не только они комплектуются относительно недорогим, но неплохим 400-сильным агрегатом родом из Набережных Челнов модели КАМАЗ 740.735-400 или 300-сильной версией с индексом 740.705-300. В основе этого семейства двигателей лежит классический камазовский мотор, но очень серьёзно модернизированный (см. «Компромисс бюджета и технологичности».
Для поколения К4 наиболее распространены немецкий двигатель Mercedes-Benz OM 457LA или локализованный здесь же, на берегу Камы, Cummins рабочим объёмом 6,7 или 8,9 л. На отдельную спецтехнику, впрочем, иногда по заказу устанавливают и поставляемый из Китая 12-литровый Cummins. Но на тягачах К4 преимущественно встречается немолодой, в своё время спроектированный для немецких автобусов, хорошо себя зарекомендовавший 12-литровый двигатель Mercedes-Benz ОМ457LA (см. «Признаки силы»), который поставляется из Германии. В 2020 году в поставках Daimler AG для КАМАЗа предусмотрены две мощностных настройки: 401 или 428 л.с. Экологический класс – только пятый. С ним агрегатируется 16-ступенчатая коробка передач ZF 16S 2221 TD также местного локализованного разлива. Сцепление однодисковое диаметром 430 мм.
Ведущие мосты марки Dana модели DD150/R150 с гипоидной главной передачей, средний мост проходной. Иногда эти тягачи комплектуют мостами Daimler HL4. Первичная карданная передача однозвенная. Фланцы соединений карданных валов с надёжными торцевыми шлицами.
Особенности ходовой части
Передняя подвеска КАМАЗ-65206 на малолистовых рессорах, задние мосты на пневматике, оба ведущих моста поддерживаются при помощи четырёх пневмобаллонов, интегральных кронштейнов и системы реактивных тяг. Стабилизаторы поперечной устойчивости предусмотрены спереди и сзади, база тягача – 3300 мм, расстояние между осями задней тележки – 1440 мм.
Как и все современные грузовики, наш автомобиль также оборудован электронными системами EBS, ESP, ASR, а для пневматической подвески ведущих мостов применена система электронного контроля уровня платформы ECAS, позволяющая облегчить сцепные/расцепные операции, благодаря возможности изменять высоту рамы относительно земли. Высота ССУ в транспортном положении – 1300 мм. Седельно-сцепное устройство фирмы V.ORLANDI модель F2T2G30V: монтажная высота 1300 мм, технически допустимая нагрузка 16 650 кг, с двухдюймовым диаметром сцепного шкворня, выражающемся в 50,8 мм в метрической системе мер.
Наличие двух ведущих мостов, межосевой и межколёсной блокировок как раз и позволяют получить оптимальное распределение нагрузки на оси в сочетании с максимальным тяговым усилием на ведущих мостах, соответствуя при этом законодательным требованиям.
Точка преткновения
Дизайн любого грузовика, в том числе и седельного тягача определяет его кабина. Вне всякого сомнения, ибо изменить цельное восприятие грузовика может лишь внешний вид и (или) совокупность кабины и надстройки, отсутствующей у седельных тягачей вне состава автопоезда.
Кабина КАМАЗ-65206, несущая в своей основе конструкцию Mercedes-Benz Axor, вполне вписывается во все современные требования для среднего и малого плеча. Но всё же потолок низковат, одно спальное место на высоком подиуме и массивный моторный тоннель подчёркивают местный характер предполагаемой работы этого грузовика. К тому же крепление кабины на четырёхточечной пружинной подвеске без пневмоэлементов.
Помнится, когда я был юным и стройным, проводил много времени, в том числе и ночей, в кабине, сам по себе факт наличия спального места, пусть тесного и узкого, являлся источником позитива. Но сегодня иные ожидания от комфорта и удобства. С годами я понял, что в дальней дороге важна и внутренняя высота потолка, и ровный пол, и широкий «спальник» (после нескольких месяцев, проведённых в рейсах на тягаче Mercedes-Benz Actros 3 Megaspace, кстати, с кабиной, родственной данному КАМАЗу, но более просторной, широкой и высокой).
Механизм опрокидывания кабины снабжён электроприводом, что, безусловно, оценят водители со стажем. Рабочее место водителя с регулируемой по высоте и вылету рулевой колонкой, удобным педальным узлом, информативными приборами и сиденьем на пневмоподвеске. Пусть эти решения в своём воплощении у поколения К4 уже и не на пике моды и технологий, всё равно они на достаточном уровне выверены и вполне самодостаточны.
Один из очень многих
Представленный в этом материале седельный тягач КАМАЗ-65206 6х4 – один из 13 серийно выпускаемых в Набережных Челнах (на март 2020 года). Среди тягачей четвёртого поколения, коих в 2020 году числится восемь вариантов (включая газодизельные), он занимает «срединную» позицию, где в начале ряда магистральный КАМАЗ-5490 4х2, затем довольно лёгкий с «ленивой» осью КАМАЗ-65209 6х2, а с другой стороны виртуального строя его подпирает тяжеловоз КАМАЗ-65806 с аналогичной колёсной формулой 6х4, но на рессорно-балансирной подвеске задней тележки. В недрах опытного производства готовится ещё один интереснейший тягач КАМАЗ-54909-090 4х4Н с подключаемым передним гидростатическим приводом. Эта когорта «головастиков» с ленивыми и трудолюбивыми осями должна удовлетворить достаточно широкий спектр эксплуатационных сценариев.
Колёсная формула | 6х4 |
Полная масса автомобиля, технически допустимая, кг | 26 000 |
Полная масса буксируемого полуприцепа, технически допустимая, кг | 34 750 |
Полная масса автопоезда, технически допустимая, кг | 44 000 |
Снаряжённая масса, кг | 9175 |
Технически допустимая нагрузка на переднюю ось/заднюю тележку, кг | 7000/19 000 |
Двигатель:
|
Mercedes-Benz OM 457LA (Euro 5) Турбодизель, I-6 428 при 1900 мин-1 2100 при 1100 мин-1 |
Рабочий объём двигателя, cм3 | 11 967 |
Коробка передач
|
ZF 16S 2221 TD, с интардером Механическая 16/2 |
Передаточное число главной передачи | 3,70 |
Максимальная скорость, не менее, км/ч | 90 |
Тормозная система | Пневматическая, с EBS, ASR, дисковые тормозные механизмы на всех осях |
Размер шин | 315/80 R22,5 |
Внешний габаритный радиус поворота автопоезда, м | 9,5 |
Объём топливных баков, л | 2х300 |
Дилерская подмога
Регламент ТО требует заезжать на СТОА не так уж и часто – один раз в 30 000 или 60 000 км, в зависимости от выбранной силовой установки и условий эксплуатации. Обслужить семейство К4 автомобилей КАМАЗ можно в более, чем 200 официальных сервисных станциях по всей России.