![Седельный тягач КАМАЗ-65209-S5 Neo (6x2-2) Т2640 с подъёмной задней осью](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/00f.jpg)
Седельный тягач КАМАЗ-65209-S5 Neo (6x2-2) Т2640 с подъёмной задней осью
Запуск автомобилей нового поколения «КАМАЗ» с кабинами К4 на «КАМАЗе» позволил сохранить за собой лидерство на рынке грузовых автомобилей. В 2018-м дела не пошли лучше, но по крайней мере была снята напряжённость. Сейчас «КАМАЗу» помимо свежих бизнес-инструментов и маркетинга, потребуются и свежие конструкторские идеи. Одно из них уже решено в рамках проекта К4 в виде грузового автомобиля КАМАЗ-65208 с подъёмной задней осью. Теперь к нему добавился и седельный тягач КАМАЗ-65209.
Камский автозавод установил абсолютный мировой рекорд среди грузовиков. Он до сих пор выпускает кабину, разработанную в конце 1960-х на ЗИЛе. Рокировки в модификациях (тяжеловозы, военные версии) и конструкторские паллиативы (специальные крановые шасси, легкотоннажники, гражданские конверсии) лишь на пару ходов позволяли скрыть слабость позиции автогиганта. Классические грузовики из Набережных Челнов уже устали от груза обязанностей и сфер применения. Хотя конструкторские решения «КАМАЗа» до сих пор считаются малооспоримыми и взвешенными, но кабина просится в музей.
![На приливе консоли имеется место для мелочей и даже пепельница](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/01f.jpg)
![На дисплей выводится дополнительная информация о режимах различных систем](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/02f.jpg)
Короткий взлёт продаж «КАМАЗа» в 2008 году был связан с бумом в транспортной отрасли, когда росли ставки фрахта. К этому времени были запущены лёгкие тягачи «Стайер». Однако стоимость владения европейских, китайских, американских и японских машин уже не была жупелом для региональных дальнобойщиков: они перестали экономить на комфорте. Так за потребителем в регионы приехал и сервис «евромарок», которые начали теснить «челнинцев» на его традиционных грядках. Удивительно, но благодаря новым кабинам «КАМАЗ» сам перешёл к новаторскому формотворчеству!
Вершина для бережливых
Cедельный тягач КАМАЗ-65209 в техническом совершенстве замыкает линейку дальнобойных машин, которым на заводе слишком поздно придумали новый суббренд NEO. Досадно, но если у ГАЗа есть NEXT, то «камаксоры» (КАМАЗы с кабинами Mercedes-Benz Axor) просто сызмальства должны были иметь новое обозначение. Однако вместо этого на «КАМАЗе» заигрались германскими ассоциациями с запутанным набором цифр. Так КАМАЗ-65209 обрёл второе обозначение Т2640.
![Подрулевой селектор управления автоматизированной КП ZF 12AS2135 ТD](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/03f.jpg)
![Дверная карта](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/04f.jpg)
NEO не принадлежат к линейке классических бюджетных транспортных решений, куда входят «Стайеры», военные «Мустанги» и низкорамные 6-тонные «камазята» семейства 4308. Но при оптимальной цене они входят в острую конкуренцию с бюджетными евротраками, которые прежде активно закупал ретейл. Достоинства подъёмной оси в кризис стали слишком очевидны. Снижение оперативных расходов на топливо на 2–3% (и это минимум!), компенсирует рост цен на солярку. Увеличенный пробег шин неведущей задней оси снизит долгосрочные эксплуатационные расходы. Как оптимум – возможность работать на дорогах с ограничением осевой нагрузки 10 т на дорогах с неустойчивой несущей способностью, либо в случаях с ограничением веса (мосты и путепроводы) в регионах. Например, согласно нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на федеральных трассах в России количество рамок автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) будет увеличено с 27 до 387. И есть уверенность, что ограничение по средней оси 10 т для автопоездов полной массой 40 т замотивированными инспекторами будет отслеживаться особо.
![Дверной проём с двумя поручнями обеспечивает быстрый доступ в кабину](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/06f.jpg)
Кабина для дальнего плеча
Новые кабины «КАМАЗа» не пнул только ленивый. Но что плохого было в Mercedes-Benz Actros! Кабину К4 с увеличенным пространством для нового тягача выбрали как раз с учётом пожеланий региональных дальнобойщиков, для которых машина становится вторым домом. Увеличенный до 8 м3 (против 5,0 и 6,5 м3 у классических КАМАЗов) объём за счёт высокой крыши и 4-точечная подвеска уже предполагает комфортную работу на дальнем плече. Просторная кабина обеспечивает больший запас воздуха и лучшую циркуляцию: она по объёму лишь на 1,5 кубометра меньше, чем купе спального вагона. Кроме того, большой объём препятствует быстрому выстуживанию салона при открывании дверей.
![Блок предохранителей и электрики](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/05f.jpg)
![Потолочный люк снабжён шторкой](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/07f.jpg)
![Пульт управления задней подвеской](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/08f.jpg)
Крышевой люк снабжён противомоскитной сеткой, а над ветровым стеклом предусмотрены две полки с центральным запираемым боксом. Ящиков, ниш предостаточно, но венчает картину центральный прилив на консоли панели приборов с тремя углублениями и пепельницей. Подрессоренные анатомические кресла на пневмоподвеске, почти плоский пол позволяет перемещаться по салону буквально не пригибая головы. Вторая подвесная полка предусмотрена только под заказ.
Комбинация приборов типична для серии К4 и оборудована центральным дисплеем, а тахограф и ГЛОНАСС входят в обязательное оснащение. В салоне имеются 4 светильника на потолке и стенках, а также штекеры для электроприборов на 12 и 24 В. В дополнительное оборудование входят аудиосистема, электронный тахограф, кондиционер и автономный отопитель кабины.
![Амортизатор подвески кабины с фиксатором](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/09f.jpg)
![Гидронасос DSA8015-026 поднятия кабины](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/10f.jpg)
![Седельный тягач КАМАЗ-65209-S5 Neo (6x2-2) Т2640 с подъёмной задней осью](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/14f.jpg)
Не лишние силы
Экономия топлива на 3–4% для современного грузовика уже является большой роскошью и над этими показателями бьются лучшие инженерные умы мира. Но благодаря подъёмной оси можно достичь снижения расхода 5–7%, что при росте цен на дизельное топливо становится существенным показателем.
Мощность двигателя не стали душить в угоду экономичности. На практике грузоперевозчик озабочен высоким темпом и сохранением высокого темпа движения. Грузовики ездят не по бумажным картам, а торчат в транзитных пробках, и холмы от Карпат до Забайкалья на магистралях не редкость. На затяжных подъёмах, разгонах на двухполосных трассах в рваном режиме сквозь череду городков и сёл расход топлива у более мощного двигателя будет даже ниже, чем у самого экономичного, поскольку его не нужно перекручивать. Вообще автопоезду массой свыше 30 т в потоке требуется приёмистый двигатель с запасом крутящего момента. Нужно ещё делать скидку на потерю мощности в гористой местности. Поэтому 400-сильный 6-цилиндровый 11,97-литровый турбодизель OM 457LA.V/3 экологического стандарта Euro 5 стал приемлемым компромиссом. Он позволяет быстро стартовать до разрешённых 90 км/ч. Уверенный разгон и контролируемое движение, залог безопасной езды.
![Общий вид двигателя OM 457LA.V/3](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/18f.jpg)
Два решения для одного водителя
Главное – уметь реализовать силовой запас. Поскольку вождение с 35-тонным полуприцепом на дальнем плече требует от водителя длительной и предельной концентрации, то в конструкцию был заложен вариант 65209-002-87 с механической 12-ступенчатой КП ZF 12AS2135 ТD с автоматизированным управлением AS-Tronic, которая рассчитана на работу с двигателем с крутящим моментом до 2100 Н·м. У двигателя OM 457LA максимальный крутящий момент 2000 Н·м, что оставляет даже технический запас.
Впрочем, предусмотрен и стандартный вариант с механической 16-ступенчатой (с делителем) КП ZF 16S2220 ТD для комплектации 65209-001-87. По запасу крутящего момента она даёт двигателю фору в 220 Н·м.
![Седельный тягач КАМАЗ-65209-S5 Neo (6x2-2) Т2640 с подъёмной задней осью](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/16f.jpg)
В кабине имеется кнопка помощи при трогании с места, которая позволяет снизить буксование при движении в гору на дороге с ледяным покрытием или на песке. При нажатии на неё «ленивец» поднимается вверх, нагрузка на ведущем мосту возрастает (увеличивается коэффициент сцепной массы), что улучшает контакт с дорогой.
Однозвенная карданная передача передает крутящий момент на второй ведущий мост с гипоидной главной передачей и блокировкой дифференциала, который заимствован вместе с подвеской от КАМАЗ-5490 NEO.
В ходовой части использованы дисковые тормозные механизмы на всех колёсах с электропневматическим приводом (EBS), системой курсовой устойчивости (ESP) и противобуксовочной системой (ASR).
![Крылья образца 2017 г. с быстросъёмными кожухами. Подъём и опускание задней оси занимает 3–4 секунды](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/17f.jpg)
Экономия на осях
Передняя подвеска на малолистовых рессорах снабжена сайлентблоками вместо маслёнок, что повысило ресурс и необходимость обслуживания. Вместо 7-тонных осей применены оси Hande Axle с технически допустимой нагрузкой 9 т.
Грузовики с задней вывешенной осью долгое время смотрелись белыми воронами на трассах не только в России, но и в Восточной Европе. Во времена, когда ставки фрахта на тонно-километрах вдвое перекрывали расходы на эксплуатацию, говорить о расходе топлива и шин было предметом споров лишь самых продвинутых дальнобойщиков. Но как только маржа в грузоперевозках упала, то эксплуатанты принялись искать резервы экономии. На примере одной машины дневное сбережение в 1–2 л дизельного топлива незаметно. Но в рамках большого флитпарка (с 10 машинами и более) за год набегает от 150 до 200 тысяч рублей!
![Подъёмная ось Nummek Oy с двускатной ошиновкой крепилась на финских КамАЗ-5315 1988–1984 гг.](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/21f.jpg)
![А так подъёмная ось РОСТАР крепится на новых тягачах КАМАЗ-65209 S5](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/22f.jpg)
К экономии можно приплюсовать и сохранность покрышек.
Подъёмная задняя ось с односкатной ошиновкой и механизм подъёма с электронной системой управления ECAS разработана НПО «РОСТАР», а алгоритм пневматики – компанией Wabco. Расположение подъёмной оси за ведущим мостом уменьшает радиус поворота при её подъёме.
Суммарная нагрузка на ведущий средний и подъёмную оси составляет 15 т, что укладывается в требования для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 т. Интересно, что 30 лет назад финская компания Nummek Oy применяла подъёмную ось с двускатной ошиновкой. Но тогда заказчики (как правило, советско-финские СП в сфере строительства) поставили задачу использовать колёсную формулу 6х4.
![Ведущий мост Daimler HL 6 с передаточным отношением 3,077](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/20f.jpg)
![Система выхлопа укромно спрятана под боковой панелью](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/19f.jpg)
![Кабина изолирована от двигателя шумопоглощающим экраном](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/11f.jpg)
![Пакет необслуживаемых рессор с пневмоотбойниками](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/12f.jpg)
![Дисковые тормозные механизмы](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/13f.jpg)
![Справа на раме смонтированы топливный бак на 500 л и AdBlue на 70 л](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/25f.jpg)
![Ресиверы подвешены на задней траверсе рамы](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/26f.jpg)
Распределение нагрузки на ведущий мост и подъёмную ось непропорционально. Доля перераспределения 53/47% позволила максимально нагрузить переднюю ось. С поднятой задней осью ведущий мост можно нагрузить 9,7 т и продолжать движение в двухосном варианте. Это сэкономит топливо и убережёт протектор от истирания, но сохранит маневренность (радиус поворота 8 м), что присуще двухосному тягачу. При увеличении нагрузки на ведущий мост свыше 9,7 т подъёмная ось опускается и берёт на себя часть нагрузки.
Саму ось и механизм подъёма с электронной системой управления ECAS разработало НПО «РОСТАР» – давний партнёр «КАМАЗа», а алгоритм работы пневматики обеспечивается компонентами Wabco.
Задействовав клавишу на пульте или панели, можно кратковременно увеличить или уменьшить нагрузку на ведущую ось для преодоления лёгкого бездорожья или буксовании на скользком покрытии.
![Сверху хорошо просматривается свободная от излишеств ходовая часть и плотная компоновка тормозной, выхлопной и топливной систем](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/23.jpg)
![Седельный тягач КАМАЗ-65209-S5 Neo (6x2-2) Т2640 с подъёмной задней осью](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/24f.jpg)
Комплектация | 65209-001-87 S5 | 65209-002-87 S5 |
---|---|---|
Снаряжённая масса автомобиля, кг | 8840 | |
Распределение снаряжённой массы по осям, кг | 4730/ 4110 | |
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг | 17 160 (12 660)* | |
Полная масса автомобиля, кг | 26 000 (21 500)* | |
Распределение полной массы по осям, кг | 7000/ 11 500/ 7500 (6500/ 8000/ 7000)* | |
Полная масса буксируемого полуприцепа, кг | 35 160 (35 085)* | |
Полная масса автопоезда, кг | 44 000 | |
Двигатель:
|
Mercedes-Benz OM 457LA.V/3 (Euro 5), турбодизель, I-6, 11 967 401 при 1900 мин-1 2000 при 1100 мин-1 |
|
Вместимость топливного бака, л | 495 | |
Коробка передач |
ZF 16S2220 ТD, механическая |
ZF 12AS2135 ТD, механическая с автоматизированным управлением |
Количество передач вперёд/ назад | 16/ 1 | 12/ 1 |
Сцепление | Однодисковое, диафрагменное мод. MFZ 430 | |
Тормозные механизмы всех колёс | Дисковые | |
Размер обода | 9,00–22,5 | |
Размер шин | 315/70 R22,5 |
* Для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 т/ось.
Становой хребет
Раму КАМАЗа монтажной длиной 7790 мм катают в Набережных Челнах из импортного проката, кронштейны и навеску крепят с помощью высокопрочных болтов. Передняя часть левого лонжерона используется для монтажа кронштейна, объединяющего крепление передних рессор и кабины. На нём устанавливается и ГУР. Интегральные кронштейны уменьшают ослабление и скручивание лонжеронов в этом месте. Это улучшает управляемость и бережёт раму от деформации.
![Общий вид задней подвески с подъёмной задней осью](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/27f.jpg)
Топливный бак на 500 л, обеспечивающий пробег до 1500 км, смонтирован на раме справа, а слева под заказ монтируется держатель для запасного колеса. В стандарте «запаску» придётся держать на седле или полуприцепе. Для соблюдения экологических нормативов Euro 5 автомобиль оборудован баком AdBlue на 70 л.
Средняя высота шасси до верхней полки лонжерона составляет 940 мм. На нём может быть смонтировано седельно-сцепное устройство одной из трёх фирм (Orlandi, Jost или SAF-Holland) под стандартный 2-дюймовый сцепной шкворень диаметром 50,8 мм.
Высота ССУ рассчитана на работу с полуприцепами наиболее ходового стандарта с номинальной высотой опорной площадки 1150 мм. Впрочем, не исключена модернизация под более высокие полуприцепы.
![Седельный тягач КАМАЗ-65209-S5 Neo (6x2-2) Т2640 с подъёмной задней осью](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/15f.jpg)
Оy, сколько же вас было?
Подъёмные оси на коммерческом транспорте используют с начала 1950-х с целью экономии топлива и сбережения ходовой части. Первый советский грузовик с подъёмной осью Sisu был выпущен лишь в 1967 году и то по заказу финского экспортёра Konela Oy. Но даже когда через два года в серию пошёл МАЗ-516, идея так и не получила должного распространения. Выгоды от экономии солярки и снижения износа шин не находили понимания в умах советских авторазгильдяйств, тогда как у рачительных финнов эти машины были востребованы. В начале 1980-х компания Nummek Oy оборудовала подъёмными осями шасси КАМАЗ-5315, получая из двухосного грузовика варианты 6х4-2 и 6х2-2. На полученной базе компании Hankkija Oy и Tehtaat Oy для Valio выпустили молоковозы MKT, а СП Finn-Stroi Oy заказала мультилифты версии для съёмных кузовов. Но как видим ни в 1980-х, ни в 1990-х подъёмные оси ни отечественные автопроизводители, ни экспортёры не применяли «ленивцы» на седельных тягачах!
![Hankkija MKT с колёсной формулой 6х4-2 на шасси КамАЗ-5315 (4х2) для Valio Oy](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/31.jpg)
![Kamaz 6x2 NT с оборудованием Koivu для СП Finn-Stroi Oy на шасси КамАЗ-5315 (4х2)](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/32f.jpg)
![КамАЗ-5315м с кабиной Sisu выпущен в 1990 г.](/article/19388-sedelniy-tyagach-kamaz-65209-s5-neo-6x2-2-t2640-s-podemnoy-zadney-osyu-lenivtsy-dlya-dalnego-boya/Images/33.jpg)