Самосвал Daewoo Novus K6DRF-6x4DUMP
Начну с далекой от автомобилей и близкой для себя аллегории. У меня есть собака. Четвертая по счету с детства. Породистых никогда не было – только «дворяне», подобранные на улице в щенячьем возрасте, разные и по росту, и по повадкам, и по характерам. Но объединяло их одно – какая-то неуёмная всеядность: всё счавкают, только успевай менять блюда! Теперешняя моя собака сырую чищеную картошку ест, вареную – ест. Огурцы свежие и соленые тоже ест! Помидоры и квашеную капусту с треском лопает, не говоря уже о вкусненькой колбаске или мясе! В общем, всеядная собака…
Такую собачью всеядность мне напомнил ажиотаж на рынке самосвальной техники, который в прошлом году потреблял все мыслимые типы: 2‑, 3‑, 4‑ и даже 5‑осные, полноприводные и с колесными формулами 4х2, 6х4, 8х4 и т. д. В кучу были смешаны европейские бренды (IVECO, Mercedes‑Benz, MAN, Volvo, отгружали машины на год вперед) и российские (рьяные отчизники и радетели высокого качества на время даже позабыли, за что они так не любят ставшие вмиг дефицитными КамАЗы и «Уралы»). Ближнее зарубежье весело подбрасывало полешек в жаркую топку всеядного рынка: Украина – КрАЗы, а Беларусь – МАЗы и МЗКТ «Волат». Но всех превзошел Китай с его пестрым и малоизученным парком, а машин жадным потребителям все не хватало!
В этих новооткрытиях мы забыли об Америке и Корее. Исправлять ошибку начали с Hyundai HD 270, затем подоспел International 7600, а теперь очередь дошла и до южнокорейского продукта Tata Daewoo Commercial Vеhicle Co., LTD, который мне показался большим оригиналом!
Антикризисное решение
В свое время мне уже приходилось проводить испытания седельного тягача Daewoo Novus V3TSF с полуприцепом «Тверьстроймаш 99425С» для перевозки строительной техники.
От самосвала, адаптированного специально для русского рынка, я ожидал примерно таких же хороших результатов, как и от седельного тягача, но этот экземпляр своими конструктивными парадоксами превзошел все ожидания.
Начать можно с кабины. Аэродинамичным ее дизайн не назовешь, но функциональность мне показалась… как бы это правильнее сказать… крайне интересной и противоречивой.
Случается, что производители применяют такие эклектичные решения, которые в обычное время либо не замечаешь, либо воспринимаешь их как случайный курьез. Но наступает кризис, жизнь вдруг меняет свой вектор, и размытое множество достоинств применения самого заурядного самосвала начинают определять именно мелочи.
Судите сами: в дверях вклеены так называемые «маневровки» – вертикальные стекла до пола, что предполагает явно городское и строительное назначение самосвала Daewoo Novus K6DRF и прочую работу в стесненных работах, но между тем… машина оборудована спальным местом, больше предполагающим работу на дальнем плече. Кабина достаточно просторная, несмотря на низкую крышу.
Над ветровым стеклом нависает зеркало переднего обзора (опять город, стесненные условия?), но удобное анатомическое кресло на пневмоподвеске с подлокотником (!) под правую руку и множеством регулировок выдают магистральное назначение машины. Рулевая колонка также регулируемая, так что водитель может вполне комфортно себя чувствовать при правильно подобранных параметрах посадки.
А самое главное – 20 т грузоподъемности (при этом задняя тележка выдерживает 30 т!) в 15‑кубовом кузове позволяет эксплуатировать машину не только на обустроенных дорогах, но и на трассах.
И вот тут самое время напомнить, что во всем мире неожиданно случился кризис, и сегодня перевозчики ищут уже не «квартальную шабашку» в сотнях километров от дома, а «месячный заработок» в тысячах километров от своего города. И вот этот «кореец» представляет собой весьма интересную золотую середину для быстрой, надежной и комфортной «шабашки» в любом уголке отчизны: от Сибири до необъятных степей Кубани. Главное, чтобы сервис в глубинке был расторопным и помнил о вас.
Бесхитростная кабина
Большое ветровое стекло и наружная система зеркал показали на редкость хорошую и удобную панорамную обзорность. Несложная конструкция подножек, вмонтированных в бампер, и поручни под ветровым стеклом помогают водителю без проблем обслужить как само стекло, так и стеклоочистители.
Двери кабины распахиваются на большой угол, а удачно расположенная конструкция подножек и поручней позволяет быстро запрыгнуть в кабину. Наружные подножка и поручень за дверным проемом позволяют контролировать процесс загрузки кузова малокубатурным погрузчиком.
Хочу отметить рациональность рабочего места водителя. Через верхний сектор руля хорошо читается комбинация приборов. Практически все органы управления (клавиши, включатели, рычаги, вертушки) расположены вокруг водителя и не надо никуда тянуться. С правой стороны от панели приборов на «бороде» консоли компактно расположены рычажки управления климатом в кабине, включая кондиционер, MP3‑магнитолу и прикуриватель. На напольной консоли, разделяющей место водителя и пассажира, установлены пепельница, вещевой ящик, бокс реле с предохранителями, подстаканники и сетчатый держатель для документов. Ближе к креслу водителя – «ручник» и рычаг КП, и все это счастье в зоне досягаемости согнутой в локте руки! А про подрулевые переключатели и говорить не приходится, мало того, что они удобно расположены, так еще и многофункциональны, как в легковушке.
Грамотно продумано и внутреннее освещение кабины. По центру, в передней части потолка, установлена лампа дневного света. Немного ниже – лампы с индивидуальным включением для водителя и пассажира.
Сиденье пассажира более аскетично и перед ним на панели приборов отсутствует привычный «бардачок». Вместо него расположен еще один блок реле и предохранителей.
Что касается спального места, то здесь можно сказать только одно – оно удобно и комфортно. И что удивило – спальное место в стандартной комплектации шло с обогревом! Какой магистральный тягач из США, Японии или Европы этим может похвастаться?
Подвеска кабины стандартная: четырехточечная, на пружинах с телескопическими амортизаторами. Фиксацию кабины обеспечивают два гидрозамка. Подъем кабины можно производить как вручную, с помощью специальной монтажки, так и с помощью электроподъемника (такие фокусы нам уже и китайские тягачи демонстрировали!). Достаточно нажать кнопку, закрепленную на ручном гидромеханизме, и кабина сама поднимается или опускается в зависимости от того, в каком положении находится переключатель механического гидроподъемника. В поднятом состоянии кабина обеспечивает свободный доступ практически ко всем навесным агрегатам двигателя, к самому двигателю и его системам управления.
Бассейн в самосвале
Турбодизель Doosan DV11 на холостых оборотах вибрирует поршнями на удивление тихо, но, видимо, на всякий случай днище кабины очень хорошо закапсулировано шумоизоляционным материалом. Именно поэтому в кабине при работающем моторе можно совершенно спокойно разговаривать, не надсаживая голосовые связки. Однако снаружи непонятно, что создает больше шума: двигатель или многолопастный вентилятор? Ощущение такое, будто стоишь возле промышленного кондиционера.
Самосвальный кузов заслуживает отдельного внимания, хотя бы по причине герметичности. Задний борт закрывается плотно настолько, что дождевая вода, наполнившая кузов, практически не вытекала через стыки закрытого борта – хоть купание устраивай. Во время разгрузки замки заднего борта открываются автоматически, но расположение крючков в запорной системе нетрадиционно: не так, как мы привыкли видеть – выемкой вверх, а наоборот – выемкой вниз. Петли, расположенные в нижней части заднего борта, точно попадают под запорные крючки во время опускания кузова после разгрузки, при этом крючки очень плотно притягивают борт к платформе. Из этого можно сделать вывод о тщательно продуманной системе запора заднего борта самосвального кузова.
Кузов оснащен собственным замком, один из элементов которого, так называемая «собачка» (замок фиксатора), установлен на днище самосвальной платформы в передней части. Он служит дополнительной гарантией, что кузов самопроизвольно не сможет подняться даже при условии выхода из строя подъемного механизма.
Где запасное колесо?
Ходовые качества самосвала Daewoo Novus оставили благоприятное впечатление. В снаряженном состоянии автомобиль идет плавно, задняя тележка не козлит. Кузов не стучит о раму на неровностях, как это бывает у многих самосвалов, поскольку его держит замок, о котором уже говорилось. Естественно, что плавность хода автомобиля улучшилась при загрузке.
У самосвала еще одно несомненное достоинство, относящееся к ходовым качествам, – здесь есть круиз‑контроль, причем очень функциональный! При прямолинейном движении устанавливается крейсерская скорость самосвала, а при сбросе скорости посредством нажатия на педаль тормоза установленную скорость можно восстановить с помощью специальной клавиши на панели приборов. Нажать на эту клавишу – и скорость восстановится до той, которая была задана функцией круиз‑контроля. Остается непонятно: возможно, это магистральный самосвал?
Управляется машина адекватно, вне зависимости от массы и нагруженности мостов. Тормозная система нареканий не вызывала, но тем не менее проблемы все‑таки были. Например, во время замеров разгонной динамики нам требовалось очень быстро переключать передачи.
КП у южнокорейского самосвала 2‑рядная с тросовым приводом. Все ступени включались отлично, однако включение II и VI передач создавало проблемы – фиксация рычага происходила со второй‑третьей попытки. Ìы это отнесли к неправильной регулировке привода КП, которую, впрочем, из нашего опыта, совсем несложно отрегулировать дилерам при предпродажной подготовке и плановых ремонтах.
Второе замечание относится к передним колесам. На хорошо укатанном грунте к ним претензий не было. Но как только машина заезжала на слишком вязкий глинисто‑песочный грунт, утоптанный погрузчиком, как передние колеса зарывались и хотелось иметь централизованную подкачку шин.
Третье замечание касается… запасного колеса, расположенного внизу рамы. При проезде по грунтовой дороге по сильно пересеченной местности, на так называемом «перекате», «запаска» может задевать о дорогу. На самосвале самое лучшее расположение – между кабиной и передним бортом кузова. А поскольку самосвал работает в различных дорожных условиях, то запасное колесо на Daewoo лишь снизило геометрическую проходимость!
Полная масса, кг | 36 000 |
Снаряженная масса, кг | 13 700 |
Грузоподъемность, кг | 22 300 |
Колесная формула | 6х4 |
Двигатель:
|
Doosan DV11, турбодизель, V‑6 10 964 380 при 1800 мин–1 1569 при 1100 мин–1 |
Коробка передач:
|
FSO10309, механическая 9/ 1 |
Максимальная скорость, км/ч | 87 |
Минимальный радиус поворота, м | 9,5 |
Максимальный преодолеваемый уклон, % | 45,6 |
Шины | 12.00 R24‑18, 8.5Vx24 |
Вместимость топливного бака, л | 400 |
Фора в метафоре
Как уверили меня специалисты из «АМКОДОР-Оптим», сейчас ведется работа с заводом Daewoo по поводу конструкторского новаторства и улучшения эксплуатационных качеств машин. Не сомневаюсь в истинности слов сервисменов и дилеров, но самосвал Daewoo Novus оставил в душе неоднозначное впечатление.
Машина по ходовым качествам, топливной экономичности, управляемости и комфорту явно магистральная, а по назначению, внешности и детальному разбору едва ли не осторожный тягач. Самосвалы Daewoo Novus привередливы к рыхлым дорогам, но подразумевают универсальную самобытность (грузи в него хоть воду!) и независимость от внешних факторов (создание в спальной кабине почти домашнего еврокомфорта, недоступного на отечественных аналогах).
Испытания проводились на динамометрической дороге полигона ФГУП НИЦИАМТ в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 22576–90 и ГОСТ 20306–90 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Daewoo Novus K6DRF-6x4DUMP | КамАЗ-6520 | КамАЗ-6520-010-19 | МАЗ-650108-030-062 | Dongfeng DFL3251A | Foton Auman 1280W | Scania P380CB6x4EHZ | ||
Проведение испытаний | 05.06.2008 г. | «ОС» № 4, 2002 г. | «ГП» № 8, 2005 г. | «ОС» № 9, 2003 г. | «ГП» № 2, 2008 г. | «ГП» № 11, 2007 г. | «ГП» № 1, 2007 г. | |
Масса при испытаниях, кг | 13 700 | 35 000 | 32 950 | 33 100 | 33 330 | 35 000 | 35 300 | 39 600 |
Расход топлива, л/100 км (при установившихся режимах движения со скоростью, км/ч):
|
16,4 19,1 20,5 26,7 30,3 – 36,4 |
23,1 25,9 29,9 34,5 40,4 – 46,3 |
31,7 32,8 34,9 38,0 42,3 47,3 – |
27,9 29,4 31,3 34,3 38,3 43,5 – |
– 28,4 31,6 36,4 42,8 – 48,6 |
– 28,5 32,3 38,0 46,8 – 50,2 |
23,3 26,0 29,8 35,0 – – 42,0 |
– 27,1 30,5 32,8 37,1 – 40,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 90,7 | 87,9 | 100,3 | 107,9 | 87,0 | 83,3 | 78,8 | 87,6 |
Расход в режиме ИГД*, л/100 км (при средней скорости, км/ ч) | 34,7 (37,9) |
47,0 (31,4) |
– | – | 63,4 (33,5) | 62,3 (33,6) | 62,3 (34,7) | 63,1 (34,1) |
Расход в режиме ИМРД**, л/100 км (при средней скорости, км/ч) | – | – | – | – | 42,4 (67,6) | 51,3 (66,3) | 47,7 (65,0) | 53,0 (67,9) |
Выбег со скорости 50 км/ч, м | 873 | 1308 | 944 | 976 | 1068 | 1060 | 1296 | 1190 |
Время разгона с места до скорости 60 км/ч, с | 21,4 | 43,5 | 43,1 | 41,0 | 50,0 | 47,0 | 55,0 | 50,6 |
Время разгона с места на пути, с:
|
31,2 54,5 |
40,7 69,9 |
43,5 73,9 |
– – |
42,0 68,0 |
41,7 74,7 |
42,4 76,7 |
39,8 69,6 |
** ИМРД – имитация магистрального режима движения.
Daewoo Novus K6DRF-6x4DUMP |
КамАЗ-6520 | КамАЗ-6520-010-19 | МАЗ-650108-030-062 | Dongfeng DFL3251A | Foton Auman 1280W | Scania P380CB6x4EHZ |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Проведение испытаний | 05.06.2008 г. | «ОС» № 4, 2002 г. | «ГП» № 8, 2005 г. | «ОС» № 9, 2003 г. | «ГП» № 2, 2008 г. | «ГП» № 11, 2007 г. | «ГП» № 1, 2007 г. |
Температура воздуха, °C | 15…24 | -2 | 17 | 19…25 | -2…-3 | 30 | 2…8 |
Скорость ветра, м/с | 1–5 | 1–3 | 1–3 | 1–3 | 6 | 3–5 | 1–4 |
Давление, гПа (мм рт.ст.) | 987–1000 | 950 | 980 | 994–1018 | 997–999 | 988 | 991–1000 |
Относительная влажность, % | 65–75 | 85 | 63 | 45–69 | 96–97 | 60–70 | 51–82 |