Опубликовано: ГП 05-2010
Под знаком красной пантеры

15-я выставка «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина

Сергей Ионес, фото Максима Шелепенкова

Весенняя выставка ретро автомобилей Ильи Сорокина в 2010 году стала 15-й по счету. Рекламу и афиши шоу украшало изображение стремительного и хищного ярко-красного автомобиля – первой гоночной машины, построенной советским автозаводом, схватившей как вожделенную добычу отечественный рекорд скорости 1940 года. Журнал «Грузовик Пресс» вопреки своей специализации одним из первых рассказал об истории этого автомобиля, его конструкторах, пилоте и рекордах (см. «Мечтала Эмка стать ракетой»). А что же выставка? Она, как и в прежние годы, была небольшой, но уютной, интересной и запоминающейся.

Кузовная мануфактура Александра Бушуева

Красный автомобиль стоял на подиуме посреди зала как хозяин выставки, принимавший участников и посетителей. Гоночный ГЛ-1, созданный на исходе 1930-х на ГАЗе по проекту конструктора Евгения Агитова, переживает второе рождение. Второй вариант машины, на которой заводской испытатель Аркадий Николаев в 1940 году достиг скорости 161,4 км/ч, вернула из небытия Кузовная мануфактура Александра Бушуева, который ранее был известен как издатель серии книг по истории отечественного автомобилестроения. При участии студии «Дом ветра» при Архитектурной мастерской братьев Зубковых на отреставрированном шасси ГАЗ-11-73 был построен сначала деревянный макет кузова ГЛ-1, а затем сам кузов, соответствующий чертежам из архива ГАЗа. Ярко-алый цвет машины – цвет государственного флага Советского Союза – оживший рисунок знаменитого художника Александра Захарова, опубликованный в 1978 году в исторической рубрике журнала «За рулем». Помимо Александра Бушуева и Александра Захарова на стенде «Кузовной мануфактуры» машину представлял продюсер Илья Косачёв, создатель документального фильма жизни Аркадия Николаева и его рекордного ГЛ-1. Косачёв даже не скрывал, что в основу сценария кинокартины легла статья Елены Веселовой из февральского журнала «Грузовик Пресс» 2008 года.

Федеральная служба охраны Российской Федерации

В глубине зала притаился другой «хищник», блестящий отреставрированной черной шкурой, под которой давно зажившие следы пулевых отверстий. На стенде ФСО РФ – добыча незадачливого охотника В. Ильина, тот самый ЗИЛ-111Г, изрешеченный 16 пулями из двух пистолетов ПМ на въезде в Боровицкие ворота Кремля 22 января 1969 года. Во время встречи экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» офицер Советской Армии 22-летний Виктор Ильин, недовольный политикой Правительства СССР, проникнув в милицейскую цепь охранения, открыл с обеих рук огонь на поражение по машине, в которой по его расчетам должен был ехать Леонид Ильич Брежнев. Но под прицел попали не участвовавшие в полете, а встречавшие экипаж космонавты Евгений Леонов, Георгий Береговой, Андриан Николаев и Валентина Терешкова. Водитель ЗИЛа Илья Жарков в последний перед пенсией рабочий день был смертельно ранен в шею, чудом не пострадали космонавты. Ильина подвела неосведомленность об особенностях сопровождения высших лиц – Л.И. Брежнев поехал не на ЗИЛ-111Г, а в новейшем тогда лимузине ЗИЛ-114. Кстати, вопреки общепринятой версии Брежнев ехал не другим маршрутом, а проскочил мимо места происшествия.

ЗИЛ-111 всех модификаций в 6-м цехе Завода имени Лихачёва построили немного. Благодаря архивам ГОНа определили номер шасси, а по регистрационным базам ГИБДД удалось проследить судьбу лимузина после его списания с главной автобазы страны. Посетителям и журналистам машину демонстрировал специалист по истории ЗИЛа и ГОНа Владимир Киреев, спасший от гибели огромное количество уникальных материалов и документов.

Автовэй

На стенде Шаманского с ЗИС-33 соседствовала уцелевшая полуторка военного времени ГАЗ-ММ без дверей кабины. Как и другие работы, она выставлена на продажу – мастерская переживает не лучшие времена. Зато аналогичную полуторку – военную без дверей реставрирует другая команда – ателье «Автовэй» Сергея Симонова. Частично восстановленное шасси с кабиной на его стенде соседствовало с недавно приобретенным и еще не добравшимся до реставрации ЗИС-110.

Коллекционные автомобили

Стенд Вячеслава Лена по традиции посвящен технике времен Второй мировой войны. Все машины – не «в процессе», а в «идеале». Обращали на себя внимание два представителя внедорожного семейства Dodge 3/4, хорошо известного у нас в стране как «Додж три четверти», оба с закрытыми цельнометаллическими кузовами.

Санитарный фургон Dodge WC-54 с удлиненной базой, глухими бортами, двустворчатой торцевой дверью вмещал либо 4 пострадавших на носилках, либо семерых на откидных лавках. Такая «скорая помощь» нашла бы применение вдали от дорог с твердым покрытием даже в наши дни. Это почти аналог «буханки» УАЗ-3962, только машина капотная и с более мощным мотором. В армии США фургоны WC-54 применяли как радиостанции и агитмобили с мегафонами.

Второй Dodge WC-53 – 3-дверный универсал с изящными обводами кузова Carryall в стиле легковой машины конца 1930-х. Предок современных тяжелых джипов, укомплектованный 3 рядами сидений, отличался цивильной багажной дверью с подъемной верхней половиной и откидной нижней. В отличие от грузовых модификаций универсалу полагалось электрооборудование не на 6, а на 12 вольт. Он применялся и как штабной, и как санитарный.

Третий автомобиль у В. Лена когда-то знаменитой английской марки Humber – еще один большой военный джип FWD с 6-цилиндровым 4-литровым двигателем, уже в 1940 году сочетавший полный привод с независимой бесшкворневой передней подвеской. По расположению сидений его кузов напоминает УАЗ-3151. Базовый вариант был закрытый, но представлен более редкий тропический с брезентовым верхом. К тому же это машина командующего 8-й английской армией Бернарда Лоу Монтгомери, служившая ему в боях под Эль-Аламейном.

Наконец, четвертый экспонат – обыкновенный ГАЗ-67Б, но с реставраторскими «фишками». Например, в заднем фонаре синее светомаскировочное стекло, а рулевое колесо – достоверный отечественный римейк рулей военного времени, применявшихся после бомбардировки ГАЗа. Они отличались четырьмя грубоватыми спицами и деревянным ободом.

Мастерская Шаманского

До войны грузовики ЗИС носили индексы из первой сотни. Счастливым числом 33 обозначили не машину, а комплект навески, позволяющий на зиму и время распутицы превратить обычный грузовик в полугусеничный, а на лето снять и ездить на четырех колесах. Такой набор удалось разыскать. Вот он, ЗИС-33, поставленный на пока еще голое, без кабины и платформы, шасси ЗИС-5: звездочка в заднем свесе, каток-ленивец с амортизатором, пружиной и рычагом, двойной ролик внизу и натянутая на колесо гусеница. Ленивец и звездочка установлены на поперечные балки, притянутые стремянками к раме для легкого монтажа. На стенде Мастерской Шаманского еще не завершенный ЗИС-33: нет правой гусеницы, ролики ни к чему не приделаны и уложены на гусеничную ленту. ЗИС-33 не был таким уж тупиковым направлением техники. Табличка на стенде поясняла, что перед войной с 1940 года изготовлено около 4 тысяч комплектов. А что на блоке цилиндров двигателя бросалась в глаза надпись «УралЗИС», не страшно: комплекты ЗИС-33 могли использовать на уральских грузовиках и в 1950-е годы.

Лейбштандартъ

Большинство военных автомобилей антикварного объединения «Лейбштандартъ» знакомо по предыдущей выставке. В качестве новинки – отреставрированный черный легковой Mercedes-Benz 170 W136, самый маленький из предвоенных седанов марки, популярный в СССР трофейный автомобиль. В дальнем углу стенда такой же Mercedes, только, выражаясь языком реставраторов – реплика: околхоженный агрегатами от отечественных легковушек. Значительную часть оформленного колючей проволокой стенда занимал ржавый остов огромного полугусеничного транспортного средства, только частично подкрашенный коричневым грунтом. Это призрак служившего в вермахте тяжелого тягача Sd.Kfz.7, модели KM11 компании Krauss-Maffei. Не осталось ни кузовного железа, ни 36-сантиметровых траков гусениц, ни 140-сильного двигателя Maybach, ни даже переднего автомобильного моста. Его последний бой более 65 лет назад...

Авторынок

В ряду автомобилей, по традиции выставленных рядами на манер авторынка, привлекала внимание «Волга»-такси ГАЗ-21Т с красной крышей, зеленым огоньком и правдивым расположением шашек. В салоне бросалась в глаза оригинальная панель приборов со счетчиком таксометра, отличавшая такси от базовой «Волги», но переднее сиденье осталось от базовой модели ГАЗ-21Л. Реставратор машины Тарас Арбузов пояснил, что это допустимо: в 1963-м, когда эта «Волга» сошла с конвейера, часть такси еще оснащали не раздельными сиденьями для перевозки крупногабаритных грузов, а диваном, как у гражданского аналога.

Комментировать ... >>