Опубликовано: ГП 09-2019

Юбилейная «Армия» (Часть 3)

Субъективное мнение о некоторых новинках
Александр Привалов
Главный редактор «Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru специально для журнала «Грузовик пресс»

Фото автора, Даниила Минаева, Минобороны России и компаний-изготовителей техники

Осматривая экспозицию Международного военно-технического форума (МВТФ) «АРМИЯ-2019» в парке «Патриот», разговаривая со специалистами, я пытался подметить тенденции развития военной автомобильной техники (ВАТ). По моему мнению, прошлогодняя «АРМИЯ» вполне соответствовала лозунгу «смена парадигмы» – был заметен явный перелом к лучшему в технической политике Минобороны России по сравнению с временами пресловутых реформ А. Э. Сердюкова. В текущем году на МВТФ уже можно было подвести некоторые промежуточные итоги этой деятельности.

Экспозиция в парке «Патриот» в этом году была чуть меньше, чем в прошлом. Особенно это было заметно по стенду Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Напомню наиболее интересные и самые большие экспонаты прежних лет:

2016 г.: впервые публично показан транспортно-перегрузочный агрегат 3Ф30-9 из состава ракетного комплекса «Булава»;

2017 г.: настоящей сенсацией стала демонстрация транспортно-установочного агрегата переходника 15Т528;

2018 г.: неизменное внимание привлекал очередной «шоу-стоппер» – изотермический транспортно-стыковочный агрегат 15Т555.

В этом году из «новинок» был показан агрегат 15Т554, предназначенный для длительного хранения и транспортировки специальных грузов. Тягача рядом с агрегатом не было, да и вообще из-за невзрачной внешности агрегат 15Т554 привлекал малое внимание посетителей. В интернете немедленно разнеслась информация о том, что он разработан для использования в составе перспективного ракетного комплекса «Сармат», а специальные грузы – не что иное, как боевые блоки. Полагаю, что Минобороны России при желании могло значительно усилить эффект: достаточно было у агрегата всего лишь приоткрыть тент, а под тентом можно было разместить «нечто» бутафорское – всем иностранным разведкам была бы обеспечена «головная боль» на несколько лет вперёд в разгадывании секрета гиперзвуковой «кузькиной матери»…

Герметичный контейнер для длительного хранения и транспортировки специальных грузов агрегат 15Т554

Опавшая «Листва»

Следует сказать несколько слов ещё об одном экспонате стенда РВСН – машине дистанционного разминирования (МДР) «Листва» (агрегат 15М107). Ранее этот агрегат уже неоднократно представляли публично, но на сей раз я не мог пройти мимо. Для агрегата в качестве базового шасси использовано специальное транспортное средство СБА-60-К2 «Булат», которое было разработано на узлах и агрегатах АМН КАМАЗ-5350. Поставки «Листвы» в РВСН были распланированы минимум на период до 2020 г., но уже два года нет никакой информации о существовании ЗАО «Корпорация «Защита» – разработчика и изготовителя «Булата». Конечно, свято место пусто не бывает, но любая замена шасси – это прежде всего потеря времени, так как надо провести ряд мероприятий, в том числе типовые испытания техники.

Машина дистанционного разминирования «Листва», агрегат 15М107, базовое шасси – специальное транспортное средство СБА-60-К2 «Булат»

О том, кто «подхватит» тему поставки шасси для МДР, публика узнает скорее всего после того, как будет официально представлен новый образец. Замечу, что в России есть несколько профильных компаний, которые занимаются разработками и серийным производством защищённых автомобилей для МО РФ. Однако мне непонятно почему десять лет назад «КАМАЗ» не стал развивать это направление, тем более что заказ от МО РФ был. Трёхосный «Булат» является развитием линейки броневиков упрощённой конструкции, двухосным вариантом которых является КАМАЗ-43269 «Выстрел» различных модификаций. Впрочем, некоторые военные специалисты считают идеологию броневиков «Выстрел» и «Булат» тупиковой, так как это, по сути, реинкарнация бронетранспортёров соответственно БТР-40 и БТР-152, разработанных ещё во второй половине 1940-х, только автокомпоненты другие. Сегодня есть более совершенные конструкции защищённых автомобилей, образцы стояли по соседству с «Листвой», например, на стендах инженерных войск и военной полиции.

IVECO 65E19 WM (LMV)

Ситуация с шасси для «Листвы» – не единственный отголосок непродуманных реформ прошлого. В постоянной экспозиции парка «Патриот» пять лет назад прочно обосновался защищённый автомобиль IVECO 65E19 WM (LMV). Стало известно, что в России недавно всё же были проведены «огневые» испытания IVECO LMV на полигоне, причём по методикам МО РФ – и, как и ожидалось, заявленные производителем характеристики вызвали вопросы. Не потому ли так настойчиво итальянцы всячески предотвращали объективную проверку? В этой связи мне было интересно посмотреть отечественные новинки защищённых автомобилей.

Минный заградитель УМЗ-Т на шасси КАМАЗ-4386 «Тайфун-ВДВ», разработанный в рамках ОКР «Клещ-Г» У КАМАЗ-4386 «Тайфун-ВДВ» пока ещё иностранные шины Michelin
Минный заградитель УМЗ-К на шасси «Астейс» 70202-0000310, разработанный в рамках ОКР «Клещ-Г»

Звери в новом обличье

Так сложилось, что в качестве альтернативы IVECO LMV считают российский «Тигр», хотя сравнивать их некорректно. Даже в типаже ВАТ эта техника отнесена к разным категориям. В характеристиках IVECO LMV несколько лет назад в документах записали класс защиты от стрелкового оружия 4 по общим техническим требованиям ОТТ 9.1.12.1. Автомобиль многоцелевого назначения 233114 «Тигр-М» имеет класс 1 защиты от стрелкового оружия (ОТТ 9.1.12.1) и поэтому официально не относится к защищённым автомобилям. Известно, что есть модификации «Тигров» и с более высокой защитой, но сирийский опыт заставил разработать новую модель.

Задолго до «Армии-2019» было известно: на выставке покажут совершенно новый «Тигр», разрабатываемый в рамках ОКР «Атлет». Перед самым открытием Форума в интернете появились первые фото образца. Посмотрев автомобиль на стенде, могу высказать субъективное мнение: если это новое поколение «Тигров», как его превозносят разработчики, то оно есть лишь продолжение прежней идеологии, только в новом обличье. Вообще, чтобы понять сделанный мною вывод, следует глубоко копнуть историю создания «Тигра» (начиная со второй половины 1990-х), но подробный исторический обзор выходит за рамки статьи. Здесь упомяну лишь один аспект, связанный с двигателем.

Боевая машина отделения 9А332 зенитно-ракетного комплекса малой дальности «Гибка-С», шасси АМН-233114 «Тигр-М»
АМН-233114 «Тигр-М» с боевым модулем с дистанционным вооружением «Арбалет-ДМ» (с новыми образцами вооружения, в том числе с пушкой АП-23)

Изначально для «Тигров» в качестве силового агрегата были использованы импортные автокомпоненты, в частности двигатель Cummins B205. Тогда, на рубеже тысячелетий, это было оправдано – «Тигр» создавали для иностранного партнёра как альтернативу американскому «Хаммеру», поэтому с техническим обслуживанием и ремонтом за рубежом не должно было возникнуть проблем. Спустя некоторое время зарубежный партнёр от «Тигров» отказался, но нашлись заказчики в России, в том числе удалось заинтересовать МО РФ, которое для подразделений спецназа закупило в «нулевые» годы некоторое количество «Тигров». Для того чтобы образец был принят на снабжение ВС РФ, нужно было установить отечественный двигатель, а с этим возникли определённые проблемы. Дело в том, что разработка двигателя семейства ЯМЗ-530 с рабочим объёмом цилиндра 1 литр (размерность 102x122 мм) примерно совпала с разработкой «Тигра» (в 2002 г. завершились стендовые испытания двигателей нового семейства, а также испытания двигателей в составе техники Министерства обороны). Смена собственника ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) указанную работу по двигателю, по сути, перечеркнула. В дальнейшем к работам по двигателям семейства ЯМЗ-530 были подключены инофирмы. В сентябре 2002 г. был заключен договор с фирмой AVL List GmbH (Австрия) на проведение аудита двигателя, в дальнейшем сотрудничество с этой фирмой было расширено. В итоге все требования военных были выброшены в урну, и новые двигатели получили уже другую размерность – 105х128 мм (рабочий объёмом 1,1 л на цилиндр). Естественно, габариты двигателя подросли. Если бы двигатели размерности 102x122 мм были поставлены на серийное производство, их легче было бы адаптировать к установке в моторный отсек «Тигров», правда, разработчики «Тигров» неохотно говорят о таких проработках в ходе разработки автомобиля. А вот чтобы впихнуть выпускаемые ныне серийные ЯМЗ-534, пришлось исхитриться… но делать было нечего – других отечественных дизельных двигателей с приемлемыми параметрами вообще нет. Собственно, поэтому и появился на капоте огромный «наплыв», который частично закрывает водителю передний обзор.

Машина радиационной, биологической и химической разведки РХМ-8, шасси АМН-233114 «Тигр-М»

Конечно, работы по адаптации двигателя не ограничились только вписыванием в моторный отсек – у военных есть ряд специфических требований к силовому агрегату, и не все из них могут быть реализованы в двигателях, изначально создаваемых под экологические стандарты не ниже Euro 4. Смею утверждать: при выполнении ОКР «Атлет» вопрос разработки абсолютно нового двигателя с учётом требований МО РФ не затрагивали, но была проведена модернизация серийного ЯМЗ-534; сообщается, что на автомобиль установлена рядная четвёрка ЯМЗ-5347-24 мощностью 240 л. с. (на «Армии-2019» на рекламном штендере мощность была указана в диапазоне 240–300 л. с.).

Увеличить мощность необходимо в связи с тем, что полная масса автомобиля подросла до 9 т, так как основные работы в ходе ОКР «Атлет» были направлены на повышение защищённости и противоминной защиты. Конечно, образец не дотягивает до уровня MRAP (mine resistant ambush protected – защищённый от подрыва и атак из засад), но всё же защиту повысили весьма существенно:

  • класс баллистической защиты моторного отсека и основных узлов, систем, агрегатов (по ОТТ) – 1;
  • класс баллистической защиты обитаемого отделения (по ОТТ) – 2;
  • класс противоминной защиты обитаемого отделения (по ОТТ) – 2.
СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь»

Теперь предстоит это проверить в ходе испытаний. Пока остаётся не совсем ясный вопрос с новыми боестойкими шинами – в НТЦ «Кама» разработка уже имеется (шина 365/80 R20 Кама NU401), вопрос только в проведении испытаний и в присвоении литеры О1, но дело застопорилось якобы из-за малого количества требуемых шин… Однако, как заявляют руководители компании-разработчика автомобиля (ООО «ВПК»), с начала производства заказчикам уже поставлено более 1,5 тыс. «Тигров».

Главное – я бы не стал говорить о том, что получившийся образец изготовлен на какой-то новой платформе. И всё же, если честно, у меня были ожидания чего-то большего… хотя и подвеску усилили, и другие узлы доработали, и внешне «Тигр» в новом обличье выглядит заметно «мускулистее». Кстати, на рекламном штендере было указано АМН-2 «Атлет». Позже стал известен индекс модели – 233120. Надеюсь, острословы придумают подходящую кличку для этого автомобиля – имя «Атлет» выбивается из зверинца «Тигров», «Волков», «Медведей»…

АМН-2 «Атлет» (модель 233120) на демонстрационном динамическом показе,  полигон Алабино АМН-2 «Атлет» (модель 233120) на демонстрационном динамическом показе,  полигон Алабино

К сожалению, представители ООО «ВПК» ничего не сообщили о состоянии работ в рамках темы «Каратель-1» (в 2010 г. были впервые показаны образцы автомобилей «Волк»; в прошлом году сообщалось о возобновлении испытаний). Зато на стенде ООО «ВПК» можно было увидеть ещё новинки. Отмечу обновлённый «Медведь» (СПМ-3 ВПК-3924) – это более тяжёлая, нежели «Тигры», техника, а также «одноклассник» «Медведя» под маркетинговым обозначением «ВПК-Урал». Последний является инициативной разработкой, в основе которой конструкция защищённого автомобиля «Урал-53099», премьера которого состоялась на Форуме «Армия-2018». Скорее всего первыми покупателями «ВПК-Урал» станут инозаказчики, на что недвусмысленно указывала «песочная» раскраска.

«ВПК-Урал»

Проработка вопросов бронирования и защиты личного состава – это очень нужная и важная работа, и очень хорошо когда разработку проводят специалисты. Но пока идеальное решение проблемы повышения защищённости автомобилей найти не удаётся, так как нет так называемой «лёгкой» брони. Если на автомобиль навесить дополнительную броню, можно получить бронетранспортёр. А если и бронетранспортёр броня уже не защищает? В качестве одного из вариантов повышения защищённости (на основании опыта боевого применения в Сирии) для бронетранспортёров и БМП были разработаны решётчатые экраны, образец БТР-82АТ был представлен в экспозиции ООО «ВПК».

БТР-82АТ
Комментировать ... >>
Loading...