Обзор выставки Advanced Clean Transporation (ACT Expo-2019)
В конце апреля 2019 года в калифорнийском городе Лонг Бич (Long Beach) прошла автомобильная выставка Advanced Clean Transporation (ACT Expo), посвящённая развитию альтернативных технологий на транспорте.
Главными участниками мероприятия стали как маститые автопроизводители, так и более-менее известные компании, а также мелкие фирмы, история которых началась лишь несколько месяцев назад. И поскольку название выставки можно перевести, как продвинутый, чистый транспорт, то несложно понять, что организаторы собирали только тех участников, у которых были готовы к показу актуальные электромобили или машины, работающие на экологически чистых видах топлива.
Даймлеровский почин
Фронтмен всей приглашённой тусовки, и он же по совместительству президент и генеральный директор корпорации Daimler Trucks North America (DTNA) Роджер Нильсен объявил, что батарейные электромобили вскоре станут основным транспортным решением для всей Северной Америки. Ещё он добавил, что его компания видит потенциал водородных топливных элементов, которые могут быть вполне пригодны для расширения диапазона аккумуляторных «электриков», но в перспективе «водород» будет полностью вытеснен мощными АКБ.
На стенде Daimler Trucks (фото на заставке) были представлены электроприводные грузовики: седельный тягач 8-го класса Freightliner eCascadia (полная масса 15 т) и развозной среднетоннажный Freightliner eM2 (полная масса 9–12 т). Оба автомобиля поступят в серийное производство в 2021 году.
Другой представитель корпорации Daimler – подразделение Mitsubishi Fuso Truck of America совместно с фирмой Agility Fuel Solutions представили концепт среднетоннажного развозного грузовика Fuso FE CNG. Новинка оборудована 6- литровым газовым мотором GM Powertrain V8 6.0 максимальной мощностью 301 л. с. Двигатель агрегатируется с 6-ступенчатой механической коробкой передач Mitsubishi Fuso Duonic с двойным сцеплением.
Специалисты Agility Fuel Solutions выполнили все работы по оснащению шасси Fuso FE GAS собственной топливной аппаратурой. Она включает две установленные по бокам системы для хранения сжатого газа с объёмом по 120 литров в бензиновом эквиваленте, систему контроля давления в баллонах, а также интегрированный регулятор с карбюратором.
С одной полной заправки газовый автомобиль сможет преодолеть порядка 300 км. Работа грузовика Fuso FE CNG гарантирует низкий уровень выбросов диоксида азота NO2 и диоксида серы (SO2), сокращение летучих органических соединений (VOC), а также соответствие требованиям экологических стандартов CARB и EPA.
Трио петербильта
Компания Peterbilt Motors Co. представила свою электрическую линейку Peterbilt EV, которая включает модели Model 520EV, Model 579EV и Model 220EV. Тяжёлое шасси Model 520EV, созданное под работу с коммунальными надстройками, получило электрическую начинку Blue Horizon компании Meritor. Электромобиль оснащается новейшей литиевой никель-марганцево-кобальтовой (NMC или Li(NiMnCo)O2) аккумуляторной батареей TransPower суммарной ёмкостью 148 кВт.ч. Её запаса хватит для преодоления расстояния 160 км. При помощи высоковольтного зарядного устройства эту АКБ можно перезарядить за час. Электротрансмиссия грузового автомобиля может переключаться в режим генератора во время замедления и регенерировать энергию торможения. Производство Peterbilt 520EV начнётся летом 2019 года.
Второй представитель линейки, седельный тягач Model 579EV, будет комплектоваться новым интегрированным электротрансмиссионным узлом e-Axle, входящим в серию Allison AXE Series и накопителями TransPower («ГП» № 7, 2019 г.). Peterbilt 579EV оборудован электродвигателем мощностью 490 л. с. и литиевыми батареями общей ёмкостью 350–440 кВт.ч. Этого заряда хватит для преодоления расстояния 300–400 км с одной подзарядки.
Последний вариант (среднетоннажное шасси Model 220EV) получит объединённый электроузел Meritor eCarrier (с выбором электромоторов: 150, 180 или 200 кВт). Сам узел включает электродвигатель и 2-ступенчатую автоматизированную коробку передач. Кроме этого в Meritor eCarrier включён ведущий мост eAxle, тормозная система, специально спроектированная подвеска eSuspension, а также программное обеспечение для правильной работы КП. Таким образом, современная работа американского автопроизводителя свелась к блочному проектированию, что облегчит узловую сборку и последующий сервис.
В поисках доверия
Редкая компания получала в последнее время столько внимания, сколько стартап Nikola Motor Co. На двухдневном шоу Nikola World в Аризоне присутствовало более 5000 лиц, но не менее шумный приём магистрального тягача Nikola Two ждал и в Лонг-Бич. По прогнозам машину запустят в серию не раньше 2022 года, но зато она сразу станет доступной потребителям североамериканского и европейского рынков. Решено, что флагман будет предлагаться заказчикам в двух вариантах: аккумуляторном и водородном. В обоих случаях электротрансмиссия тягача получит 1000-сильный электродвигатель с максимальным крутящим моментом 2700 Н.м. Диапазон действия водородного электромобиля будет достигать 950 км.
«Водород – не самый эффективный источник энергии во Вселенной, но на Земле он никогда не исчезнет», – сказал как-то Милтон. Руководители Nikola Motor Co. уделяют больше внимания этому топливу, особенно созданию сети заправочных станций. Их количество, как ожидается, только в Соединенных Штатах достигнет отметки в 700 пунктов к 2028 году. Генеральный директор компании Nikola Тревор Милтон похвастался, что на его счета доверчивые инвесторы, где есть и грузоперевозчики, уже внесли авансовых платежей на несколько миллиардов долларов. Очень хочется верить, что инвестиции не пропадут.
Toyota нашла партнёра
Предвосхищая водородный тренд, портовые чиновники из Лос-Анджелеса в партнёрстве с Калифорнийским советом по воздушным ресурсам, инженерами компаний Kenworth Truck Co. и Toyota Motor North America, а также химиками корпорации Shell расширили опыт эксплуатации седельных тягачей с новейшими сверхмощными водородными топливными элементами, который стартовал в рамках проекта ZANZEF (см. «ГП» № 6, 2019 г.).
Электротягач Kenworth-Toyota Fuel Cell Electric Truck (FECT) поступил в службу экспресс-доставки United Parcel Services (UPS Inc.). Как и два предыдущих прототипа, уже работающие на маршруте Лонг Бич – Лос-Анджелес, новый водородник изготовлен на базе автомобиля Kenworth T680 8-го класса грузоподъёмности и предназначен для работы в составе 36-тонного автопоезда. Шасси комплектуется двумя синхронными электродвигателями суммарной пиковой мощностью 670 л. с. и максимальным крутящим моментом 1800 Н.м. Моторы питаются от мембранных водородных топливных элементов нового поколения. Водород хранится под давлением 70 МПа в специальных танках. Объёма хватает на прохождение расстояния 500 км. Для заправки этих машин планируется расширить сеть Н2 заправок, и за дело уже взялся концерн Royal Dutch Shell. Ожидается, что первый тягач нового типа начнёт штатно работать уже в IV квартале 2019 года.
Под крылом самолёта
Компания BYD вывела на рынок новейший электрический тоу-трактор BYD Т250. Этот тягач предназначен для буксирования технологических прицепов и тележек в пределах аэропорта: доставка на перрон багажа, грузов, бортового питания или буксировки легкомоторных и региональных самолётов на лётном поле. Главное, чтобы масса воздушного судна не превышала 25 т. Буксиры можно заказать в двух вариантах исполнения: кабина сзади T250 и в варианте с кабиной спереди T250F.
К преимуществам перонных тягачей BYD относится возможность безбарьерной эксплуатации такой техники как в ангарах, складах, багажных отделениях, так и на открытом воздухе. Благодаря им можно полностью исключить старую инфраструктуру по зарядке свинцово-кислотных АКБ из аэропортного оборудования. В машине использованы литий-железо-фосфатные (LiFePo4) аккумуляторы BYD с общей ёмкостью 250 кВт.ч, которых хватает на 16 часов работы. С помощью встроенной высоковольтной зарядки АКБ заполнятся в течение 2 часов. Производитель же даёт 10-летнюю гарантию на свои аккумуляторы.
Электросила для стартапов
На выставке ACT Expo-2019 также демонстрировали полностью электрические грузовики ET-One марки XOS. Многие, наверное, впервые слышат это название. Так вот, это бывший автопроизводитель по имени Thor Trucks, который сменил название после судебной тяжбы от другого держателя бренда Thor! Хобби студентов, собравших электроприводный тягач Thor SV01 в гараже отца и затем показывавших его всем под названием ET-One, в надежде получить предоплату, пока не нашло клиентов.
Ещё один первопроходец и начинающий автопроизводитель по имени CityFreighter, Inc показал свой электрический среднетоннажный (4-й класс грузоподъёмности – полная масса от 6351 до 7257 кг) фургон под названием CF1. Он ориентирован на доставку товаров в городах, в сегменте «последняя миля».
От мультистопов отличается низким полом (43 см от земли) и компактными размерами (6,3х2,1х2,7 м). Полная масса электромобиля составляет 5 т, а грузоподъёмность 2,4 т. Вместимость фургона достигает 20 кубометров. Предусмотрена замена грузового отсека на другие надстройки в зависимости от потребностей заказчика. Электромобиль имеет радиус действия около 160 км с одной полной зарядки АКБ. Задняя ось шасси оснащена электропневмоподвеской. Стартап произвёл мощное впечатление первым прототипом и получил твёрдый заказ на 500 электрофургонов CityFreighter CF1 от крупного ритейлера XPO Sales, Inc.
Motiv Power Systems объявила о полученном заказе на 5 электромобилей от производителя хлебобулочных изделий – Bimbo Bakeries USA. Электрифицированные мультистопы EPIC6 собраны на фирменном шасси Electric Powered Intelligent Chassis (EPIC) на платформе Ford F-59 FCB c кузовами типа Step-Van компании Utilimaster Corp. Фургон полной массой 11 793 кг оборудован электродвигателем мощностью 180 кВт (240 л. с.). Для питания электромотора используются 7 литий-ионных аккумуляторов общей ёмкостью 127 кВт.ч, чего хватает на пробег 140 км. Зарядка АКБ на 50% займёт примерно 2,5 ч, а 75% заряда надо ждать уже 4 часа. Электромобиль может разгоняться до скорости 60 км/ч, а преодолеваемый подъём достигает 20%. Внедрение электромультистопов даст грузоперевозчику снижение эксплуатационных расходов на 85% и экономию на техобслуживании примерно на 66%.
Проект китайский, бизнес американский
Калифорнийский стартап-компания Chanje Energy, Inc. представила свой электрорефрижератор Chanje V8100, оснащённый холодильным агрегатом Thermo King V-520 RT. На презентации новинки сообщили, что этот фургон изначально разрабатывался в Китае компанией FDG из Ханчжоу (Hangzhou) сразу под электропривод. Иными словами, конструкторы не пытались адаптировать серийный фургон с ДВС под электротрансмиссию. Это дало возможность спроектировать электрофургон максимально удобным для транспортировки грузов, комфорта водителя и сервисного обслуживания.
Новинка, относящаяся к классу 7,5-тонных ТС, предназначена для доставки охлаждённых и замороженных продуктов питания по оперативным заказам через интернет-сервисы. «Ожидается, что глобальный рынок малотоннажных коммерческих автомобилей, оснащённых рефрижераторами достигнет к 2022 году размера в $16,5 млрд», – сказал Ян Телевик, директор по маркетингу компании Chanje. «В последнее время мы наблюдаем в США повышение спроса на небольшие автохолодильники. Происходит это из-за устойчивого роста продовольственных заказов, сделанных в интернет-магазинах», – добавил он.
Грузоподъёмность Chanje V8100 составляет 1,8 т. Объём термоизолированной (охлаждаемой) части грузового отсека достигает 10,3 м3. Объём сухой части фургона, на которую не воздействует холодильник не превышает 2,6 м3. Электромобиль оборудован синхронным электродвигателем 148 кВт, развивающим пиковый крутящий момент 764 Н.м. Для привода используется блок LiFePO4 аккумуляторных батарей суммарной мощностью 100 кВт.ч. Пробег с одной полной зарядки АКБ – 195 км.
Не старея душой
Канадская компания Lion Electric Co. представила на выставке свой первый городской электрический грузовик. Автомобиль под названием Lion8 относится с 8-му классу грузоподъёмности (более 14 969 кг) и обладает полной массой 26 т. Новинка, спроектированная и построенная в Квебеке (провинция Онтарио), полностью адаптирована к североамериканским погодным условиям.
Lion Electric нельзя ставить в один ряд с калифорнийскими новичками, всё-таки фирма существует с 2008-го года и в течение всех 11 лет занималась производством электрифицированных школьных автобусов.
Электромобиль Lion8 собран на оригинальном 3-осном шасси и снабжён синхронным электродвигателем переменного тока мощностью 350 кВт. Блока литий-ионных аккумуляторных батарей LG Chem NMC общей ёмкостью 480 кВт.ч хватает для покрытия расстояния 400 км с одной подзарядки. Аккумуляторы смогут выдержать от 3500 до 5000 циклов зарядки-разрядки в течение всего срока службы. Это соответствует 5–7 годам непрерывной эксплуатации.
Перезарядка мощных АКБ осуществляется при помощи встроенного высоковольтного зарядного устройства. Процесс заполнения бортовых АКБ до 80% объёма занимает около 45 минут. Для придания электромобилю презентабельного вида (чтоб не выглядел «ящиком на колёсах»), машину снабдили оригинальной кабиной… с кузовными зазорами толщиной в ладонь! К началу выпуска в IV квартале этот дефект обещали устранить.
В релизе Lion8 внимание педалируется на снижении затрат на топливо на 80% по сравнению с дизельным аналогом, уменьшение эксплуатационных расходов на 60%, так как электрические компоненты не требуют значительного и дорогостоящего обслуживания.
В будущем ДВС не будет!
Volvo Trucks North America продолжает работу по созданию своего электрогрузовика VNR и на выставке анонсировали продажи на 2020 год. На пресс-конференции заявлено о партнёрском проекте Volvo LIGHTS (Low Impact Green Heavy Transport Solutions), в который вошли 16 участников, включая несколько калифорнийских агентств. Цели звучат благородно: разработка «сквозной» системы электрификации транспорта; сокращение выбросов парниковых газов; укрепление экономики и сохранение окружающей среды.
Одной из компаний, которая пропустила выставку, стала Tesla Motors. Учитывая их количество легковых электромобилей и громогласные обещания про грузовики, забыть о них оказалось нелегко. Журналисты до сих пор смакуют красочное шоу в ноябре 2017 года с демонстрацией тяжеловозов Tesla Semi. Илон Маск тогда обещал, что первые экземпляры электрогрузовиков станут доступны в 2019-м году. Авансовых платежей Tesla собрала немало, люди ждут, а им вместо грузовиков предлагают подождать ещё годик.
В сегменте электротранспорта крутятся тысячи фирм разных по весу, опыту и финансовым потенциям. Но независимо от того, кто станет лидером в этой гонке, ясно одно: автотранспортная отрасль в будущем полностью изменится и никаких ДВС там уже не будет.