9-я Международная военная выставка MILEX-2019
В Минске прошла 9-я Международная военная выставка MILEX-2019. На ней как всегда была представлена различная армейская техника, вооружение и специальное оборудование. По оценке организаторов, в военном форуме участвовало более 170 производителей из десяти стран мира. По моей личной оценке, доминировали белорусы. Выставка больше походила на ярмарку, где местные предприятия с невыговариваемыми названиями в виде набора букв и цифр демонстрировали свои разработки. Общаться с военными – так себе удовольствие. Они вроде не против продвинуть свою продукцию, но сильно опасаются иностранных шпионов. И всё же, кое-что узнать удалось…
Минский завод колёсных тягачей давно и хорошо известен любителям и специалистам тяжёлых индустриальных и военных грузовиков. На рубеже прошлого и нынешнего веков заказы на военные грузовики на предприятии не превышали 5%. Пришлось менять производственную политику – осваивать быструю разработку и ускоренное изготовление специальных грузовых автомобилей, с учётом всех специфических требований заказчиков.
Достаточно длительный период предприятие работало в основном на покупателей из нефтегазовой отрасли. В последние годы стали доминировать оборонные заказы, а свежей гражданской техники на заводе сейчас и не увидишь. Новинки для армии подпадают под разные ограничения, поэтому сотрудники госпредприятия ведут себя крайне осторожно, информация строго дозируется, а журналистам приходится получать одобрение в нескольких инстанциях, прежде чем получишь приглашение на очередную презентацию. Поэтому площадка на выставке – это реальная возможность увидеть новые грузовики с шильдиком «Volat» не через забор.
Обновлённый танковоз
На форуме Milex-2019 состоялась первая публичная демонстрация нового трёхзвенного автопоезда, спроектированного по заказу вооруженных сил Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ). Сцепка в составе 4-осного полноприводного седельного тягача МЗКТ-741351, 6-осного полуприцепа МЗКТ-999421 и 6-осного прицепа МЗКТ-837211 уже прошла испытания как на заводском полигоне, так и в аравийских песках. Контракт на производство подписан, и серия этих сверхтяжёлых транспортных средств уже находится в продвинутой стадии изготовления.
Более 15 лет прошло после яркого события в истории МЗКТ – изготовления серии пустынных танковозов в составе капотного седельного тягача МЗКТ-74135, 3-осного полуприцепа МЗКТ-99942 и 4-осного прицепа МЗКТ-83721. Такой 3-звенный автопоезд мог перевезти два танка LECLERC с экипажами в 7-местной кабине или три гусеничные боевые машины типа БМП-3. Они и сегодня успешно служат в армии ОАЭ. Но представленные на выставке машины – полностью новый вариант пустынного танкового транспортёра.
У МЗКТ-741351 кардинально изменилась компоновка – он стал бескапотным. Это несколько облегчает техническое обслуживание всех систем автомобиля. Отмечаем и работу дизайнеров, они здорово потрудились над экстерьером и интерьером. Вместо прежнего 795-сильного двигателя Mercedes-Benz OM 444LA под кабиной появился 6-цилиндровый турбодизель Caterpillar C18 мощностью 812 л.с. Агрегат работает в паре с 6-ступенчатой автоматической КП Allison M 6620 AR с электронным управлением.
Подвеска полностью независимая. Рулевое управление с гидравлическим усилителем, который имеет основную и дублирующую систему. Снаряжённая масса тягача составляет 28,8 т, а полная достигает 54,8 т. Следует обратить внимание на возможности по преодолению препятствий: максимальный подъём – 30%; боковой уклон – 60%; высота каменной стенки – 480 мм; ширина рва – 2000 мм; глубина брода без подготовки – 1,0 м, с подготовкой – 1,6 м. Радиус разворота (по колее) – 14 м.
Комфорту экипажа уделено повышенное внимание, по этой причине автомобиль оборудован 4-дверной, цельнометаллической, модульной, подрессоренной, 8-местной кабиной, в которой установлена система климат-контроля, холодильник, система отопления и эргономичные сиденья с необходимыми регулировками.
Полуприцеп автопоезда в предыдущей версии, спроектированной в 2000 году, был 3-осным, а его колёсные тележки – сдвоенными. Новая модель трейлера стала 6-осной и односкатной ошиновкой. При собственной массе МЗКТ-999421 в 28 т, он рассчитан на перевозку грузов с общей массой 76 т. Допустимые осевые нагрузки – 6х13 т. Подвеска гидробалансирная. Для увеличения проходимости полуприцеп опционально можно оснащать гидравлическим приводом колёс.
Прицеп МЗКТ-837211 при собственной массе 18 т имеет грузоподъёмность 60 т. Допустимые осевые нагрузки – 6х13 т. Подвеска колёс: двух передних управляемых осей – механическая рессорно-балансирная, у остальных – гидробалансирная.
Весь 42-метровый автопоезд: МЗКТ-741351 + МЗКТ-999421 + МЗКТ-837211 оснащён бортовой информационной системой, системой контроля давления и центральной системой подкачки шин. Основной задачей сцепки является одновременная перевозка двух 57-тонных танков Leclerc и одной 20-тонной БМП-3. Или сразу три БМП-3 (вес всего 60 т, но по габаритам больше техники не войдет). Возможна и транспортировка трёх 20-футовых контейнеров. Максимальная грузоподъёмность многозвенного автопоезда составляет 136 т, а его полная масса не должна превышать 210 т.
Грозный полонез
Модернизированная ракетная система РСЗО В-300РК «Полонез-М» разработана РПУП «Завод точной электромеханики» в сотрудничестве с другими предприятиями белорусского ВПК. Предназначен комплекс для размещения пусковых контейнеров, их перемещения, пространственного ориентирования (наведения) ракет, подготовки и поражения различных объектов противника в оперативно-тактической глубине до 300 км. Начальная разработка В-200 «Полонез», представленная два года назад, могла похвалиться лишь максимальной дальностью в 200 км.
Площадь обстрела целей на предельной дальности одной боевой машиной составляет 400 км2. Время полного залпа – до одной минуты. Время полной перезарядки боевой машины не превышает 20 мин. Погрешность стрельбы, в зависимости от типа боевой части, составляет 30–45 м.
Базой машины послужило полноприводное шасси МЗКТ-7930-313 (8х8), оснащённое турбодизелем ЯМЗ-846 мощностью 503 л.с. (370 кВт) и 6-ступенчатой автоматической КП МЗКТ-5561.
Самый мощный бук
Зенитный комплекс средней дальности «Бук-МБЗК» – тоже новинка выставки. Если обратиться к истории, советский зенитно-ракетный комплекс «Бук» начали выпускать еще 1979 году. В Белоруссии с 2005 года начали заниматься глубокой модернизацией этого ЗРК. И вот на выставке была продемонстрирована самая последняя модификация, которая называется «Бук-МБ3К». Главным разработчиком новинки стало предприятие НПООО «ОКБ ТСП».
Этот «Бук-МБЗК» не получится назвать модернизацией старой советской системы. Безусловно, это абсолютно новый комплекс. В его конструкции заложено оригинальное четырёхосное шасси МЗКТ, новая твердотельная радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой, система управления – электроника с собственными алгоритмами работы и новая зенитная ракета средней дальности.
Новое корпусное колёсное шасси МЗКТ-69225 (8х8) сконструировано специально, оно стало транспортной базой для самоходной огневой установки 9А318К. До этого минчане уже создавали подобные только трёхосные шасси МЗКТ-6922 и МЗКТ-69221 при доработке старых «Буков».
«Бук-МБЗК» предназначен для обнаружения, захвата, опознания, сопровождения и обстрела воздушных целей. ЗРК способен обнаружить цель на расстоянии 130 км (дальность обнаружения целей увеличилась на 30%) и сбить её ракетой 9М318 на дистанции 70 км. Время развертывания комплекса не более 5 минут. Комплекс способен одновременно обстреливать до шести целей. Перезарядка огневой установки занимает не более 13 мин.
Колёсное шасси МЗКТ-69225 оборудовано 8-цилиндровым двигателем ТМЗ-8463.10 максимальной мощностью 500 л.с. и крутящим моментом 1960 Нм. Мотор агрегатируется с 6-ступенчатой ГМП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Ведущие мосты шасси оснащены системой межосевых и межколёсных блокируемых дифференциалов. Клиренс составляет 420 мм. Грузоподъёмность шасси определяется массой монтируемого оборудования и составляет 17 300 кг.
Ураган по-белорусски
В наследство от СССР в армиях разных стран осталось достаточно много реактивных систем залпового огня «Ураган», которые монтировались на шасси ЗИЛ-135. Со временем это вооружение стало нуждаться в модернизации. Особенно была заметна проблема брянских шасси – они полностью перестали отвечать современным требованиям. Оборудование для стрельбы нуждалось в замене.
Новую боевую систему установили на шасси белорусского производства – МАЗ-631705 (6х6), новинка получила название «Ураган-М». Кроме стандартных узлов привода армейский грузовик получил 2-рядную 4-местную кабину со специальной защитой остекления от воздействия газовых струй раскаленных газов, образующихся при залпе. В военной машине установлены новые современные средства связи.
«Ураган-М» оснащается 16 направляющими для запуска реактивных снарядов калибра 220 мм. Время полного залпа – 8,8 секунды, площадь поражения – 426 000 м2. Замена базового шасси позволила увеличить запас хода с 570 км до 1350 км. Максимальная скорость возросла с 65 км/ч до 85 км/ч, а глубина преодолеваемого брода выросла с 1,3 до 1,5 м. Полная масса боевой машины составляет 23 100 кг.
Модернизированная Оса
На выставке впервые был показан модернизированный ЗРК средней дальности 9А33-Б «Оса». Этот вид оружия был разработан в СССР ещё в 1970-е годы. С тех пор боевую систему много раз модернизировали и продолжают использовать в армиях разных странах. Но всему, как оказывается, есть предел. Особенно это коснулось устаревшего брянского шасси БАЗ-5937, производство которого было прекращено в 1990-х годах. По причине отсутствия запчастей с каждым годом нарастали непреодолимые трудности в организации ремонта и эксплуатации БМ 9А33БМ2 (БМ3).
В этой связи была осуществлена замена старого шасси на полноприводный МАЗ. Модернизация боевой машины, получившей обозначение 9А33-2Б, провели специалисты борисовского ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения». Таким образом, новая «Оса» получила белорусскую электронику с обновленными алгоритмами управления, что позволило решить задачу по увеличению дальности обнаружения до 52 км и повышения точности определения координат цели. Появилась возможность обнаружения малозаметных целей, построенных с применением технологий стелс. Существенным отличием модернизированного комплекса от предшествующих модификаций стала возможность автоматизированного обмена информацией в составе зенитно-ракетной батареи. Были улучшены помехозащищённость электронных систем, повышены боевые возможности станции сопровождения целей и визирования ракет. Усовершенствования затронули порядка 80% штатного радиоэлектронного оборудования боевой машины.
Первый раз на выставке
Минский автомобильный завод на военной выставке представлялся многократно и можно сказать повсеместно. На своем стенде предприятие представило 25-тонный автокран KC-55727-5-31В, предназначенный для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и работ с опасными веществами.
Автокран изготовлен на могилёвском заводе «Могилёвтрансмаш» в его основу удачно легло полноприводное шасси МАЗ-631705-364-600Р4 (6х6). Кран оборудован 3-секционной телескопической стрелой, максимальный вылет которой достигает 21,7 м.
Автомобильное шасси комплектуют 330-сильным двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 (Euro 2) и 9-ступенчатой механической КП ЯМЗ-239. Как сказал главный конструктор предприятия «Могилёвтрансмаш» Павел Каранкевич: «Такую спецавтотехнику мы выпускаем в небольших объёмах, но на выставках она раньше не демонстрировалась».
Копать глубже и дальше
Новый универсальный одноковшовый экскаватор-планировщик «Святовит EW25M2Е», смонтированный на внедорожном шасси МАЗ-6317F5 (6х6) представило ООО «Святовит». Эта строительная машина была изготовлена по заказу военных и предназначена для проведения землеройных работ на максимальном удалении 7650 мм и с предельной глубиной 3800 мм.
Автомобильное шасси оборудовано турбодизелем ЯМЗ-65872.10 (Euro 5) с максимальной мощностью 330 л.с. и 9-ступенчатой механической коробкой передач ЯМЗ-239. Грузовик оборудован внедорожными шинами размерностью 16.00R20. Основным рабочим органом экскаватора является ковш номинальной вместимостью чуть более 0,8 м³. Кстати, этот же экскаватор монтируют уже и на российский «Урал-4320-6952-72 Next».
Бронированный защитник
Борисовское предприятие «140-й ремонтный завод» презентовал экспериментальный образец бронированного автомобиля «Защитник» класса MRAP (mine resistant ambush protected). Днище кузова имеет V-образную форму, чтобы лучше рассеивать энергию взрыва дорожного фугаса. Подобные бронегрузовики, оборудованные противопульной и противоминной защитой применяются для перевозки личного состава сил специальных операций (см. «Проверка на дорогах»). Машина собрана на шасси МАЗ-631708 (6х6) и у неё полностью оригинальный бронекузовом. Кабина капотной компоновки имеет класс защиты Бр5. Задняя и боковые части кузова защищены по уровню Бр4. Под капотом установлен двигатель ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с., который работает в паре с КП ЯМЗ-239. Бронемашина рассчитана на перевозку 2 членов экипажа (в кабине) и 12 полностью экипированных бойцов в десантном отделении. Полная масса грузовика 19,8 т. Максимальная скорость транспортного средства не превышает 90 км/ч.
Универсальность для военных
Новинка от НП ООО «ОКБ ТСП» носила бесхитростное название «Универсальная боевая платформа» (УБП). Она предназначена для транспортирования модулей различного функционального назначения и их применения в боевых условиях. Такими модулями могут быть и боевой модуль с комплектом огневых средств, и десантный модуль для боевых подразделений, и штабной модуль для управления подразделениями, и санитарный модуль, предназначенный для эвакуации раненых.
На выставке же был представлен опытный образец УБП с десантным модулем, который обеспечивает удобное размещение боевой группы, а также её защиту от пуль, осколков и мин.
Этот полноприводный бронеавтомобиль оснащён 350-сильным двигателем и 9-ступенчатой коробкой передач. Габаритные размеры УБП – 6153х2535х2658 мм. Клиренс – 431 мм. Максимальная скорость бронемашины – 110 км/ч. Полная масса транспортного средства – 17 т.
Многоцелевой и плавающий
Многоцелевой, плавающий и бронированный автомобиль «Витим-668240» (6х6) был представлен инженерами частной белорусской компании «Минотор-Сервис». Он создан пару лет назад на основе двухосного внедорожного предшественника. Грузовик предназначен для перевозки военных грузов, а также может быть использован в качестве транспортной базы для различного армейского оборудования или лёгких систем стрелкового и ракетного вооружения.
У машины двухместная кабина и грузовая платформа. Несущий бронированный корпус обеспечивает круговую защиту экипажа и десанта от пуль 7,62 мм на дистанции 10 м и способен защитить от осколков ручной гранаты типа Ф-1 или придорожного фугаса мощностью 0,5 кг в тротиловом эквиваленте. Автомобиль может преодолевать водные преграды и плыть со скоростью до 3 км/ч.
Полная масса бронированного грузовика – 11,2 т, а его грузоподъёмность достигает 3,5 т. Его оснащают 215-сильным двигателем ЯМЗ-53452, 5-ступенчатой механической КП и раздаточной коробкой передач. Транспортное средство весьма компактно: 6440х2400х2200 мм. Клиренс машины – 400 мм. На шоссе «Витим-668240» развивает скорость до 110 км/ч. Бронеавтомобиль оснащён системой центрального регулирования давления накачки шин и ФВУ, способной защитить экипаж от поражающего действия химического оружия.