<<< Назад

Мощь и немного дизайна
Седельный тягач МЗКТ с европейским акцентом

Андрей Филиппов, фото автора

В январе 2016 года в Белоруссии состоялось заседание коллегии Госкомвоенпрома по итогам деятельности организаций, входящих в систему ГВПК в 2011–2015 гг. Казалось бы – рутина. Но одним из лучших среди организаций промышленности за минувшую пятилетку оказалось и ОАО «МЗКТ». Чем не повод для очередного визита на завод, тем более в последнее время имя «VOLAT» стало мелькать всё чаще, причём не только в связи с тематикой ВПК, но и применительно сугубо к мирной технике: тягачи, шасси, автобусы…

Наше желание в этот раз полностью совпало с планами заводчан, и они организовали мероприятие с подробным рассказом не только о «железных» новинках завода, но и глобальных планах на будущее. Так как об изменениях в дизайне мы уже рассказывали, то сегодня поговорим об обновлении модельного ряда, тем более, что поводов к этому оказалось предостаточно.

Тягач с европейским акцентом

Гвоздём программы, безусловно, стал седельный тягач МЗКТ-750440-010 (8х8).

Полноприводный седельный тягач МЗКТ 750440-010 с мотором Euro 5 – основная ставка завода в гражданской линейке

Пожалуй, это первый автомобиль в линейке VOLAT, когда технологи сдали свои позиции и позволили развернуться дизайнерам. В итоге в кои-то веки автомобиль производства Минского завода колёсных тягачей получил своё собственное, легко узнаваемое лицо.

Поработав с пластиком, из брутального, по сути, тягача, удалось создать автомобиль с цельным образом и хорошим функционалом. Пластиковые накладки за кабиной прикрывают крепление и механизм подъёма запасного колеса, боковины – разномастное навесное оборудование, топливный бак и т.п.

Пластиковые элементы за кабиной справа и слева РАЗНОЙ формы – наконец-то функциональность победила технологичность!

Вдвойне приятно отметить этот момент в связи с тем, что главный определяющий элемент любого грузовика, кабина… по-прежнему МАЗовского производства. Объёмы продукции завода делают нецелесообразным изготовление полностью «независимой» кабины – либо качество хромает, либо стоимость заоблачная. И столь элегантный выход из ситуации – однозначная победа дизайнеров.

Передняя панель сочетает современный дизайн и… приборную «доску» а-ля 90-е – странное решение
Внутри кабины из «собственного» пока только внутренняя обивка дверей из светлого пластика

Внутри кабина (пока!) сохранила «базовый» интерьер, разумеется, свои собственные разработки имеются, но до них пока очередь не дошла. Зато в её стандартную комплектацию входят встроенный кондиционер, климат-контроль, подогрев сидений, электростеклоподъёмники и электрическое управление зеркалами. Водители по достоинству оценят сиденья повышенной комфортности на пневмоподвеске и с подогревом.

Основные характеристики «железа» МЗКТ-750440-010 приведены в таблице, повторяться не буду. Из неописанного отмечу наличие двухступенчатой раздаточной коробки с передаточными числами 1:0,989 и 1:1,571. Кстати, автомобиль рассчитан на преодоление 30 %-ного подъёма, что для автопоезда такой полной массы весьма достойно.

Порадовали шины. В отличие от модного тренда ставить на опытно-выставочные образцы покрышки именитых фирм на МЗКТ пошли другим путем, «обув» тягач в продукцию родной для них «Белшины» – Бел-95 16.00R20. По словам водителей-испытателей, получилось весьма недурно…

Шасси под стрелу

Второй яркой новинкой стало специализированное крановое шасси МЗКТ-740001 с колёсной формулой 10х4. Автомобиль изготовлен по заказу завода «Галичанин» и предназначен для монтажа крановой установки грузоподъёмностью 100 т.

Одна из «фишек» машины – 5-я подкатная ось на пневмоподвеске. На остальных осях установлены многолистовые рессоры

Рама шасси швеллерного типа рассчитана на вес 44 000 кг, что с лихвой должно хватить не только для установки надстройки. Ведущие мосты (оснащены межколёсными и межосевой блокировками) и две управляемые передние оси собственного изготовления, а вот дальше…

Дальше начинается сочетание агрегатов по принципу цена – качество. Роль силовой установки выполняет проверенный и неплохо изученный ярославский двигатель ЯМЗ-652, мощностью 412 л.с. Он установлен над 1-й осью, за вынесенной вперед кабиной. В напарники ему выбрана механическая 9-ступенчатая коробка передач Shaanxi Fast Gear 9JS220TA с возможностью передачи крутящего момента 2200 Н∙м. Ввиду того, что автокраны больше стоят на месте, чем передвигаются, установку более дорогой АКП признали нецелесообразной.

Рядная «шестёрка» PACCAR сагрегатирована с китайской МКП Fast Gear – довольно неожиданный выбор

Импортного происхождения и дополнительная, пятая ось, она несет марку BPW. Для исключения сложной системы управления она сделана самоустанавливающейся, с функцией принудительной блокировки в «нулевом» положении при движении задним ходом. Кроме того, её пневмоподвеска позволяет в случае необходимости приподнять ось над землей, дабы загрузить ведущие колёса.

На виду и применение низкой двухместной кабины китайского производства (МЗКТ не производит кабины такого типоразмера). По словам заводчан, выбор был обусловлен всё тем же соотношением цена/качество. Внутри кабина порадовала общей эргономичностью (с учётом общей компоновки) и разочаровала приборной панелью. Право, квадратный дисплей от трактора «Беларусь» в центре композиции циферблатов очень сильно портит общее восприятие интерьера.

Специальное крановое шасси повышенной грузоподъёмности МЗКТ-740001 – будущий 100-тонник «Галичанин»

В настоящее время шасси отправилось к заказчику для установки кранового оборудования, а готовый автокран мы, с большой долей вероятности, сможем увидеть на выставке СТТ-2016.

Скрытые от любопытных глаз

Впрочем, это далеко не все новинки, к которым удалось прикоснуться на заводе.

Взять, к примеру, седельный тягач-танковоз МЗКТ-742960 (8х8), созданный по заказу ВС Анголы.

Машина рассчитана на работу в составе полуприцепа МЗКТ-820400 полной массой до 130 000 кг. За это отвечает 8-цилиндровый V-образный двигатель Deutz BF 8M1015C максимальной мощностью 544 л.с., работающий в тандеме с полностью автоматической трансмиссией Allison 4500.

МЗКТ-742960 на полигон не выезжал, зато по заводским дорожкам гонял не хуже спорткара

А почему же вдруг «танковоз»? Всё дело в новой подрессоренной каркасной металлической кабине собственного производства Volat, рассчитанной на перевозку 7 человек (водитель + экипаж боевой машины). Уже изначально она оснащена фитингами для крепления брони и креплениями для оружия. Кроме того, конструктивно заложен вариант замены обычных лобовых стёкол пуленепробиваемыми. Возможна и установка поворотного люка на крыше, так что МЗКТ-742960 в нынешнем виде весьма разносторонний тягач.

Нельзя не упомянуть и автопоезд в составе седельного тягача МЗКТ-741351 (8х8), полуприцепа МЗКТ 999421 и прицеп МЗКТ 837211 – детище нового витка партнёрских отношений между Volat и Al Badie Trading Establishment, представляющих вооруженные силы ОАЭ.

А это фирменная лебёдка VOLAT для эвакуации техники – максимальное тяговое усилие 2х250 кН

Те, кто следит за темой, наверняка помнят капотного «монстра» МЗКТ-74135, размерами которого уже можно было пугать противников. Новый тягач предназначен для его замены.

Капотная компоновка уступила место более традиционной для МЗКТ – с вынесенной вперед кабиной (она, кстати, унифицирована с МЗКТ-742960, но имеет новую переднюю маску) и двигателем над управляемыми осями. Это позволило облегчить доступ к двигателю при обслуживании и улучшило охлаждение мотора, что для жаркого климата ОАЭ весьма актуально. Силовая установка, теперь CAT С18 мощностью 818 л.с., а коробка передач Allison с электронным управлением. Для повышения проходимости применена независимая подвеска.

Полноприводый седельный тягач-танковоз МЗКТ-741351 сейчас проходит финальную доводку перед сдачей заказчику

Поменялась и конструкция прицепного состава. По требованию заказчиков все боевые машины размещаются на платформах в одной плоскости (ранее первая БМП стояла под углом к горизонтали). Кроме того, обеспечен «сквозной» проезд техники через весь автопоезд, что позволяет не расцеплять его во время погрузочно-разгрузочных работ. И прицеп МЗКТ-83721, и полуприцеп МЗКТ-999421 оснащены выдвижной грузовой платформой с регулируемой шириной от 3,65 до 4,65 м. Кстати, для увеличения проходимости на полуприцепе МЗКТ-999421 опционально используется гидравлический привод колёс.

В настоящий момент автопоезд рассчитан на перевозку до 3 гусеничных и колёсных боевых машин (БТР, БМП, гаубица G6) или 20 / 40-футовых контейнеров общим весом до 210 000 кг.

А вот и он – пока ещё полусекретный проект нового полноприводного бронеавтомобиля с рабочим названием МЗКТ-4901

Скоро модельный ряд пополнится лёгким вездеходом МЗКТ-4901 (4х4). Совершенно новый автомобиль является развитием проекта ВПК 233136 «Лис» на базе российского «Тигра». В настоящее время броневик проходит фазу активных дорожных (а точнее, внедорожных) испытаний.

Прекрасно чувствует себя и проект пассажирских автобусов «Неман-4202» с лицензионным кузовом Cacciamali на шасси IVECO Daily с двигателями как на дизельном, так и на газовом топливе. В скором времени автобус ждёт серьёзный рестайлинг, хотя и в нынешнем виде заказы на машины расписаны на несколько месяцев вперед.

Так что, несмотря на кризис, в будущее завод смотрит весьма уверенно, похоже, есть из-за чего...

Техническая характеристика автомобилей МЗКТ-750440-010
Параметр Значение
Габаритные размеры, мм 9220х2550х3560
Полная масса, кг 43 750
Полная масса автопоезда, кг 90 000
Снаряжённая масса, кг 16 600
Грузоподъёмность, кг 27 000
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/ 3-/ 4-ю оси, кг 8750/9000/13 000/13 000
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
PACCAR MX340
Турбодизельный, I-6, Euro5
12 900
462 при 1500–1900 мин-1
2300 при 1000–1410 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
Fast Gear 16JSD240TA
Механическая
16/2
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная с ABS, с автоматическим моторным тормозом и гидродинамическим тормозом-замедлителем
Колёсная формула 8х8
Минимальный радиус поворота, м 12,5
Вместимость топливного бака, л 500
Комментировать ... >>
Loading...