![Парадный кабриолет ЗИЛ-115В (ЗИЛ-41044), 1981 г.](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/00f.jpg)
А.М. Кригер – главный конструктор ЗИС, а позже ЗИЛ
Значение Анатолия Маврикиевича Кригера трудно переоценить. Большой вклад он внёс не только в развитие грузового транспорта Советского Союза, но в разработку представительских легковых автомобилей высшего класса. В основу этой статьи легли интересные воспоминания об отце Всеволода Анатольевича Кригера – научного сотрудника НАМИ, кандидата технических наук, связавшего всю свою жизнь с автостроением.
Элита страны
![](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/01.jpg)
Параллельно с разработкой грузовых автомобилей велись поисковые работы по новой конструкции представительских автомобилей. Для этой цели в КБ и НАМИ в 1950-х испытывали закупленные американские автомобили: Lincoln, Oldsmobile, Chrysler, Buick и Cadillac. Почти все эти машины на короткое время прикреплялись для служебных и личных поездок непосредственно Анатолию Маврикиевичу и он, как опытный и первоклассный водитель, выносил свои суждения о каждом типе. В 1960-х наряду с американскими моделями были исследованы и европейские машины Rolls-Royce, Mercedes-Benz и др.
Стремясь улучшить ходовые качества, конструкторы применили V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель. Испытания опытных образцов подтвердили правильность выбора: скорость с новым двигателем повысилась со 140 до 170 км/ч. По сравнению с ЗИС-110 новый ЗИС-111 «Москва», собранный вручную в экспериментальном цехе, имел более мягкую, как тогда говорили «эластичную», подвеску, ГУР, вакуумный усилитель тормозов. Вместо обычной коробки передач со сцеплением в сборе – автоматическую передачу планетарного типа с гидротрансформатором и гидравлическим управлением коробкой передач сначала посредством кнопочной системы слева от рулевой колонки, а впоследствии и рычажно-селекторной системы на полу или на кожухе капота под правой рукой водителя. На колёса автомобилей надели бескамерные шины, в кузове смонтировали климатическую установку. Кузова автомобилей стали значительно ниже и несколько шире. Передние и задние стёкла автомобилей панорамные давали большую обзорность.
![Первый опытный автомобиль высшего класса ЗИС-111 «Москва» изготовлен весной 1956 г. Уже к осени он будет переименован в ЗИЛ-111](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/02f.jpg)
![Серийный лимузин ЗИЛ-111, 1958 г.](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/03.jpg)
![С 1960 г. ограниченной партией выпускали кабриолет ЗИЛ-111В](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/04f.jpg)
Усовершенствований было введено очень много и всех просто не перечислить. После переименования завода в ЗИЛ в 1956 году опытные образцы легковых автомобилей изменили название – стали называться ЗИЛ-111. На их базе разработано несколько спортивно-гоночных автомобилей под маркой ЗИЛ-112С. Усовершенствование и доработка конструкций легкового автомобиля шла непрерывно в течение 20 с лишним лет. По мере развития создана целая плеяда представительских машин: 7-местные ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104), 5-местный ЗИЛ-117 с укороченной базой, а также кабриолеты ЗИЛ-117В и ЗИЛ-115В (ЗИЛ-41044) для приёма военных парадов на Красной площади. У последнего поколения представительских автомобилей существенно поменялась облицовка радиатора, состоящая теперь из прямолинейных элементов.
![Первый экземпляр представительского ЗИЛ-111Г собрали в 1961 г.](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/05f.jpg)
![Спортивно-гоночный автомобиль ЗИЛ-112 базировался на шасси ЗИЛ-111](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/06.jpg)
![Фаэтон ЗИЛ-111Д, 1963 г.](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/07f.jpg)
И наконец, вершиной достижений А.М. Кригера в области создания не только грузовиков, но и представительских автомобилей явилось создание на базе ЗИЛ-111 микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность», а позже ЗИЛ-118К с использованием узлов и агрегатов лимузина ЗИЛ-114.
Наиболее сложные задачи при конструировании этих машин пришлось решать заместителю главного конструктора по легковым автомобилям Островцеву, начальнику бюро легковых автомашин Родионову, инженерам Курицыной, осуществлявшей компоновку всех узлов, Мамаеву, занимавшемуся макетированием и группе Гоникберга, проектировавшей гидропередачу автомобиля.
![Несравненный новаторский автобус ЗИЛ-118 «Юность» на агрегатах ЗИЛ-111 изготовили в конце 1962 г.](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/13f.jpg)
![ЗИЛ-118К, построенный в 1970 г., использовал узлы лимузина ЗИЛ-114](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/14f.jpg)
В своём виде легковые автомобили ЗИЛ являлись большим достижением завода, вобравшим всё лучшее, что на данном этапе 1960–1970-x годов было в зарубежных автомобилях аналогичного класса. Даже сейчас эти машины доставляют особое удовольствие любителям быстрой езды. Скорость они набирают почти с места, сразу резко вырываясь вперёд из общего потока машин. Легковые автомобили высшего класса ЗИЛ знаменовали собой новый шаг в развитии отечественного автомобилестроения.
![Семиместный лимузин ЗИЛ-117, 1967 г.](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/08f.jpg)
![Пятиместный седан ЗИЛ-117, 1971 г.](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/09f.jpg)
![Опытный ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) изготовили в 1976 г.](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/10f.jpg)
![Фаэтон ЗИЛ-117В появился в 1972 г.](/article/19394-a-m-kriger-glavniy-konstruktor-zis-a-pozje-zil-prizvanie-konstruktor-ch-3/Images/11f.jpg)