А.М. Кригер – главный конструктор ЗИС, а позже ЗИЛ
Значение Анатолия Маврикиевича Кригера трудно переоценить. Большой вклад он внёс не только в развитие грузового транспорта Советского Союза, но в разработку представительских легковых автомобилей высшего класса. В основу этой статьи легли интересные воспоминания об отце Всеволода Анатольевича Кригера – научного сотрудника НАМИ, кандидата технических наук, связавшего всю свою жизнь с автостроением.
Элита страны
Параллельно с разработкой грузовых автомобилей велись поисковые работы по новой конструкции представительских автомобилей. Для этой цели в КБ и НАМИ в 1950-х испытывали закупленные американские автомобили: Lincoln, Oldsmobile, Chrysler, Buick и Cadillac. Почти все эти машины на короткое время прикреплялись для служебных и личных поездок непосредственно Анатолию Маврикиевичу и он, как опытный и первоклассный водитель, выносил свои суждения о каждом типе. В 1960-х наряду с американскими моделями были исследованы и европейские машины Rolls-Royce, Mercedes-Benz и др.
Стремясь улучшить ходовые качества, конструкторы применили V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель. Испытания опытных образцов подтвердили правильность выбора: скорость с новым двигателем повысилась со 140 до 170 км/ч. По сравнению с ЗИС-110 новый ЗИС-111 «Москва», собранный вручную в экспериментальном цехе, имел более мягкую, как тогда говорили «эластичную», подвеску, ГУР, вакуумный усилитель тормозов. Вместо обычной коробки передач со сцеплением в сборе – автоматическую передачу планетарного типа с гидротрансформатором и гидравлическим управлением коробкой передач сначала посредством кнопочной системы слева от рулевой колонки, а впоследствии и рычажно-селекторной системы на полу или на кожухе капота под правой рукой водителя. На колёса автомобилей надели бескамерные шины, в кузове смонтировали климатическую установку. Кузова автомобилей стали значительно ниже и несколько шире. Передние и задние стёкла автомобилей панорамные давали большую обзорность.
Усовершенствований было введено очень много и всех просто не перечислить. После переименования завода в ЗИЛ в 1956 году опытные образцы легковых автомобилей изменили название – стали называться ЗИЛ-111. На их базе разработано несколько спортивно-гоночных автомобилей под маркой ЗИЛ-112С. Усовершенствование и доработка конструкций легкового автомобиля шла непрерывно в течение 20 с лишним лет. По мере развития создана целая плеяда представительских машин: 7-местные ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104), 5-местный ЗИЛ-117 с укороченной базой, а также кабриолеты ЗИЛ-117В и ЗИЛ-115В (ЗИЛ-41044) для приёма военных парадов на Красной площади. У последнего поколения представительских автомобилей существенно поменялась облицовка радиатора, состоящая теперь из прямолинейных элементов.
И наконец, вершиной достижений А.М. Кригера в области создания не только грузовиков, но и представительских автомобилей явилось создание на базе ЗИЛ-111 микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность», а позже ЗИЛ-118К с использованием узлов и агрегатов лимузина ЗИЛ-114.
Наиболее сложные задачи при конструировании этих машин пришлось решать заместителю главного конструктора по легковым автомобилям Островцеву, начальнику бюро легковых автомашин Родионову, инженерам Курицыной, осуществлявшей компоновку всех узлов, Мамаеву, занимавшемуся макетированием и группе Гоникберга, проектировавшей гидропередачу автомобиля.
В своём виде легковые автомобили ЗИЛ являлись большим достижением завода, вобравшим всё лучшее, что на данном этапе 1960–1970-x годов было в зарубежных автомобилях аналогичного класса. Даже сейчас эти машины доставляют особое удовольствие любителям быстрой езды. Скорость они набирают почти с места, сразу резко вырываясь вперёд из общего потока машин. Легковые автомобили высшего класса ЗИЛ знаменовали собой новый шаг в развитии отечественного автомобилестроения.