Опубликовано: ГП 11-2018

АМО Ф-15. Серийная миниатюра

Обзор масштабных моделей АМО Ф-15
Дмитрий Лисин, фото автора

Минуло более 90 лет с тех пор, как 1 ноября 1924 года принято считать днем рождения советского автомобилестроения. Именно в этот день на заводе «Автомобильного Московского Общества» («АМО») собрали первый советский автомобиль малой грузоподъёмности АМО Ф-15. Об истории этого грузовика и его модификаций написано множество статей, он упоминается во множестве книг, рассказывающих об истории автомобилестроения СССР и самого завода АМО ЗИЛ (см. «Блуждание в Тюфелевой роще» и «Воспоминания об АМО»).

АМО – детям не игрушка!

Изображения АМО Ф-15 растиражированы на карманных и настенных календарях, плакетках, настольных медалях, спичечных этикетках, значках, почтовых марках и открытках. Естественно, специалисты, создающие копии автомобилей в различных масштабах, не могли остаться в стороне и обойти своим вниманием АМО Ф-15 и его предка FIAT 15 Ter. Мне попадалось множество модификаций этого автомобиля, созданных воспитанниками Домов детского творчества и Станций юных техников в различных масштабах и из широкого спектра материалов: жесть, бумага, пластилин, дерево и др.

Набор для бумажного моделирования издательства «Орёл» Набор для детского творчества уральской серии «Ретро-автомобили»

Московский завод игрушек «Прогресс» в 1970–1980-х выпускал набор пластиковых деталей, собрав который можно было получить очень хорошую копию АМО Ф-15 в масштабе 1:24. А издательство «Орёл» и Modelik уже в наше время выпустили бумажные наборы для творчества, склеив которые можно было получить копии грузового АМО Ф-15 образца 1924 года или автобуса АМО Ф-15 с объёмными фарами и поворачивающимися колёсами в масштабе 1:25.

Сравнение двух масштабов АМО Ф-15: «Прогресс» 1:24 и металлическая модель из Рославля 1:43
Деревянная модель АМО Ф-15 московской компании PM Lab

В противовес им в Екатеринбурге в 2015 году отпечатали на картоне упрощённую серию «Ретро-автомобили» для дошкольников и учеников начальных классов. Недавно стали доступны деревянные модели компании «ПМ Лаб» и коллекция «Армия России». Последняя в угаре творчества придумала АМО Ф-15 (стойте и не падайте со смеху!) с комичной имитацией установки «катюша». Издатели не поскупились нанести на реактивные снаряды гравировку «ЗА РОДИНУ», «ЗА ПОБЕДУ»… Вот уж воистину – игрушка для больных!

Но больше всего было выпущено версий в масштабе 1:43 как массового, так и индивидуального изготовления.

Фейковая «катюша» АМО Ф-15 из коллекции «Армия России» Деревянная модель АМО Ф-15 из коллекции «Армия России»

Кзыл-Ту

На данный момент известно, что первым создал копию автомобиля АМО Ф-15 коллектив производственного объединения по обработке пластмасс «Кзыл-Ту» ( в переводе с казахского «Красное знамя»), расположенного в Алма-Ате, столице Казахской ССР. Работники объединения примерно с конца 1970-х годов предложили коллекционерам сразу три модификации. Конечно же тут была копия первого грузового автомобиля АМО Ф-15 образца 1924 года по цене 1 рубль 60 коп. На 5 копеек дороже стоили автобус на шасси АМО, прототипы которого начали в 1925 году создаваться в Москве, и копия легкового штабного автомобиля на шасси АМО, чьи немногочисленные прототипы выпускали очень мелкими партиями в 1925 и 1927 годах.

Все масштабные модели «Кзыл-Ту» изготовляли из цветной пластмассы с неплохой степенью проработки и комплектовали металлизированной имитацией решётки радиатора, фар, клаксонов, открывающимися элементами, остеклением (выполненным из прозрачного пластика), имитацией шасси (рессоры, кардан, задний ведущий мост), копиями покрышек колёс, выполненных отдельными деталями и монтирующихся на колёсные диски. Миниатюры упаковывали в картонные коробки с окошком, защищённым прозрачным блистером. Что примечательно: для сборки этих масштабных моделей привлекались не только коллектив производственного объединения, но и учащиеся подшефной школы. Тираж выпущенных моделей доподлинно неизвестен, но в наши дни копии автомобилей АМО от «Кзыл-Ту» в коллекционном состоянии укомплектованные фабричной коробкой очень редки и высоко ценятся среди коллекционеров, возможно, потому, что большая часть этих пластмассовых АМО погибла в песочницах бывшего СССР. Да и самого производственного объединения теперь уже не существует, а на месте его головного предприятия расположился торговый центр «Асыл».

Коллекционные редкости производства «Кзыл-Ту»: штабной автомобиль, автобус и грузовик АМО Ф-15. Сейчас их аукционная цена шагнула далеко за 5000-рублёвую отметку Коллекционные редкости производства «Кзыл-Ту»: штабной автомобиль, автобус и грузовик АМО Ф-15. Сейчас их аукционная цена шагнула далеко за 5000-рублёвую отметку Коллекционные редкости производства «Кзыл-Ту»: штабной автомобиль, автобус и грузовик АМО Ф-15. Сейчас их аукционная цена шагнула далеко за 5000-рублёвую отметку

Элекон

Следующими предприятиями, начавшим выпускать копию автомобиля АМО Ф-15 стали ПО «Элекон», располагавшееся в Казани и «Рославльский автоагрегатный завод» – филиал автозавода ЗИЛ. Самая популярная версия, выпуск этих моделей был приурочен к празднованию 60-летия советской автомобильной промышленности, которое широко отмечалось в СССР. Специалисты из Казани начали выпуск копии АМО Ф-15 образца 1924 года, а в Рославле решили изготовить грузовик образца 1927 года. Масштабные модели получились очень разными и, безусловно, это зависело как от возможностей и опыта разработчиков, так от возможностей и ограничений использования существующей производственной оснастки, на которой должен был осуществляться выпуск.

Санитарный АМО Ф-15 производства «Элекон»

Сотрудники ПО «Элекон» уже имели опыт создания и производства масштабных моделей, к тому моменту на протяжении нескольких лет они выпускали прекрасные копии грузовых автомобилей КамАЗ. То есть были опробованы и освоены процессы изготовления комплектующих для масштабных моделей из пластика, резины и металла, имелось соответствующее оборудование и кадры, осуществляющие очень важный этап – финальную и качественную сборку. Кстати, на последнем этапе в основном работали женщины, которые более терпеливы чем мужчины и прекрасно справляются с монотонной и кропотливой работой на монтаже ювелирных деталей. Именно поэтому копия АМО Ф-15 от ПО «Элекон» получилась очень качественной и её можно назвать одной из лучших масштабных моделей СССР, как по степени копийности, так и по степени проработки. При этом цена модели составляла 5 рублей 50 копеек.

Керосиновоз АМО Ф-15 производства «Элекон»
Почтовый АМО Ф-15 производства «Элекон»

Модель состояла из более чем 40 деталей, причём из металла изготовлялись кабина с передними крыльями и рама с картером, остальные детали – бортовой кузов, колёсные диски, решётка радиатора (она, как и капот немного всё же по форме не соответствовала прототипу), подножки, элементы салона и др. штамповались из пластика, что добавляло ажурности модели и повышало степень соответствия оригиналу. Покрышки колёс имели правдоподобный протектор и, конечно, выполнены из резины. Первые копии АМО Ф-15 от ПО «Элекон» имели хромировку на фарах и эмблеме «АМО», находящейся на радиаторе, приборную доску и имитацию маслёнки на копии дифференциала, затем хромировка пропала, исчезли и некоторые другие детали. Модели имели разную цветовую гамму: полностью синие, полностью красные, с рыжей или синей кабиной и красным кузовом и другие, колёсные диски имели белый цвет, красный и даже коричневый. Упаковывались в картонную коробку с прозрачным окном из блистера.

АМО Ф-15, выпущенный «Элеконом» можно назвать одной из лучших масштабных моделей СССР

Рославль

Масштабная модель АМО-Ф-15 образца 1927 года из Рославля была гораздо грубее казанской, но это была единственная копия АМО с жёсткой крышей, причём выпускали её специалисты, ранее не имевшие опыта производства подобной продукции, но у них был доступ к настоящему прототипу. Прототип АМО Ф-15 1927 года выпуска до 2010 года располагался в вестибюле заводоуправления автозавода «ЗИЛ» в Москве, где его и обмерили.

Модель из Рославля собиралась из чуть более чем двух десятков деталей, большая часть которых отливалась из металла. Пластик использовали для изготовления только покрышек колёс, клаксона и элементов салона. Первые варианты имели плоское непроработанное днище. Затем появились варианты с металлическим карданом, а чуть позже с пластиковым. Появились имитации глушителя картера и заднего моста. Первые партии копии АМО Ф-15 образца 1927 года окрашивали в красный цвет, чуть позже появились модели в голубой окраске, что до сих пор является предметом спора. Упаковка также менялась со временем, производились как глухие картонные коробки, так и с прозрачным окном из блистера.

Выпуск моделей на филиале «ЗИЛ» в Рославле продержался до середины 1994 года, но несмотря на то, что производились они более 10 лет и достаточно большим тиражом, многие коллекционеры узнавали об их существовании случайно, общаясь в клубах или рассматривая собрания своих коллег. Дело в том, что реализовывалась продукция из Рославля в основном в Смоленске и Смоленской области. Часть уходила в Белоруссию и Украину, а в другие регионы РСФСР и республики СССР она попадала лишь в результате усилий самих коллекционеров, благодаря обменам или продаже мелких партий.

Рославльские варианты АМО Ф-15 Рославльские варианты АМО Ф-15

Иначе дело обстояло с продукцией ПО «Элекон». Модели АМО Ф-15 образца 1924 года из Казани продавались во многих уголках страны и их выпуск продолжался до 2005 года. Помимо бортовой версии с 1991 года начали выпускать автоцистерны на шасси АМО Ф-15 (с надписью «Керосин», кабина синяя, цистерна голубого цвета), они не имели реальных прототипов фургонов почты (модели выпускали произвольного синего, красного и др. цветов) и санитарного автомобиля (выпускался в белой цветовой гамме с красными полосой и крестами на фургоне). Причём для последних двух моделей была выпущена новая картонная коробка с прозрачным окном, так как в старые эти модели по высоте уже не входили.

Что интересно: в разработке детали имитации фургончика, вставлявшегося в бортовую платформу модели, принимал участие Зиновий Лахтерман, один из известных членов мастерской «РАЗУМ» из Киева. Одной из причин, почему такую хорошую модель, как АМО Ф-15 сняли с производства в Казани, была её хрупкость: к сожалению, она плохо переносила транспортировку, поэтому оптовики всё чаще отказывались её закупать и возвращали брак в Казань.

De Agostini, PCT (IST)

Издательство De Agostini решилось на выпуск целой серии в рамках проекта «Автолегенды СССР» и «Автомобиль на службе», заказав производство копий компании PCT (IST), имеющей богатый опыт в производстве моделей. В июне 2012 года в серии «Автолегенды СССР» под № 87 вышла копия автомобиля АМО Ф-15 образца 1927 года. Максим Шелепенков, отвечавший за выпуск серии, правильно рассудил, решив выпустить модель именно этого автомобиля. В результате коллекционеры и фанаты автомобильной истории смогли поставить на свои полки улучшенную, по сравнению с ранее выпускаемой в Рославле модель, но всё же до уровня казанского АМО мастера из PCT (IST) не дотянули.

Созданная в Китае копия, как и масштабная модель ПО «Элекон», очень привлекательна, не имеет искажений в пропорциях, кабина выполнена из металла (с более аккуратным остеклением), остальные детали из пластика. В качестве недостатков по сравнению с казанской продукцией у копии PCT (IST) хуже проработано днище, нет надписи «АМО» на эмблеме, расположенной на радиаторе, лишними кажутся таблички «АМО» на модели, но зато окрашена она в естественный зелёный цвет – цвет, в который в СССР в основном и окрашивались грузовые автомобили. Увы, ни специалисты ПО «Элекон», ни завода в Рославле зелёный вариант АМО так и не выпустили. Тираж АМО Ф-15 образца 1927 года от PCT (IST) составил 120 000 экземпляров, упаковывали модель в прозрачный блистер, а реализовывали совместно с журналом, в котором раскрывалась история прототипа этой модели.

Бортовой АМО Ф-15 на момент появления отличался очень демократической ценой («Автолегенды СССР» выпуск № 87)

Следующим продолжением копий семейства автомобилей стала модель АМО Ф-15 «Скорая медицинская помощь», вышедшая в ноябре 2012 года под № 32 в серии «Автомобиль на службе» того же издательства De Agostini. Производителем модели являлась всё та же компания PCT (IST), и, справедливости ради, хочется отметить, что для её изготовления были созданы новые формы и штампы и абсолютно не использованы разработанные ранее при производстве АМО Ф-15 из серии «Автолегенды СССР». Прототипом модели послужил автомобиль Иваново-Вознесенского Губздрава, чёрно-белое фото которого известно многим увлечённым автомобильной историей энтузиастам. Кузов выполнен из металла, днище и все остальные детали – пластик.

АМО Ф-15 «Скорая медицинская помощь» («Автомобиль на службе» выпуск № 32)

Днище имеет другую форму, нежели у АМО Ф-15 от PCT (IST), но и его проработка оставляет желать лучшего, опять на модели закреплены таблички «АМО», которых не было на прототипе. Тем не менее, стремление китайских технологов сделать вторую модель лучше первой налицо. У копии АМО Ф-15 «Скорая медицинская помощь» тщательнее проработаны решётка радиатора (на ней появилась эмблема с буквами «АМО»), колёсные диски, появились несколько другие фары, имитация боковых шторок на кабине, на кузов нанесены декали. В целом модель производит неплохое впечатление и хорошо вписываться в коллекцию ранее выпущенных копий автомобиля АМО. Тираж её выпуска составил 80 000 экземпляров, упаковывалась она как и АМО Ф-15 от PCT (IST) в прозрачный блистер и реализовывалась вместе с журналом.

В настоящее время 2-дверный автобус АМО Ф-15 замыкает список моделей автомобилей АМО в серии De Agostini в масштабе 1:43 («Автолегенды СССР» выпуск № 217). Пока это самая свежая версия из производящихся промышленным способом.

АМО Ф-15 «Автолегенды СССР» выпуск № 217

Вектор Моделс

Украинская мастерская Vector Models из Херсона, основанная 20 августа 1991 года, не в силах соперничать с итальянской De Agostini по цене и объёму тиражей. Но тем не менее в канун появления на рынке «журнальных моделей» она в 2012–2013 годах буквально в предпоследний момент вырвала шанс, представив свои версии как продукцию дочерних подразделений ZERO. Под маркой Vector Models было выпущено 6 моделей АМО Ф-15. Сюда вошли две итерации пожарной линейки и 4 классических автобуса с одним и тем же 1-дверным кузовом: городской, «Почта», «Милиция» и санитарная «перевозка больных». Их изготовляли из смолы и первоначально, несмотря на тщательную проработку, имели тот же недостаток что и De Agostini: технологически слабая проработка днища и отсутствие надписи «АМО» на радиаторе.

Надеемся, что эти модели не будут последними, и любители и почитатели истории этого автомобиля СССР пополнят свои коллекции копиями его новых и исторически достоверных модификаций, благо поиски энтузиастов и экспертов в архивах позволили обнаружить в последние годы новые версии.

Две версии пожарных линейки АМО Ф-15 Vector Models Две версии пожарных линейки АМО Ф-15 Vector Models
Один и тот же автобус АМО Ф-15, выпущенный Vector Models с разными вариантами окраски и назначения Один и тот же автобус АМО Ф-15, выпущенный Vector Models с разными вариантами окраски и назначения Один и тот же автобус АМО Ф-15, выпущенный Vector Models с разными вариантами окраски и назначения Один и тот же автобус АМО Ф-15, выпущенный Vector Models с разными вариантами окраски и назначения
Комментировать ... >>