Опубликовано: ГП 03-2017
Тепло рук в каждой модели

Александр Николаев и его модели и «конверсии» в масштабе 1:43

Дмитрий Лисин
Фото автора, Александра Николаева, Игоря Денисовца, Павла Крюкова и Романа Фролова

Обычно коллекционер масштабных моделей имеет неплохие теоретические знания и о настоящих автомобилях, уменьшенные копии которых пополняют его коллекцию. Очень многие поддерживают связи с продавцами магазинов и коммерсантами-одиночками – ведь чем лучше связи, тем интереснее могут быть скидки. А вот контакт с мастерами поддерживают, пожалуй, единицы. Знакомство с такими людьми ценится особенно высоко, ими дорожат и... сохраняют в секрете.

Мастера, не занимающиеся выпуском тиражей, как это делают мелкие и крупные мастерские, способны на очень многое. Например, отреставрировать пострадавшую при пересылке модель, восстановить старый экземпляр, изготовив утраченные детали, собрать сложный «кит» и даже создать великолепную «конверсию» по вашему заказу, дополнив коллекцию очередной модификацией интересующего транспортного средства. С одном из таких мастеров «золотые руки» я познакомлю вас сегодня.

Зарождение интереса

Александр Николаев – автор множества выполненных с нуля моделей автомобилей и интересных «конверсий» в масштабе 1:43. О существовании его работ знают немногие, так как его имя широко неизвестно. Но матёрые коллекционеры знают о его творчестве не понаслышке, а некоторые неоднократно прибегали к его помощи.

Штабной автомобиль АМО Ф-15
Курортный автобус АМО-Ф-15

Александр родился в Москве в 1960 году. Как и множество мальчишек СССР его интересовала техника. Для спорта он, к сожалению, не годился из-за проблем со зрением и далеко не идеальным здоровьем. Свои идеи и стремления он реализовывал сначала дома в рисунках, а затем в кружке судомоделизма. Именно там ему привили точность в изготовлении каждой детали и внимание к мелочам. Показали, как работать с разными инструментами и материалами и как создавать чертежи.

Повзрослев и получив профессиональное образование, Александр Николаев устроился на работу в одно из закрытых предприятий в Москве, работающих на оборонку. Свободное время он всё больше посвящал коллекционированию моделей автомобилей в масштабе 1:43. Часто посещал московский клуб коллекционеров, а потому круг его знакомых постепенно рос.

Медицинский автомобиль АМО-Ф-15
Почтово-пассажирский автобус АМО-Ф-15 Почтово-пассажирский автобус АМО-Ф-15

Творческая заявка

Вначале коллекция Александра состояла в основном из масштабных моделей, выпускавшихся предприятиями СССР и зарубежными компаниями. Однако общение с коллекционерами в клубе и имеющиеся навыки работы моделирования, полученные в детстве, подвигли его попробовать свои силы в создании собственных моделей.

А. Николаев начал творить с «конверсии», но очень скоро создал модель с нуля. Первой работой стала копия бронеавтомобиля БА-64. Такой выбор был сделан, потому что из всего существовавшего на тот момент ассортимента масштабных моделей мастера больше интересовала военная и гражданская техника, оснащаемая полным приводом на все колёса. К сожалению, проиллюстрировать этот пример невозможно: ни я, ни мои коллеги не располагаем фотографией первой работы Александра.

Четырёхосный «Урал» кунг
Вахтовый автобус на шасси «Урал» Вахтовый автобус на шасси «Урал»
Вахтовый автобус на шасси КАМАЗ

О модели известно, что её кузов полностью был собран из алюминиевых панелей, склеенных между собой эпоксидной смолой. Коллеги встретили модель хорошими отзывами, однако посоветовали вместо алюминия работать с полистиролом, менее трудоёмко и больше полёта для творчества (имитация клёпок, расшивок и т. п.). Но творческая заявка Александра в среде коллекционеров Москвы не осталась незамеченной, мастер стал получать небольшие заказы, а параллельно реализовывал и собственные проекты, которые расходились «на ура».

Раритеты из прихожей

С течением времени Николаев оставил свою основную работу и полностью переключился на создание масштабных моделей. Он стал одним из самых деятельных членов московского трио мастеров «ААА» (прошу не путать с украинской мастерской ААА, создателем, который был Акимов Анатолий Алексеевич). В московское трио кроме Александра входили мастера Андрей Самолдин и Алексей Грачев (отсюда и три ААА).

Трёхосный Jeep Willys
Toyota Land Cruiser FJ45 Station Wagon
Toyota Land Cruiser FJ45 Station Wagon

После распада трио мастеру пришлось работать самостоятельно. Весной и летом он творил на даче, поздней осенью и зимой – за столиком в коридоре своей малогабаритной квартиры. Покрасочные работы осуществлял на лестничной площадке подъезда.

В результате нелёгкой и кропотливой работы на свет появилось несколько шедевров – масштабные модели техники на базе АМО-Ф-15. Например, почтово-пассажирский автобус или штабной автомобиль, используемый в Красной Армии. Никто из крупных производителей и небольших мастерских не собирался воплощать масштабные модели этих автомобилей, а благодаря Александру, единичные счастливчики имеют сейчас их копии в своей коллекции. То же относится и к копии Jeep Willys 6х6.

Land Rover Defender 110
Land Rover Defender 110
Ford Bronco 1992–98

Помимо создания интересных моделей, Александр Николаев виртуозно исполнял различные конверсии, благодаря чему множество копий грузовой техники казанского производственного объединения «Элекон» и отдела моделирования производственного объединения «Промтрактор» из Челябинска получили новые кунги и различные надстройки. А для стандартных моделей ГАЗ-66 и УАЗ-452 бортовой, выпускаемых сначала в Екатеринбурге, а затем в Саратове, Николаев создал из полистирола очень качественные тенты.

Внедорожные страсти

Однако особое внимание Александр Николаев по-прежнему уделял копированию различной внедорожной техники, тщательно воссоздавая в масштабе 1:43 множество её различных типов и вариантов как с нуля, так и на базе выпускаемых другими предприятиями масштабных моделей. Например, из копии Toyota BJ, выходящей в первой журнальной серии «Такси мира» от французского издательства Altaya он создал в масштабе 1:43 в единственном экземпляре копию автомобиля Toyota Land Cruiser FJ45 PickUp и несколько копий Toyota Land Cruiser FJ45 Station Wagon.

Hummer H1
Cadillac Escalade Pick Up

Из копии автомобиля Mercedes 280 GE, выходившей в журнальной серии, посвящённой автомобилям-участникам ралли-рейдов «Париж–Дакар», растянув исходную модель по базе, ему удалось сделать интересную копию автомобиля Mercedes G-wagen Pickup. Из модели фирмы Welly Cadillac Escalade 2001 года он создал Cadillac Escalade Pick Up. Из Ford F-150 Pick UP 1995 от Yat Ming – очень интересный внедорожник Ford Bronco, прототип которого выпускался с 1992 по 1998 год. Из журнальной модели военного Hummer, он построил гражданский вариант Hummer H1.

Очень много труда Александр Николаев вложил в создание модели Toyota Land Cruiser BJ 1951 года, потому что пришлось полностью с нуля воссоздать кузов и тент копируемого внедорожника, используя от других моделей только мелкую фурнитуру (колёса, бамперы, канистры, элементы салона и др.).

Chevrolet C-10 PickUp
Chevrolet S10

Александр ушёл из жизни совсем недавно – 14 июня 2016 года. Он был на даче, когда его сердце внезапно остановилось. Однозначно, что потенциал этого мастера не был реализован полностью, так как ушёл он из жизни в самый плодотворный период. Жаль, что восстановить полный список его моделей теперь уже невозможно, главное – сохранить память в сердцах родных, друзей, коллег, коллекционеров. Закончилось его творчество, но сотни его редких работ многие годы будут украшать частные коллекции и они ещё хранят тепло его рук.

Комментировать ... >>
Loading...