Опубликовано: ГП 11-2017
Не родись красивой

Автобус «Альтерна-4216» из коллекции Петербургского музея автобусов

Андрей Михайлов, фото автора

Ярким, но забытым детищем девяностых годов стала «Альтерна» – амбициозный проект автобуса для регионов от инженеров-выходцев с ЛиАЗа. С годами из малосерийной продукции «Альтерна» перешла в разряд краснокнижных «зверей», став предметом автобусной экзотики. Недавно такой автобус появился и в коллекции Петербургского музея автобусов СПб ГУП «Пассажиравтотранс», и настала пора с ним познакомиться.

Равные доли и одно из двух

В первой половине восьмидесятых на Ликинском автобусном заводе к производству была рекомендована новейшая модель – ЛиАЗ-5256, созданная головным конструкторским бюро отрасли во Львове. Для того чтобы новый автобус уверенно занял место на конвейере, на ЛиАЗе был организован научно-технический центр (НТЦ), 130 сотрудников которого занимались вопросами постановки модели 5256 в серию, его доводкой и развитием.

В НТЦ ЛиАЗа несколько лет бились над детскими болезнями свежей конструкции, разработанной без оглядки на технологические возможности завода. Прямым следствием этого стало то, что массовый выпуск новой модели год от года откладывался и целую пятилетку оставался единичным. По той же причине ликинский завод продолжал штамповать старую модель ЛиАЗ-677 из шестидесятых. Автопредприятия страны приняли новый ЛиАЗ-5256 без энтузиазма, предпочитая проверенные автобусы-ветераны старых советских моделей. Но к концу Перестройки парк городских автобусов в СССР морально устарел, а по итогам 1990 года был впервые зафиксирован спад автобусного производства.

Для восхождения в кабину водителя требуется преодолеть две ступени снаружи, схватиться за секретную ручку под панелью приборов, а после, схватив руль, подняться внутрь

В июле 1991 года был принят Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», что позволило при заводах создать предприятия-сателлиты.

Пользуясь случаем, сотрудники НТЦ организовали независимое от ЛиАЗа товарищество «Альтерна», доли в котором на равных правах принадлежали всем сотрудникам. Интересно, что название фирмы образовано от латинского Alter – одно из двух (Alterna – переменный). Возглавил же ТОО «Альтерна» бывший начальник НТЦ ЛиАЗа Владимир Иванович Жаворонков.

Сначала всё шло гладко: «Альтерна» штучно выпускала на базе ЛиАЗ-5256 передвижные видеосалоны, компьютерные и медицинские центры, штабные и другие специальные автобусы, и даже троллейбусы.

Внешность «Альтерны» напоминает броневик и холодильник одновременно, но этот дизайн абсолютно функционален

Бифуркация и гиперинфляция

В 1992 по заданию Министерства транспорта РФ на «Альтерне» закипела работа над собственным семейством автобусов: более технологичных, чем ЛиАЗ-5256, дешёвых и простых как в производстве, так и в эксплуатации, выносливых и надёжных. «Автобус должен хорошо ехать – больше ничего от него не требуется!» – твердили в Министерстве. Так за подписью чиновников была пройдена точка бифуркации – развилка, которая приведёт позже проект в тупик.

Первенцем «Альтерны» стал построенный в январе–сентябре 1992 года автобус модели 4215 – высокопалубный междугородник с двигателем спереди, скрытым под полностью ровным полом салона. Почему междугородник?

Во-первых, на фоне гиперинфляции рубля (в 1991 – 160%, а в 1992 – 2508%), венгры начали продавать «Икарусы» за твёрдую валюту или с обязательствами через МОГЮРТ. Тогда же оборвались стабильные поставки мостов Raba, что стало настоящей катастрофой для ЛиАЗа, вынужденного выпускать некомплектные автобусы.

Во-вторых, Львовский автобусный только готовился перейти на новые модели, а семейство ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699 уже успело безнадёжно устареть – во Львове долгие годы тормозили внедрение новинок на замену классическому семейству.

В-третьих, высокопалубных, или как настаивали авторы «Альтерны», высокопольных автобусов в СССР не было, а иномарки даже из соцлагеря уже метили в класс «люкс», тогда как страна, затянув пояса, жила в глубоком бюджете.

Эхо ЛиАЗ-677 отражено не только в застеклённой перегородке, но и в общей компоновке автобуса

В конце года по проекту 100-местного городского автобуса АЕ4 была изготовлена первая «Альтерна-4216». Именно ей и было суждено стать самым массовым продуктом «Альтерны». В семейство автобусов «Альтерна» входили также два сочленённых: «Альтерна-6230» – для городских маршрутов и перонный «Альтерна-7202» с дверьми с обеих сторон – для аэропортов. Общий тираж всех машин, выпущенных разными заводами, составил порядка 400 экземпляров.

«Альтерну» создавали в первую очередь как сверхдешёвую машину, выпуск которой можно было легко развернуть на механическом заводе или машиностроительном предприятии любого назначения с минимумом оснастки. Достигался этот результат при применении уже освоенных в производстве комплектующих советских грузовиков и автобусов. «Альтерна» была на 100% отечественным автобусом, и считалось, что его цена не будет зависеть от валютных колебаний.

Хорошая сохранность салона не потребовала реставрации

Эстетика прямого пользования

Описывая «Альтерну», невозможно не упомянуть оригинальный конструктивистский дизайн, который отсылает к опыту стран третьего мира. Авторы считают, что оглядывались на американские автобусы, но, по сути, «Альтерна» ближе к азиатским и африканским образцам. В Азии и Африке функциональность общественного транспорта превалировала над эстетикой, но такие машины были устроены куда проще. Функциональный образ прямого пользования требовал технократичности. По этому пути и пошли ликинские конструкторы: разработать сложную вещь (а в автобусе около 20 000 деталей!), которую нужно изготовить просто и быстро. Поэтому угловатые формы, плоские панели и прямоугольные окна подчинены функциональности и простоте, а автобус стал напоминать броневик.

Такие сиденья на «Альтерне» свои, а напольное покрытие – от ЛиАЗ-677М

В конструкции «Альтерны» использован тот же сортамент материалов, что и в ЛиАЗ-5256, однако кузов вышел очень крепким, что показали испытания на полигоне и изучение возникавших при эксплуатации ДТП. С самого начала этот автобус делали выносливым и сверхпрочным, способным работать на дорогах любого качества и состояния. По этой же причине применена классическая компоновка с мотором спереди. По мнению авторов, такой автобус и дешевле, и безопаснее для пассажиров.

Гордостью создателей «Альтерны» была её рессорно-пневматическая подвеска. Подвеска выполнена подобно ЛиАЗ-677. Даже в самой высокой версии «Альтерна-4215», она практически не кренилась, предсказуемо управлялась, была мягкой на ходу и выносливой на разбитых дорогах. При этом человек, который разрабатывал подвеску, вёл все расчёты вручную – не доверял компьютерам.

Двери и их механизмы у «Альтерны» унифицированы с ЛиАЗ-5256

Как и в ЛиАЗ-677, двигатель в «Альтерне» разместили спереди справа. «Альтерну» изначально сделали машиной гибкой к внедрению разных агрегатов: серийно их выпускали с дизелями КАМАЗ-740 и ЯМЗ-236, однако конфигурация моторного отсека позволяла установить даже ЯМЗ-238! Прорабатывались варианты установки на «Альтерну» дизелей ЗИЛ-645, экспериментальных моторов КАМАЗ, Deutz кустанайского «воздушника» и даже дизеля Caterpillar. Одну машину с американским мотором построил ЭЗСА – Энгельсский завод специализированных автомобилей.

Место сложного и капризного «автомата» заняла механическая коробка передач. Тормоза у «Альтерны» подобны ЛиАЗ-5256, но без капризного механизма самоподвода. Рулевой механизм на «Альтерне» был позаимствован у МАЗ-5337, а оси и мосты ставили по принципу «что есть», используя уже освоенные в серии отечественные узлы разных поставщиков.

Реалии против амбиций

К сожалению, амбициозные планы создателей «Альтерны» не выдержали столкновения с реалиями девяностых. И тут опять придётся загибать пальцы, считая неудачные моменты.

Во-первых, нельзя было назвать «Альтерну» инженерным шедевром или удачей нашей промышленности. И дело не в том, что милитаристски-брутальный дизайн сыграл с автобусом злую шутку. Сочетание разнородных компонентов, не всегда идеальных, даже при низкой цене не могло сделать машину качественной.

Панель приборов взята от ЛиАЗ-5256. По правую руку от водителя – моторный отсек

Во-вторых, «Альтерна», как временный проект, изобиловал инженерными просчётами. Например, автобус непросто было прогреть до рабочей температуры из-за особенностей системы охлаждения. Для демонтажа двигателя, установленного над передней осью, требовалось сначала поднять мотор кран-балкой, а после вилочным погрузчиком извлекать через проём ветрового стекла. За водителем размещён огромный блок предохранителей и электрооборудования, но он запирается на гайки и потому труднодоступен.

В-третьих, водителей раздражало рабочее место. Мало того, что туда требовалось совершать восхождение по нескольким ступеням, так ещё и грохот дизеля под ухом не прибавлял комфорта. У пассажиров «Альтерна» имела прозвище «Стинол» – за традиционный белый цвет, угловатые формы и главное – за холод в салоне зимой. На такие мелочи, как высокий пол и двигатель в салоне, не принято было обращать внимание.

Безоговорочными плюсами «Альтерны» были динамика и экономичность, несравнимые с неторопливыми советскими автобусами, а также прочность кузова и плавность хода. Убойным аргументом могла быть исключительно низкая цена (ровно вдвое ниже «Икаруса»), но уже эти качества потребитель так и не распробовал. Контрактный ресурс, на который рассчитывало руководство ТОО «Альтерна», тоже не помог проекту.

В моторном отсеке поместится любой двигатель, но для обслуживания он труднодоступен: он словно спущен в колодец

Портфель без заказов

В «Альтерне» рассчитывали на провинцию, но казна муниципалитетов была пуста. Регионы предпочитали обновлять парк автобусами ЛиАЗ-677М и Ikarus, собранными местными заводами, а мегаполисы неохотно шли на эксперименты. Таким образом, контрактный портфель мог быть составлен лишь из городов, где не было обеспеченного спроса и устойчивой конъюнктуры, но водились случайные деньги. Это резко снижало ареал продаж и делало рынок «Альтерны» скромным и нестабильным.

К тому же активность бывших коллег вызывала зависть и раздражение у руководителей соседнего ЛиАЗа: зарплата в коммерческой фирме была выше и выплачивалась регулярно. Конфликты менеджмента из-за рабочих кадров то разгорались, то затихали, но однажды всё пришло к крайней точке: без покровителей любое предприятие падёт жертвой рейдерских схем.

После срыва контракта с Хабаровским краем на партию автобусов на «Альтерне» повис банковский кредит, а следом возникли долги по зарплате. Когда кредит был уже выплачен, от Жаворонкова отвернулись заместители, поддержанные коллегами из-за забора. Так бывшие компаньоны изгнали Владимира Жаворонкова из созданной им же фирмы, а доли других сотрудников, стоившие весомых денег, после остановки предприятия были скуплены рейдерами уже за бесценок. Имущество предприятия в виде небольшого цеха, где работала «Альтерна», позже пошло по рукам.

Так ТОО «Альтерна», построив около тридцати автобусов собственными силами, канула в Лету. Однако биография созданного в Ликино-Дулёво автобуса на этом не закончилась. Документацию на выпуск автобусов у «Альтерны» покупали и другие предприятия. Так было задумано с самого начала – разрабатывать и строить малотиражную продукцию в Ликино-Дулёво, а массовое производство масштабировать в регионы, благо, желающих было великое множество.

Некоторые эксперименты с «Альтерной» не зашли далеко: большинство предприятий, купив документацию, выпускали от нуля до пяти машин, например, Вологодский механический завод, СП «Новосибавторемонт» или СП «Ак-СУ» в Казахстане. Но некоторым удавалось сделать «Альтерну» былью. ПО «Амурмаш» из Хабаровского края, ЭЗСА, Орский завод тракторных прицепов АООТ «ОЗТП-Сармат» и пермское ТОО «Агрореммаш» смогли освоить серийный выпуск «Альтерны» собственными силами.

Техническая характеристика «Альтерна-4216»
Полная масса, кг 15 530
Снаряжённая масса, кг 8900
Количество мест в салоне 23
Общая пассажировместимость, чел 92
Двигатель:
  • мощность, л.с.
КамАЗ-740.10-210, дизель, V-8
210 при 2600 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
КАМАЗ-142, механическая
5/ 1
Подвеска Рессорно-пневматическая зависимая
Рулевое управление МАЗ
Вместимость топливного бака, л 230
Скорость, км/ч 90
Шины 280R508 (10.00R20), «Омскшина ОИ-73Б»
Оси Передняя – ЛиАЗ-677, задняя – ЗИЛ-4331

Гаргантюа и единорог

«Альтерна», приобретённая Петербургским музеем автобусов ГУП «Пассажиравтотранс», построена на заводе ЭЗСА в Энгельсе – по соседству со знаменитым троллейбусным заводом имени Урицкого. ЭЗСА (АО «Спецавто»), созданный на базе спеццеха ЗИУ в 1978 году, прежде всего известен кузовами-фургонами для армейских автомобилей. В начале 1990-х завод стал первым, кто освоил сначала сборку, а потом и полноценный выпуск автобусов «Альтерна».

Приобретённый музеем автобус 1995 года выпуска работал в Невинномысске, в Ставропольском крае. Там он служил развозкой на компрессорной станции местного филиала «Газпрома» – Невинномысского ЛПУМГ. Местные жители почему-то окрестили странный автобус «Гаргантюа». Он отличался даже от своих собратьев по «красной книге» и был единственным в своём роде автобусом на газовом топливе.

В девяностые годы серийный дизель КАМАЗ-740, стоявший на этом автобусе, был переоборудован инженерами ВНИИГАЗ на метан. Место ТНВД на двигателе «Альтерны» заняла катушка зажигания ЗИЛ-130, а вместо форсунок на дизеле появились свечи зажигания. На месте топливного бака разместили газовые баллоны, а ГБЦ заменена на экспериментальную, сделанную на основе стандартной «камазовской». После конверсии автобус окончательно утратил способность ездить на солярке, а запас хода на метане едва составлял 80 км, поэтому автобус если и выезжал, то даже в непыльном режиме служебной развозки требовал ежедневной заправки.

Такой «Альтерну» нашли в Невинномысске под забором предприятия, накануне списания во время осмотра для музея

С приходом на предприятие партии новых автобусов «Альтерна», служившая не то резервной, не то штрафной, оказалась первым кандидатом на выбывание. Старый автобус поставили было на дальнюю стоянку, сняли номера и начали готовить к списанию, но роль сыграл его величество Случай: задачу найти и приобрести «Альтерну» поставили перед сотрудниками музея петербургского «Пассажиравтотранса».

После полутора лет переговоров и согласований стороны договорились о передаче автобуса-реликта. «Альтерну» скомплектовали после двух лет стоянки, газовый двигатель конвертировали обратно в дизель, и машина отбыла к новому месту прописки.

Самостоятельный перегон автобуса из Ставрополья в Санкт-Петербург заслуживает отдельного, леденящего душу рассказа. Отмашку на старт экспедиции дали только в середине декабря: к тому времени уладили формальности, а прежний собственник скомплектовал автобус после простоя. Но в систему охлаждения «Альтерны» была залита вода, которая уходила через рассохшиеся патрубки, и потому отопление было заглушено, а переход на тосол не имел смысла без полной ревизии патрубков. В надежде, что холода только впереди, экспедиция «Пассажиравтотранса» отправились в дальний путь.

Крепкие морозы, сильно за двадцать, настигли экспедицию уже под Воронежем, и сделали поездку поистине экстремальной. Пятеро водителей, командированных за «Альтерной» из Петербурга, ехали круглосуточно, сменяя друг друга, с редкими техническими остановками. Отопление салона в дороге наладили при помощи пропановой горелки, а щели, через которые сквозил ледяной воздух, законопатили картонными коробками, оставив работающей одну дверную створку. В дороге закапризничало сцепление, но это было меньшей из бед – на трассе это было не столь критично. Зимнее путешествие закончилось на четвёртые сутки на эвакуаторе парка: бывший газовый двигатель «летящего холодильника» сдался холодам через две тысячи километров, на скоростном обходе Вышнего Волочка.

Корму украшают длинные ряды задних фонарей и запасное колесо – здесь его не нужно извлекать из-под днища или из салона

Уже в Санкт-Петербурге, в парке, где базируется музей ПАТ, автобус привели в порядок: для него приобрели новый двигатель, а кузов переварили и покрасили. В ходе восстановления заменили и ветровые стёкла на соответствующие оригиналу – прежние хозяева не нашли, где изготовить подходящие даже на заказ. Первый выход «Альтерны» в свет состоялся в минувшем мае, на третьем петербургском параде ретротранспорта.

Теперь невинномысская «Альтерна» – гордость петербургских автотранспортников, регулярно участвующая в городских мероприятиях. Сотрудники музея переименовали «Гаргантюа» в «Единорога» – мифического зверя со строптивым характером. А ещё в музее «Пассажиравтотранса» уверены: даже несмотря на дурную славу и насмешки над внешностью, судьба «Альтерны» стала назидательной историей в летописи нашей автобусной промышленности.

Комментировать ... >>