![Полуприцеп-самосвал «Сармат-9558»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/00f.jpg)
40-летний юбилей «ОЗТП» («Орский завод тракторных прицепов»)
Орский завод тракторных прицепов, который на протяжении 40 лет выпускает прицепы различного назначения, являлся когда-то по объёмам производства одним из крупнейших предприятий подобного профиля в мире, а его аббревиатура «ОЗТП» хорошо знакома у нас всем, кто хоть раз имел дело с прицепной техникой. Как свойственно промышленным гигантам, ОЗТП в разные годы занимался не только прицепами. Тем интереснее поговорить о пути развития и дне сегодняшнем этого предприятия.
Расположенный в промышленном центре восточного Оренбуржья, завод считался одним из самых молодых предприятий, некогда входивших в состав Министерства автомобильной промышленности СССР. Решение о его строительстве было принято ещё в 1969 году, а первую профильную продукцию завод выпустил в 1976 году. Получается, что его фактически можно считать побратимом нынешнего КАМАЗа как по возрасту, так и по масштабности проекта, который предусматривал освоение тракторных прицепов грузоподъёмностью 9–12 т с мощностью около 50 тыс. единиц в год.
Основными причинами организации столь крупномасштабного производства явились два фактора. Во-первых, к концу 1960-х стало остро не хватать тракторных прицепов для работы в составе с тракторами «Кировец» высокого тягового класса, которые тогда массово стали появляться на селе и в промышленности. Во-вторых, требовалось вывести производство тракторных прицепов с Мытищинского машиностроительного завода, которому ещё в 1950-х навязали эту непрофильную тематику, не позволявшую наращивать мощности по производству автосамосвалов и продукции оборонного значения.
![Прицеп ГКБ-782Б типа 2ПН-4М](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/01f.jpg)
Таким образом, определилось основное направление деятельности нового предприятия, строительство которого в пригороде Орска началось в 1971 году, а выпуск тракторных прицепов на предприятии стартовал 5 ноября 1976 года. Вообще, надо сказать, что вплоть до начала 1990-х годов ОЗТП всецело занимался только тракторной прицепной техникой. В частности, при заводе в 1978 году было организовано всесоюзное ГСКБ по тракторным прицепам, функции которого ранее выполняло головное КБ по прицепам (г. Балашов, Саратовская обл.), совмещавшее до этого автомобильную и сельскохозяйственную тематику. Вновь образованное в Орске бюро не только разрабатывало перспективные модели для последующего внедрения в производство, но и вело работы по стандартизации, авторскому надзору и испытаниям всех тракторных прицепов в стране, в том числе и тех, что выпускались предприятиями, входившими в состав других ведомств (министерства тракторной промышленности, В / О «Союзсельхозтехника», МВД и др.). Несмотря на это, в производственном плане всё же нашлось место для автомобильной техники. В частности, в соответствии с приказом ВПО «Союзавтоприцеп» о расширении производства ТНП завод получил конструкторскую документацию и с 1982 года освоил производство прицепов ММЗ-81021 к легковым автомобилям, причём, что интересно, ОЗТП являлся крупнейшим их изготовителем в СССР: только в 1985 году он изготовил 12 374 шт.
![Прицеп-шасси ОЗТП-8411](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/02f.jpg)
Кроме того, в рамках оборонзаказа на предприятии серийно выпускали низкорамные прицепы-шасси ГКБ-782Б (тип 2ПН-4М), которые были предназначены для последующей установки на них различных спецустановок. Наиболее распространёнными были кузова-фургоны типа «К» и «КМ», а также топливные цистерны. При этом на заводе велись работы по усовершенствованию конструкции этого прицепа. Так, был разработан модернизированный вариант низкорамного прицепа модели 8411 типа 2ПН-4М1. Основным его отличием стала переработанная схема кинематики управления передней осью, что было обусловлено необходимостью улучшить показатели управляемости и исключить виляние прицепа на дороге. Однако после того, как армейские испытания опытных образцов в 21 НИИИ МО не выявили принципиальных улучшений в этом направлении, тема была закрыта.
![КамАЗ-55111 сборки ОЗТП](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/03f.jpg)
К началу 1990-х ОЗТП являлся крупнейшим в мире (!) производителем тракторных прицепов (в 1990 г. выпущено 23 809 шт., в 1991 г. – 23 558 шт.), а его экспортным возможностям мог позавидовать иной автозавод: по объёмам поставок на внешние рынки в разные годы предприятие выходило на второе место (после АвтоВАЗа) среди других предприятий МАП. Тракторные прицепы поставляли через В / О «Трактороэкспорт» не только на хорошо пролоббированные рынки стран народной демократии и им сочувствующих, но и устойчиво пользовались большим спросом в капиталистических странах, в частности в ФРГ, Финляндии, Дании, Голландии и Австрии. Интересно, что уже в новой России интерес западных потребителей к технике ОЗТП не пропал. Завод продолжал проектировать и выпускать различные тракторные прицепы для нужд европейских стран, причём в Германии даже организовали их окраску и сборку под собственным брендом фирмы Spiegel (нем. – зеркало, яблочко мишени).
Пройдя процедуру приватизации, предприятие получило новое наименование АООТ «ОЗТП – Сармат». Ту же марку в честь сарматов (древнего кочевого народа, некогда населявшего обширную территорию от современного Казахстана до Украины) получили и выпускаемые прицепы. Вместе с тем экономические реалии наступивших 1990-х годов, когда платежеспособный спрос на прицепную технику (как военную, так и тракторную) стал резко падать, заставили диверсифицировать производство.
![ЗИЛ-ОЗТП-4517](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/05f.jpg)
С 1993 года предприятие начало выпуск автосамосвалов, стартовав со сборки КамАЗ-55111. Однако вскоре произошедший пожар на заводе двигателей в Набережных Челнах катастрофически повлиял на объёмы выпуска камских грузовиков, а потому многим изготовителям спецтехники пришлось оперативно искать им замену. На тот момент более близкими к ним по тоннажу дорожными грузовиками являлись ЗИЛы, которые и стали основой для новых моделей самосвалов, разрабатываемых на ОЗТП. Первый из них, ЗИЛ-ОЗТП-4518, являлся фактически аналогом камского самосвала на трёхосном шасси ЗИЛ-133Д4. Вторым на очереди стал сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-ОЗТП-4517 с трёхсторонней разгрузкой на шасси ЗИЛ-433102. В 1993 году этих самосвалов было изготовлено соответственно 7 и 2 шт. Их производство продержалось до конца 1995 года. За весь этот срок на заводе собрали 7 шт. модели 4517 и 88 шт. – модели 4518.
![ЗИЛ-ОЗТП-4518](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/04f.jpg)
Параллельно в 1993 году был начат выпуск автоприцепов-самосвалов «Сармат-85264», первых коммерческих автомобильных прицепов завода. Базовым тягачом для них сначала был ЗИЛ-ОЗТП-4517, а с 1996 года их стали предлагать к автосамосвалу ОЗТП-4524 на шасси КамАЗ. При этом завод продолжал до 1997 года сборку самосвалов КамАЗ-55111, а в 1995 году даже изготовил опытно-промышленную партию из 16 таких машин с дизелем Renault MIDR 06.02.26 (опытный образец изготовлен ещё в 1994 году).
![Автопоезд ОЗТП-4524-85264](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/06f.jpg)
Однако всё же наиболее ярким непрофильным проектом для предприятия стало производство автобусов. Этому предшествовала целая череда событий. Так, быстрый износ городского транспорта и невозможность закупки дорогостоящих автобусов подтолкнули администрацию Оренбургской области обратить свой взгляд на простые и дешёвые автобусы «Альтерна», которые тогда проталкивал Минтранс РФ в рамках федеральной программы развития производства городских автобусов. К этому проекту в январе 1995 года подключилась Акционерная транспортная компания «Оренбургавтотранс», которая заключила договор с ТОО «Альтерна» на закупку документации, стапелей и комплектующих для организации сборки автобусов. Для нового производства выделили целый корпус на территории подконтрольного «Оребургавтотрансу» Производственно-технического комбината (г. Оренбург, пр-т Победы, 126). Но несмотря на это при постройке первых машин выявились проблемы со сваркой основания и каркаса кузова – самого ответственного участка работы. Оказалось, что дело это хлопотное, и для него необходимы соответствующие компетенции. Где их взять? И тут в июне 1995 года пришёл на помощь ОЗТП, который на тот момент, будучи в процессе своего первого банкротства (по решению суда от 19 апреля 1995 года), активно нуждался в загрузке производства и искал заказы. Было создано новое юрлицо – ЗАО по производству автобусов «Оренорь», куда и вошли со своими долями АООТ «ОЗТП – Сармат», АООТ АТК «Оренбругавтотранс», АООТ «Орфин» и правительство Оренбургской области. Через него ОЗТП получил из Оренбурга всю КД и стапели для сварки каркасов.
![Средний автобус «Альтерна-4216»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/08f.jpg)
![Особо большой автобус «Альтерна-6230»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/09f.jpg)
Первоначально на заводе планировали организовать производство только «чёрных кузовов» (каркас с облицовкой), из которых потом в Оренбурге собирали готовые автобусы «Альтерна-4216» (средний городской) и «Альтерна-6230» (особо большой городской). Всего проектом предусматривалось создание мощностей по выпуску 400 шт. автобусных кузовов в год каждой модели. Двигаясь к этой цели, в Орске уже к началу 1996 года изготовили 10 каркасов модели 4216. Но впоследствии предприятие, освоившись в новом амплуа, решило самостоятельно предлагать собранные автобусы и подготовило мощности по выпуску 250 шт. в год. Первая городская «Альтерна-4216» покинула ворота АО «ОЗТП-Сармат» 14 марта 1996 года. Всего же за первый год производства на заводе собрали 5 автобусов (4 шт. «4216», 1 шт. «6230») и 20 кузовов (19 шт. «4216» и 1 шт. «6230»).
![Автобус «Сармат-4225»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/15f.jpg)
![Автобус «Сармат-6221»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/16f.jpg)
В I квартале 1997 года в НТЦ завода начались работы по глубокой модернизации выпускаемых «Альтерн». Главными новшествами здесь явились новый двигатель КамАЗ под экологические нормы Euro 1, обновлённый дизайн, усиление каркаса кузова и связанные с этим улучшенные обзорность, вентиляция, а также отопление салона. 15 июля 1998 года у здания областной администрации в Оренбурге состоялась первая презентация опытных образцов модернизированных городских автобусов, получивших новое название «Надежда»: автобус среднего класса модели 4225 и особо большой автобус модели 6221. На протяжении 1999 года шла подготовка производства, и в конце 1999 года изготовлена первая партия средних автобусов, а в 2000 году выпущены и первые две серийные машины модели 6221. На протяжении этого времени завод продолжал серийно выпускать «Альтерны» первого поколения – последняя из них (сочленённая, модели 6230) была изготовлена в начале 2000 года.
![Прицеп-роспуск «Сармат-8802»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/07f.jpg)
![Полуприцеп-автовоз «Сармат-9305»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/12f.jpg)
![Бортовой полуприцеп «Сармат-93051»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/13f.jpg)
![Автопоезд ОЗТП-45171-8589](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/14f.jpg)
На протяжении второй половины 1990-х завод жил не только и не столько автобусами, которые порой приносили одни убытки. Тогда завод активно занимался разработкой новых типов автомобильных прицепов. К примеру, была создана линейка топливных цистерн на базе прицепов (мод. 8603 на 10 200 л), полуприцепов (мод. 9640 на 20 000 л и мод. 96401 с объёмом котла 17 500 л), прицепы-роспуски мод. 8802 к автомобилям «Урал», полуприцепы-автовозы мод. 9305 и бортовые полуприцепы мод. 93051, а также прицепы мод. 8232 к легковым автомобилям. Не затухала и тема самосвальной техники: в 1998 году разработан вариант и изготовлена большая партия сельскохозяйственных автопоездов ОЗТП-45171+«Сармат-8589» на шасси МАЗ-5337. В 1997 году был изготовлен и опытный образец автоцистерны на шасси КамАЗ-55111. Но при этом основной продукцией оставались тракторные прицепы.
![Прицеп-цистерна «Сармат-8603»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/10f.jpg)
![Полуприцеп-цистерна «Сармат-9640»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/11f.jpg)
Стоит отметить, что в конце 1990-х большим спросом стали пользоваться прицепы-шасси под монтаж всевозможных вагонов-домиков, спрос на которые значительно подрос. Среди основных покупателей шасси были такие крупные изготовители передвижных домов как НОЭМЗ, «Сургутмебель», «Ураллесбумснаб» и многие др. Эти шасси в основном и позволяли оставаться заводу на плаву и заниматься даже новыми разработками, в том числе автобусами. Пока «Надежды» пользовались малым, но стабильным спросом, руководство завода вынашивало планы по созданию нового междугородного автобуса с двигателем ЯМЗ. С этой целью в декабре 1998 года в структуре НТЦ была создана отдельная группа для проектирования перспективных городских и междугородных автобусов. Сначала она занималась постановкой на производство «Надежд», а в 2002 году – разработкой автобуса «Сатурн» (модели 5286). Автобус предназначался для междугородных перевозок и был рассчитан на эксплуатацию в северных условиях, для чего имел утеплённый кузов, двойное остекление, автономные системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Опытный образец его был изготовлен в 2003 году, однако серийное производство так и не было организовано, несмотря на успешно пройденные сертификационные испытания. Причиной послужило тяжёлое положение самого предприятия, в 2004 году вновь вставшее на процедуру несостоятельности. 25 июля 2005 года ОАО «ОЗТП-Сармат» было признано банкротом, а в его отношении возбуждено конкурсное производство. Некогда промышленного гиганта кредиторы начали растаскивать на куски, продавая за любые деньги сырье, материалы, оборудование.
![Автобус мод. 5286 «Сатурн»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/17f.jpg)
Часть уже бывших работников завода пытались сохранить хотя бы остатки производства. Так было образовано ОАО «ПО «Сармат», которое сохранило преемственность в отношении КД и смогло на части территории уже бывшего ОЗТП наладить производство прицепной техники. Пройдя через череду реорганизаций и ликвидаций, производство прицепов «Сармат» сегодня известно как ООО «Орские прицепы» (до этого ООО МО «Сармат»). Здесь выпускают широкую линейку тракторных прицепов (как самосвальных, так и шасси), продолжают выпуск прицепов ГКБ-872М для нужд Министерства обороны России, прицепов-цистерн, легковых прицепов, а также разрабатывают новые модели. Одной из свежих новинок лета 2016 года является автомобильный прицеп-самосвал «Сармат-8589А» грузоподъёмностью 14 т для работы с КАМАЗом.
![Прицеп-самосвал «Сармат-8589А»](/article/9227-40-letniy-yubiley-oztp-orskiy-zavod-traktornyh-pritsepov-skazanie-o-sarmatah/Images/18f.jpg)
Интересно, что, несмотря на малые по сравнению с советским периодом объёмы выпуска и производственные площади, на предприятии сохранился полный технологический цикл, позволяющий самостоятельно изготовлять рамы, борта, оси, шкворни и другие комплектующие к прицепам, что делает их сравнительно дешёвыми по сравнению с прицепами многих других изготовителей. Есть надежда, что техника с брендом «Сармат» и VIN-кодом «XSC…» и дальше будет радовать своих потребителей качеством, надёжностью и доступными ценами. А в заключение стоит поздравить всех заводчан с 40-летием производства орских прицепов.
Модель | Назначение | Технические условия | Базовое шасси | Габаритные размеры, мм | Снаряжённая масса, кг | Полная масса, кг | Грузоподъёмность, кг, или вместимость, л или пассажиров |
---|---|---|---|---|---|---|---|
САРМАТ-4225-011 | Автобус городской | ТУ 37.001.2024-97 | – | 9760х2500х3150 | 9400 | 15 760 | 91 (17) пас. |
САРМАТ-4225-012 | Автобус пригородный | ТУ 37.001.2024-97 | – | 9760х2500х3150 | 9700 | 15 760 | 52 (34) пас. |
САРМАТ-5286 | Автобус междугородный | ТУ 37.268.110-02 | – | 12000х2500х3370 | 13440 | 16 900 | 42 пас. |
ГКБ-782Б | Прицеп-шасси | ТУ 37.268.0107-01 | – | 6786х2340х1340 | 2152 | 7000 | 4848 кг |
САРМАТ-85264 | Прицеп-самосвал | ТУ 37.001.1841-93 | – | 6640х2500х2400 | 3750 | 8950 | 5500 кг |
САРМАТ-8589 | Прицеп-самосвал | ТУ 37.001.2027-97 | – | 6730х2500х1902 | 4100 | 11 100 | 7000 кг |
САРМАТ-8589А | Прицеп-самосвал | ТУ 4525-130-11927154-16 | – | 7140х2550х3120 | 5600 | 19 600 | 14 000 кг |
САРМАТ-8802 | Прицеп-роспуск | ТУ 37.001.1767-94 | – | 5800–13 075х2500х2900 | 2900 | 18 900–20 900 | 16 000–18 000 кг |
САРМАТ-8603 | Прицеп-цистерна | ТУ 37.001.2010-97 | – | 6350х2500х2800 | 4500 | 13500 | 10 200 л |
САРМАТ-9640 | Полуприцеп-цистерна | ТУ 37.001.2006-96 | – | 9100х2500х3160 | 7500 | 24 500 | 20 000 л |
САРМАТ-96401 | Полуприцеп-цистерна | Н. д. | – | 8000х2500х3160 | 6500 | 21 000 | 17 500 л |
САРМАТ-4620 (9305) | Полуприцеп-автовоз | ТУ 37.268.0521-95 ТУ 37.268.0102-99 |
– | 17170х2494х3420 | 8500 | 16 000 | 7500 (7 шт. типа ВАЗ или 5 шт. типа «Волга») |
САРМАТ-9558 | Полуприцеп-самосвал | ТУ 37.001.1982-96 | – | 7300х2500х3070 | 6000 | 26 000 | 20 000 кг |
ЗИЛ-ОЗТП-5417 | Автомобиль-самосвал | ТУ 37.001.1840-93 | ЗИЛ-433102 | 7551х2500х2656 | 6225 | 11 725 | 5150 кг |
ОЗТП-54171 | Автомобиль-самосвал | Н .д. | МАЗ-5337 | 7100х2500х2900 | 8500 | 16 000 | 7500 кг |
ЗИЛ-ОЗТП-5418 | Автомобиль-самосвал | ТУ 37.001.1847-93 | ЗИЛ-133Д4 | 7545х2500х2790 | 8620 | 18 620 | 10 000 кг |
ОЗТП-4524 | Автомобиль-самосвал | ТУ 37.001.1961-95 | КАМАЗ-55111 | 6800х2500х2750 | 8930 | 22 080 | 13 000 кг |
АЦ-10-55111 | Автомобиль-цистерна | – | КАМАЗ-55111 | 7500х2500х2700 | 9500 | 20 000 | 10 200 л |