Опубликовано: ГП 07-2008
М52: дорога Кольки Снегирёва

«Вольво в мае на Алтае» – юбилейный автокараван Volvo Trucks

Александр Трохачёв, фото автора

Убедившись, что за ночь никто не пострадал от местных насекомых, мы продолжили путь. Теперь я сел за руль юбилейного Volvo FH «35 лет в России» в сцепке с изотермой Schmitz Cargobull. И надо же – организаторы именно его поставили во главе колонны! Что ж, первому ехать приятнее, чем собирать пыль при движении «в затылок».

Теперь я получил возможность сравнить «Юбилейный» с «Оушеном». Вроде оба «шведа» из модельного ряда FH, у обоих 520-сильные двигатели нового поколения объемом 13 л и 12-ступенчатая автоматическая трансмиссия I-Shift с делителем и демультипликатором, но какие же они разные! Одна отделка чего стоит. Интерьер отличается не только по цвету, но и по исполнению. Сиденья выполнены в спортивном стиле и отличаются развитой боковой поддержкой. Кресло словно обнимает тебя в области поясницы и бедер, и никаких дополнительных регулировок вводить уже не требуется. Впрочем, для максимального удобства я бы ввел регулировку поясничной зоны.

День начинается с формирования колонны

Чтобы идти с максимально разрешенными 90 км/ч, приходится крутить двигатель до 1500–1600 мин–1. На Ocean Race было то же самое. В этом случае режим работы двигателя оптимальный и средний расход не зашкаливает за 25–26 л/100 км. Конечно, будь загрузка полуприцепа полной, к этой цифре пришлось бы добавить несколько литров на «сотню». Но, как говорится, имеем то, что имеем. От коллег знаю, что на «Апельсине» расход больше – там приходится приводить в движение не одну, а две оси, и оптимальные обороты уже в районе 2000 мин–1.

Я сижу за рулем, и потому оценить красоту движущегося «Юбилейного» грузовика мне очень сложно. Но я вижу реакцию встречных водителей – они смотрят на флагман с нескрываемым восхищением и завистью. Пока мы движемся по равнинной местности 520-сильный тягач шутя набирает скорость и при необходимости эффективно замедляет ход. При торможении заметную помощь водителю оказывает моторный тормоз VEB+, в эффективности которого лично я не усомнился ни разу. Впрочем, не время петь грузовику дифирамбы: главное испытание – перевал и гористая местность – еще впереди. Вот там-то и выяснится, на что способен «скандинав».

При выезде с базы отдыха «Катунь» пришлось отгибать ветви деревьев

Высота шасси «Юбилейного» – 900 мм, и на нем установлена длинная двуспальная кабина Globetrotter XL. Емкость холодильника составляет 26 л, что позволяет разместить в нем приличное количество еды и питья для водителя и его напарника. Есть и автономный отопитель, только в летнюю пору работы для него нет. Радуют столь привычные для иномарок замки с центральной блокировкой и пультом дистанционного управления, равно как и электропривод стекол водителя и пассажира.

Юбилейный автокараван Volvo Trucks в Горном Алтае движется к границе с Монголией

Оборудование дополнительными устройствами, облегчающими управление, тоже достойное. Здесь есть даже система контроля за дорожной разметкой, вот только на российских «направлениях» она не везде действенна, ведь белые полосы присутствуют не вcюду, а распознавать стертые электроника пока не умеет. А вот адаптивный круиз-контроль – вещь полезная. На равнинных участках трасс, где нет коварных спусков и затяжных подъемов, вдали от населенных пунктов, его использование существенно разгружает сидящего за рулем. Равно как и коробка-автомат. Ну да ладно, к технике мы еще вернемся, а пока впереди – храм святого Макария на острове Патмос.

Остров Патмос

Этот удивительный уголок живой природы назван так в честь острова в Эгейском море, с которым связана судьба апостола Иоанна Богослова. Местные утверждают, что первоначально храм был воздвигнут в 1849 году на берегу реки Катунь, близ поселка Чемал, напротив острова Патмос. В 1915-м храм разобрали и перенесли на нынешнее место. А незадолго до Октябрьской революции, в 1916 году, святитель Макарий в последний раз посетил Алтай.

Подвесной мост к острову Патмос рассчитан на одновременный переход шести человек

В 20-е годы ХХ века храм на острове Патмос был разрушен – шла война с верой. И вторую жизнь ему подарило новое поколение при поддержке московского фотохудожника Виктора Павлова. В конце 1990-х на остров перебросили подвесной мост, а весной 2000 года храм полностью восстановили. Теперь паломничество к храму такое, что в разгар туристского сезона нужно стоять в очереди по полтора-два часа, чтобы попасть внутрь. Но терпение того стоит: храм и впрямь уникален и местоположением, и архитектурой.

Деревянный храм святого Макария
Наскальная фреска рядом с храмом

Чемальская ГЭС

Свидания с первой ГЭС на Алтае я ждал с особым трепетом. Место там удивительное: в нескольких сотнях метров от нее река Чемал впадает в Катунь. И во время нашего визита картина была потрясающая: черные воды Чемала живописно вклинивались в кофейное русло Катуни. Чтобы увидеть этот природный пейзаж, пришлось пройти по петляющей в горах козьей тропе. И оно того стоило! Взору открылся калейдоскоп потрясающих по красоте пейзажей и Чемальская ГЭС. Она построена в 1935 году силами заключенных СибУЛОНА (Сибирское управление лагерей особого назначения). Когда-то она была очень мощной и снабжала электричеством все села Эликмонарского района. Удивительно, но факт: с тех пор (73 года!) вся система работает без ремонта. Кстати, однажды здание Чемальской ГЭС едва не утонуло: в 1969 году во время сильного паводка оно было затоплено по самые окна. Но примечательна ГЭС не только историей. Большое водохранилище служит идеальным местом водозабора для тушения лесных пожаров с вертолетов МЧС. И набирать воду в резервуар легко, и доставлять ее к месту сброса недалеко.

Чемальская ГЭС не впечатляет размерами, но с 1935 года работает без ремонта!

А еще у подножия Чемальской ГЭС есть два ручья: с живой и мертвой водой. Расположены они всего в нескольких метрах друг от друга и при впадении в реку сливаются в один. Идентифицировать источники очень просто: живая вода прозрачная родниковая, а мертвая – цвета ржавого железа, пить ее нельзя. Памятуя о том, что нужно обращаться к духам Алтая, я совершил обряд и испил живой водицы. Насколько помолодел – сказать не возьмусь, но прилив сил и бодрости ощутил в полной мере.

В мае склоны гор покрываются ярким природным ковром: цветет багульник
Талые воды с гор нередко размывают местные дороги

Уч-Энмэк

Полчаса на покупку сувениров – и снова в путь. Теперь мы держим курс на этно-природный парк Уч-Энмэк. Задержавшись около ГЭС, мы выбились из графика, и старший просит нас «кочегарить» что есть мочи в соответствии с дорожными условиями. Встречных машин мало, шоссе пустынно, и я мчу во весь опор. Петляющая дорога вынуждает то и дело пользоваться моторным тормозом, и расход топлива в таком режиме начинает расти. Но в таком режиме едем недолго: на горизонте вижу, как серая лента асфальта внезапно сменяется коричневым продолжением. Худшие предположения оправдались: прямо по курсу – участок ремонта дороги.

Притормаживаю и медленно вползаю на песок. Сухой грунт начинает клубиться по бокам автопоезда и создает настоящую дымовую завесу. Следующие за мной экипажи увеличивают дистанцию, но это не спасает от принятия пылевых ванн. Непривыкшие к большегрузам хозяева легковушек стремятся проехать перед самым носом тягача и торопятся, словно голые в баню. Очевидно, таков местный менталитет: раз я на иномарке – я главный, и ты меня обязан пропустить. Вот, наивные…

Расплата за дневное созерцание достопримечательностей – езда в темное время суток
Расплата за дневное созерцание достопримечательностей – езда в темное время суток
Расплата за дневное созерцание достопримечательностей – езда в темное время суток

Сворачиваем с большака на примыкающую дорогу и… встаем как вкопанные. Небольшой деревянный мостик по курсу предваряет запрещающий знак с ограничением полной массы до 10 т! Но у нас груза столько, не говоря о собственной массе полуприцепа и тягача. Местный сопровождающий успокаивает: «Не бойтесь, здесь можно смело ехать». Деваться некуда, остается верить. На всякий случай набираю скорость и прохожу «деревяшку». Под тяжестью автопоезда настил моста прогибается, но не трещит и не ломается. Вторая сцепка преодолевает мост методом «делай как я». Хотите верьте, хотите нет, но когда утром следующего дня я остановился, чтобы сфотографировать знак 10 т, его уже не было.

Еще через пять минут цель достигнута: описав дугу, паркую автопоезд у обочины. Как на параде рядом выстраиваются остальные участники пробега. Дав поработать мотору пару минут (не забываем о турбине!), глушу двигатель и спешиваюсь. И тут же встречаюсь с местным жителем, которого из-за длинных волос и характерного разреза глаз хочется назвать не иначе, как Чингачгук (коллеги, оказывается, подумали о том же. Вот уж точно: мысль – материальна).

Это наш колоритный «Чингачгук»

Пазырыкские курганы

Оказывается, «Чингачгук» – это наш гид по этно-природному парку Уч-Энмэк. И, рассказав о местных обычаях и достопримечательностях, он везет нас к Пазырыкским курганам.

Это группа больших курганов в урочище Пазырык на правом берегу реки Большой Улаган. Пожалуй, это одно из самых священных мест на территории Улаганского района Республики Алтай. Они представляют собой ничто иное, как родовые захоронения и могилы вождей племен. Точный возраст захоронений не установлен. Считается, что они появились примерно в 5–4-м веке до н.э.

Во время экскурсии внезапно прекращается дождь, начавшийся по дороге к долине предков, как ее называют местные жители. «Чингачгук» говорит, что это хороший знак. Чуть позже, уже у скал с рисунками древних алтайцев, из-за туч выглядывает солнце, и удаленные горы окрашиваются в золотистый цвет. По мнению гида, духи дают нам хороший знак. Что ж, это радует.

День заканчивается выступлением народного ансамбля и ужином в национальном стиле. Похоже, Горный Алтай нас принял.

Технический итог второго дня: пройдено чуть меньше 200 км, средний расход топлива на автопоездах составил почти 30 л / 100 км. У «Апельсина» аппетит подрос до 34 л / 100 км, что связано с режимом Stop & Go и тем, что для него была устроена фото- и киносессия, а это само по себе подразумевает повышенный расход ДТ. «Регион Профи» оказался на высоте и довольствовался потреблением всего 26 л / 100 км.

После второго дня пути и 550 пройденных километров нас ждал концерт алтайских артистов

Как отмечено в летописи…

В долине Пазырык находится пять больших курганов. Время их сооружения датируется VI–III вв. До н.э. археологическая культура того времени получила название пазырыкской. Но многие курганы не сохранились в первозданном виде – были разграблены алчными людьми. В 1929 году был раскопан первый курган, а в 1947–1949 гг. исследованы остальные. Благодаря условиям высокогорья погребальные камеры превратились в островки вечной мерзлоты, и до наших дней сохранились мумии людей, лошадиные туши, колесницы, ковры, домашняя утварь, украшения. Извлеченные ценности сейчас хранятся в Эрмитаже.

Комментировать ... >>