«Вольво в мае на Алтае» – юбилейный автокараван Volvo Trucks
Убедившись, что за ночь никто не пострадал от местных насекомых, мы продолжили путь. Теперь я сел за руль юбилейного Volvo FH «35 лет в России» в сцепке с изотермой Schmitz Cargobull. И надо же – организаторы именно его поставили во главе колонны! Что ж, первому ехать приятнее, чем собирать пыль при движении «в затылок».
Теперь я получил возможность сравнить «Юбилейный» с «Оушеном». Вроде оба «шведа» из модельного ряда FH, у обоих 520-сильные двигатели нового поколения объемом 13 л и 12-ступенчатая автоматическая трансмиссия I-Shift с делителем и демультипликатором, но какие же они разные! Одна отделка чего стоит. Интерьер отличается не только по цвету, но и по исполнению. Сиденья выполнены в спортивном стиле и отличаются развитой боковой поддержкой. Кресло словно обнимает тебя в области поясницы и бедер, и никаких дополнительных регулировок вводить уже не требуется. Впрочем, для максимального удобства я бы ввел регулировку поясничной зоны.
Чтобы идти с максимально разрешенными 90 км/ч, приходится крутить двигатель до 1500–1600 мин–1. На Ocean Race было то же самое. В этом случае режим работы двигателя оптимальный и средний расход не зашкаливает за 25–26 л/100 км. Конечно, будь загрузка полуприцепа полной, к этой цифре пришлось бы добавить несколько литров на «сотню». Но, как говорится, имеем то, что имеем. От коллег знаю, что на «Апельсине» расход больше – там приходится приводить в движение не одну, а две оси, и оптимальные обороты уже в районе 2000 мин–1.
Я сижу за рулем, и потому оценить красоту движущегося «Юбилейного» грузовика мне очень сложно. Но я вижу реакцию встречных водителей – они смотрят на флагман с нескрываемым восхищением и завистью. Пока мы движемся по равнинной местности 520-сильный тягач шутя набирает скорость и при необходимости эффективно замедляет ход. При торможении заметную помощь водителю оказывает моторный тормоз VEB+, в эффективности которого лично я не усомнился ни разу. Впрочем, не время петь грузовику дифирамбы: главное испытание – перевал и гористая местность – еще впереди. Вот там-то и выяснится, на что способен «скандинав».
Высота шасси «Юбилейного» – 900 мм, и на нем установлена длинная двуспальная кабина Globetrotter XL. Емкость холодильника составляет 26 л, что позволяет разместить в нем приличное количество еды и питья для водителя и его напарника. Есть и автономный отопитель, только в летнюю пору работы для него нет. Радуют столь привычные для иномарок замки с центральной блокировкой и пультом дистанционного управления, равно как и электропривод стекол водителя и пассажира.
Оборудование дополнительными устройствами, облегчающими управление, тоже достойное. Здесь есть даже система контроля за дорожной разметкой, вот только на российских «направлениях» она не везде действенна, ведь белые полосы присутствуют не вcюду, а распознавать стертые электроника пока не умеет. А вот адаптивный круиз-контроль – вещь полезная. На равнинных участках трасс, где нет коварных спусков и затяжных подъемов, вдали от населенных пунктов, его использование существенно разгружает сидящего за рулем. Равно как и коробка-автомат. Ну да ладно, к технике мы еще вернемся, а пока впереди – храм святого Макария на острове Патмос.
Остров Патмос
Этот удивительный уголок живой природы назван так в честь острова в Эгейском море, с которым связана судьба апостола Иоанна Богослова. Местные утверждают, что первоначально храм был воздвигнут в 1849 году на берегу реки Катунь, близ поселка Чемал, напротив острова Патмос. В 1915-м храм разобрали и перенесли на нынешнее место. А незадолго до Октябрьской революции, в 1916 году, святитель Макарий в последний раз посетил Алтай.
В 20-е годы ХХ века храм на острове Патмос был разрушен – шла война с верой. И вторую жизнь ему подарило новое поколение при поддержке московского фотохудожника Виктора Павлова. В конце 1990-х на остров перебросили подвесной мост, а весной 2000 года храм полностью восстановили. Теперь паломничество к храму такое, что в разгар туристского сезона нужно стоять в очереди по полтора-два часа, чтобы попасть внутрь. Но терпение того стоит: храм и впрямь уникален и местоположением, и архитектурой.
Чемальская ГЭС
Свидания с первой ГЭС на Алтае я ждал с особым трепетом. Место там удивительное: в нескольких сотнях метров от нее река Чемал впадает в Катунь. И во время нашего визита картина была потрясающая: черные воды Чемала живописно вклинивались в кофейное русло Катуни. Чтобы увидеть этот природный пейзаж, пришлось пройти по петляющей в горах козьей тропе. И оно того стоило! Взору открылся калейдоскоп потрясающих по красоте пейзажей и Чемальская ГЭС. Она построена в 1935 году силами заключенных СибУЛОНА (Сибирское управление лагерей особого назначения). Когда-то она была очень мощной и снабжала электричеством все села Эликмонарского района. Удивительно, но факт: с тех пор (73 года!) вся система работает без ремонта. Кстати, однажды здание Чемальской ГЭС едва не утонуло: в 1969 году во время сильного паводка оно было затоплено по самые окна. Но примечательна ГЭС не только историей. Большое водохранилище служит идеальным местом водозабора для тушения лесных пожаров с вертолетов МЧС. И набирать воду в резервуар легко, и доставлять ее к месту сброса недалеко.
А еще у подножия Чемальской ГЭС есть два ручья: с живой и мертвой водой. Расположены они всего в нескольких метрах друг от друга и при впадении в реку сливаются в один. Идентифицировать источники очень просто: живая вода прозрачная родниковая, а мертвая – цвета ржавого железа, пить ее нельзя. Памятуя о том, что нужно обращаться к духам Алтая, я совершил обряд и испил живой водицы. Насколько помолодел – сказать не возьмусь, но прилив сил и бодрости ощутил в полной мере.
Уч-Энмэк
Полчаса на покупку сувениров – и снова в путь. Теперь мы держим курс на этно-природный парк Уч-Энмэк. Задержавшись около ГЭС, мы выбились из графика, и старший просит нас «кочегарить» что есть мочи в соответствии с дорожными условиями. Встречных машин мало, шоссе пустынно, и я мчу во весь опор. Петляющая дорога вынуждает то и дело пользоваться моторным тормозом, и расход топлива в таком режиме начинает расти. Но в таком режиме едем недолго: на горизонте вижу, как серая лента асфальта внезапно сменяется коричневым продолжением. Худшие предположения оправдались: прямо по курсу – участок ремонта дороги.
Притормаживаю и медленно вползаю на песок. Сухой грунт начинает клубиться по бокам автопоезда и создает настоящую дымовую завесу. Следующие за мной экипажи увеличивают дистанцию, но это не спасает от принятия пылевых ванн. Непривыкшие к большегрузам хозяева легковушек стремятся проехать перед самым носом тягача и торопятся, словно голые в баню. Очевидно, таков местный менталитет: раз я на иномарке – я главный, и ты меня обязан пропустить. Вот, наивные…
Сворачиваем с большака на примыкающую дорогу и… встаем как вкопанные. Небольшой деревянный мостик по курсу предваряет запрещающий знак с ограничением полной массы до 10 т! Но у нас груза столько, не говоря о собственной массе полуприцепа и тягача. Местный сопровождающий успокаивает: «Не бойтесь, здесь можно смело ехать». Деваться некуда, остается верить. На всякий случай набираю скорость и прохожу «деревяшку». Под тяжестью автопоезда настил моста прогибается, но не трещит и не ломается. Вторая сцепка преодолевает мост методом «делай как я». Хотите верьте, хотите нет, но когда утром следующего дня я остановился, чтобы сфотографировать знак 10 т, его уже не было.
Еще через пять минут цель достигнута: описав дугу, паркую автопоезд у обочины. Как на параде рядом выстраиваются остальные участники пробега. Дав поработать мотору пару минут (не забываем о турбине!), глушу двигатель и спешиваюсь. И тут же встречаюсь с местным жителем, которого из-за длинных волос и характерного разреза глаз хочется назвать не иначе, как Чингачгук (коллеги, оказывается, подумали о том же. Вот уж точно: мысль – материальна).
Пазырыкские курганы
Оказывается, «Чингачгук» – это наш гид по этно-природному парку Уч-Энмэк. И, рассказав о местных обычаях и достопримечательностях, он везет нас к Пазырыкским курганам.
Это группа больших курганов в урочище Пазырык на правом берегу реки Большой Улаган. Пожалуй, это одно из самых священных мест на территории Улаганского района Республики Алтай. Они представляют собой ничто иное, как родовые захоронения и могилы вождей племен. Точный возраст захоронений не установлен. Считается, что они появились примерно в 5–4-м веке до н.э.
Во время экскурсии внезапно прекращается дождь, начавшийся по дороге к долине предков, как ее называют местные жители. «Чингачгук» говорит, что это хороший знак. Чуть позже, уже у скал с рисунками древних алтайцев, из-за туч выглядывает солнце, и удаленные горы окрашиваются в золотистый цвет. По мнению гида, духи дают нам хороший знак. Что ж, это радует.
День заканчивается выступлением народного ансамбля и ужином в национальном стиле. Похоже, Горный Алтай нас принял.
Технический итог второго дня: пройдено чуть меньше 200 км, средний расход топлива на автопоездах составил почти 30 л / 100 км. У «Апельсина» аппетит подрос до 34 л / 100 км, что связано с режимом Stop & Go и тем, что для него была устроена фото- и киносессия, а это само по себе подразумевает повышенный расход ДТ. «Регион Профи» оказался на высоте и довольствовался потреблением всего 26 л / 100 км.
Как отмечено в летописи…
В долине Пазырык находится пять больших курганов. Время их сооружения датируется VI–III вв. До н.э. археологическая культура того времени получила название пазырыкской. Но многие курганы не сохранились в первозданном виде – были разграблены алчными людьми. В 1929 году был раскопан первый курган, а в 1947–1949 гг. исследованы остальные. Благодаря условиям высокогорья погребальные камеры превратились в островки вечной мерзлоты, и до наших дней сохранились мумии людей, лошадиные туши, колесницы, ковры, домашняя утварь, украшения. Извлеченные ценности сейчас хранятся в Эрмитаже.