Форсайт программы SuperTruck
В 2010 году Министерство энергетики США (DOE – U. S. Department of Energy) запустило перспективную программу SuperTruck. Целью объявленного форсайта являлась разработка автопоездов, которые к наступлению 2015 года были бы на 50% эффективнее, чем базовые модели 2009 года.
Задание носило конкретный характер: разработка технологий, повышающих эффективность использования топлива более чем на 100% по сравнению с автомобилями 2009 модельного года. Это накладывало ограничение на применение новых силовых агрегатов.
Для выполнения задачи были определены четыре OEM-производителя грузовиков: Daimler (Freightliner), PACCAR (Peterbilt совместно с Cummins), Volvo и Navistar (International).
К 2015 году концерн Daimler в рамках проведённых НИОКР заявил о превышении программных целей.
Автопоезда OEM-производителей по программе SuperTruck
Общая эффективность концепта Freightliner с полуприцепом UtilityTrailer по сравнению с моделями 2009 года повышено более чем 115%. Попутно достигнуто улучшение на 50% показателей тепловой эффективности во время торможения двигателем.
Команда Peterbilt и Cummins продемонстрировала экономию топлива 66% и улучшение на 76% эффективности грузовых перевозок с полуприцепом Great Dane Trailer.
Свой вклад внёс перспективный автопоезд Volvo с полуприцепом Great Dane Trailer, о котором наш журнал писал в апреле.
По расчётам министерства энергетики, если все грузовики 8 класса грузоподъёмности будут соответствовать технологиям SuperTruck, то страна будет потреблять ежегодно на 300 млн баррелей нефти меньше, что сэкономит грузоперевозчикам $ 30 млрд.
Авангардная концепция автопоезда ритейлера WAL-MART
В начале 2016-го был объявлен второй раунд программы SuperTruck II. Министерство энергетики выделило в отдельный фонд $ 80 млн, т.е. каждому производителю полагается грант в 20 млн долларов. Финальная версия 2-го этапа регулирования выбросов парниковых газов, предваряет ужесточение норм выбросов на грузовиках в 2021, 2024 и 2027 гг. и эта проблема свалится прежде всего на производителей грузовиков, которые не имеют собственного производства двигателей и агрегатной базы.
После переформатирования задачи во второй раунд включены: применение «умных аксессуаров», выявление передовых технологий, направленных на топливную экономичность, развитие эффективности, а также коммерческое продвижение ноу-хау на рынке.
Альтернативные концепты тягачей nikola с водородным двигателем
Но важно понимать, что целью программы SuperTruck не стоит анагенез – пусть этим занимается академическая наука. Министерство не интересуют стратегия развития автомобилестроения или варианты эволюции автотранспорта. Для этого в США полно энтузиастов. Именно поэтому футуристичные инициативы в виде магистральных тягачей WAVE Concept Truck для сети магазинов ритейлера Wal-Mart Stores, Inc., водородные Nikola One и Nikola Two проходят уже по категории альтернативного развития.
Однако параллельное развитие всех научно-технологических сценариев позволяет сформировать в стране новый исследовательский форсайт. Это позволит производителям в ближайшей перспективе, не только координировать НИОКР, но и обмениваться ключевыми технологиями, одновременно повышая технологический уровень и стандарты.