![](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/00f.jpg)
Концепт Volvo SuperTruck – аэродинамика и модернизация трансмиссии
Занимаясь поиском повышения эффективности грузовых автомобилей, американское отделение компании Volvo Trucks North America Со. в конце 2016 года показало специалистам свой концепт под названием Volvo SuperTruck. Как сообщили в руководстве, исследования проводятся для того, чтобы ускорить внедрение новых технологий, способствующих экономии топлива и улучшению экологии в серийных автомобилях.
Кроме Volvo Truck над концептом работы вели специалисты компаний ExxonMobil, Grote Industries, Metalsa, Michelin и Ridge Corp. Проектом SuperTruck 8-го класса грузоподъёмности должен был стать автопоезд, способный наполовину улучшить эффективность серийного автопоезда в составе седельного тягача Volvo 2009 года выпуска и 53-футового полуприцепа. Но на деле же оказалось, концепт SuperTruck продемонстрировал 88% повышения эффективности по сравнению с аналогом прошлых лет.
![](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/04f.jpg)
Программа SuperTruck развивалась по двум направлениям: аэродинамика и модернизация трансмиссии грузовика. Начнём с того, что некоторые конструкторы-технологи Volvo Group North America начали рассматривать создание полуприцепа целиком из углепластика. Однако маркетологи, умеющие считать деньги, вразумили разогнавшихся футуристов и объяснили им, что это обойдётся очень дорого, и довести потом этот концепт до серийного производства будет нереально. Поэтому проект автопоезда Volvo SuperTruck сразу стал приобретать реалистичные черты и базироваться на седельном тягаче Volvo VNL 780 и стандартном 53-футовом полуприцепе.
![В кабине не так много изменений по сравению с серийным аналогом](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/07f.jpg)
Создание очень эффективного транспортного средства, как уже показали подобные проекты американских автопроизводителей, всегда начинается с продвинутой аэродинамики. Здесь главное – добиться очень плавных обводов, которые бы способствовали ламинарному направлению набегающих потоков воздуха без образования завихрений и турбулентности. Таким образом, достигается снижение динамического сопротивления всего автопоезда и, как следствие, уменьшается расход топлива.
Поэтому в концепте Volvo SuperTruck были использованы уже опробованные конкурентами интересные технические решения. Это боковые обтекатели шасси, препятствующие проникновению воздушного потока к ведущим колёсам. Они вместе с опущенным бампером грузовика формируют единый обвес по всему периметру автомобиля. Эту идею дополняют боковые юбки-отражатели трейлера и хвостовой узел.
![Видеокамеры заднего вида](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/02f.jpg)
![Вместо зеркал заднего вида в кабине установлены ЖК-экраны](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/01f.jpg)
Надо отметить очень плавные линии капота, кабины и её спойлера, а также увеличенные отражатели сзади кабины, направляющие воздушные потоки в разные стороны от трейлера. Убранные зеркала заднего вида заменили камерами наблюдения и ЖКИ мониторами, смонтированными внутри кабины. Все эти аэродинамические узлы и технические решения позволили существенно (на 40%!) снизить коэффициент воздушного сопротивления концептуального автопоезда по сравнению с серийным аналогом.
Основное внимание руководители проекта уделили инновационным источникам энергии, а также сокращению её потребления.
![То самое фальшокно на крыше тягача](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/06f.jpg)
![Отражатели между полуприцепом и кабиной](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/03f.jpg)
Под капотом концепта установлена гибридная дизель-электрическая силовая установка, главным элементом которой является 10,8-литровый двигатель Volvo D11. Мотор агрегатируется с 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач с электронным управлением и новой автоматизированной системой переключения ступеней.
Двигателисты Volvo объявили, что внедрённые в концептуальный двигатель инновации, помогут снизить расход топлива на 6,5%, по сравнению с существующими образцами. Происходит это за счёт использования модернизированной системы подачи топлива Сommon Rail, увеличения давления турбонаддува и применения технологии Wave Piston. Последняя связана с внедрением поршней волнообразного профиля, что помогает формировать новую структуру воздушно-топливной смеси и добиваться более эффективного процесса сгорания.
![Под капотом обычный турбодизель Volvo D11](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/08f.jpg)
![](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/09f.jpg)
Инженеры Volvo активно развивали идеи, связанные с сокращением потребления энергии, вырабатываемой ДВС. По этой причине было принято решение перевести на электропитание некоторые вспомогательные узлы и системы автомобиля, такие как кондиционер, водяной и топливный насосы и привод рулевого управления. А для того чтобы компенсировать недостаток электроэнергии в бортовой сети, были вмонтированы дополнительные источники. Это солнечные панели, установленные на крыше тягача и полуприцепа, а также система рекуперации тепловой энергии выхлопных газов Waste Heat Recovery System, работающая на основе термодинамического цикла Ренкина.
Параллельно с этим процессом специалисты Volvo Trucks занялись улучшением термоизоляции концептуального грузовика. Это коснулось в первую очередь кабины. В ней были установлены новые стёкла с очень высокими теплоизолирующими свойствами. Любопытным выглядит фальшокно в крыше кабины. С первого взгляда оно может показаться прозрачным люком, но на деле это плоский светодиодный светильник, который питается от фотовольтаической панели, установленной непосредственно на крыше кабины.
![](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/05f.jpg)
Улавливание тепловой энергии от выхлопных газов также вносит свой вклад в дело экономии топлива. Суть идеи Waste Heat Recovery System очень проста: выхлопные газы проходят через теплообменник, там происходит испарение рабочей жидкости, которая затем попадает в виде пара в турбину, связанную с генераторной установкой. Таким образом, из тепла вырабатывают электрический ток. Использование альтернативных источников энергии тоже приводит к снижению расхода топлива.
Обязательно скажу про снаряжённую массу автопоезда SuperTruck. Всем известно, что сокращение массы транспортного средства способствует увеличению грузоподъёмности и эффективности перевозок. Поэтому ничего удивительного нет в том, что команда инженеров Volvo и партнёрской компании Great Dane Trailers, создававшей экспериментальный полуприцеп, усиленно боролась с избыточным весом. В итоге снаряжённая масса концепта стала на 1450 кг легче стандартного автопоезда. Как выразился один из разработчиков проекта: «Мы просто заменили всю сталь алюминием и полимерами».
![Почти всю сталь в шасси заменили на алюминий и полимеры](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/10f.jpg)
![Для сниждения сопротивления качения оси полуприцепа оборудованы односкатной ошиновкой](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/11f.jpg)
В трейлере использована новейшая система мониторинга давления в шинах Hendrickson TIREMAAX tire inflation system. Весь автопоезд экипирован самыми современными шинами Michelin с низким сопротивлением качению.
Проект Volvo SuperTruck, несомненно, будет иметь большое значение на перспективу. В ближайшие годы компания Volvo Truck собирается пристально изучить возможность использования в серийном производстве таких идей, как применение облегчённых металлоконструкций в узлах рамы и подвески, использование гибридных дизель-электрических установок, внедрение более эффективных двигателей (в настоящий момент уже началась работа с 13-литровым силовым агрегатом D13) и применение дополнительных источников получения электроэнергии.
![](/article/10888-kontsept-volvo-supertruck-aerodinamika-i-modernizatsiya-transmissii-amerikanskaya-ekonomiya-po-shvedski/Images/12f.jpg)