История немецкой марки Argus
На заре автомобилестроения имена древних богинь и богов, равно как и персонажи из мифов и легенд разных народов мира, нередко вдохновляли конструкторов и предпринимателей. Звучные имена в великом множестве перекочевали на радиаторы автомобилей – Apollo, Minerva, Hercules, Orion, Mercury, Goliath, Fafnir, Loreley, Hermes, Atlas, Ikarus... Похожая история у немецкой марки Argus…
Миф об Аргусе сложили древние греки. Глава богов-олимпийцев Зевс влюбился в дочь аргосского царя Ио. Ревнивая Гера, супруга Зевса, превратила Ио в корову и приставила к ней сторожем чудовище по имени Аргус, у которого было сто глаз, а грива и хвост вились из множества змей. Чудовище оказалось идеальным сторожем: у него спали попеременно только два глаза, а остальные наблюдали за Ио. Но лукавый и предприимчивый вестник богов Гермес помог Зевсу – убил Аргуса и освободил Ио. Этот сюжет описали в своих трудах и грек Аполлодор Афинский («Библиотека»), и римский поэт Овидий («Метаморфозы»). А впервые имя Аргус в нарицательном качестве всевидящего стража использовал древнегреческий драматург Эсхил. Отсюда и пошло выражение «Аргусово око» – надзор со стороны бодрого, неусыпного, бдительного стража, от которого никто и ничто не скроется.
Но это всё мифология. Нас же интересуют забытые ныне автомобили Argus, «смотревшие» когда-то на мир «всевидящим оком» со своей эмблемы. Тем более что к ним «приложил руку» наш знаменитый соотечественник, конструктор автомобилей и двигателей Борис Григорьевич Луцкий (Луцкой).
Выходцы из Эльзаса братья Эмиль и Анри Жаннен основали в 1901 году в Берлине торговую фирму Internationale Automobil-Centrale Jeannin & Co. по продаже немецких автомобилей Daimler, а также французских Panhard et Levassor, Mors, De Dion-Bouton и Darracq. С 1902 года на новом заводе в пригороде Берлина Рейникендорфе началось производство автомобилей и двигателей марки Argus по лицензии общества Panhard et Levassor. А в 1904 году, добавив в программу стационарные и судовые моторы, фирма получила новое название Argus Motoren-Gesellschaft Jeannin & Co. В Англии автомобили Argus продавались под маркой Beauford. Автомобильные двигатели Argus нашли применение во многих странах мира, а грузовики этой марки послужили образцом для известных ныне шведских грузовых автомобилей Scania. В 1906 году братья Жаннен покинули предприятие. 7 ноября 1906 года оно было реорганизовано, и под руководством нового председателя компании Франка Ратьенса и с новым названием Argus Motoren-Gesellschaft mbH до 1910 года продолжало выпуск автомобилей и двигателей, разработанных главным образом проживающим в Германии русским инженером Борисом Григорьевичем Луцким. В производственную программу реорганизованной фирмы входили автобусные шасси и грузовые автомобили грузоподъёмностью от 0,75 до 5 т, оснащённые 4-цилиндровыми двигателями мощностью 20, 24 и 40 л.с. В 1907 году был изготовлен один грузовик с 6-цилиндровым мотором 70 л.с. – первый 6-цилиндровый грузовой автомобиль в мире. В 1908 году лицензию на производство 4- и 6-цилиндровых автомобильных и авиационных двигателей системы Луцкого, разработанных для фирмы Argus, приобрело известное предприятие Stoewer в Штеттине. В том же году фирма Dürkopp из Билефельда присоединила к себе берлинскую фабрику BMF и организовала в Берлине выпуск городских автобусов с двигателями Argus.
С 1910 года завод Argus освоил серийное производство и авиационных моторов, продолжая работать в сфере моторостроения до 1945 года. Авиадвигатели Argus были известны и в России, например, ими оснащались аэросани московской фирмы «Дукс» конструкции Ю.А. Меллера и аэропланы, в том числе знаменитый 4-моторный «Русский витязь» конструкции И.И. Сикорского.
Во время Первой мировой войны фирма Argus изготовляла авиационные и судовые двигатели, причём германское военное командование подключило к их производству и крупный завод Opel. С 1916 года руководителем предприятия стал Мориц Штраус, а главным конструктором – швейцарский инженер Арнольд Цоллер. Завод Argus был переименован в National Flugzeug GmbH и освоил выпуск компрессоров. Версальским мирным договором 1919 года был наложен запрет на производство авиационных моторов в Германии. С 1920 года Argus изготовляет исключительно двигатели для автомобилей, мотоциклов и мопедов. В апреле 1921 года Мориц Штраус, ставший годом ранее главным акционером известной фирмы Horch в Цвикау, объединил разработки двигателей Argus и Horch в одном конструкторском бюро – с этого времени инженеры из Берлина конструируют моторы для автомобилей Horch. В 1929 году фирма Argus Motoren Gesellschaft mbH перешла под полный контроль завода August Horch Automobilwerke GmbH. Впрочем, с 1932 года оба завода, а также автомобильные фирмы Audi, DKW и Wanderer вошли в состав концерна Auto Union AG. С 1926 года на заводе Argus возобновилось изготовление авиационных двигателей. История фирмы заканчивается в 1945 году. После поражения Германии во Второй мировой войне оставшееся после массивных бомбовых налётов американской и английской авиации оборудование было демонтировано и вывезено в СССР. В конце 40-х годов на месте разрушенного завода была основана фирма Argus GmbH, производящая по сей день различное гидравлическое оборудование. На территории завода был открыт Немецкий музей техники (Deutsches Technikmuseum Berlin).
Покинув фирму Argus, братья Жаннен в 1906 году учредили новое предприятие SUN-Motorengesellschaft E. Jeannin & Co., Berlin. Любопытно, что марка автомобилей SUN, названных в честь древней китайской императорской династии Сун (Сунь), впервые появилась в 1904 году, когда под этим названием компания Argus построила большой и шикарный автомобиль по заказу китайского императора. Жизнь нового предприятия оказалась короткой. Всего было изготовлено около 200 легковых и грузовых автомобилей и автобусных шасси, оснащённых двигателями Argus. В конце 1908 года фирма была ликвидирована. Тем не менее машины SUN нашли своих покупателей не только в Германии, но и в России, Англии и Испании. В 1920 году братья попытались возродить марку Sun, основав в Берлине новую фирму Sun-Motortechnische Gesellschaft mbH, но она просуществовала недолго. Было выпущено небольшое количество легковых машин с 2-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения.
«Аргусово око» автомобильных историков в поисках артефактов внимательно наблюдает за прошлым... Совершенно случайно на сайте московского предприятия «НПФ Спектр–Лакокраска» среди исторических фотографий удалось обнаружить крохотный нечёткий снимок старого грузовика. На письмо, отправленное по электронной почте, так никто и не ответил. Тогда мой коллега, автомобильный журналист начал дозваниваться в дирекцию фабрики с единственной целью – получить копию этой уникальнейшей фотографии! Указанные на сайте телефоны молчали неделю… Выручил Интернет. Оказалось, что по тому же адресу зарегистрировано и другое предприятие с похожим названием – «Тантал–Лакокраска», только телефоны указывались уже другие. Секретарша сначала решила, что звонит какой-то сумасшедший – кто ещё может проявить настойчивый интерес к московским грузовым машинам начала прошлого века? Однако и не отказала, обещав поискать. Тут началась настоящая одиссея: оказалось, что огромный старинный альбом «потеряли» при переезде, а человек, занимавшийся сайтом, давно уволился... Когда уже надежды почти не оставалось – вдруг удача! У кого-то из сотрудников предприятия случайно сохранились в рабочем компъютере два файла – сканы фотографий с «Аргусами»! Так до нас дошли эти ценные «осколки» автомобильной истории.
Именно в России автомобили и двигатели Argus и SUN получили в начале ХХ века широкое распространение. Легковые автомобили Argus впервые появилисъ в России примерно в 1904 году, а грузовые в 1906-м – к их продвижению на российском рынке был причастен Б.Г. Луцкий. Фирма Argus Motoren-Gesellschaft Jeannin & Co. экспонировала свою продукцию на I и II Международных автомобильных выставках в Санкт-Петербурге и Москве в 1907–1908 гг.
I Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1907 г.
II Международная автомобильная выставка в Москве в 1908 г.
III Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1910 г.
IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1913 г.
Особенно популярны автомобили Argus были в Москве и центральных губерниях России. В 1909 году в Белокаменной было зарегистрировано 13 автомобилей Argus, из них четыре грузовых. Два грузовика этой марки эксплуатировало Промышленное и торговое товарищество братьев А. и Н. Мамонтовых, специализирующееся на производстве спиртовых лаков, красок и политур. По одному «Аргусу» имели Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры и Трёхгорный пивоваренный завод. Все московские грузовые «Аргусы» были 2- и 2,5-тонными машинами разных модификаций с 4-цилиндровыми двигателями 110х120 мм, 20 л.с. и 120х130 мм, 24 л.с., но по российской классификации они числились как модели мощностью 19 и 23 л.с. Кроме того, в эксплуатации Трёхгорной мануфактуры и Товарищества «Грузовоз» находились по одному автомобилю SUN грузоподъёмностью 2–3 т, оснащёнными двигателями Argus 19 и 23 л.с.
Грузовые автомобили Argus отличались добротной конструкцией, простотой и неприхотливостью, но главным их достоинством были надёжные двигатели, нашедшие широкое применение не только на автомобилях, но и на тракторах. В 1913 году, когда в Санкт-Петербурге оставался в эксплуатации всего один старенький грузовик Argus, немецкая фирма Standard Motorpflugfabrik GmbH представила на IV Международной автомобильной выставке и успешно демонстрировала на пашне моторный плуг Arator, оснащённый 4-цилиндровым двигателем Argus 160х170 мм, мощностью 50 л.с.