Опубликовано: ГП 03-2012
Легковой автомобиль Stoewer C4 19/58 PS на службе Русской армии. Западный фронт, 1915 г.
«Штевер» – автомобили «под грифом»

История немецкой марки Stoewer

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Иллюстрации из архива автора, а также предоставили Владимир Костиников, Денис Орлов, Максим Шелепенков и Манфрид Бауэр (Manfried Bauer; www.stoewer-museum.de)

Ныне забытые, но в своё время широко известные в Европе, немецкие автомобили Stoewer когда-то были популярны и в России. В немецкой фонетике название этой марки звучит «Штёвер», а в Российской империи их называли по-разному – «Стевер», «Штевер» и даже «Стэвер». Сам производитель в каталогах на русском языке именовал их «Стевер», однако позже в нашем обиходе утвердилось более близкое к оригинальному звучанию название – «Штевер».

Предыстория – швейные машинки, велосипеды и прочая

Немецкий инженер Бернхард Штевер (1834–1908) в 1858 г. открыл в городке Грейфенхаген (Пруссия, провинция Восточная Померания) небольшую мастерскую по ремонту и изготовлению швейных машинок собственной конструкции. Вскоре мастерская переехала в предместье Штеттина и получила статус фабрики, хотя занято в ней было всего восемь рабочих и три подмастерья. В первые же годы своего существования мастерская организовала экспорт своей продукции в Россию. В качестве торговой эмблемы был избран официально существующий с 1194 г. герб Померании – мифический грифон. В 1872 г. началось изготовление швейных машинок Singer по американской лицензии, а в 1875 г. Бернхард Штевер освоил и металлургическое производство. В 1893 г. фабрика начала массовый выпуск стремительно вошедших в моду велосипедов, названных Stoewer’s Greif («Грифон Штевера» – в немецком языке термины «грифон» [фантастический зверь] и «гриф» [птица] звучат и пишутся одинаково). Распространению велосипедов активно способствовали сыновья основателя фирмы Эмиль и Бернхардт, успешно выступавшие по одиночке и тандемом в различных велосипедных состязаниях. Фабрика росла, строились новые цеха, производство увеличивалось, и в 1896 г. она стала акционерным обществом – Bernh. Stoewer AG.

С 1903 г. фирма начала выпуск печатных машинок, во время Первой мировой войны изготовляла военное снаряжение и патроны и просуществовала до 1931 г. После этого компания несколько раз переходила к разным владельцам, расширяла ассортимент продукции, меняла города и даже страны. Швейные машинки под маркой Stoewer изготовлялись в ГДР, а в ФРГ делали детские коляски, велосипеды и мопеды марки Stoewer’s Greif – всех их украшал мифический грифон.

Первые «самодвигатели»

10 сентября 1896 г. Бернхард Штевер «сеньор» основал в Штеттине новый завод Stettiner Eisenwerk Bern. Stoewer sen. Предприятие занималось металлургией, производством станков и велосипедных частей. В это же время сыновья основателя – Эмиль и Бернхард «юниор» приобретают в Англии моторный трицикл Humber и подвергают его испытаниям. Годом позже на трицикле устанавили более совершенный двигатель французской фирмы De Dion-Bouton, и новый завод начал самостоятельно производить подобные машины. В 1898 г. увидел свет грузовой седельный тягач Stoewer на базе трицикла с 1-цилиндровым двигателем De Dion-Bouton мощностью 3,5 л.с., способный перевозить 500 кг груза.

Грузовой трицикл Stoewer-Dion 3,5 PS, 1898 г.

В феврале 1899 г. Бернхард Штевер «сеньор» передаёт новый завод во владение своим сыновьям, фирму регистрируют под новым названием Gebrüder Stoewer, Fabrik für Motorfahrzeuge und Fahrradbestandteile oHG. В это же время братья Штевер представили свой первый двухместный автомобиль, изготовленный по французскому образцу, а к концу года был построен и первый большой автомобиль собственной конструкции с расположенным сзади 2-цилиндровым двигателем мощностью 6,5 л.с. Эта модель производилась до конца 1902 г., причём как в легковой версии, так и в версии доставочного фургона. Одновременно проводятся эксперименты с паровым автомобилем американской фирмы Stanley, но все попытки довести его конструкцию до совершенства оказались тщетны. Братья Штевер «переболели» и электромобилями. До конца 1905 г. было изготовлено несколько десятков электрических автомобилей Stoewer разных типов, среди них развозные фургоны, грузовики, лёгкие автобусы и даже одна пожарная машина. В 1900 г. были построены первый 1-тонный грузовик, 16-местный автобус классической компоновки с передним расположением 2-цилиндрового двигателя мощностью 10 л.с. и первая моторная лодка.

Развозной фургон грузоподъёмностью 1 т на базе легковой машины Stoewer 6,5 PS, 1900 г.
Аккумуляторный товарный фургон Stoewer Elektro-Lieferungswagen выпуска 1900 г. оснащался двумя электромоторами мощностью по 3,2 л.с. Каждый из них приводил в действие по одному ведущему колесу. На этом шасси строились и лёгкие электрические омнибусы

Самый первый автомобиль конструкции братьев Штевер выпуска 1899 г. известен многим россиянам – экспонат Политехнического музея в Москве. Во многих ранних публикациях этот Stoewer описывали как один из первых московских самодвижущихся экипажей. Но это неправда. Автомобиль был вывезен из Штеттина в СССР в качестве трофея в 1945 г. Расположенный в немецком городке Вальд-Михельбах музей и архив Stoewer Zentrum уже много лет добивается возврата автомобиля в Германию. Однако все попытки руководства музея тщетны – ни добрые слова, ни предложения о покупке или равноценном обмене не дают результатов. Не берусь судить о правомерности претензий немцев, констатирую только факт, что к истории автомобилизма в России эта машина решительно никакого отношения не имеет.

Легковой автомобиль Stoewer 6,5 PS. На верхнем снимке машина в первозданном виде, на заднем сиденье братья Эмиль и Бернхард Штевер. Штеттин, 1899 г. Нижний снимок сделан во время последнего «выезда» автомобиля из Политехнического музея. Москва, 1988 г.
Легковой автомобиль Stoewer 6,5 PS. На верхнем снимке машина в первозданном виде, на заднем сиденье братья Эмиль и Бернхард Штевер. Штеттин, 1899 г. Нижний снимок сделан во время последнего «выезда» автомобиля из Политехнического музея. Москва, 1988 г.

Серийное производство

В 1903 г. фирма Gebrüder Stoewer включает в производственную программу легковые, грузовые автомобили и автобусы с 4-цилиндровыми двигателями. Мощность двигателей и грузоподъёмность машин непрерывно повышается, растут и объёмы производства. Удобное расположение города Штеттина с развитой железнодорожной сетью и морским портом обусловило ориентацию завода на экспортные рынки. В 1903 г. первый Stoewer был импортирован в Россию, заказчиком был крупнейший автомобильный торговец в Гельсингфорсе Сергей Николаев. Вскоре легковые и грузовые машины из Штеттина появились и в других городах России, в первую очередь в губерниях Царства Польского и на территории Финляндии. В 1904 г. отставной подполковник Павел Николаевич Жано приобрёл 16-местный автобус Stoewer и успешно задействовал его на междугородном маршруте Сочи–Адлер.

Автобус Stoewer 12/15 PS на  мосту через Мацесту и на улицах Сочи, 1904–1905 гг.
Автобус Stoewer 12/15 PS на  мосту через Мацесту и на улицах Сочи, 1904–1905 гг.

С 1905 г. братья Штевер осваивали производство грузовых машин грузоподъёмностью до 5 т, городских и междугородных автобусов, в том числе и двухпалубных. На конструкцию нового поколения грузовиков Stoewer оказали влияние, вероятно, разработки берлинской фирмы Argus, связи с которой прослеживаются и в дальнейшем. В 1906 г. начинается массовый экспорт готовых автобусов и автобусных шасси в Англию – в течение двух лет в Лондон было поставлено 200 единиц. Из штеттинского порта и по железной дороге автомобили Stoewer различных типов отправляли в страны Скандинавии, Россию, Голландию, Италию, Испанию, Австро-Венгрию, Румынию и даже в Северную Африку и Индию.

Двухпалубные автобусы Stoewer OS1 28/32 PS с английскими кузовами на службе в транспортной компании London General Omnibus (LGOC). Лондон, 1907 г.

В 1907 г. в Санкт-Петербурге была проведена Первая Международная автомобильная выставка, в которой приняли участие практически все ведущие европейские производители, в том числе и фирма Gebrüder Stoewer. По окончании выставки один грузовик Stoewer испытало Военное министерство Российской империи. В том же году несколько бортовых машин этой фирмы грузоподъёмностью 4–5 т поступило на службу Петербургского почтамта, а один 24-местный автобус прибыл пароходом в Гельсингфорс.

Почтовый грузовик Stoewer L4 I 28/32 PS, бортовой кузов машины изготовлен в России. Санкт-Петербург, 1907 г.

В это же время начался рост сбыта штеттинских автомобилей и в самой Германии. Крупная берлинская фирма NAG в 1908 г. заказала 500 машинокомплектов легковых шасси Stoewer, собрала их с использованием своих типичных радиаторов овальной формы и продавала их под маркой NAG-Stoewer. Немецкие фирмы, такие как Oryx, Protos и Hansa, выпускали легковые машины конструкции братьев Штевер. Для освоения французского рынка завод Stoewer заключил соглашение с фирмой Mathis из Страсбурга, в 1910–1912 гг. через её торговую сеть реализовано большое количество изготовленных в Штеттине автомобилей под маркой Mathis-Stoewer.

Натиск на Восток

С 1908 г. Stoewer участвует в программе моторизации германской армии, изготовляя грузовики с прицепами согласно жёстким требованиям военных кругов к качеству материала и надёжности сборки. Германское правительство частично субсидировало покупку и эксплуатацию населением «военно-годных» грузовозов при условии, что в случае войны эти машины будут безвозмездно реквизированы для армии. Таким образом, качество немецких грузовых машин, признанных годными для нужд армии, обусловило не только их сбыт на внутреннем рынке, но и большой спрос за рубежом.

В том же 1908 г. Stoewer приобрёл лицензию на производство 6-цилиндровых автомобильных и авиационных двигателей системы известного в Германии русского инженера Б.Г. Луцкого, разработанных им ранее для фирмы Argus. Таким образом, завод Stoewer наряду с немецкими фирмами Argus и Büssing стал одним из пионеров применения 6-цилиндровых двигателей для грузовых автомобилей и автобусов. Впрочем, изготовлено подобных машин было немного. С 1909 г. Борис Григорьевич Луцкой активно содействует продвижению автомобилей Stoewer на российском рынке. Агентуры по продаже автомобилей Stoewer открываются во многих городах России. Вскоре завод в Штеттине входит в десятку крупнейших производителей автомобилей в Германии, а к 1912 г. половина всей продукции уходит на экспорт.

5-тонный грузовик Stoewer OS6 с 6-цилиндровым двигателем мощностью 45 л.с. конструкции Б. Луцкого. Берлин, 1909 г.
3-тонный грузовик Stoewer L4 II 18/32 PS. Екатеринослав, 1909 г.
3-тонный грузовик Stoewer L4 III 28/48 PS. Казань, 1909 г.
3-тонный грузовик Stoewer L4 III 28/48 PS. Казань, 1909 г.

В 1912 г. легковые и грузовые автомобили Stoewer успешно участвуют в двух испытательных пробегах Военного министерства России, проведённых Учебной автомобильной ротой. Во втором «Пробеге грузовозов, организованном Военным министерством в сентябре – октябре 1912 года по маршруту Санкт-Петербург–Москва–Малоярославец–Рославль–Брянск–Орёл–Тула–Москва–Санкт-Петербург на дистанцию 2331 версту» приняли участие два 3-тонных грузовика Stoewer – бортовая машина и самосвал с боковой разгрузкой, получив оценки «хорошо» и «удовлетворительно». После этих пробегов в Русскую армию начинают поступать автомобили этой марки, как, впрочем, и в другие ведомства и организации России. Частные лица и предприниматели в разных уголках России быстро оценили достоинства автомобилей Stoewer. После проведения в Петербурге IV Международной автомобильной выставки в 1913 г., где братья Штевер представили несколько новых моделей автомобилей (в том числе два грузовика и три автобусных шасси), продукция завода стремительно завоевала российский рынок. В Санкт-Петербурге в 1910 г. в частном владении имелся всего лишь один Stoewer, в 1911-м их стало три, в 1912-м – шесть, а в 1913-м их число достигло 36 единиц.

Участники испытательного пробега грузовиков Военного ведомства: бортовая машина и самосвал Stoewer L5 32/38 PS, 1912 г.
Участники испытательного пробега грузовиков Военного ведомства: бортовая машина и самосвал Stoewer L5 32/38 PS, 1912 г.
Участники испытательного пробега грузовиков Военного ведомства: бортовая машина и самосвал Stoewer L5 32/38 PS, 1912 г.

К этому времени представительства фирмы открылись во многих городах Российской империи в Петербурге (сначала Экипажная фабрика т-ва «П.Д. Яковлев», позже «СПБ Автомобильное т-во Г.С. Шишкина и К°»), Москве (Торговый дом «Н. Грачев и К°»), Киеве (Торговый дом «Стрела», К. Свенсон), Варшаве (Г. Понговский), Гельсингфорсе (С. Николаев), Риге (В. Отто), Воронеже (Торговый дом «Вишняков и Рудаков»), Выборге (О. Штифель), Лодзи («Паулус и Розе»), Одессе (С. Филиппов), Полтаве (А.А. Горонескул), Самаре (В.Г. Киселёв), Симферополе (К.П. Сеферов), Сочи (П.Н. Жано), Тифлисе (Е.Х. Кессер), Харькове (Т-во «Л. Герлих и Д. Гольберг»), Ярославле (Р.Н. Маковеев).

Война и мир

С началом Первой мировой войны фирма братьев Штевер занята исключительно производством легковых и грузовых автомобилей для германской армии. В Русской армии тоже служат автомобили Stoewer, закупленные в Германии до лета 1914 г. и мобилизованные у населения и предприятий согласно Положению о военно-автомобильной повинности. Завод в Штеттине освоил и серийный выпуск авиационных двигателей по лицензии фирмы Argus Motoren-Gesellschaft mbH.

Грузовые машины запасной автороты привезли медикаменты в лазарет. Stoewer L2 SK 19/32 PS (справа) и американский Garford D (слева). Петроград, 1915 г. На радиаторе немецкой машины читается фирменная надпись на русском языке – «Стеверъ»!

В 1916 г. предприятие реорганизовано и становится акционерным обществом – Stoewer-Werke AG, vorm Gebr. Stoewer. В 1917 г. завод разработал две модели моторных плугов, названных «тракторами», однако к их производству не приступил. Забегая вперёд, отмечу, что только в 1923–1926 гг. была изготовлена пробная партия этих машин, причём одна из них поступила в СССР и прошла испытания в НАМИ. В 1918 г. инженеры фирмы создали новые конструкции легковых и грузовых автомобилей, и Stoewer стал одной из первых в Германии фабрик, возобновившей серийное производство автомашин – уже для мирных нужд.

По другую сторону фронта – грузовики Stoewer L2 SK 19/32 PS на службе германской армии. С немецкой почтовой карточки, 1914 г.

В 1923 г. предприятие возобновляет торговые отношения с Россией. Для участия в Первом Всероссийском автомобильном пробеге по маршруту Петроград–Москва–Петроград на пароходе из Штеттина в петроградский порт прибыли пять новых 4-цилиндровых легковых машин Stoewer D3 8/24 PS и четыре 6-цилиндровых Stoewer D5 12/36 PS. Автомобилями управляли немецкие и русские водители, маршрут был пройден успешно, фирма взяла два приза, учреждённых «Автопромторгом». После этого начался в небольших объёмах экспорт автомобилей Stoewer в Советскую Россию, но исключительно легковых моделей.

С этого времени завод концентрирует свои усилия на производстве легковых автомобилей. Грузовики нового поколения грузоподъёмностью от 1,5 до 3,5 т остаются в производственной программе до конца 1920-х годов. В 1931 г. Stoewer разрабатывает прототип полноприводного автомобиля с колёсной формулой 6х6 и ведёт переговоры с английской фирмой Morris Commercial Cars Ltd о производстве в Германии по лицензии 2-тонных грузовиков под маркой Stoewer-Morris. Однако связанное с экономическим кризисом тяжёлое финансовое положение предприятия вынуждает руководство фирмы отказаться от этих замыслов. Отмечу, пожалуй, единственный положительный результат этого времени – возвращение мифического грифона на эмблему автомобилей, а позже в качестве декоративной фигурки и на капоты легковых машин.

До 1937 г. Stoewer разработал и освоил производство многих новых моделей легковых автомобилей с 4- 6- и 8-цилиндровыми двигателями. На базе некоторых из них выпускались и развозные фургоны. Самая мощная легковая машина фирмы того времени – модель P 20 Repräsentant 1930 г. оснащалась 8-литровым 100-сильным двигателем. Другие автомобили Stoewer имели не менее звучные названия: Superior, Gigant, Marschall, Greif, Sedina, Arkona. В 1935 г. началось производство модели Greif Junior с двигателем воздушного охлаждения по лицензии чехословацкой фирмы Tatra.

1,5-тонный грузовик Stoewer 1T 1 10/28 PS. 1924 г.

Эпилог

Начало Второй мировой войны вынудило фирму сначала сократить, а в 1942 г. и полностью прекратить выпуск легковых автомобилей. Производственные мощности завода были задействованы для изготовления военной техники – армейских автомобилей Stoewer R 180 Spezial, R 200 Spezial и полноприводного «кюбельвагена» на их базе Stoewer Typ 40 (Sd.Kfz 40) – к производству этой модели были также привлечены заводы Hanomag и BMW. Кроме того, был освоен выпуск полугусеничного мотоцикла по лицензии фирмы NSU модели HK 101 Kettenkrad (Sd.Kfz 2) с двигателем Opel. Постройка транспорта для вермахта продолжалась до начала 1944 г., параллельно изготовлялись части для миномётов и другая военная продукция.

В октябре 1944 г. завод Stoewer получил серьёзные повреждения во время налёта американской авиации, однако вскоре продолжил работу. В марте 1945 г. было принято решение об эвакуации завода из Штеттина в город Рёбель, эвакуация началась в апреле, а в начале мая в Рёбеле собрали значительную часть заводского оборудования. Стремительное наступление Советской Армии вызвало решение отправить оборудование в Гамбург, но было уже поздно. Около Шверина «трек» был остановлен американскими войсками, и 1 июля 1945 г. все находящиеся в нём автомобили, станки и заводской архив переданы советскому командованию. Легендарная автомобильная марка Stoewer прекратила своё существование. В июле–августе 1945 г. уцелевшее оборудование предприятия в Штетине было демонтировано и отправлено в СССР – в основном в Миасс на Уральский автомобильный завод имени Сталина («УралЗИС»). Находившийся в заводском музее автомобиль Stoewer 1899 г. отправили в Москву, позже он украсил экспозицию Автомобильного отдела Политехнического музея.

Немецкие солдаты на автомобиле Stoewer Typ 40 (Sd. Kfz 40). Юг России, 1942 г.

После передачи Восточной Померании, согласно решениям Потсдамской конференции и Советско-польскому договору от 16.08.1945 г., расширившей свои границы Польше город Штеттин был официально переименован в Щецин. В 1945 г. в цехах бывшей фирмы Stoewer-Werke AG был организован филиал польского завода Ursus под названием Państwowy Zakład Przemysłu Motoryzacyjnego, переименованный вскоре в Państwowy Zakład Inżynierii Ursus nr 2. Незамедлительно началось производство частей для сельскохозяйственных тракторов. В 1950 г. завод перепрофилирован для производства металлических изделий и назван Fabryka Okuć i Sprzętów Metalowych. Годом позже в силу вступило новое фабричное имя – Szczecińska Wytwórnia Sprzętów Metalowych и началось производство кроватей, стоматологических кресел, металлических шкафов, тележек...

Только в 1955 г. фабрика в Щецине возвращается к своему бывшему «моторному» профилю – было принято решение начать там производство мотоциклов Junak. В 1957 г. предприятие в очередной раз переименовано, новое название – Szczecińska Fabryka Motocykli (SFM). Производство мотоциклов Junak продолжалось до 1964 г. В эти годы SFM разработала и построила несколько прототипов 4-колёсных мотоколясок Smyk и 3-колёсных Gryfia – так поляки пытались воскресить «померанского грифона»! Планировался также выпуск микролитражек марки Mikrus. Однако планы остались на бумаге, в 1967 г. завод уже под новым названием – Fabryka Mechanizmów Samochodowych POLMO подключился к производству частей для автомобилей Polski Fiat. В 1993 г. предприятие было реорганизовано в акционерное общество. Fabryka Mechanizmów Samochodowych POLMO S.A. существует и ныне, специализируется на производстве карданных валов, коробок передач и рулевых колонок для легковых автомобилей, грузовиков, микроавтобусов и строительной техники. Выпуск продукции незначителен, многие цеха пустуют.

Комментировать ... >>
Loading...