<<< Назад

В преддверии Московского автосалона 2008 года мы справили юбилей – 100-летие Второй международной автомобильной выставки в России!

Век Salon De L’Automobile Moscou

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия), иллюстрации из журналов «Автомобиль» и «Автомобилист» 1908 года и из архива автора

Успех Первой международной автомобильной выставки в России, проведенной 19 мая – 4 июня* 1907 года в Санкт-Петербурге, вызвал большой резонанс в автомобильных кругах Российской Империи и позитивно повлиял на развитие автомобилизма в стране. На следующий год Московское отделение Российского автомобильного общества (РАО МО, Тверская улица, дом Гиршмана), вдохновленное успехом первого автосалона, с энтузиазмом взялось за подготовку Второй международной автомобильной выставки в Москве.

*Все даты даны по старому стилю.

Председатель РАО МО, активный деятель московского автомобилизма В.К. Жиро, возглавил распорядительный комитет Московского автосалона. При разработке положения об организации и проведения выставки использовался опыт прошлогоднего салона в Петербурге, но были внесены и некоторые изменения. Экспонаты разделили на семь категорий. В первую вошли только готовые автомобили; во вторую – кузова, мотоциклы и велосипеды; в третью – шины и другие автопринадлежности; в четвертую – спортивные предметы и костюмы; в пятую – горюче-смазочные материалы; в шестую – грузовые машины и автобусы; в седьмую – моторные лодки.

Заявки на участие в Московском салоне подали многие знаменитые автомобильные фирмы: Renault, Panhard et Levassor, Peugeot, Delage, La Buire, Lorraine-Dietrich (Франция); Daimler, Benz, Opel, Adler, Büssing (Германия); Laurin & Klement (Австрия); Saurer (Швейцария); FIAT (Италия) и многие другие. Некоторые иностранные производители приняли прямое участие, но большинство фирм действовало через российских партнеров – заявки подали торговые дома и агенты, представители иностранных автозаводов.

Тяжелые грузовики на стенде швейцарской фирмы Saurer

Российские предприниматели тоже не остались в стороне. Свою продукцию решили показать москвичам велосипедно-автомобильная фабрика «Дукс», кузовные фабрики «Фрезе», «Брейтигам» и «Ильин». Автомобильные принадлежности выставили заводы «Лебедев» и «Пузырёв», автомобильные шины – резиновые мануфактуры «Треугольник» и «Проводник», горюче-смазочные материалы – фирмы «Нобель» и «Мазут». Активное участие в выставке приняла и автомобильная пресса, прежде всего петербургский журнал «Автомобиль» и новый московский журнал «Автомобилист». К середине февраля 1908 года почти все места в городском Манеже, где решили провести автосалон, были распределены.

3-тонный грузовик Büssing Typ III, приобретенный МAO

3 мая 1908 года Вторая международная автомобильная выставка в Москве, названная в прессе для краткости «Московским салоном», распахнула свои ворота, и празднично украшенный манеж встретил посетителей.

По своему размаху «Московский салон» несколько уступал выставке 1907 года в Петербурге, однако и в Первопрестольной имел место полный успех. Входные билеты стоили дороже, чем в прошлом году. Так, в первый день выставки билеты включали благотворительный сбор и стоили 3 руб., в остальные дни 1 руб. 10 коп. А на «Петербургском салоне» 1907 года цена билетов была от 50 коп. до 1 руб. Несмотря на это посещаемость была высокой. За 18 дней работы выставку посетили 30 тыс. зрителей, правда, 10 тыс. из них имели бесплатные пригласительные билеты. К услугам публики работали буфет и «американский бар», на оборудованной эстраде играл оркестр, освещение манежа было электрическим. Посетители увидели более чем 100 автомобилей и автомобильных шасси, около 20 грузовиков, три автобуса, двигатели, мотоциклы, велосипеды, моторные лодки…

Памятная бронзовая плакетка выставки Salon De L’Automobile Moscou 1908
Рекламный плакат фирмы Daimler с изображением грузовика Московско-Казанской железной дороги

Организаторы не ограничились показом автомобилей. Они устроили и ставшие уже традиционными автомобильные состязания. 11 мая 1908 года Московское отделение РАО впервые в стране организовало испытательный пробег грузовых автомобилей на Петербургском шоссе по маршруту Москва–Подсолнечная–Москва на дистанцию 106,6 км. В нем приняли участие 16 грузовиков с балластом различных фирм из числа представленных на выставке. Все машины были разделены по грузоподъемности на три категории: до 2,5 т; от 2,5 до 4,5 т и 5-тонные машины. Основным критерием в состязаниях была не скорость, а расход ГСМ на «пудо-версту», который подсчитывался в денежном эквиваленте. На оценку влияли надежность автомобилей и их «пригодность к русским дорогам». Лучший результат – 0,01623 копейки – показал немецкий грузовик Büssing. Занявший второе место швейцарский Saurer израсходовал 0,19 копеек на «пудо-версту», третье и четвертое места достались тоже немцам – грузовым машинам SAG (Süddeutsche Automobil-Fabrik, Gaggenau) и Daimler-Marienfelde.

Первый пожарный автомобиль Москвы, изготовленный заводом «Aустав Лист» на германском шасси SAG D28

МОСКОВСКIЯ ВЂСТИ

4 мая 1908 года.

«На автомобильной выставке»:

«Вчера в городском манеже открылась автомобильная выставка.

К молебствию в 11 часов в городской манеж прибыли помощник командующего войсками московского военного округа генерал-лейтенант В.Г. Глазов, московский градоначальник А.А. Адрианов, московский губернатор В.Ф. Джунковский, московский комендант А.П. Гурковский и другие лица высшего военного начальства. После молебствия организационный комитет выставки давал завтрак в ресторане, устроенном в глубине манежа на высокой эстраде.

Выставка уже почти готова, что редко бывает на наших русских выставках. Спешно доканчивалась лишь кое-где установка экспонатов второстепенного значения.

Интересна ли выставка?

Для спортсменов с капиталом – вероятно, да. По крайней мере, те, с которыми мы встречались на открытии, имели вид достаточно довольный.

Для обыкновенного смертного выставка вряд ли может представить особый интерес. Выставлена сотня автомобилей, по внешнему виду мало чем друг от друга отличающихся. Один побольше, другой поменьше, один поэлегантнее, другой попроще. Большим недостатком выставки следует считать отсутствие цен, указание стоимости автомобилей. А для рядового посетителя едва ли это обстоятельство является самым интересным, сколько-нибудь оправдывающим и осмысливающим хождение по всевозможным «стандам».

Заметим тут же, что на выставке выставлены исключительно дорогие сорта машин. Объясняется это, вероятно, тем, что на ней участвуют лишь «мировые» фабрики. Они плохих машин не делают, а хорошие находят себе сбыт и по дорогой цене. При расспросах у стендов выяснилось, что средняя стоимость машин 4000–6000 руб. Даже мотоциклетная коляска, игрушка, а не вещь, стоит, например, 1300 руб. Самый дешевый автомобиль принадлежит малопопулярной у нас австрийской фирме, двухместный – 1800 руб.

Имеются на выставке грузовики, есть автобусы. Тут цены совсем уже феерические. Имеются и кареты-автомобили ценою в 9, 11 и выше тысяч рублей.

Между прочим, на выставке имеется несколько моторных лодок. Самая большая с каютой-салоном, с уборной и буфетной выставлена местной фирмой Марка, но оценена несуразно высоко – в 10 000 рублей. На выставках в Гамбурге, Берлине, Киле, Милане и Бордо подобные лодки стоят чуть ли не вдвое дешевле.

Сравнительно не очень дорого расценены моторные лодки Фокина из Петербурга и фабрики «Дукс» в Москве, в 900 руб. первая и в 1200 руб. последняя.»

Ожидание спортсменов на финише гонки Петербург–Москва, 19 июня 1908 г.

Автомобиль-победитель Büssing был приобретен Московской городской управой (МГУ) для коммунальных нужд. У представителя фирмы Büssing, инженера О.Г. Ростовского сразу же была заказана еще одна такая машина. Чуть позже МГУ купила и «автомобиль-омнибус» этой же марки, ставший в 1908 году первым московским городским автобусом. Владелец Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон Мекк, ярый приверженец легковых автомобилей марки Mercedes производства фирмы Daimler Motoren-Gesellschaft (DMG), приобрел для нужд своего предприятия грузовик Daimler-Marienfelde, изготовленный в берлинском филиале фирмы DMG. Кстати, по лицензии Daimler-Marienfelde в 1904–1907 годах в Санкт-Петербурге строились грузовые автомобили «Лесснер». В период 1906–1913 гг. Н.К. фон Мекк владел 10 автомобилями и двумя автобусами, все они были марок Mercedes и Daimler.

Шасси германского грузового автомобиля SAG (Gaggenau) приобрел московский завод «Густав Лист» для постройки пожарной машины. Таким образом, осенью 1908 года в Московской пожарной охране появился первый специализированный «автомобиль-линейка». Позже фирма «Густав Лист» стала генеральным представителем «Южно-германской автомобильной фабрики Гаггенау» в Московской губернии и изготовила в 1909–1913 гг. еще несколько пожарных машин для Москвы на базе грузовиков SAG и Benz-Gaggenau.

В предпоследний день выставки, 19 мая 1908 года, состоялось еще одно спортивное мероприятие – автомобильная гонка по маршруту Петербург–Москва. Она была организована Российским автомобильным обществом при поддержке журнала «Автомобиль». Таким образом, была продолжена спортивная традиция с прошлогодней Первой автомобильной выставки в Петербурге (тогда старт был в Москве, а финиш в Петербурге, в этот раз наоборот). В гонке приняли участие 27 машин из разных стран Европы: Benz, Mercedes, Argus, Loreley, NAG (Германия); Berliet, Darracq, Lorraine-Dietrich, Brasier, La Buire, Werner (Франция); FIAT, Itala, Diatto-Clement, SPA (Италия); Humber (Англия); Laurin-Klement (Австрия); Nagant (Бельгия). Дистанцию 686,5 км прошли из них только 10. Победил в абсолютном зачете француз Виктор Эмери (Victor Hemery) на 150-сильном немецком спортивном автомобиле Benz 55/150 PS, пройдя весь маршрут за 8 часов 33 минуты 48 секунд со средней скоростью 80,2 км/ч. 20 мая, в день закрытия выставки, Москва торжественно чествовала победителя и участников гонки на Красной площади.

Победитель гонки Петербург–Москва, француз Виктор Эмери за рулем автомобиля Benz 55/150 PS

20 мая 1908 года Вторая международная автомобильная выставка в Москве закрылась. Она оправдала все коммерческие ожидания, в период ее работы было продано почти 100 автомобилей.

Трудно переоценить значение «Московского салона» для развития автомобильного дела в Центральной России и российской глубинке, включая юго-восточные регионы страны, Поволжье и Урал. Множество посетителей из этих регионов приехало в Первопрестольную специально на выставку. География распространения автомобиля в России расширилась в восточном и южном направлениях, а Москва утвердила свою позицию второго (после Петербурга) центра российского автомобилизма. Крупнейшие московские торговые дома – «Марк», «Жемличка», «Ростовский», «Братья Крыловы» – подписали новые договоры с иностранными автомобильными заводами и значительно расширили ассортимент предлагаемых к продаже автомобилей.

Экспозиция «Товарищества Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник»

Значительные сдвиги произошли и в развитии коммерческого транспорта в Москве и Московской губернии. После салона 1908 года впервые Городская управа и другие государственные учреждения Москвы обзавелись автомобильным транспортом. Успех «Московского салона» дал надежду на устроение международных автомобильных выставок в России ежегодно. Однако вскоре под давлением Автомобильного клуба Франции было принято решение на европейском уровне, обязывающее все государства Европы проводить подобные мероприятия не чаще, чем раз в два года. Следующий международный автосалон в России состоялся только в 1910 году в Петербурге.

Неофициальным девизом Второй международной автомобильной выставки стала цитата главного редактора журнала «Автомобиль», знаменитого русского спортсмена-автомобилиста А.П. Нагеля: «Русские автомобилисты могут торжествовать. Россия окончательно причислена к сонму автомобильных держав!»

Комментировать ... >>
Loading...