Игра на понижение
Современный рынок диктует автопроизводителям свои условия, и с каждым годом они становятся все более жесткими. Еще несколько лет назад о низкопольных городских автобусах в России мало кто слышал, сейчас же «низкий» пол в салоне если еще не стал общепринятым стандартом, то, по крайней мере, начал напрямую влиять на успех той или иной модели у покупателя и пассажиров.
На нашем рынке появилась еще одна перспективная модель этого класса, которую сами создатели – автобусное производство «Волжанин» – называют принципиально новой.
– В этом нет никаких натяжек и преувеличений, – рассказывает главный конструктор «Волжанина» Виктор Князев, – двенадцатиметровый «низкопольник» 5270Н – действительно машина следующего поколения, в которой воплотились самые свежие технологии, дизайнерские и конструкторские находки. Разумеется, переход от теории к практике не мог состояться безболезненно: во время сборки автобуса пришлось решать массу сложнейших технологических вопросов. Низкопольная машина – особая. Она удобна для пассажиров, но требует тщательной технической проработки и нестандартных решений. В таком автобусе отсутствует место для инженерных коммуникаций: электрики, вентиляции и т.д. Эти системы идут под потолком, поэтому пришлось существенно изменить его конструкцию. Дизайнеры разработали подвесной вариант, внутри которого и проходят все провода и трубки. Пришлось поломать голову и над расположением бензобаков. В итоге было принято решение разместить их на специальных подиумах над колесными арками.
Двигатель же расположили левее от центра кузова, и это потребовало от нас использования заднего моста со смещенным «яблоком». Кстати, эту машину мы впервые оснащаем легендарным немецким мотором Deutz и подвеской ZF. А это значит – новая пневматика, обвязка и т.д. Словом, задача была непростой, но специалисты завода с ней справились...
Эстетика минимализма
Техника техникой, но первое впечатление о машине его конечные пользователи – пассажиры – получат еще до того, как она откроет свои двери на остановке. Дизайнеры завода уверены, что свои идеи они реализовали, и внешне автомобиль получился современным, запоминающимся и непохожим на остальные. Впрочем, трудились они не только над экстерьером, отделка салона в новом «низкопольнике» также требовала нестандартных подходов.
– Когда мы думали над внешним видом машины, то старались сохранить стилистику, реализованную в малой модели 3290, – говорит ведущий дизайнер «Волжанина» Вячеслав Махов. – Ее геометрия довольно строга, но здесь можно увидеть целый ряд новых приемов. Взять хотя бы ветровое стекло: оно теперь состоит из трех частей, две из которых боковые.
Такое расположение удобнее для обзора водителя, а снаружи дает эффект плавного перехода от кабины к салону. Площадь стекол в автобусе значительно увеличена, в нем будет больше света, что меняет ощущение пространства. Это одна из последних тенденций в мире автобусного дизайна, но я считаю, что для нового поколения машин она должна стать стандартным требованием. Много стекла, много света, много простора – это делает автобус «легким», демократичным и поднимает настроение пассажирам.
Если говорить о дизайне передней части, то здесь вы найдете уже знакомые по модели 3290 мотивы: характерную металлическую радиаторную решетку, фары и т.д. Это новая концепция, разработанная в нашем дизайн-бюро и мы будем применять ее на всей линейке моделей. Я определяю ее как «минимализм». Это слово обманчиво, на самом деле выдержать всю концепцию дизайна в таком стиле гораздо сложнее, нежели сделать что-нибудь «кричащее» и «навороченное». Еще один прием, который мы применили впервые – это кратность шага сидений с внешними узлами и деталями интерьера. От такого расположения пассажирских кресел выигрывает не только внешний вид – собирать машину с четкой симметрией гораздо проще и дешевле.
Тишина плюс безопасность
С подачи дизайнеров было воплощено еще одно ноу-хау – модульная схема сборки автобуса. Эта идея не первый год муссируется среди автопроизводителей, но взяться за ее реализацию решились немногие. Преимущества такого метода очевидны. Во-первых, на отдельно стоящем модуле можно отработать любой процесс – от установки двери до сборки потолочных панелей.
То есть готовую машину собирают с учетом всех проблем, возникших при работе с каждым модулем. Во-вторых, при такой технологии получается, что автобус создают путем «сложения» отдельных частей, в каждую из которых можно внести необходимые изменения. Это позволяет унифицировать сборочные элементы, снизить расходы при изменении комплектации. Например, количество входных дверей теперь не имеет особого значения – их можно как добавить в готовую машину, так и изъять. Сокращение производственных издержек в конечном счете повлияет на рыночную стоимость автобуса.
Нужно помнить и о таком важном аспекте, как безопасность. По этому показателю «Волжанин» и прежде был на высоте, а модульная конструкция позволила сделать еще более прочный и стойкий к деформации кузов. Согласно новым правилам автобусы будут испытывать не только на опрокидывание, теперь пассажирские машины ожидают такие же тесты, как и для легковых автомобилей.
Они должны «держать» фронтальный и боковой удар. При этом машина обязана сохранить стекла – ведь большинство серьезных травм пассажиры получают, когда «вылетают» из салона наружу. Так вот по утверждению заводских инженеров, новый автобус способен пережить «встречу», скажем, с тяжелым внедорожником без серьезных последствий для пассажиров. В общем, модульная конструкция должна стать большим шагом вперед в области безопасности.
Кстати, на «Волжанине» планируют использовать во внутренней отделке композитные материалы. Они не ломаются при деформации в отличие от пластика, который распадается на острые осколки. Безусловно, еще есть над чем работать, но выход этой машины означает смену одного поколения автобусов другим. Эта модель на порядок безопаснее, экологичнее и надежнее предшественника.
Предприятие уже имеет опыт создания низкопольных городских машин. В прошлом году на заводе налажен выпуск пятнадцатиметрового автобуса на шасси Scania Волжанин-6270Н. Новый вариант волжского «горожанина» стал первым в модернизированной линейке моделей с улучшенными техническими характеристиками и максимальным комфортом для пассажиров. Низкий пол – это требование рынка. Он облегчает посадку в салон, повышает прибыль транспортников за счет большей скорости пассажирообмена.
Дизайнеры завода старались создать машину, которая идеально впишется в городские улицы. В оформлении применен целый ряд новых приемов: впервые использовано ветровое стекло из трех частей, увеличена площадь остекления салона. Благодаря этому в автобусе больше света, и пространство визуально расширяется. В оформлении передней и задней части применены новые элементы, которые будут определять стилистику всех будущих моделей.
– Применение новой конструкции каркаса вызвано не только желанием упростить сборку машины. Это ноу-хау позволяет существенно снизить уровни шума и вибрации от двигателя, – рассказывает руководитель специальных проектов ООО «Инжениринг» Сергей Николаевич Полуянов.
– Есть такой термин, который в последнее время начали забывать – «вибронагруженность». Слово мудреное, но новые требования, которые предъявляются к сертификации автобусов, заставляют нас о нем вспомнить. Если раньше допустимым считался один уровень шума и вибрации, то теперь нормы значительно изменились.
Модульный каркас должен помочь погасить резонанс от двигателя. В предыдущих моделях мы обшивали весь корпус цельным стальным листом, а значит вибрация работающего мотора автоматически распространялась на всю длину машины. Новая схема сборки гасит ее за счет того, что металл накладывается отдельно на каждый модуль. Это можно сравнить с волной, на пути которой возникает препятствие. Уровень шума от работы двигателя теперь значительно снизится. Уверен, что пассажиры это оценят: в салоне теперь можно вести непринужденную беседу даже при высоких оборотах двигателя.