Операция «Газель»
В течение месяца (с 1 ноября по 30 ноября 2004 г.) рабочая комиссия, созданная по поручению мэра Москвы Ю. Лужкова в рамках «Целевой проверки коммерческих операторов пассажирских перевозок», проверяла крупнейшие городские пассажирообразующие узлы, такие как станции метро «Тёплый стан», «Планерная», «Тушинская».
Подобные проверки в Москве и области проводятся достаточно регулярно, но впервые проверяющие (члены комиссии) и проверяемые (коммерческие перевозчики) собрались вместе для подведения итогов, чтобы конструктивно обсудить общие проблемы и наметить возможные пути их решения. На расширенное совещание в Учебно-курсовом комбинате «Мосгор-транса» собрались представители Департамента транспорта и связи Москвы, Московской транспортной инспекции, УГИБДД ГУВД, ГУП «Мосгортранс», ГУП «Московский таксомоторный транспорт», Московского транспортного союза, транспортных предприятий города и области.
«Сам факт проведения совместного совещания уже знаменателен, – заметил первый вице-президент ОАО «Группа Автолайн» А. Тур, – он свидетельствует о том, что городские власти, административные органы и руководители транспортных предприятий готовы открыто обсуждать состояние дел в сфере городских пассажирских перевозок».
Президент Московского транспортного союза Н. Музыря |
Итоги целевой проверки озвучил руководитель Транспортной инспекции Москвы И. Меженин: «По состоянию на 1 ноября 2004 г. на коммерческих маршрутах города работают 85 транспортных предприятий, получивших в установленном порядке лицензию на перевозку пассажиров. Комиссией проверено 22 пассажирообразующих узла, 298 коммерческих маршрутов, эксплуатируемых 78 транспортными организациями, а также 586 ед. подвижного состава. В результате проверки выявлены восемь физических лиц, перевозящих пассажиров без лицензии на этот вид деятельности, и 19 организаций из Московской, Калужской и Тульской областей, работающих на маршрутах без соответствующих согласований. Тульские и калужские перевозчики вообще умудрялись осуществлять на «Газелях» междугородные перевозки, получив на то одобрение администрации всего лишь префектуры. В отношении нарушителей Московской транспортной инспекцией приняты меры административного характера».
В то же время членами комиссии было отмечено существенное улучшение качества подвижного состава. За 11 месяцев 2004 г. коммерческие перевозчики сняли с эксплуатации 1 188 «Газелей» 1998–2001 годов выпуска. Введено в эксплуатацию 816 микроавтобусов 2004 г. выпуска.
Первый вице-президент ОАО «Группа Автолайн» А. Тур |
«Приятно, что подвижной состав обновляется не только за счёт автомобилей последнего года выпуска, но и за счёт введения новых моделей, – подчеркнул в своём выступлении заместитель руководителя Департамента транспорта и связи Москвы А. Воробьёв. – Так, компания «Автолайн» приобрела 42 автобуса «Скания» вместимостью 43 пассажира, а компания «Транс-Вэй» – автобусы «Богдан» на 23 места. Такие факты подтверждают оптимистический прогноз на будущее».
Вместе с тем в своем выступлении заместитель генерального директора транспортной компании ООО «Транс-Вэй» О. Мосенков отметил невысокое качество украинских автобусов и отсутствие цивилизованных поставок запасных частей.
С тем, что отсутствует отечественный подвижной состав, способный заменить «Газели», согласны все перевозчики, собравшиеся в зале. Это относится и к «Богданам». Проблема оказалась настолько актуальной, что прозвучали призывы просить Правительство Москвы как-то воздействовать на производителей автобусов. Понятно, что это скорее крик отчаяния, чем серьёзное предложение.
А. Виноградов |
В своём отчёте представитель автоинспекции Москвы А. Виноградов сообщил о составлении 25 тыс. протоколов: из них 52% относится к нарушению правил остановки и стоянки; несоблюдение разметки и дорожных знаков – 21%; превышение скоростного режима и проезд на запрещающий сигнал светофора – 15%. Отмечалось, что при этом водители перевозчиков, зарегистрированных в Москве, совершили примерно 6 тыс. правонарушений. Касаясь проверок технического состояния транспортных средств коммерческих операторов, выступавший доложил об осмотре 59 679 ед. техники. Прекращена эксплуатация 2 108 автобусов, 1 937 машин было возвращено в транспортные предприятия. Проанализировав ситуацию с нарушениями, представители правопорядка на дорогах пришли к выводу: чем меньше транспортная компания, тем больше нарушений. Некоторые компании невозможно найти по юридическим адресам. Учитывая тяжесть ДТП с участием «Газелей», выступавший предложил рассмотреть вопрос об отзыве или приостановлении действия лицензии злостного нарушителя. С июня прошлого года автоинспекция проводит ежемесячные плановые проверки автомобилей на конечных станциях. Вся информация систематизируется и направляется в соответствующие органы.
Вместе с тем коммерческие перевозчики отмечали зачастую, мягко говоря, формальный подход инспекторов ГАИ к проведению проверок, когда протоколы писались под копирку просто для галочки.
А. Недзвецкий (общество защиты прав потребителя) |
В своём выступлении заместитель председателя правления Московского «Общества защиты прав потребителя» А. Недзвецкий подчеркнул, что основные претензии к коммерческим операторам связаны с плохим информационным обеспечением пассажиров. Закон о «Защите прав потребителя» устанавливает достаточно большой перечень обязательной информации. Это как раз направлено на избежание конфликтных ситуаций.
В Управлении пассажирских перевозок «Автолайна» эта проблема уже нашла решение. Были разработаны рекомендации по внешнему и внутреннему информационному дизайну коммерческого транспорта (трафареты с указанием маршрута, правила перевозок пассажиров и багажа, тарифная сетка и т.д.). Участники совещания признали необходимость введения единых стандартов оформления автобусов. Департамент транспорта и связи постановил принять их в течение ближайших трёх месяцев.
В. Мозжухин (налоговая служба) |
Президент Московского транспортного союза Н. Музыря отметил, что рынок коммерческих маршрутных перевозок в столице перестал быть диким, постепенно становясь цивилизованным и развитым. «Вместе с тем, – подчеркнул он, – до сих пор отсутствует правовая база, регулирующая отношения между перевозчиками и городской властью». Обращаясь к заместителю руководителя Департамента транспорта и связи Москвы А. Воробьёву, Президент МТС предложил рассмотреть вопрос законодательного регулирования рынка коммерческих пассажирских перевозок в приоритетном порядке и уделить его решению самое пристальное внимание. Касаясь автомобильной техники, выступавший заметил, что его компания «Автолайн» совместно с НАМИ ведёт разработку нового малого автобуса. В заключение своего выступления Никита Игоревич призвал автоперевозчиков прекратить делить рынок и пригласил их вступать в Московский транспортный союз.
Как бы отвечая на сетования собравшихся руководителей в отношении нерадивых водителей, директор учебного комбината Н. Садков предложил воспользоваться их услугами. Учебно-курсовой комбинат «Мосгортранса» был создан для возрождения пассажирских перевозок в январе 1944 г. Его во многом уникальным опытом пока воспользовалась только компания «Автолайн» для подготовки специалистов в области охраны труда и эксплуатации автомобилей с газобаллонными установками.
Зам. генерального директора транспортной компании ООО «Транс-Вэй» О. Мосенков |
Подводя итог состоявшегося обсуждения, г-н Воробьёв высказал удовлетворённость ходом совещания и выразил надежду на скорейшее создание законодательной базы отрасли, а также повышение уровня безопасности перевозок и качества обслуживания пассажиров. Он подчеркнул, что проверки коммерческих операторов будут проводиться ежемесячно по округам, а подобная общегородская – не реже 2 раз в год. Касаясь острого вопроса о кассовых аппаратах (их установке во исполнение федерального закона было посвящено выступление заместителя начальника отдела Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве В. Мозжухина), заместитель руководителя департамента посоветовал собравшимся перевозчикам разобраться до конца, что представляют их «Газели»: маршрутное такси или городской автобус малого размера. Он также пригласил коммерсантов начать работать с бюджетом – перевозить льготные категории пассажиров и получать за это городскую компенсацию.