Опубликовано: ГП 01-2005

Низкопольные городские автобусы-«маломерки»

Л. Кузнецов

Как и было обещано ранее, мы продолжаем рассказ о городских автобусах малого класса. Эта статья посвящена городским «малышам»-низкопольникам. Сразу оговоримся: серийно такие автобусы заводами СНГ не выпускаются. На сегодняшний день существуют только опытные образцы: ПАЗ-3237 Павловского завода (Россия) и БАЗ А411 «Роксолана» Бориспольского завода (Украина).

«Роксолана» является полноценной новинкой 2004 г., её премьера в России состоялась в августе на автосалоне в Москве. ПАЗ старше «Роксоланы» ровно на год. Первый показ модели «3237» прошел в 2003 г. на Нижегородском автофоруме, а в 2004 г. павловцы продемонстрировали уже второй, несколько изменённый, экземпляр этой машины. Второй ПАЗ-3237 отличается от первого не только передней и задней масками, но и рядом изменений в салоне, которые, на наш взгляд, сделали его более удобным для пассажиров. Мы посчитали нужным отметить эти изменения, в первую очередь, для того, чтобы проиллюстрировать фразу, часто встречающуюся в наших статьях: «Сравнивались опытные машины, серийные варианты могут быть лишены перечисленных недостатков (или достоинств)».

Оба автобуса похожи на огромные аквариумы за счёт большой площади остекления, маленьких колёс и сравнительно небольшой по сравнению с шириной габаритной длиной. Однако ПАЗик похож всё-таки больше, чем «Роксолана», потому что она длиннее почти на 1,5 м.

Соответственно, больше у «Роксоланы» и дверей (три против двух), и общая пассажировместимость (70 против 54), и количество мест для сидения (20 против 17) и колёсная база (4 500 против 3 650 мм), а значит и радиус поворота. И ПАЗ, и «Роксолана» выполнены по одной схеме: вагонный кузов, двигатель сзади, ведущие колёса задние. Именно такая компоновка позволяет максимально снизить уровень пола в центральной и передней части салона, убрав ступеньки в проёмах первой и второй дверей. Что касается задней части салона, то для прохода в неё подниматься по ступенькам всё же придётся: плата за «подпольную» подвеску и трансмиссию. В «Роксолане» подниматься по ступенькам придётся и входящим через заднюю дверь, расположенную в заднем свесе автобуса. У ПАЗа задней двери нет: при малой длине заднего свеса места для неё просто не хватило.

Двери у обоих автобусов поворотные с пневматическим приводом, центральная двустворчатая, остальные одностворчатые. Проём центральной двери «Роксоланы» оборудован выдвижным трапом для въезда инвалидных колясок. На ПАЗе для этого ширина двери тоже достаточная, но установленный прямо посреди проёма вертикальный поручень ликвидирует такую возможность.

Столб с дополнительной скобой посреди двери – самая большая загадка павловского «малыша». На первой машине его не было. Зачем его поставили на второй? Пассажирам, готовящимся к выходу, держаться есть за что: поручни защитных экранов и дверных створок и удобны, и присутствуют в достаточном количестве. Входящим в салон пассажирам от него тоже пользы мало: столб сдвинут достаточно глубоко в салон, с улицы за него уцепится только человек с длиной руки метра полтора. А за скобу может держаться разве что лилипут: человеку ростом 167 см она по колено. Одним словом, появление этой «конструкции» подтверждает тезис о том, что, избавившись от прежних недостатков, машина может приобрести новые. Но хватит о грустном... Поговорим об улучшениях, благо их больше.

По сравнению с первой машиной, у второй убрали непонятное нагромождение поручней слева от центральной двери. Это позволило перекомпоновать салон так, что появилась возможность установки дополнительного места для сидения в передней части, над колёсным кожухом.

И второе улучшение: место водителя получило собственную дверь, отделяющую его от салона. Дверь, правда, невысокая, но с точки зрения психологии водителю будет комфортнее работать, ощущая себя пусть частично, но всё же изолированным от пассажиров. На «Роксолане» место водителя двери не имеет. Вообще, для автобусов вагонной компоновки с одностворчатой передней дверью проблема отделения места водителя от салона стоит достаточно остро. Входящие через переднюю дверь пассажиры для того, чтобы пройти в салон, должны повернуть налево – в противном случае они окажутся «на коленях» у водителя. Дверь, пусть даже символическая, «довернёт» входящего в нужном направлении на уровне подсознания, а её отсутствие может спровоцировать возможность «заблудиться». Да и вообще не очень приятно, когда каждый может зайти к тебе на рабочее место, даже не постучав (потому что не во что). И ещё одна страшилка на тему водительской двери: куда «влетит» опоздавший пассажир, вскочивший с разбегу в автобус за секунду до отправления, если дверь к водителю отсутствует?

А если не заострять внимание на всяких мелочах, то салоны обоих автобусов максимально приспособлены для перевозки людей в городских условиях с большим количеством остановок. Передняя часть салона отведена преимущественно для стоящих пассажиров, которым скоро выходить. Количество сидений здесь сведено к минимуму, и установлены они там, где нормально встать всё равно не удастся: над колёсными арками. Зато задняя часть автобусов, где высота потолка делает длительную поездку стоя проблематичной, сиденья установлены в 2 ряда с каждой стороны. Хотя верхние поручни в обеих машинах расположены вдоль всего салона.

На «Роксолане» верхние поручни подняты немного выше, чем на ПАЗе, но это компенсировано большим количеством ручек-петель. Поручни накопительной площадки ПАЗа немного высоковаты, человеку среднего роста держаться за них придётся почти на уровне плеча, зато высота поручня одинакова по всему периметру.

У «Роксоланы» высота поручня более рациональна, однако часть поручня у заднего защитного экрана поднята до уровня подбородка. Изменить здесь ничего нельзя: высота этой части поручня продиктована высотой «коробки» над задней подвеской.

И, наконец, о сиденьях. Они на ПАЗе установлены отечественные, на «Роксолане» импортные (польские). Широкая ручка на ПАЗовских сиденьях обеспечивает только горизонтальный захват, стоя держаться за неё неудобно. Угловые «колечки» польских сидений рассчитаны на вертикальный захват, но держаться за них, вставая с сиденья, тоже достаточно удобно. Основной недостаток польских сидений – недостаточная высота подушки от пола. Человек ростом выше среднего как бы «проваливается» вниз. Хотя сидя никакой разницы между сиденьями ПАЗа и «Роксоланы» не ощущается.

Напоследок остается только один вопрос. Когда поедем? На серийных машинах...



Комментировать ... >>